Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 31-АПГ18-13 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Ярадаева А.В,
при секретаре Ивановой М.И,
с участием прокурора Овчинниковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Леонтьева Владимира Геннадьевича к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов о признании не действующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205",
УСТАНОВИЛ:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее также - Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, Схема).
В разделе III "Нестационарные торговые объекты на территории Московского района города Чебоксары" Схемы под пунктом с порядковым номером... в данную Схему был включен киоск, предназначенный для продажи непродовольственных товаров, расположенный по адресу: г. Чебоксары, в районе автостоянки по ул....
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в том числе из Схемы исключен пункт (строка) с порядковым номером...
Индивидуальный предприниматель Леонтьев В.Г. (далее также - административный истец) обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов (далее также - административный ответчик) о признании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" не действующим в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки... (пункт 1.1 решения).
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что киоск, значащийся в строке... Схемы, используется им, как субъектом предпринимательской деятельности, для осуществления торговли. Оспариваемое решение нарушает его права, так как исключается возможность осуществления предпринимательской деятельности на установленном Схемой месте, находящемся на арендуемом им на основании договора аренды от 21 сентября 2012 года земельном участке.
Как также указывает административный истец, в соответствии с требованиями части 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации. Однако соблюдение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта муниципальным правовым актом Чебоксарского городского Собрания депутатов обеспечено не было.
Кроме того, часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предписывает, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В силу статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" оспариваемое решение сводится к ограничению, устранению конкуренции. Фактически предоставляются преференции крупным торговым сетям и предприятиям торговли, расположенным вблизи от исключаемых из Схемы торговых павильонов и киосков.
По мнению административного истца, административный ответчик не учел также положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При принятии решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" (далее также - решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732) по исключению указанной строки из Схемы не приведены сведения, подтверждающие учет фактических данных о развитии территории и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Индивидуальный предприниматель Леонтьев В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представители административного истца - Михайлов А.В. и Данилов В.В. в судебном заседании административное исковое заявление доверителя поддержали.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица - администрации г. Чебоксары - Николаев Д.О. возражал против удовлетворения административного искового заявления, указывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта представительного органа муниципального образования соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Заслушав объяснения представителей административного истца Михайлова А.В. и Данилова В.В, представителя административного ответчика и заинтересованного лица Николаева Д.О, исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А, полагавшей, что административное исковое заявление следует удовлетворить, и судебные прения, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Аналогичные положения содержатся в частях 2,3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики издан приказ от 16 ноября 2010 года N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок).
Названным Порядком определена процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 2 Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, (далее - муниципальное образование), определенными в соответствии с уставами муниципальных образований (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Разработанная Схема утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 7).
В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 8).
Утвержденная Схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики и официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9).
В соответствии с пунктом 21 статьи 50 устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40 (далее также - Устав), разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям администрации города Чебоксары как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Согласно статье 30 Устава представительным органом муниципального образования города Чебоксары, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Чебоксары, является Чебоксарское городское Собрание депутатов.
Пункт 1.1 раздела I "Общие положения" Положения о Чебоксарском городском Собрании депутатов, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 мая 2008 года N 1010 "О Положении о Чебоксарском городском Собрании депутатов", устанавливает, что Чебоксарское городское Собрание депутатов, сокращенное наименование - ЧГСД, является представительным органом муниципального образования города Чебоксары.
В соответствии с пунктом 26 статьи 31 Устава к полномочиям Чебоксарского городского Собрания депутатов относится утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Подпунктом 20.5 пункта 3.1 раздела III "Полномочия Чебоксарского городского Собрания депутатов" Положения о Чебоксарском городском Собрании депутатов, утвержденного решением Чебоксарского городского
Собрания депутатов от 22 мая 2008 года N 1010 "О Положении о Чебоксарском городском Собрании депутатов", также установлено, что Чебоксарское городское Собрание депутатов утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.
В силу статьи 33 Устава по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.
Статьей 32 Устава установлено, что заседание Чебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов.
Пунктом 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 декабря 2007 года N 868 "О периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" или газете "Чебоксарские новости" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://gcheb.cap.ru/).
Проект решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205, был внесен главой администраци г. Чебоксары в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Устава и пунктом 4.3 Положения об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2014 года N 1788 "О Положении об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары".
