Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 23-АПГ18-4 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД ФИО1 РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2018 года по делу N 3а-4/2018
город Грозный 29 марта 2018 года
Верховный Суд Чеченской Республики в составе:
судьи Верховного Суда Чеченской Республики ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Алхалаева Орз-Али Исмаиловича,
старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры ФИО1 Республики Чермоевой М.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 Республики об оспаривании части 4 статьи 4 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла", пункта 5 Порядка начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка начисления и осуществления в ФИО1 Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", постановления Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики",
установил:
согласно части 4 статьи 4 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" (далее - Закон ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ) при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям ему предоставляется социальная поддержка только по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Закон опубликован в издании "Вести республики" N (1321) от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 обратился в Верховный Суд ФИО1 Республики с административным исковым заявлением о признании противоречащими Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон Российской Федерации N), постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" и недействующими части 4 статьи 4 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ, пункта 5 Порядка начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", постановление ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики", обязании включить в утвержденный постановлением ФИО1 Республики N от ДД.ММ.ГГГГ перечень услуг, предоставляемых Государственным бюджетным учреждением ФИО1 Республики "Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" льготу на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом.
В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что он родился в 1951 года в селе Султан- "адрес", является ветераном труда, пенсионером и лицом, пострадавшим от политических репрессий. Полагает, что наряду с получением ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда он также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты как реабилитированное лицо, однако, в нарушение федерального законодательства Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод его лишают гарантированных государством льгот.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 3. обратился в Государственное бюджетное учреждение ФИО1 Республики "Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ ФИО1 Республики) с заявлением о компенсации расходов, связанных с проездом в "адрес" и обратно. Однако ему было отказано в оформлении документов для получения названной компенсации, ссылаясь на отсутствие в перечне такой услуги.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 3. обратился в Министерство экономического, территориального развития и торговли ФИО1 Республики с просьбой о внесении в перечень услуг, предоставляемых МФЦ ФИО1 Республики, льготы на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, и признании за ним права на эту льготу. В удовлетворении данного обращения отказано по мотиву отсутствия предусмотренных законом оснований.
Кроме того, ФИО2 обратился с заявлением в Министерство труда, занятости и социального развития ФИО1 Республики о признании за ним права на ежемесячную денежную выплату как реабилитированному лицу. Однако в удовлетворении его заявления отказано, ссылаясь на то, что гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную выплату по нескольким основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФИО1 Республики, предоставляется одна ежемесячная выплата по выбору гражданина.
Оспариваемые им нормативные правовые акты, приведенные выше, нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В письменных возражениях ФИО1 Республики Алхалаев О-А.И. исковые требования ФИО2 не признал, и в обоснование возражений привел следующие доводы. Вопросы социальной защиты реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, регулируются Законом Российской Федерации N. Статьей 16 названного закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было закреплено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на предоставление им льгот в натуральной и денежной формах. Расходы, связанные с оказанием льгот указанным лицам, производились за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N). Вместе с тем, в новой редакции части 1 статьи 12, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N от ДД.ММ.ГГГГ) слово "льготы" заменено словами "меры социальной поддержки". Из статьи 16 исключены все предусмотренные ранее льготы. Определение мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки указанной категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. С учетом положений федерального законодательства, в ФИО1 Республике приняты Закон ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ, было принято постановление ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N. Указанные нормативно-правовые акты не могут рассматриваться как противоречащие федеральному законодательству, поскольку меры социальной поддержки предоставляются в объеме не ниже гарантированного уровня социальной защиты данной категории граждан, не умаляют конституционные права жертв политических репрессий, не противоречат нормам международного права. Исходя из своих финансовых возможностей, ФИО1 Республика в Законе ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ не предусмотрела предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессией, меру социальной поддержки в виде права на бесплатный проезд один раз в год по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом туда и обратно. Положения части 4 статьи 4 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ соответствуют аналогичным положениям, закрепленным в части 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и в статье 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N признано утратившим силу, правовых оснований для проверки соответствия ему нормативно-правовых актов ФИО1 Республики не имеется. Также признано утратившим силу и постановление ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении и его объяснениях, письменных и устных в судебном заседании.
