Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 51-АПГ18-9 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Морозовой А.А,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" к Думе "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" Алтайского края о признании незаконными и недействующими, отмене в части отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес", утвержденных решением Думы "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"",
установил:
административные истцы "данные изъяты" обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу и отмене Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес", утвержденных решением Думы "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"", в части отнесения земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", и "адрес", к подзоне Р2 (подзона рекреационного назначения - насаждений общего пользования) зоны рекреационного назначения.
В обоснование требований истцы указали, что "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ являются собственниками земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: "адрес". Данный жилой дом является единственным жилым помещением для "данные изъяты" он желает его реконструировать. Кроме того, истцы являются фактическими владельцами жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", который является самовольным строением, построен в ДД.ММ.ГГ, в нем по месту жительства зарегистрированы "данные изъяты", в связи с чем имеют право на получение земельного участка под домом в собственность. "данные изъяты" обращались в ДД.ММ.ГГ в Администрацию "адрес" с просьбой разрешить приватизировать земельный участок "адрес", на официальном сайте администрации было размещено сообщение о даче такого разрешения, однако впоследствии в этом было отказано, поскольку земельный участок находится в подзоне Р2. Также в ДД.ММ.ГГ "данные изъяты". обращался в администрацию "адрес" с заявлением об изменении подзоны, но ответа не получено. Истцы считают, что установление в ДД.ММ.ГГ подзоны Р2 нарушает их права, препятствует реализовать полномочия собственников. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются согласно действующему законодательству с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки фактически сложившаяся планировка территории и существующее землепользование в нарушение ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не учтены. Кроме того, Правила землепользования и застройки муниципального образования "адрес" противоречат Генеральному плану "адрес", которым установлено, что насаждения специального назначения, к территории которых относятся указанные истцами земельные участки, предусмотрены в промышленных и коммунально-складских зонах, в санитарных зонах крупных предприятий и санитарных разрывах о магистралей озеленение. Тем самым территориальная зона (подзона Р2 - подзона рекреационного назначения - насаждений общего пользования) установлена без учета функциональной зоны, определенной Генеральным планом "адрес".
В судебном заседании представитель административных истцов "данные изъяты" поддержала административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Дума "адрес" "данные изъяты" в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.151-157 т.1). Полагала, что оспариваемые истцами Правила землепользования и застройки муниципального образования "адрес" не противоречат действующему земельному и градостроительному законодательству, соответствуют Генеральному плану "адрес". Процедура принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес" не нарушена. Считала, что права и законные интересы административных истцов не нарушены. Также указала, что ранее до ДД.ММ.ГГ земельные участки, которыми пользуются истцы, находились в жилой зоне.
Административные истцы "данные изъяты" а также представители административного ответчика Администрации "адрес", заинтересованного лица МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации "адрес"" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании п.8 ст.96, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора "данные изъяты", возражавшей против удовлетворения исковых требований "данные изъяты", оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При рассмотрении дела судом установлено, что в силу ст.1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования "адрес" Алтайского края" муниципальное образование "адрес" наделено статусом городского округа.
Решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** (действует в редакции от ДД.ММ.ГГ) "Об утверждении Генерального плана городского округа "адрес"" утвержден Генеральный план городского округа "адрес" Алтайского края.
Решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "адрес" (далее Правила землепользования и застройки), согласно которым земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", и "адрес", отнесены к территориальной зоне Р2 (подзона рекреационного назначения - насаждений общего пользования).
Решение официально опубликовано в газете "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** ( ***), внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "адрес", Решениями Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** в Правила землепользования и застройки вносились изменения и дополнения.
Решение Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"", а также все решения о внесении изменений в эти Правила землепользования и застройки включены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Приложением к Правилам землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования муниципального образования "адрес" (приложение ***). В карту градостроительного зонирования в части отнесения вышеуказанных земельных участков к подзоне Р2 с момента принятия Правил изменения не вносились. Согласно ст.35.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес" кодом Р2 обозначается подзона рекреационного назначения - насаждений общего пользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают вышеуказанным признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории "адрес" Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч.ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.
В силу ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно п.29 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования "адрес" Алтайского края (принят решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***) к полномочиям Думы относится утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Думы "адрес" с соблюдением компетенции.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определена ст.ст.31, 32 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
ДД.ММ.ГГ в газете "данные изъяты" *** опубликовано подписанное Главой "адрес" постановление от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта правила землепользования и застройки муниципального образования "адрес"". Данным постановлением утверждено Положение о деятельности Комиссии по землепользованию и застройке при подготовке проекта Правил, определены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта, которые включают: разработку проекта; рассмотрение проекта Комиссией по землепользованию и застройке; проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования; принятие решения о проведении публичных слушаний; опубликование проекта; проведение публичных слушаний; внесение изменений в проект с учетом результатов публичных слушаний; рассмотрение проекта на заседании коллегии администрации города; принятие решения о направлении проекта в Думу "адрес" или об отклонении и направлении на доработку; направление проекта на рассмотрение в Думу "адрес".
