Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 51-АПГ18-14 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора Фроловой Ю.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Алтайскому краевому Законодательному Собранию о признании недействующим в части Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края",
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты". с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ занимал государственную должность Алтайского края - заместителя председателя Избирательной комиссии Алтайского края, в течение срока полномочий Избирательной комиссии состава ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" являлся получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту также - Закон ***) в связи с прохождением службы в органах внутренних дел.
По достижении возраста "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ, "данные изъяты" назначена страховая пенсия по возрасту на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГ ***ФЗ "О страховых пенсиях", а также решением Департамента по вопросам государственной службы и кадров Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края" со дня представления заявителем решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел (л.д.23, 26, т.1).
Решением "данные изъяты" районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, исковые требования "данные изъяты" к Правительству Алтайского края о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ *** в части указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня предоставления решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел оставлены без удовлетворения (л.д.42-46,175-179, т.1).
"данные изъяты" обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей с ДД.ММ.ГГ части 9 статьи 8 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края" (далее по тексту также - Закона ***), согласно которой лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящей статьей, пенсию за выслугу лет, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органом местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящей статьей или одна из указанных выплат по их выбору.
В обоснование административных исковых требований "данные изъяты". указал на то, что условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет военнослужащим регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", которые отличаются от условий назначения и выплаты пенсии федеральным государственным гражданским служащим. В силу статьи 57 Закона *** и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГ ***, пенсии, назначаемые военнослужащим, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода в течение всего срока установления, то есть пожизненно. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии). Однако данное положение не учтено в оспариваемом Законе ***, в результате чего лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края, из числа военнослужащих, которым установлена и выплачивается пенсия за выслугу лет, создаются условия, при которых одновременно с назначением доплаты к страховой пенсии выплата пенсии за выслугу лет прекращается. Между тем, если лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края из числа федеральных государственных гражданских служащих, по достижении пенсионного возраста назначается только одна выплата, при расчете которой используется размер страховой пенсии (пенсия за выслугу лет либо ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Законом ***), то лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края из числа военнослужащих, которым ранее назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом ***, назначается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, не зависящая от размера пенсии за выслугу лет. Право субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров не означает, что субъектом могут быть приостановлены или отменены гарантии и меры социальной поддержки военнослужащих, предоставленные федеральным законодательством.
По мнению административного истца, оспариваемое им законоположение противоречит нормам федерального законодательства, определившим право военнослужащих на пожизненное государственное обеспечение, в частности, пункту 6 статьи 3, подпункту 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также части 2 статьи 6, части 5 статьи 7, статье 57 Закона Российской Федерации ***. Оспариваемой нормой установлен запрет на получение военнослужащими из средств федерального бюджета пенсии за выслугу лет с момента назначения из средств краевого бюджета доплаты к страховой пенсии по старости, тогда как федеральным законодательством право устанавливать запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено. В результате оспариваемой нормой было ухудшено положение военнослужащих по сравнению с иными военнослужащими, которым пенсия за выслугу лет выплачивается независимо от наличия заработка или иного дохода.
Уточнив административные исковые требования, окончательно просил признать недействующей с ДД.ММ.ГГ часть (ошибочно указывая пункт) 9 статьи 8 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края" в той мере, в какой данная норма предусматривает обязательность выбора лицами, замещавшими государственные должности Алтайского края, из числа военнослужащих, которым в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" установлена и выплачивается пенсия за выслугу лет, между ежемесячной доплатой к страховой пенсии по старости (инвалидности) и пенсией за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом ***, при наличии у данных лиц права на одновременное получение указанных выплат; обязать Алтайское краевой Законодательное Собрание привести часть 9 статьи 8 Закона Алтайского края *** в соответствие с действующим федеральным законодательством; взыскать судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме "данные изъяты". (л.д.191, т.1).
