В целях выполнения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководствуясь статьей 19 закона Приморского края от 13 июля 1998 года N 14-КЗ "О пожарной безопасности в Приморском крае", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о мерах пожарной безопасности", статьями 3, 5, 6, 9, 16, 43, 51, 105, 106, 134, 143 Федерального закона от 06 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", статьями 1, 2, 12, 21 постановления главы Уссурийского городского округа от 26 декабря 2008 года N 1641 "Об определении порядка принятия решения о разработке, формировании, сроках реализации долгосрочных целевых Программ Уссурийского городского округа" и в целях создания необходимых условий для совершенствования пожарной безопасности в Уссурийском городском округе, и в первую очередь, на объектах муниципальной собственности: образования, здравоохранения, социального развития, культуры и искусства, жилищно-коммунального хозяйства
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьями 1, 2, 12, 21 постановления главы Уссурийского городского округа от 26 декабря 2008 года N 1641" имеется в виду "пунктами 1, 2, 12, 21 Порядка принятия решений о разработке, формировании и сроках реализации долгосрочных целевых программ Уссурийского городского округа, утвержденного постановлением главы Уссурийского городского округа от 26 декабря 2008 года N 1641"
постановляет:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012-2015 годы" (прилагается).
2. Муниципальному учреждению Уссурийского городского округа "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" (Лихидченко) разработать долгосрочную целевую программу "Обеспечение пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012-2015 годы" в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Отделу пресс-службы аппарата администрации Уссурийского городского округа (Полтаробатько) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Отделу информационного обеспечения и информационной безопасности аппарата администрации Уссурийского городского округа (Гаранин) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Уссурийского городского округа.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по вопросам жизнеобеспечения Н.И. Криворотова.
Глава Уссурийского городского округа - |
С.П. Рудица |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 16 августа 2011 г. N 1932)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным направлениям развития Уссурийского городского округа
Обеспечение необходимого уровня первичных мер пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Уссурийского городского округа. Сущность проблемы состоит в необходимости снижения количества пожаров и повышения уровня безопасности населения округа, уровня защищенности объектов округа от угроз пожаров природного и техногенного характера.
Общие потери от пожаров составляют ежегодно более 10 млн. рублей - это прямой ущерб, расходы на восстановление, неполучение доходов (упущенная выгода), затраты на восстановление нанесенного вреда жизни и здоровью людей. Если при более успешном тушении пожаров будут снижены потери от них хотя бы на 10 процентов, ежегодный экономический эффект составит более 1,0 млн. рублей.
За 2010 год в Уссурийском городском округе произошло 509 пожаров, материальный ущерб от которых составил 12,8 млн. рублей, в огне погибло 18 человек, из них 2 детей. Травмировано 38 человек, из них 7 детей. При тушении спасено материальных ценностей на сумму 210,2 млн. рублей и эвакуировано 184 человека.
За пять месяцев 2011 года в Уссурийском городском округе зарегистрировано 204 пожара, материальный ущерб от которых составил 2,8 млн. рублей, в огне погибло 7 человек, детей нет. Травмировано 13 человек, детей нет.
Согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в частности, включает в себя:
правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности на муниципальном уровне;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организацию работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения целевых программ;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Основными причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнем и нарушение правил пожарной безопасности, т.е. человеческий фактор, что свидетельствует, прежде всего, о невысоком уровне знаний правил пожарной безопасности. Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, так как противопожарная пропаганда, проводимая только через печать, радио и телевидение, малоэффективна. Особого внимания требует противопожарное состояние объектов с массовым пребыванием людей, в частности, объектов с пребыванием наименее защищенной части населения (дети, престарелые и больные) - учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Здания и сооружения муниципальной собственности Уссурийского городского округа оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС) в полном объеме, управление культуры 29, управление образования и молодежной политики 79, управление по работе с территориями 9, управление по делам молодежи, физической культуре и спорту 2, управление жизнеобеспечения 2, системой автоматического пожаротушения (АПТ), не оборудованы системой пожаротушения объекты управления образования и молодежной политики, управления по работе с территориями, управления по делам молодежи, физической культуры и спорта. Также необходимо учесть, что в связи с длительным сроком эксплуатации АПС (10 и более лет) их необходимо капитально ремонтировать, а в ряде случаев монтировать заново, т.к. системы устарели.
