Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 31-АПГ18-12 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Шумилова А.А.
при секретаре Ивановой М.И.
с участием прокурора Овчинниковой Н.А,
представителей истца - ООО "Коммунальные технологии" Петровой И.А, Егоровой Е.В, Хаймуллина В.Ю,
представителей административного ответчика - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александровой А.Г, Феофановой Ю.А,
представителей заинтересованного лица - ООО "Электрогарант" Морозова А.А, Симаковой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску ООО "Коммунальные технологии" к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам N 44-13/э от 12.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - административный истец, ООО "Коммунальные технологии", Общество) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании частично недействующим нормативно-правового акта и просило признать недействующим постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам N 44-13/э от 12.09.2017 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики на 2017 год" (далее - Постановление N 44-13/э) в части размера тарифа, установленного пунктом 2 приложения к указанному постановлению для сетевых организаций ООО "Коммунальные технологии" - ООО "Электрогарант" на 2017 год.
В обоснование административного иска Общество указало, что при вынесении оспариваемого нормативно-правового акта была нарушена процедура его принятия, поскольку о времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа при установлении тарифа не был извещен административный истец. Кроме того, установление тарифа нарушает права административного истца, не получающего никаких услуг от ООО "Электрогарант", а, напротив, оказывающего услуги по передаче электроэнергии в ООО "Электрогарант", как смежную сетевую организацию.
В судебном заседании при рассмотрении административного дела представители административного истца Петрова И.А, Егорова Е.В, Хаймуллин В.Ю. иск поддержали.
Представители административного ответчика - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александрова А.Г, Феофанова Ю.А, представители заинтересованного лица - ООО "Электрогарант" - Морозов А.А, Симакова Е.В. возражали против удовлетворения иска, указывая, что процедура принятия нормативного акта не предусматривает необходимости уведомления административного истца, являющегося потребителем услуг в отношениях с ООО "Электрогарант", о времени и месте рассмотрения вопроса о принятии оспариваемого Постановления. Кроме того, тариф установлен на основании существующей нормативно-правовой базы. Оснований для признания оспариваемого нормативно-правового акта частично недействующим не имеется.
Представители третьего лица - ПАО "МРСК Волги" в адресованном суду письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении иска отказать.
Прокурор Овчинникова Н.А. дала заключение о законности оспариваемого нормативно-правового акта и отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Общества.
Выслушав мнения сторон, заинтересованных лиц, прокурора, исследовав представленные административным истцом документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что ООО "Коммунальные технологии" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.11.2003 года, одним из видов деятельности Общества является производство и распределение электроэнергии. При этом Общество имеет на праве аренды электросетевое имущество, предназначенное для получения, передачи и распределения электроэнергии.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ тарифы по передаче электроэнергии по единой электрической сети, а также предельные уровни цен на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим сетевым организациям, устанавливаются Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Полномочия по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, предоставлены в Чувашской Республике Государственной службе по тарифам и конкурентной политике на основании пункта 1 части 1 статьи 2.1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", пункта 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (приложение N 2), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", абзаца третьего пункта 7 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 N 265 (далее - Положение о Госслужбе).
В соответствии с требованиями пункта 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), пункта 5.3 Положения о Госслужбе Постановление N 44-13/э принято на заседании коллегиального органа - коллегии Госслужбы, созданной распоряжением Кабинета Министров от 25.09.2009 N 315-р.
Оспариваемое административным истцом Постановление N 44-13/э зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 19.09.2017, регистрационный N 3965.
Постановление N 44-13/э опубликовано в установленном порядке 23.09.2017 в республиканской газете "Вести Чувашии" р 37 (1557).
Таким образом, Постановление N 44-13/э принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры.
Постановление N 44-13/э издано в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э (далее - Регламент).
Противоречий и несоответствия данного оспариваемого Постановления Госслужбы нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по делу не усматривается.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила N 1178).
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию мощность на розничных рынках входят индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче, цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, (единый (котловой) тариф).
Согласно п. 81 Основ ценообразования, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил N 861.
Согласно пункту 34 этих Правил по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил, согласно которому при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Согласно пункту 42 Правил расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
В силу п. 52 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии также устанавливаются одновременно в двух вариантах двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ста|вок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
ООО "Коммунальные технологии", равно как и ООО "Электрогарант", и ООО "МРСК Волги" являются сетевыми организациями, поскольку владеют на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (пункт 2 Правил N 861).
Постановлением Госслужбы от 27.12.2016 N 86-25/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2017 год" (далее - Постановление N 86-25/э) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2017 год.