ДД.ММ.ГГ в газете "данные изъяты" ***) опубликован проект правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес", а также подписанное главой города постановление от ДД.ММ.ГГ *** о проведение публичных слушаний по проекту ДД.ММ.ГГ в 11.00 час. по адресу: "адрес". В указанную дату состоялись публичные слушания, о чем составлен протокол, представленный в материалы административного дела, составлено заключение по результатам публичных слушаний, опубликованное в вышеназванной газете ДД.ММ.ГГ ***
В дальнейшем проект правил землепользования и застройки направлен на рассмотрение в Думу "адрес". На заседании Думы, состоявшемся ДД.ММ.ГГ, проект решения "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"" был принят. Решение Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"", Правила землепользования и застройки муниципального образования "адрес" опубликованы в газете "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ ***
Требования Устава муниципального образования "адрес" Алтайского края (принят решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***) к составу, численности, кворуму, порядку принятия решения были соблюдены. Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке.
Таким образом, по делу установлено, что требования ГрК РФ, Устава муниципального образования "адрес" Алтайского края к порядку принятия решения, его вступления в законную силу, официального опубликования соблюдены.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ (л.д.206-213 т.2).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, ему присвоен кадастровый номер ***, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сохранения самовольной постройки (земельные участки, предназначенные для индивидуальной жилой застройки) (л.д.18-20 т.1, л.д.131-136 т.2). На данном земельном участке расположен жилой дом, который также поставлен на кадастровый учет (л.д.121-123 т.1), статус самовольной постройки в отношении указанного жилого дома снят ДД.ММ.ГГ (л.д.180 т.2).
Вышеуказанные земельный участок и жилой дом приобретен "данные изъяты" ДД.ММ.ГГ на основании договора купли-продажи, право собственности на данное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГ (л.д.24-28 т.1). Так как "данные изъяты" на момент приобретения этого имущества состояли в зарегистрированном браке (л.д.178 т.2), на основании ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации супруги являются участниками совместной собственности на указанное имущество.
ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" Администрацией "адрес" отказано в выдаче разрешения на строительство жилого "адрес" на основании, в том числе, того, что назначение объекта не соответствует разрешенным видам использования земельного участка (л.д.14 т.1).
Также при рассмотрении дела установлено, что земельный участок, площадью "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес", ранее ДД.ММ.ГГ был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый номер *** категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации жилого дома (л.д.34 т.1, л.д.137-141 т.2). Поскольку в течение пяти лет в отношении этого участка не были предприняты действия по оформлению на него прав, что не отрицалось представителями сторон, данный участок на основании п.15 ст.41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" снят с кадастрового учета, его границы в настоящее время не установлены.
На данном земельном участке расположен жилой дом, ДД.ММ.ГГ постройки, стоящий на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГ (кадастровый номер *** - л.д.35 т.1). Дом является самовольной постройкой, находится в пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии (л.д.36-42, 43-50 т.1). В указанном жилом помещении "данные изъяты" зарегистрированы по месту жительства (л.д.57-63 т.1).
В целях реализации права на приобретение земельного участка "адрес" в собственность, установленного п.4 ст.2 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", "данные изъяты" в ДД.ММ.ГГ обращался в "данные изъяты" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако, ему было отказано.
Кроме того, "данные изъяты" обращалась в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации "адрес" об изменении подзоны для земельного участка *** по указанному адресу, в целях сохранения жилья, в чем ей также было отказано (л.д.198,199 т.2).
В силу ст.1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п.1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п.2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п.5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 ГрК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании ч.3 и ч.9 ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно п.2 и п.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч.6 ст.18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Данными нормами права закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений п.п.2,5,6,7,8 ст.1, ч.15 ст.35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно Генеральному плану городского округа "адрес" Алтайского края, утвержденного Решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***, в планировочной структуре городского округа сформированы следующие функциональные зоны: жилая, общественно-деловая, производственно-коммунальная, сельскохозяйственная, рекреационная, специального назначения, военных и иных объектов, особо охраняемых природных территорий. Рекреационная зона округа Генеральным планом сформирована из территорий, занятых зелеными насаждениями общего пользования, устроенными лесами (городской лесной фонд), не устроенными лесами со всеми необходимыми объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а также пляжами и набережными (Том II Пояснительной записки Генерального плана - л.д.121-127 т.2).