Подобного рода ситуация сложилась на объектах муниципальной собственности с системами силового и осветительного электрохозяйства и противопожарными системами водоснабжения.
Результаты проводимых проверок противопожарного состояния объектов, находящихся в муниципальной собственности, свидетельствуют о том, что часть данных объектов продолжает эксплуатироваться с нарушениями норм и правил пожарной безопасности.
Наиболее характерные из них:
отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
несоответствие путей эвакуации и эвакуационных выходов требованиям нормативных документов;
эксплуатация электропроводки с поврежденной или потерявшей свои защитные свойства изоляцией;
недостаток первичных средств пожаротушения.
Одной из проблем сегодняшнего дня, влияющей на обеспечение пожарной безопасности на территории Уссурийского городского округа, требующей срочного решения, является совершенствование имеющегося централизованного водоснабжения. Износ сетей и объектов водоснабжения и их инженерного оборудования составляет от 60 до 90 процентов.
Обеспеченность централизованным водоснабжением по округу составляет 43,3%.
Нецентрализованным, колодезным и родниковым водоснабжением охвачены 56,7% жителей округа, в основном проживающие в частном секторе города и сельских населенных пунктах.
Пожарные гидранты необходимо установить на имеющихся магистральных линиях водопровода, а именно: район железнодорожной слободы, Хениной сопки, МРО, пос. Доброполье и на вновь строящихся магистральных линиях водопровода.
Проводимые проверки состояния наружного противопожарного водоснабжения показывают, что, несмотря на предпринимаемые усилия, неисправными в настоящее время остается 221 пожарный гидрант. Улучшить противопожарное водоснабжение возможно путем установки необходимого нормативного количества пожарных гидрантов, ремонта вышедших из строя пожарных гидрантов, замены гидрантов.
Порядок установки и эксплуатации пожарных гидрантов определены пунктом 8.16 СНиП 2.04.02-84. Пожарные гидранты надлежит размещать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. При этом установка гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.30 по дорогам с твердым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220-85Е. и ГОСТ 4.188-85 СПКП.
Северные и северо-восточные территории города Уссурийска обеспечены водопроводом частично, с подачей воды непосредственно в дома, частично через водоразборные колонки. Подача воды населению производится с перебоями из-за выхода из строя насосного оборудования. Часть населения частного сектора пользуется водой из шахтных колодцев. Для решения проблемы необходимо выполнение работ по прокладке магистрального водопровода на северной и северо-восточной части территории города и установка на нем пожарных гидрантов, оборудование шахтных колодцев подъездными путями для пожарных автомобилей. В этих целях необходимо выполнить работы по прокладке магистрального водопровода общей протяженностью 7250 метров.
Из 37 населенных пунктов Уссурийского городского округа с населением более 25 тыс. человек 30 процентов пунктов снабжаются привозной водой (села Баневурово, Элитное, Красный Яр, Монакино, Богатырка, Утесное), в них необходимо пробурить 6 скважин. Необходимо выполнить работы по установке водонапорной башни и прокладке водопровода, оборудовав его пожарными гидрантами, или оборудовать населенные пункты шахтными колодцами.
На территории сельских населенных пунктов необходимо дооборудовать места забора воды пожарными автомобилями, улучшить подъездные пути, произвести подсыпку грунта (селах Монакино, Богатырка, Улитовка, Алексей-Никольское, Николо-Львовское, Боголюбовка, Корфовка).
Требуется оборудовать противопожарное водоснабжение в соответствие с требованиями норм противопожарной безопасности.
Очередной проблемой в вопросах пожарной безопасности становится перспективное газоснабжение населенных пунктов Уссурийского городского округа в связи с ведущимся строительством магистрального газопровода федерального значения. Необходимо предусмотреть оснащение противопожарных подразделений новым оборудованием, монтаж оборудования для выполнения работ по тушению пожара на газопроводах и в многоэтажных домах и особенно в домах жителей сельской местности.
Для выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по нормативному времени прибытия подразделений пожарной охраны в сельских населенных пунктах - 20 мин., уменьшению времени оперативного реагирования и увеличению процента прикрытия сельских населенных пунктов Уссурийского городского округа необходимо предусмотреть создание постов пожарной охраны в селах: Пуциловка, Раковка, Дубовый Ключ, Алексей-Никольское, создание добровольных пожарных дружин в сельских населенных пунктах или в составе создаваемой муниципальной пожарной охраны.