Оспариваемым Постановлением N 44-13/э индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями установлены для вышеуказанных сетевых организаций одновременно в двух вариантах (пункт 81 Основ ценообразования):
двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Сетевые организации ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии" имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "Электрогарант", с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по по передаче электрической энергии, поэтому сетевая организация ООО "Электрогарант" в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) обязана заключить договоры с ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии", имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
Постановлением Госслужбы N 44-13/э предусмотрено, что ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии" являются сторонами - плательщиками, а ООО "Электрогарант" - стороной-получателем средств за услуги по передаче электрической энергии, что полностью соответствует пункту 52 Методических указаний.
В связи с тем, что все вышеуказанные территориальные сетевые организации обслуживают потребителей, расположенных на территории Чувашской Республики, ими осуществляется взаимное предоставление услуг, при этом потребителями услуг являются все вышеуказанные территориальные сетевые организации (пункт 41 Правил N 861).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, утвержденные оспариваемым Постановлением N 44-13/э, определены исходя из разности между тарифной выручкой ООО "Электрогарант", получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), что соответствует пункту 49 Методических указаний (приложение 2).
Доходы от предоставления услуги ПАО "Межрегиональная сетевая компания Волги" и ООО "Коммунальные технологии", предоставляющим услуги по передаче электрической энергии, и доходы от услуг, предоставляемым иным потребителям, суммарно обеспечивают необходимую валовую выручку ООО "Электрогарант", что соответствует пункту 49 Методических указаний (приложение 2).
При определении тарифов, установленных Постановлением N 44-13/э, Госслужбой был учтен недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей, и избыток средств, относимый на потери электроэнергии, которые должно получить ООО "Электрогарант" от предоставления услуг иным потребителям по единым (котловым) тарифам, установленным Постановлением N 86-25/э. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, установленных Постановлением N 44-13/э, является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, установленных Постановлением N 44-13/э, является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями (пункт 52 Методических указаний) (приложение 2).
Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого Постановления N 44-13/э у Госслужбы имелись все необходимые данные для расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а именно согласованные ООО "Коммунальные технологии" и ООО "Электрогарант" величины заявленной мощности и сальдированного перетока между сетевыми организациями (приложение 1).
Вопреки доводам административного истца права ООО "Коммунальные технологии" установлением тарифа никак не нарушаются, поскольку в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы ООО "Коммунальные технологии", связанные с оплатой услуг по передаче электрической энергии по тарифам, установленным Постановлением N 44-13/э, обществу с ограниченной ответственностью "Электрогарант", не учтенные Госслужбой в необходимой валовой выручке ООО "Коммунальные технологии", должны учитываться (и будут учтены) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
Таким образом, оснований для признания недействующим оспариваемого Постановления не имеется.
В обоснование своего административного иска ООО "Коммунальные технологии" указывает, что при установлении тарифа Госслужба должна была соблюсти порядок, установленный п. 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178), оповестив ООО "Коммунальные технологии" о дате, времени имеете заседания коллегиального органа регулирующего органа, предоставить возможность ознакомиться с проектом решения.
Однако данные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего тарифного регулирования.
Из пункта 18 вышеуказанных Правил N 1178, пункта 4 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом Федеральной тарифной службы от 28.03.2013 N 313-э следует, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил N 1178. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Согласно пункту 20 Правил, пунктам 11, 20, 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений). При этом регулирующий орган в течение 14 дней с даты регистрации проводит анализ предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Как видно из материалов дела, 15.08.2017 в Госслужбу от ООО "Электрогарант", в отношении которого ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, поступило заявление от 01.08.2017 N 31 об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.
В соответствии с пунктами 18, 20 Правил N 1178, пунктами 4, 20, 21 Регламента приказом Госслужбы от 23.08.2017 N 01/10-80 открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ООО "Электрогарант", о чем Госслужба в установленном порядке уведомила ООО "Электрогарант", осуществляющее регулируемую деятельность, письмом от 24.08.2017 N 02/17-2883.
Исходя из пункта 25 Правил N 1178 с учетом положений пункта 29 Регламента заявитель за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должен быть извещен (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлен с его материалами, включая проект решения.
Таким образом, нормативно-правовыми актами установлена обязанность регулирующего органа извещать о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа только заявителя - организацию, осуществляющую регулируемый вид деятельности, а не потребителя услуги, оказываемой регулируемой организацией.
