Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.
судей Медведева А.А, Скляр А.А.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Соколова Николая Викторовича - Торони Андрея Васильевича на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 06 февраля 2018 года
по делу по иску Соколова Николая Викторовича к представителю УФСИН России по Алтайскому краю, представителю ФСИН России о признании незаконным решения, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколов Н.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, права на постановку на учет, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных исковых требований ссылался на то, что 19.09.2014 обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Алтайскому краю о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Согласно выписке из протокола заседания ФСИН России от 27.12.2016 ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилья в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в частности, не представлены документы по месту регистрации дочери Соколова Н.В. - Соколовой К.Н. с 21.11.2013 по 29.05.2014.
Такое решение Соколов Н.В. считает незаконным, поскольку его рапорт был рассмотрен Территориальной подкомиссией УФСИН России по Алтайскому краю на предмет соответствия перечню, определенному в п.5 Правил и принято решение направить в комиссию ФСИН России документы для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты либо об отказа в постановке на учет.
Нормы действующих Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусматривают право ФСИН России на отказ в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты в случае непредоставления каких-либо документов.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 06.02.2018 исковые требования Соколова Н.В. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца Соколова Н.В. - Торони А.В. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своих требований ссылается на то, что вопреки принятому решению суда истцом были предоставлены все необходимые документы, дающие возможность для постановки на учет для получения единовременной выплаты, поскольку в материалах учетного дела имеется свидетельство о праве собственности на ? жилого дома, принадлежащей несовершеннолетней дочери истца Соколовой К.Н. по адресу: "адрес", в котором она была зарегистрирована в спорный период с 21.11.2013 по 29.05.2014.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Соколова Н.В. - Торони А.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчиков УФСИН России по Алтайскому краю и ФСИН России - Вернер О.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 20.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела Соколов Н.В. состоял в браке с Соколовой Н.П. От брака имеется дочь, Соколова Кристина Николаевна, 08.12.2000 года рождения.
16.10.2007 брак расторгнут.
Соколов Н.В. зарегистрирован по адресу: "адрес", р. "адрес" с 20.01.1995.
Согласно справке Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края от 28.08.2014 *** Соколова К.Н. с 03.09.2005 по 21.11.2013 была зарегистрирована по адресу: "адрес", р. "адрес"
В соответствии с выпиской из домовой книги *** от 20.08.2014 Соколова К.Н. зарегистрирована с 29.05.2014 по адресу: "адрес", р. "адрес".
С 21.11.2013 по 29.05.2014 сведений о регистрации Соколовой К.Н. не представлено.
19.09.2014 Соколов Н.В. обратился с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты. На момент обращения с рапортом занимал должность прапорщика внутренней службы, младшего инспектора 1 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Алтайскому краю, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 11 лет.
Согласно выписке из протокола заседания ФСИН России *** от 27.12.2016 истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, в частности не представлены документы по месту регистрации дочери Соколова Н.В. - Соколовой К.Н. за период с 21.11.2013 по 29.05.2014.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Соколову Н.В. суд первой инстанции исходил из того, что отказ комиссии ФСИН России в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов является правомерным, поскольку обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения является его нуждаемость в жилом помещении, которая определяется комиссией на основании документов в соответствии с обязательным перечнем, обязанность по предоставлению которого возложена на сотрудника.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и не противоречит положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
В силу п. 81 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Пункт 114 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N288 разъясняет, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы N 8 (приложение N 15 к Регламенту).
Следовательно, регистрация по месту жительства гражданина носит заявительный характер.
Вопреки доводу жалобы в материалах дела не представлено доказательств регистрации Соколовой К.Н. в период с 21.11.2013 по 29.05.2014 по адресу: "адрес".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат указаний на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, по существу сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку судебная коллегия оснований для иной их оценки не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 06 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Соколова Николая Викторовича - Торони Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.