ФИО1 Республики Алхалаев О-А.И. возражал против заявленных требований и просил отказать в их удовлетворении, в том числе по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры ФИО1 Республики Чермоева М.Ш. полагала, что исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения административного истца ФИО2, ФИО1 административного ответчика Алхалаева О-А.И, заключение прокурора Чермоевой М.Ш, исследовав материалы дела, Верховный Суд ФИО1 Республики не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
Из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" следует, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22). Одновременно с этим в пункте 3 статьи 13 этого же федерального закона установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Законом ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ, постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Перечня государственных услуг и Типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах ФИО1 Республики" и действующим постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячных денежных выплат, а также ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла" урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории ФИО1 Республики.
В системном толковании положения названных выше нормативно-правовых актов ФИО1 Республики и федеральных законов возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан, не предусматривают. Законодатель ФИО1 Республики, вводя своим законом меры социальной поддержки для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и устанавливая размеры и условия их предоставления, действовал правомерно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и не ограничил граждан в выборе основания для получения меры социальной поддержки.
Таким образом, оспариваемый в части Закон ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ принят в пределах полномочий Парламента ФИО1 Республики, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, оспариваемая норма нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, а потому правовых оснований для признания его части 4 статьи 4 недействующей не имеется.
В связи с изложенным, не противоречит Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, имеющему большую юридическую силу, и постановление ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня государственных услуг и типового Перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах ФИО1 Республики", оспариваемое административным истцом по мотиву отсутствия в нем льготы на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом.
Кроме того, отсутствуют правовые основания для проверки нормативно-правовых актов ФИО1 Республики на соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", поскольку оно утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Что касается признания не действующим пункта 5 Порядка начисления и осуществления в ФИО1 Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, следует отметить, что данное постановление также признано утратившим силу постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячных денежных выплат, а также ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла".
При этом в пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, содержится аналогичная норма, согласно которой при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям ему предоставляется социальная поддержка только по одному основанию по его выбору за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку нормативно-правовыми актами ФИО1 Республики, не противоречащими федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не предусмотрена такая мера социальной поддержки в виде права реабилитированных лиц на бесплатный проезд один раз по территории Российской Федерации туда и обратно на железнодорожном транспорте, исключена эта льгота и из федерального закона еще с ДД.ММ.ГГГГ, постольку отсутствуют правовые основания для признания не соответствующим Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в этой части постановления ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня государственных услуг и типового Перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах ФИО1 Республики" и возложения на административного ответчика обязанности принять меры по предоставлению указанной льготы и внесения изменений в указанное постановление.
В ходе подготовки к рассмотрению дела, как и в судебном заседании ФИО2 пояснил, что осведомлен о внесении федеральным законодателем изменений в статью 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и о том, что утратили силу иные нормативные правовые акты как Российской Федерации, так и ФИО1 Республики, оспариваемые им. Вместе с тем он полагает, что указанные изменения законодательства нарушают его права, а Верховный Суд ФИО1 Республики вправе проверить не только соответствие нормативных правовых актов ФИО1 Республики федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, но и федеральные законы; если федеральный закон лишил гражданина, в данном случае ФИО2, гарантированных Конституцией Российской Федерации льгот, суд вправе, как полагает ФИО2, проверить соответствие федерального закона Конституции Российской Федерации либо Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Между тем, доводы ФИО2 в этой части основаны на неверном понимании и толковании норм материального и процессуального права.
Иные доводы и обстоятельства, влекущие удовлетворение заявленных требований, административным истцом не приведены и судом не установлены, а потому оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд ФИО1 Республики
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к ФИО1 Республики о признании противоречащими Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реабилитации жертв политических репрессий", постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" и недействующими части 4 статьи 4 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла", пункта 5 Порядка начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", постановление ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах ФИО1 Республики", обязании включить в утвержденный постановлением ФИО1 Республики N от ДД.ММ.ГГГГ перечень услуг, предоставляемых Государственным бюджетным учреждением ФИО1 Республики "Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" льготу на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
ФИО1 Республики (подпись) ФИО6
"ВЕРНО":
Судья Верховного Суда
ФИО1 Республики ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.