Принимая во внимание, что заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым, повестка дня заседания коллегии Госслужбы на 12.09.2017, утвержденная руководителем Госслужбы 01.09.2017, размещена также на официальном сайте Госслужбы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.09.2017. Кроме того, 05.09.2017 Госслужбой на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено новостное сообщение о том, что очередное заседание коллегии Госслужбы состоится 12.09.2017 в 13 час. 00 мин.
В соответствии с пунктом 26 Правил, пунктом 30 Регламента заседание коллегии Госслужбы 12.09.2017 признано правомочным, поскольку на нем присутствовало более половины членов коллегии Госслужбы, состав которой утвержден распоряжением Кабинета Министров от 25.09.2009 N315-р.
Согласно пункту 30 Правил, пункту 34 Регламента решение об установлении тарифов - Постановление N 44-13/э и протокол заседания коллегии Госслужбы от 12.09.2017 в установленном порядке направлены ООО "Электрогарант", а также опубликованы на официальном сайте Госслужбы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, Госслужбой при установлении для ООО "Электрогарант" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики на 2017 год, установленных Постановлением N 44-13/э, соблюдены все правила и регламент государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку, как уже было отмечено, обязанность извещения ООО "Коммунальные технологии", выступающего в данном случае в роли получателя услуги, о дате, времени и месте заседания коллегии законом не предусмотрена, нельзя вести речь о нарушении прав административного истца при решении вопроса об установлении оспариваемых тарифов.
Довод административного истца о том, что ООО "Коммунальные технологии" в отношениях с ООО "Электрогарант" не могут являться плательщиком и получателем услуг, поскольку переток электроэнергии осуществляется от ООО "Коммунальные технологии" к ООО "Электрогарант", а не наоборот, в данном случае также основаны на неверном толковании нормативной базы тарифного регулирования.
Исходя из пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Правила N 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил N 861, предусмотренные для сетевых организаций. В свою очередь, потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Наличие установленного регулирующим органом в Постановлении N 44-13/э тарифа на услуги по передаче электрической энергии является лишь одним из условий, которое должно выполняться в целях обеспечения возможности оказания услуг по передаче электрической энергии и осуществления расчетов между регулируемой организацией, оказывающей услуги (получателем платы), и потребителем оказанной услуги (плательщиком).
Согласно пункту 15(1) Правил N 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Как уже было отмечено, в соответствии с подпунктом "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
В свете положений пункта 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации (пункт 49 Методических указаний).
Оспариваемым Постановлением Госслужбы N 44-13/э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Волги" и ООО "Электрогарант", а также для взаиморасчетов между ООО "Коммунальные технологии" и ООО "Электрогарант" (пункт 3 Основ ценообразования). Все указанные организации являются сетевыми. Сетевые организации ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии" имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "Электрогарант", с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии.
В связи с тем, что указанные территориальные сетевые организации обслуживают потребителей, расположенных на территории одного субъекта - Чувашской Республики, ими осуществляется взаимное предоставление услуг, при этом потребителями услуг являются все вышеуказанные сетевые организации.
Тарифы для сетевых организаций, утвержденные Постановлением N 44-13/э, определены из разности между тарифной выручкой ООО "Электрогарант", получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Доходы от предоставления услуги публичным акционерным обществом "Межрегиональная сетевая компания Волги" и обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", предоставляющим услуги по передаче электрической энергии, и доходы от услуг, предоставляемым иным потребителям, суммарно обеспечивают необходимую валовую выручку ООО "Электрогарант".
Из материалов дела видно, что при определении тарифов Госслужбой был учтен недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей, и избыток средств, относимый на потери электроэнергии, которые должно получить ООО "Электрогарант" от предоставления услуг иным потребителям по единым (котловым) тарифам, установленным постановлением Госслужбы от 27.12.2016 N 86-25/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2017 год" (пункт 52 Методических указаний).
Поскольку в ООО "Электрогарант" имел место недостаток средств, относимых на содержание электрических сетей с учетом средств на потери, а именно во 2 полугодии 2017 года указанный недостаток составил - 2036,96 тыс. руб, который ООО "Электрогарант" в соответствии с Методическими указаниями должно получить от смежных сетевых организаций, ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии" были определены Госслужбой в качестве сторон-плательщиков, а ООО "Электрогарант" - стороной-получателем.
Согласно вышеуказанному пункту 52 Методических указаний одноставочный индивидуальный тариф определяется исходя из избытка (недостатка) средств, относимых на содержание электрических сетей и на потери электрической энергии, и суммарного сальдированного перетока электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации - плательщика.