Вышеперечисленные проблемы свидетельствуют о наличии значительного объема работ в обеспечении первичными мерами пожарной безопасности муниципальных учреждений, зданий и сооружений муниципальной собственности, жилищного фонда, сельских населенных пунктов Уссурийского городского округа.
В Уссурийске ведется строительство высотных домов 12 - 16 этажей. При их эксплуатации и в особенности противопожарной безопасности необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечение безопасности людей при пожаре.
Для обеспечения эффективной работы средств противопожарной защиты (СПЗ) высотных зданий в настоящее время разработан и успешно применяется мощный, многоуровневый комплекс мер СПЗ этих объектов, основанный на концепции приоритетности обеспечения безопасности людей.
В этот комплекс мер СПЗ входят меры, которые обязательны для любых зданий, а также предъявляются особые дополнительные требования, являющиеся обязательными только для высотных зданий.
Основной проблемой пожарной безопасности высотных зданий является приведение изначально пожароопасных объектов, в том числе высотных зданий, в такое состояние, при котором исключается возможность пожара на объекте, а в случае возникновения пожара обеспечивается защита людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара.
Для этих целей предлагается реализация следующего комплекса основных расчетов для обоснования требований пожарной безопасности высотных зданий (в рамках каждого из согласованных сценариев пожара):
расчет опасных факторов пожара на фасадах здания для оценки возможности использования незадымляемых лестничных клеток при эвакуации;
расчет огнестойкости конструкций здания для оценки несущей способности отдельных элементов и конструктивной системы в целом;
расчет динамики развития опасных факторов пожара, а также временных интервалов эвакуации и спасательных работ для разработки
алгоритма эвакуации, плана спасательных работ и оценки уровня безопасности людей;
расчет зон распространения опасных факторов пожара за пределы здания, в том числе при его обрушении.
В современном строительстве разработана и успешно применяется мощная противопожарная защита, СПЗ высотных зданий, включающая, в общем случае, 15 элементов защиты. Весь этот комплекс мер, в первую очередь, направлен на обеспечение безопасности людей. При правильном проектировании, устройстве и эксплуатации этого комплекса мер СПЗ обеспечивается требуемый уровень безопасности людей, оказавшихся в высотном здании при возникновении пожара.
Успешное комплексное решение задач пожарной безопасности Уссурийского городского округа возможно лишь с использованием программно-целевых методов при условии бюджетного финансирования с учетом жесткого контролирования целевого использования выделяемых средств.
Таким образом, для решения вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах Уссурийского городского округа будет разработана программа.
II. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
С учетом существующего уровня риска пожаров эффективное обеспечение пожарной безопасности на территории Уссурийского городского округа может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее проблемных вопросов, а также системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на территории округа.
Дополнительный эффект от применения программно-целевого метода будет достигнут в результате:
1) развития профилактики и исследования причин возникновения пожаров;
2) реализации комплекса практических мер, исключающих причины возникновения пожаров;
3) улучшения и развития систем противопожарного водоснабжения;
4) активного участия населения в выполнении мер и требований пожарной безопасности, в том числе развития пожарного добровольчества;
5) совершенствования противопожарной пропаганды информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, которое включает:
размещение в средствах массовой информации материалов по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в жилых помещениях и на объектах с массовым пребыванием людей, а также информации о негативном влиянии проблемы злоупотребления спиртными напитками на общую тенденцию количества пожаров и тяжести их последствий;
подготовку и размещение в средствах массовой информации тематических передач по вопросам обеспечения пожарной безопасности, а также подготовку и размещение детских передач, направленных на привитие навыков поведения, исключающих риск возникновения пожара.
Разработка и организация выполнения целевых программ рекомендована Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Предлагаемая программа будет координировать, и контролировать действия отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Уссурийского округа по осуществлению мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности.
III. Ориентировочные сроки разработки Программы и этапы решения проблемы при реализации Программы
Разработку программы планируется осуществить в августе 2011 года.
Реализацию Программы планируется осуществить в 2012-2015 годах в один этап.
IV. Определение целей и задач Программы
Главной целью программы является повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения Уссурийского городского округа, снижение количества пожаров, гибели людей и минимизация материального ущерба от них.