В письменных дополнениях, поступивших ДД.ММ.ГГ, "данные изъяты" указал на то, что внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** изменения предусмотрели для федеральных государственных гражданских служащих обязанность выбора между пенсией за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ ***, пенсией за выслугу лет в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, ежемесячной доплатой к пенсии, так как перечисленные выплаты устанавливаются к страховой пенсии по старости, тогда как в отношении военнослужащих было введено положение о получении ими двух видов пенсий, пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости. В связи с этим были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в соответствии с которыми в пункте 4 среди видов социальных выплат, между которыми лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации, обязаны сделать выбор, указаны пенсии за выслугу лет, назначаемые и финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, установленных для федеральных государственных гражданских служащих, то есть не указанная в пункте 4 пенсия за выслугу лет военнослужащего не препятствует назначению ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации. Первоначально принятая редакция Закона Алтайского края *** в пункте 6 статьи 8 предусматривала доплату к государственной пенсии для всех лиц, в том числе для лиц, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с федеральным законом. При внесении изменений в Закон *** в ДД.ММ.ГГ не были учтены изменения федерального законодательства ДД.ММ.ГГ. В пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в Закон *** указано на приведение Закона в соответствие с пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона ***, однако последний предусматривает выбор между пенсией за выслугу лет, предусмотренной указанным законом, и иными выплатами (л.д.165-171, т.1).
В письменных возражениях и дополнениях к ним Алтайское краевое Законодательное Собрание (далее по тексту также - АКЗС) полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемая административным истцом правовая норма принята во исполнение пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" и соответствует пункту 4 того же Указа, который также исключает для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, возможность получения одновременно пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии (л.д.52-57,155-157, т.1).
Заинтересованное лицо Правительство Алтайского края в письменных возражениях также указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ввиду отсутствия в федеральном законодательстве норм, гарантирующих право на одновременное получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГ *** и ежемесячной доплаты к пенсии лицом, замещавшим государственную должность Алтайского края.
В судебном заседании административный истец "данные изъяты". и его представитель по устному ходатайству "данные изъяты". поддержали административные исковые требования.
Представитель административного ответчика "данные изъяты" представитель заинтересованного лица Правительства Алтайского края "данные изъяты". полагали административные исковые требования необоснованными.
Представитель заинтересованного лица "данные изъяты" в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, оставили разрешение административных исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора "данные изъяты" полагавшей отсутствующими основания для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края" (далее по тексту также - Закон ***) предметом его регулирования являются отношения, связанные с замещением гражданами Российской Федерации государственных должностей Алтайского края, устанавливаемых Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края и настоящим Законом для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Алтайского края, иных государственных органов Алтайского края, а также правовое положение лиц, замещающих указанные должности.
Статья 8 Закона в первоначальной редакции закрепляла право лиц, занимающих государственные должности Алтайского края не менее двух лет, на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, со дня возникновения права на получение государственной пенсии, назначаемой в соответствии с федеральным законом (части 3,5 статьи 8 Закона *** в первоначальной редакции, л.д.130).
Согласно части 6 статьи 8 Закона *** в той же редакции при наличии у лица, замещающего государственную должность Алтайского края, права на получение доплаты к государственной пенсии по законодательству Алтайского края о государственной гражданской службе Алтайского края и права на получение доплаты к государственной пенсии по настоящему Закону лицу назначается та доплата, которую выберет лицо, замещающее государственную должность Алтайского края. В случае, если лицу назначена пенсия за выслугу лет, ежемесячная доплата к государственной пенсии или ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с федеральным законодательством, то ежемесячная доплата к государственной пенсии, предусмотренная настоящим Законом, назначается лицу с учетом требования части 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***"О внесении изменений в Закон Алтайского края "О государственных должностях Алтайского края", вступившим в силу на дату занятия "данные изъяты". должности заместителя председателя Избирательной комиссии Алтайского края, в статью 8 внесены изменения, в соответствии с которыми ежемесячная доплата к пенсии не выплачивается в период замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности Алтайского края или иного субъекта Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации, выборной муниципальной должности, должности муниципальной службы, а также в период получения лицом, замещавшим государственную должность Алтайского края, пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии или иного ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенных в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 6 статьи 8 в редакции Закона от ДД.ММ.ГГ ***).
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" статья 8 Закона ***, касающаяся вопросов пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Алтайского края, изложена в новой редакции.
В соответствии с частью 1 указанной статьи (с учетом внесенных Законами Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** изменений) лица, замещавшие государственные должности не менее пяти лет подряд и уволенные в связи с истечением срока полномочий, отставкой по собственному желанию, досрочным прекращением срока полномочий по иным основаниям, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - пенсия), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.
Частями 3-7 статьи 8 Закона *** установлены положения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и порядке ее исчисления.
Согласно части 9 статьи 8 Закона *** (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края") лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящей статьей, пенсию за выслугу лет, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.
На основании указанной нормы уполномоченным органом Алтайского края ежемесячная доплата к пенсии "данные изъяты" занимавшему государственную должность Алтайского края и получавшему в период замещения государственной должности одновременно пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом *** и денежное вознаграждение по замещаемой должности, назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии при условии прекращения получения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГ ***.