В рассматриваемом случае имел место быть недостаток средств, относимых на содержание электрических сетей и на потери электрической энергии, а именно во 2 полугодии 2017 года недостаток средств ООО "Электрогарант" составил "минус" 1891,24 тыс. руб, а суммарный сальдированный переток из сетей ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии" в сеть ООО "Электрогарант" составил 1691,15 МВтч. Одноставочный тариф, по которому ООО "Электрогарант" должен был бы платить ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии", составил во 2 полугодии 2017 года "минус" 1,1183 руб./МВтч. Отрицательное значение тарифа не имеет экономического содержания. Таким образом, в соответствии с Методическими указаниями по тарифу "плюс" 1,1183 руб./МВтч, установленному Постановлением N 44-13/э, должны платить ПАО "МРСК Волги" и ООО "Коммунальные технологии".
При этом расходы административного истца, связанные с оплатой услуг по передаче электрической энергии по тарифам, установленным Постановлением N 44-13/э, не могли быть учтены Госслужбой при установлении тарифов для ООО "Коммунальные технологии" на 2017 год, поскольку были установлены в декабре 2016 года исходя из существовавших на тот момент договорных отношений.
Возможность возникновения выпадающих доходов в результате появления новых территориальных сетевых организаций либо излишне полученных доходов в результате прекращения деятельности сетевых организаций не зависит от действий Госслужбы и учитывается в последующих периодах регулирования.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы ООО "Коммунальные технологии", связанные с оплатой услуг по передаче электрической энергии по тарифам, установленным Постановлением N 44-13/э ООО "Электрогарант", не учтенные Госслужбой в необходимой валовой выручке ООО "Коммунальные технологии", будут учтены при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, а потому права административного истца оспариваемым Постановлением не нарушаются.
Довод административного истца на то, что тариф установлен в отсутствие согласованной между ООО "Коммунальные технологии" и ООО "Электрогарант" мощности и в отсутствие заключенных договоров, по делу подтверждения не нашел и не имеет правового значения.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил N 1178 к заявлениям об установлении тарифа прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности. Аналогичная формулировка содержится в Регламенте.
Исходя из буквального толкования содержащихся в указанном выше подпункте слов и выражений, приложение договоров на осуществление регулируемой деятельности не является обязательным.
Обоснованием планируемого осуществления регулируемой деятельности является договор, подтверждающий право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, и заявление об установлении тарифа на передачу электрической энергии, поданное в Госслужбу лицом, планирующим осуществление регулируемой деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в пункте 6 Правил N 861, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, отсутствие договора на передачу электрической энергии не является основанием для отказа регулирующим органом в утверждении индивидуального тарифа для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Более того, требование органом регулирования заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии для установления тарифов при планируемом осуществлении деятельности по передаче электрической энергии явилось бы не только нарушением упомянутых Правил, но и ограничивало бы конкуренцию на товарном рынке, что не отвечает требованиям закона.
Кроме этого из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого Постановления N 44-13/э у Госслужбы имелись все необходимые данные для расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии а именно: согласованные ООО "Коммунальные технологии" и ООО "Электрогарант" величины заявленной мощности и сальдированного перетока между сетевыми организациями.
Так, ООО "Электрогарант" была представлена форма П 1.30, содержащая вышеуказанные сведения. Со стороны ООО "Коммунальные технологии" данная форма подписана Генеральным директором ООО "Коммунальные технологии" Д.Г. Крюковым и скреплена печатью ООО "Коммунальные технологии".
Ссылки административного истца на пункт 2 примечания Приложения N 12 к форме принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденной приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э, в соответствии с которой индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенных договоров, не могут повлечь признания недействующим оспариваемого Постановления. Указанным приказом утверждена лишь форма, то есть требования к оформлению решения органа регулирования, и указание в примечании к форме вышеуказанной формулировки не отменяет и не заменяет положения Правил.
При таких обстоятельствах суд считает, что Постановление N 44-13/э принято в пределах полномочий Госслужбы, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическими указаниями, Регламентом, Законом Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Положением о Госслужбе, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия и правила введения в действие, государственной регистрации, порядка опубликования и вступления в силу, а также соответствует требованиям законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. Прав административного истца данное Постановление не ущемляет.
Как следствие этого оснований для удовлетворения требований административного истца суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам N 44-13/э от 12.09.2017 "Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики на 2017 год" в части пункта 2 Приложения к Постановлению о размере тарифа, установленного для сетевых организаций ООО "Коммунальные технологии" - ООО "Электрогарант".
Сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете "Вести Чувашии" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Шумилов
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.