Достижение поставленной цели предполагает комплексное решение следующих задач Программы:
обеспечить создание эффективной системы противопожарной защиты в муниципальных учреждениях, организациях, в первую очередь в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, здравоохранения, других объектах с массовым пребыванием людей, а также в муниципальном жилищном секторе, сельских населенных пунктах городского округа;
обеспечить приведение первичных мер пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности в соответствие с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
повысить действенность обучения, пропаганды и совершенствования информационного обеспечения населения по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
V. Потребность в финансовых ресурсов с указанием объемов, источников и способов финансирования Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств местного бюджета. Реализация программных мероприятий возможна за счет средств федерального и краевого бюджетов, в рамках действия целевых Программ по пожарной безопасности. Общий объем финансирования мероприятий, предусмотренный на выполнение мероприятий, составляет 49122,45 тыс. рублей за счет средств местного бюджета.
Всего на программу |
Финансовые затраты (тыс. руб.) |
В том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
В том числе |
49122,45 |
24504,65 |
11871,9 |
7628,3 |
5117,6 |
Управление культуры |
15280,5 |
10349,9 |
3044,3 |
1886,3 |
0,0 |
Управление образования и молодежной политики |
27480,0 |
10480,0 |
7000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
Управление по работе с территориями |
4138,75 |
1786,15 |
1713,5 |
639,1 |
0,0 |
Управление по делам молодежи, физической культуры и спорту |
453,2 |
118,6 |
114,1 |
102,9 |
117,6 |
Управление жизнеобеспечения |
1770,0 |
1770,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Финансовое обеспечение мероприятий Программы запланировано осуществлять за счет средств местного бюджета путем выделения бюджетных ассигнований исполнителям Программы. Оплата организациям за поставку товаров, выполнение работ и услуг, предусмотренных в мероприятиях программы, будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объекты и источники их финансирования подлежат корректировке на основании анализа полученных результатов с учетом выделенных средств из местного бюджета.
VI. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы
Реализация Программы будет способствовать снижению гибели населения, особенно, детей, уменьшению материального ущерба, спасению материальных ценностей от пожаров.
Основной эффект от реализации программы на конец ее действия:
В процессе выполнения планируемых программных мероприятий ожидается улучшение динамики снижения пожарных рисков:
снижение к 2015 году общего количества пожаров и ущерба от них на 9%, в жилом секторе на 15%, в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и других объектах с массовым пребыванием людей на 30% к показателю 2010 года.
снижение количества погибших и получивших травмы в результате пожаров на 9% к показателю 2010 года.
доведение обеспеченности муниципальных учреждений современными средствами связи, обнаружения, тушения пожаров, системами оповещения, индивидуальной защиты и эвакуации до 80-95%.
100% охват обучения населения Уссурийского городского округа мерам пожарной безопасности.
VII. Предложение по заказчику и разработчику Программы
Определить заказчиком Программы - администрацию Уссурийского городского округа.
Координатором исполнения мероприятий муниципальной Программы является муниципальное учреждение Уссурийского городского округа "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям".
Исполнители Программы:
управление культуры администрации Уссурийского городского округа;
управление образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа;
управление здравоохранения и социальных отношений администрации Уссурийского городского округа;
управление по работе с территориями администрации Уссурийского городского округа;
управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа;
управление жизнеобеспечения Уссурийского городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главная цель программы - повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения Уссурийского городского округа, снижение количества пожаров, гибели людей и минимизация материального ущерба от них.
Планируется обеспечить создание эффективной системы противопожарной защиты в муниципальных учреждениях, организациях, в первую очередь в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, здравоохранения, других объектах с массовым пребыванием людей, а также в муниципальном жилищном секторе, сельских населенных пунктах городского округа.
Первичные меры пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности будут приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В процессе реализации программы ожидается снижение к 2015 году общего количества пожаров и ущерба от них на 9%, в жилом секторе на 15%, в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и других объектах с массовым пребыванием людей на 30% к показателю 2010 года; снижение количества погибших и получивших травмы в результате пожаров на 9% к показателю 2010 года.
Постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 16 августа 2011 г. N 1932 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Уссурийские Новости" от 19 августа 2011 г. N 33 (42)