В пояснительной записке к данному проекту было указано, что он разработан в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 25 апреля 2017 года N 19, на заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов из 43 депутатов присутствовали 39 депутатов, то есть кворум для принятия решений имелся.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 официально опубликовано 2 мая 2017 года на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://gcheb.cap.ru), а также в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 4 мая 2017 года N 8.
Учитывая изложенное суд полагает, что при принятии решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, форма и вид, в которых орган вправе принимать соответствующий нормативный правовой акт, процедура принятия соответствующего нормативного правового акта и правила введения его в действие были соблюдены.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 указанной статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 названной статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 не устанавливает какие-либо новые и не изменяет ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в связи с чем суд считает, что проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта не требовалось.
Кроме того, Законом Чувашской Республики от 27 октября 2016 года N 67 "О перечне муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, и о критериях включения их в указанный перечень" г. Чебоксары в перечень муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, не включен.
Вместе с тем в оспариваемой части решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по следующим основаниям.
Из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Также и подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40, предусмотрено, что к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей города Чебоксары услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно частям 1,6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 сентября 2012 года между администрацией города Чебоксары (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Леонтьевым В.Г. (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N.., согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью... кв.м. с кадастровым номером... для размещения временного торгового киоска по реализации товаров повседневного спроса по адресу: г. Чебоксары, ул..., срок аренды устанавливается с 20 сентября 2012 года до 20 сентября 2015 года (п. 1.1, п. 2.1 договора).
Указанный нестационарный торговый объект значился в строке... Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 6 октября 2017 года (вступившим в законную силу 31 января 2018 года) по делу NА79-5001/2017 по иску администрации г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Леонтьеву В.Г. об освобождении земельного участка, по встречному иску индивидуального предпринимателя Леонтьева В.Г. к администрации г. Чебоксары о признании недействительной сделкой одностороннего отказа от договора аренды, применении последствий недействительности сделки установлено, что письмом от 21 ноября 2016 года N 29/08-5840 администрация г. Чебоксары уведомила индивидуального предпринимателя Леонтьева В.Г. о прекращении договора аренды и необходимости освобождения земельного участка.
На момент принятия оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г. Чебоксары, в районе автостоянки по ул..., несмотря на одностороннее расторжение администрацией г. Чебоксары договора аренды земельного участка, использовался административным истцом для осуществления торговой деятельности.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такая же позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не предусматривает их использование в зависимости от прав конкретных субъектов хозяйственной деятельности на земельные участки, на которых расположены такие объекты.
В. соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации г.Чебоксары от 25 апреля 2017 года N 1013 "Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары", отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения открытого аукциона.
Таким образом, односторонний отказ администрации г. Чебоксары от договора аренды земельного участка от 21 сентября 2012 года N.., на котором расположен нестационарный торговый объект - киоск, расположенный по адресу: г. Чебоксары, в районе автостоянки по ул..., сам по себе не мог служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Кроме того, как уже указано выше, Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2).
Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.
Доказательств того, что земельный участок площадью 15 кв.м. с кадастровым номером.., расположенный по адресу: г. Чебоксары, в районе автостоянки по ул..., на котором находится киоск, используемый индивидуальным предпринимателем Леонтьевым В.Г. для осуществления торговой деятельности, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного киоска в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется.
Как следует из анализа потребности населения Чувашской Республики в нестационарных торговых объектах на территории Московского района г. Чебоксары по состоянию на 1 апреля 2017 года, содержащегося в представленном суду в качестве подтверждающего законность и обоснованность принятого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "... " от 7 апреля 2017 года N 0084/2017, выполненном по заказу администрации Московского района г. Чебоксары, в том числе из таблицы N 30 "Итоговое решение (рекомендации), принятое на основании опросных листов экспертов", к исключению рекомендована, в частности, строка... Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, при этом в качестве основных признаков, влияющих на принятие такого решения, учитывались достаточный уровень обеспечения торговыми объектами на территории г. Чебоксары и недостаточный спрос населения.
Между тем наличие такого экспертного заключения не подтверждает отсутствие необходимой потребности населения во включении в Схему нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Чебоксары, в районе автостоянки по ул..., поскольку какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле именно по данному адресу экспертное заключение не содержит.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (пункт 3.2.2).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Требования приведенных нормативных правовых актов при принятии в оспариваемой части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 не учтены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления.
Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь изложенным и статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером... - киоска в районе автостоянки по ул.... г. Чебоксары.
Возложить на Чебоксарское городское Собрание депутатов обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по административным делам в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2017 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Ярадаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.