Полагая, что часть 9 статьи 8 Закона Алтайского края "О государственных должностях Алтайского края" противоречит нормам федерального законодательства, гарантирующим военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренныхЗаконом ***, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), "данные изъяты", которому в настоящее время выплачивается страховая пенсия и ежемесячная доплата как лицу, замещавшему государственную должность Алтайского края, а выплата пенсии по линии "данные изъяты" прекращена с ДД.ММ.ГГ (л.д.13, т.1), обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В силу части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 и подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О системе государственной службы Российской Федерации", статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О системе государственной службы Российской Федерации" деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Таким образом, федеральный законодатель исключил деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, и из сферы действия законодательства о государственной службе в Российской Федерации.
Причем это касается определения не только прав, обязанностей и правоограничений лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, но и определения условий осуществления их деятельности, в том числе материально-финансового обеспечения, предоставляемого им в течение срока их полномочий (ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др.), а также в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочным, что обусловлено особенностями правового статуса этой категории лиц.
Поскольку в настоящее время федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе пенсионным обеспечением, отсутствуют, следовательно, Алтайский край вправе устанавливать за счет собственных средств порядок пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной службы субъектов Российской Федерации.
Право субъекта Российской Федерации регулировать отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, вытекает также из пункта 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О страховых пенсиях", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применительно к условиям предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации, а также согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации о том, что введение и изменение законодателем субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона порядка и условий предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации дополнительного обеспечения в виде ежемесячной доплаты к пенсии либо пенсии за выслугу лет само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации (Постановление от ДД.ММ.ГГ ***).
При этом правовое регулирование, закрепляющее как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, в том числе в рамках государственного пенсионного обеспечения, должно исходить из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности и осуществляться на основе конституционных принципов, в том числе принципа юридического равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа в сфере пенсионного обеспечения означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); что касается тех или иных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и в реализации пенсионных прав, то они не должны устанавливаться произвольно и допустимы лишь в том случае, когда они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения соответствующих целей правовые средства им соразмерны (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***
Реализуя свои полномочия, законодатель Алтайского края установилусловия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края, предусмотрев невозможность назначения доплаты лицам, являющимся получателями пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГ *** (равно как и иных пенсий, доплат, выплат за счет средств бюджета любого уровня в связи с выслугой лет государственной (муниципальной) службы и стажа на государственных и муниципальных должностях).
То же условие назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, содержится в пункте 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", согласно которому лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, одновременно имеющим право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную настоящим Указом, пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, иные выплаты, назначаемые и финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, которыми предусмотрены назначение и выплата пенсий за выслугу лет, иные выплаты в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих, а также на пенсию за выслугу лет, ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная настоящим Указом, или одна из выплат по их выбору.
Позиция административного истца о том, что в приведенной норме Указа Президента Российской Федерации указана пенсия за выслугу лет исключительно федеральных государственных гражданских служащих, основана на ошибочном толковании данной нормы.Как следует из пункта 4 Указа Президента Российской Федерации (с учетом внесенных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** изменений), в перечне видов пенсионного обеспечения, из которых лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, вправе выбрать, предусмотрены, в том числе выплаты в соответствии с международными договорами Российской Федерации, которыми предусмотрены назначение и выплата пенсий за выслугу лет, иные выплаты в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих (например, Договором о Евразийском экономическом союзе), тогда как пенсии за выслугу лет указаны в данной норме безотносительно к основанию их назначения, то есть одновременное получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом *** и ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Указом, не допускается.
Таким образом, оспариваемая "данные изъяты" норма согласуется правовыми нормами акта, регулирующего дополнительное пенсионное обеспечение лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, что соответствует принципу юридического равенства и направлено на унификацию условий назначения доплаты к пенсии соответствующей категории лиц.
Противоречия нормам федерального законодательства, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, оспариваемой нормы Закона *** суд также не усматривает.
В соответствии со статьей 5 Закона от ДД.ММ.ГГ *** лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно статье 7 того же Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Как нормами Закона ***, так и нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не предусмотрено одновременное получение пенсии за выслугу лет в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и пенсионного обеспечения в связи с выслугой лет государственной службы.
Более того, применительно к пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, в части 3.1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" также предусмотрено положение, не допускающее одновременное получение пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего и ежемесячной доплаты к пенсии в связи с замещением государственной должности.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовые позиции о том, что пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, равно как и пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсиям) государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсиям) муниципальным служащим являются пенсионным обеспечением, назначаемым дополнительно к пенсии по обязательному пенсионному страхованию (Определение от ДД.ММ.ГГ ***, Определение от ДД.ММ.ГГ ***, Определение от ДД.ММ.ГГ ***).