Согласно пункту 6.4.3 "Система зеленых насаждений и территории рекреации" Пояснительной записки Генерального плана проект предусматривает террасирование с озеленением откосов верхней надпойменной террасы в зоне "данные изъяты", а также озеленение откосов промежуточных надпойменных террас с выносом ветхого жилья и гаражей с последующей одерновкой и закреплением древесной и кустарниковой растительностью с горизонтальной корневой системой.
Проектное решение по озеленению представлено озелененными террасами в районе "данные изъяты" на площади "данные изъяты" (соответствует расположению спорных земельных участков, которыми владеют истцы).
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", расположен в границах рекреационной зоны (земли насаждений общего пользования) (л.д.129 т.2). Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", ориентировочно (так как границы не установлены) расположен в границах рекреационной зоны (частично - земли насаждений общего пользования и частично - зоне общего пользования (л.д.128 т.2).
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки спорные земельные участки, которыми владеют истцы, расположены в подзоне рекреационного назначения - насаждений общего пользования Р2 (л.д.143,144 т.2).
В силу ст.35.2 Правил землепользования и застройки целью выделения подзоны Р2 является сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании. При этом, 65-75% территории этой подзоны должно быть отнесено к зеленым насаждениям.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что образование территориальной зоны Р2 на территории функциональной рекреационной зоны, состоящей из зеленых насаждений и общего пользования соответствует Генеральному плану городского округа Бийск.
При этом указание административных истцов в иске о том, что указанные истцами земельные участки согласно Генеральному плану "адрес" относятся к зоне насаждения специального назначения, которые предусмотрены в промышленных и коммунально-складских зонах, в санитарных зонах крупных предприятий и санитарных разрывах о магистралей озеленение, что свидетельствует о противоречии между Генеральным планом "адрес" и Правилами землепользования и застройки, противоречит установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылки представителя истцов на то, что подзона рекреационного назначения - насаждений общего пользования Р2 установлена без учета существующего землепользования, поэтому в связи с данным видом невозможно истцам "данные изъяты" использовать принадлежащий на праве собственности земельный участок и жилой дом по назначению, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований.
Действительно, в соответствии с п.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ территориальные зоны устанавливаются, в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Аналогичные положения, на которые также ссылается административные истцы, содержатся и в ч.2 ст.36 названного кодекса, согласно которым градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Однако указанные условия при зонировании территорий и установлении регламентов не являются единственными и не означают, что зонирование территорий должно осуществляться исключительно исходя из сложившейся в этих территориях планировки, а регламенты - устанавливаться только с учетом фактического использования земельных участков. Так, в соответствии с этими же нормами кодекса при установлении территориальных зон, регламентов должны учитываться и параметры планируемого развития функциональных зон, определенных генеральным планом городского округа.
При этом использование при планировании развития территории только лишь требования учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования противоречит установленным федеральным законодателем в ст.2 ГрК РФ основным принципам осуществления градостроительной деятельности, к числу которых относятся, в частности, обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (пункт 2), осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (п.9).
Также суд учитывает, что в соответствии с положениями ч.8 и ч.9 ст.36 ГрК РФ принадлежащие "данные изъяты" земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: "адрес", в случае, если их вид разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться ими без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Кроме того, суд принимает во внимание, что, приобретая данное недвижимое имущество в ДД.ММ.ГГ, т.е. уже после того, как на данной территории в ДД.ММ.ГГ была установлена подзона рекреационного назначения - насаждений общего пользования Р2, административные истцы могли узнать об этом, проявив должную степень осмотрительности и разумности.
Относительно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", суд считает, что расположенный на этом участке жилой дом, в котором проживают "данные изъяты" является самовольной постройкой, в силу п.2 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. При таких обстоятельствах суд не соглашается с доводами истцов о том, что при принятии Правил землепользования и застройки административным ответчиком не были учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.
Также не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела указание административных истцов на то обстоятельство, что некоторые земельные участки, расположенные по соседству со спорными земельными участками, переданы гражданам во владение на праве собственности, в связи с чем суд не принимает эти обстоятельства во внимание.
Таким образом, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в пределах компетенции органа местного самоуправления городского округа, порядок принятия, введения в действие его не нарушен, по своему содержанию правовые нормы не противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с пунктами 1-2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных "данные изъяты" административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" к Думе "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" Алтайского края о признании незаконными и недействующими, отмене в части отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес", утвержденных решением Думы "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"", оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-268/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Морозовой А.А,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" к Думе "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" Алтайского края о признании незаконными и недействующими, отмене в части отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес", утвержденных решением Думы "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"",
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" к Думе "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" Алтайского края о признании незаконными и недействующими, отмене в части отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес", утвержденных решением Думы "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"", оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.