Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-907/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АССОРТИМЕНТ-5" к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, и пункта 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 9698 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084, расположенное по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Пунктом 9973 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084, расположенное по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3.
При таких обстоятельствах спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3, включено в:
- пункт 9698 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, который действует в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г.;
- пункт 9973 приложения N1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, действующий с 1 января 2018 г.
Общество с ограниченной ответственностью "АССОРТИМЕНТ-5" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит признать недействующими пункт 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, и пункт 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3, и считает незаконным включение указанного нежилого здания в пункт 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, и пункт 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, поскольку нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое здание по технической документации имеет общую площадь 286,1 кв.м. и является гаражом, сдается административным истцом в аренду "... " по производственно-складскому назначению. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004010:14 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административно-складских помещений, гаража; эксплуатации административно-складских помещений; эксплуатации складских помещений; эксплуатации помещений под административно-складские цели и гаража". На данном земельном участке расположены, кроме нежилого здания административного истца, еще два нежилых здания с кадастровыми номерами 77:03:0004010:1085 и 77:03:0004010:1082. Нежилое здание площадью 251,4 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1085 принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "РегионТранс", ранее в нем располагалась станция технического обслуживания автомобилей, в настоящее время в здании никакой хозяйственной деятельности не ведется, не имеется коммуникаций, здание находится в закрытом доступе. Нежилое здание площадью 6020,5 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1082 принадлежит на праве общей долевой собственности Боярчук Д.М. и Изотовой Н.А, используется в производственно-складских целях, что подтверждается актом о фактическом обследовании здания для целей налогообложения N9031195/ОФИ от 2 февраля 2017 г, согласно которому в здании офисные помещения занимают 10,36%, складские 89,64 %. Назначение земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:14 являлось предметом судебной оценки решением Московского городского суда от 24 августа 2017 г. по административному делу N3а-501/2017 по административному исковому заявлению Боярчук Д.М. и Изотовой Н.А. об оспаривании нормативного правового акта в части. Указанным решением суда установлено, что установленный вид разрешенного использования в отношении земельный участок с кадастровым номером 77:03:0004010:14 не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N39, и не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания. На основании изложенного включение спорного здания в приложение N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП противоречит требованиям статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.7-15, 99-102, 106-108).
В судебном заседании представители административного истца о бщества с ограниченной ответственностью "АССОРТИМЕНТ-5" - адвокат Чургулия Э.Л. и Захарова Н.С, действующие на основании доверенности, ордера и имеющие высшее юридическое образование, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнении к нему и в письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Борисова К.И, действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004010:14 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административно-складских помещений, гаража; эксплуатации административно-складских помещений; эксплуатации складских помещений; эксплуатации помещений под административно-складские цели и гаража". Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение на нем зданий промышленного и производственного назначения, напротив, позволяет размещать на нем здания административного и коммерческого назначения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отнесения спорного нежилого здания к административно-деловому центру. На основании изложенного спорное здание правомерно включено в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителей административного истца, общество с ограниченной ответственностью "АССОРТИМЕНТ-5" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2017 года и до 2018 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 286,1 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.31-32). Согласно техническому паспорту и экспликации к поэтажному плану, предоставленному Первым территориальным управлением ГБУ МосгорБТИ, здание имеет назначение: "гараж", нежилые помещения в нем имеют характеристику: "цех, подсобное помещение, гараж, кабинет, умывальная, раздевалка, душевая".
Нежилое здание расположено на земельном участке площадью 4385 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:14 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административно-складских помещений, гаража; эксплуатации административно-складских помещений; эксплуатации складских помещений; эксплуатации помещений под административно-складские цели и гаража" (л.д.41-46).
Согласно соглашению о вступлении от 8 августа 2005 г. в договор аренды земельного участка с множественностью лиц от 25 марта 2004 года NМ-03-021754, административному истцу, выступающему арендатором "4", предоставлен в пользование земельный участок для эксплуатации помещений под административно-складские цели и гаража, доля предоставленной площади земельного участка составляет 311 кв.м. (л.д.33-40). Другими соарендаторами спорного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:14 являются общество с ограниченной ответственностью "РегионТранс", Боярчук Д.М, Изотова Н.А, общество с ограниченной ответственностью "Компания Третий Рим", как владельцы объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.42-46).
По сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004010:14 расположены три нежилых здания: спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3, принадлежит административному истцу; нежилое здание площадью 251,4 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1085 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 2, принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "РегионТранс"; нежилое здание площадью 6020,5 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1082 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, принадлежит на праве общей долевой собственности Боярчук Д.М. и Изотовой Н.А. (л.д.78). Согласно акту о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения N9031195/ОФИ от 2 февраля 2017 г, составленному государственными инспекторами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, нежилое здание площадью 6020,5 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1082 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (л.д.127-144).
Как следует из письменных возражений и пояснений представителя административного ответчика, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 3, включено в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.4. "магазины" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- к коду вида разрешенного использования 4.9 "обслуживание автотранспорта" отнесено: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1;
- к коду вида разрешенного использования 6.0 "производственная деятельность" отнесено: размещение объектов капитального ст роительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом;
- к коду вида разрешенного использования 6.9 "склады" отнесено: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
В соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из приведенных норм права следует, что установленный в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:14 вид разрешенного использования: "для эксплуатации административно-складских помещений, гаража; эксплуатации административно-складских помещений; эксплуатации складских помещений; эксплуатации помещений под административно-складские цели и гаража", действует, как на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, так и на момент рассмотрения дела судом. При этом установленный вид разрешенного использования земельного участка не подпадает под код вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6. "общественное питание".
Необходимо отметить, что ссылки Правительства Москвы на Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" являются несостоятельными, поскольку данный нормативный правовой акт признан утратившим силу с 31 октября 2017 года на основании ПриказаМинэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470. Следовательно, на момент принятия оспариваемого пункта 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, положения данного нормативного правого акта не действовали.
Действительно, на момент принятия оспариваемого пункта 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, п риказ Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 действовал, однако вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:14 также не соответствовал коду 1.2.5 - "з емельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", и коду 1.2.7- "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", утвержденным п риказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39.
При этом суд учитывает, что сп орное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084, расположенное на спорном земельном участке, ни по своему фактическому использованию, ни по площади нежилых помещений (менее 1000 кв.м.) не может быть отнесено к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Как указывалось выше, соседнее нежилое здание площадью 6020,5 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1082, которое также расположено на спорном земельном участке, фактически на 89,36% использовалось в 2017 году под склады, не связанные с торговлей. Другое соседнее здание площадью 251,4 кв.м. кадастровым номером 77:03:0004010:1085 по адресу: г.Москва, ул. 1-я Энтузиастов, дом 3, строение 2, также расположенное на спорном земельном участке, не может быть отнесено к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку площадь здания менее 1000 кв.м.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:14 однозначно не свидетельствует о том, что на нем возможно расположение зданий, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 77:03:0004010:14 и нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 не подпадают под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Вследствие этого отсутствуют правовые основания для включения нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004010:1084 в оспариваемые пункты приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пункта 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, и пункта 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в том числе включен оспариваемый пункт 9698 в п риложение 1, вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 г. В результате последующих изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, оспариваемый пункт 9698 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, не подлежит применению с 1 января 2018 г. Тогда как, с 1 января 2018 г. подлежит применению уже оспариваемый пункт 9973 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими:
- пункт 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года;
- пункт 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АССОРТИМЕНТ-5".
Признать недействующим пункт 9698 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года.
Признать недействующим пункт 9973 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "АССОРТИМЕНТ-5" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.