Учитывая, что государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов в ходят в систему государственной службы (статья 2 Федерального закона "О системе государственной службы"), принимая во внимание принципы единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязигосударственной и муниципальной службы(статья 3 Федерального закона "О системе государственной службы"), а также положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О системе государственной службы" о зачете в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации продолжительности государственной службы других видов, а также периодов замещения государственных должностей Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных должностей, пенсии за выслугу лет, ежемесячные доплаты к пенсиям как лицам, замещавшим должности государственной службы, так и муниципальной службы, а равно аналогичного рода выплаты лицам, замещавшим государственные и муниципальные должности, относятся к различным видам гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Установив в статье 8 Закона *** ежемесячную доплату к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края, субъект установилвыплату за наличие определенного стажа работы на государственных должностях Алтайского края, соотносящейся по своей правовой природе с пенсией за выслугу лет государственным гражданским служащим, невозможность одновременного получения которой наряду с пенсией за выслугу лет по нормам Закона *** административным истцом не оспаривается.
Нормы федерального законодательства, приведенные в административном иске, не регулируют отношения пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации. Довод административного истца о том, что в результате назначения ежемесячной доплаты к пенсии он лишен права на получение пенсии за выслугу лет по нормам Закона ***, несостоятелен, поскольку нормами Закона *** основания прекращения выплаты пенсии за счет средств федерального бюджета не установлены. Административный истец вправе выбрать наиболее благоприятный вид пенсионного обеспечения (пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом *** и страховая пенсия либо страховая пенсия с доплатой как лицу, замещавшему государственную должность Алтайского края) с учетом всех обстоятельств. Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с приобретением права на другой вид пенсии предусмотрен статьей 62 Закона ***.
На основании изложенного правовых оснований для признания Закона Алтайского края противоречащим нормам федерального законодательства не имеется.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта также в ходе рассмотрения дела не установлено.
Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края", а также Закон от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" (которым статья 8 изложена в новой редакции), Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края" (которым внесены изменения в часть 9 статьи 8 Закона ***) приняты уполномоченным органом законодательной власти Алтайского края (в первоначальной редакции - Алтайским краевым Советом народных депутатов, переименованным со ДД.ММ.ГГ в Алтайское краевое Законодательное Собрание) в пределах своих полномочий и в надлежащей форме (пункт 1 статьи 67, подпункт 2 пункта 1 статьи 73 Устава (Основного закона) Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Устав Алтайского края), пункт 1 статьи 1, статьи 4 и 8, пункт 1 статьи 18 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании").
Алтайским краевым Законодательным Собранием представлены доказательства принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений большинством голосов от установленного числа депутатов в соответствии с пунктом 1 статьи 11, статьями 40, 45, 46, 46?, 49 и пунктом 1 статьи 52 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания, принятого постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, с учетом установленной частью 1 статьи 68 Устава Алтайского края численности законодательного (представительного) органа (68 депутатов как на момент принятия Закона от ДД.ММ.ГГ ***, так и момент внесений изменений в статью 8 Законами от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***) (л.д.58-108, 136-144, т.1).
В соответствии с требованиями статьи 74 Устава Алтайского края, статьями 33, 34-1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" (действовавшего на дату принятия Закона в первоначальной редакции), части 1 статьи 30, части 2 статьи 31, части 1 статьи 33 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности", оспариваемый нормативный правовой акт в первоначальной редакции и Законы о внесении изменений официально опубликованы и включены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что подтверждается Сборником законодательства Алтайского края *** за ДД.ММ.ГГ (обозревался в предварительном судебном заседании, л.д.112, т.1), копией периодического издания "Алтайская правда" от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.231-232, т.1), информацией с официального интернет-портала правовой информации "данные изъяты" (л.д.230, т.1), а также информацией Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ (л.д.180, т.1).
В связи с отсутствием оснований для признания недействующим пункта 9 статьи 8 Закона Алтайского края не подлежит удовлетворению и заявленное требование о возложении обязанности привести нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, а также не подлежат возмещению административному истцу за счет административного ответчика судебные издержки в виде государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования "данные изъяты" оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Дело ***а-324/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора Фроловой Ю.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Алтайскому краевому Законодательному Собранию о признании недействующим в части Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О государственных должностях Алтайского края",
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования "данные изъяты" оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.