Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2018 г. N 51-АПГ18-7 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В,
при секретаре Сунцовой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Правительству Алтайского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Территориальная программа).
В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и опубликован в установленном порядке. Вместе с тем, по содержанию часть акта противоречит федеральному законодательству, поскольку согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также абз. 3 раздела I и абз. 26 раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Федеральная программа) территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи. В разделах VI и VII Федеральной программы определены нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние душевые нормативы финансирования. При этом в силу положений абз. 20 раздела VII Федеральной программы именно исходя из средних нормативов, предусмотренных разделами VI и VII Федеральной программы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны устанавливаться подушевые нормативы финансирования. Определяя порядок и условия предоставления медицинской помощи, а также критерии доступности медицинской помощи, Федеральная программа не предполагает произвольного дифференцирования и занижения вышеуказанных нормативов. Вместе с тем, Территориальной программой необоснованно занижены нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования по сравнению с нормативами, определенными Федеральной программой. В частности, разделом VI Территориальной программы установлены следующие нормативы объема медицинской помощи на одного жителя, оказываемой за счет средств краевого бюджета: - для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) - 0,225 посещения на "данные изъяты", 0,2256 посещения на ДД.ММ.ГГ, 0,2264 посещения на ДД.ММ.ГГ (включая посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,7 посещения); - для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, - 0,1184 обращения на ДД.ММ.ГГ, 0,11873 обращения на ДД.ММ.ГГ, 0,11915 обращения на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,2 обращения); - для медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 0,00337 случая на ДД.ММ.ГГ, 0,00338 случая на ДД.ММ.ГГ, 0,00339 случая на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,004 случая); - для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 0,00918 случая на ДД.ММ.ГГ, 0,0092 случая на ДД.ММ.ГГ, 0,00924 случая на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ годы составляет 0,016 случая); - для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) - 0,0101 койко-дня на ДД.ММ.ГГ, 0,01013 койко-дня на ДД.ММ.ГГ, 0,01016 койко-дня на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,092 койко-дня). Помимо этого, разделом VII Территориальной программы установлены следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств краевого бюджета: - на одно посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты"); - на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты"); - на один случай лечения в условиях дневных стационаров - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты"); - на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты"); - на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты"). Кроме того, разделом VII Территориальной программы установлены подушевые нормативы финансирования за счет средств краевого бюджета в расчете на одного жителя - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ и "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (по Федеральной программе данный норматив составляет на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ год - "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты").
Учитывая, что базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" частью Федеральной программы, действует на всей территории Российской Федерации и гарантирует объем медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования, в объеме, определенном этой программой, Территориальная программа также должна гарантировать объем медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закрепленного в базовой программе. Между тем, устанавливая заниженные нормативы объемов оказания медицинской помощи и нормативы их финансирования, Территориальная программа не обеспечивает в полной мере возможность получения гражданами на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
На основании изложенного, прокурор Алтайского края просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абз. 3 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,225 посещения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,2256 посещения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,2264 посещения на 1 жителя (включая посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому)", абз. 4 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,1184 обращения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,11873 обращения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,11915 обращения на 1 жителя", абз. 6 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,00337 случая лечения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,00338 случая лечения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,00339 случая лечения на 1 жителя", абз. 7 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,00918 случая госпитализации на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,0092 случая госпитализации на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,00924 случая госпитализации на 1 жителя", абз. 8 раздела VI, абз. 12 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета (включая расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ; "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 13 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ; "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 15 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ; "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 16 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ; "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 18 и абз. 21 раздела VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
В судебном заседании прокурор "данные изъяты" поддержала исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и дополнила, что федеральное законодательство не наделяет субъекты Российской Федерации правом корректировать в сторону уменьшения средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования с учетом особенностей региона и наличия средств в региональном бюджете. Кроме того, Федеральная программа также не предполагает произвольного занижения средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финансирования.
Представитель административного ответчика "данные изъяты" в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, и объяснила, что в силу абз. 13 раздела VI Федеральной программы в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обосновано ниже средних нормативов, предусмотренных Федеральной программой. Оспариваемые положения Территориальной программы определены с учетом реальных потребностей населения в медицинской помощи в Алтайском крае, а также финансовыми возможностями регионального бюджета, поэтому они не противоречат федеральному законодательству.
Представители заинтересованных лиц - "данные изъяты". в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска прокурора Алтайского края, по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Из п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов в случае, если они приняты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными указанными в законе органами и должностными лицами в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.
На основании ч. 2 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд.
В судебном заседании установлено, что высшим органом исполнительной власти Алтайского края - Правительством Алтайского края ДД.ММ.ГГ принято постановление *** "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ".
Анализ данного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены п. 9 и п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи.
Следовательно, раздел VI и раздел VII Территориальной программы могут быть оспорены прокурором Алтайского края в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения относительно компетенции закреплены в подп. 7 п. 1 ст. 62 Устава (Основного закона) Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, предусматривающие нахождение в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края координации вопросов здравоохранения.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 ст. 8 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края", предусмотрено, что утверждение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относится к полномочиям Правительства Алтайского края в сфере охраны здоровья.
С учетом изложенного суд соглашается с позицией прокурора и Правительства Алтайского края о том, что оспариваемая Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ принята в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то органом исполнительной власти - Правительством Алтайского края.
Из ч. 1 ст. 87 Устава (Основного закона) Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** следует, что Правительство Алтайского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края и законов Алтайского края принимает постановления и распоряжения.
В силу ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" постановления Правительства Алтайского края входят в систему нормативных правовых актов Алтайского края.
Согласно п. 9.1 постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края" нормативные правовые акты Правительства Алтайского края принимаются (издаются) в виде постановлений.
Судом установлено, что оспариваемая в части Территориальная программа принята Правительством Алтайского края в форме постановления, то есть в соответствии с изложенными требованиями законодательства, предъявляемыми к форме нормативного правового акта.
В соответствии с п. 120 Регламента Правительства Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, рассмотрение проектов правовых актов Правительства Алтайского края осуществляется путем их рассмотрения на заседании Правительства Алтайского края либо путем письменного или электронного согласования членами Правительства Алтайского края, которые осуществляют координацию вопросов в соответствующей области (сфере) государственного управления.
Подпунктами 6 - 8 пункта 14 указанного регламента на заседаниях Правительства Алтайского края в обязательном порядке рассматриваются проекты постановлений по вопросам установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и проекты постановлений о формировании, упразднении (ликвидации) краевых и территориальных органов исполнительной власти Алтайского края. Иные проекты нормативных правовых актов Правительства Алтайского края могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства Алтайского края в случае их внесения по решению Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" Губернатор Алтайского края обеспечивает направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю копий нормативных правовых актов, принятых Правительством Алтайского края в семидневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой экспертизы. Нормативные правовые акты Алтайского края подлежат обязательному официальному опубликованию. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Из материалов административного дела следует, что постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в полном объеме опубликовано ДД.ММ.ГГ на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГ с присвоением номера государственной регистрации ***. Данные обстоятельства подтверждаются приобщенным к делу скриншотом "Официального интернет-портала правовой информации" (л.д. 100, том 1) и ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (л.д. 1, том 3).
В связи с этим суд полагает установленным, что требования закона о регистрации и опубликовании нормативного правового акта применительно к оспариваемой в части Территориальной программы соблюдены.
Нарушений процедуры принятия названного выше постановления, установленной Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности", постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края", Регламентом Правительства Алтайского края, которые не противоречат федеральному законодательству, судом при рассмотрении дела не установлено, о чем также свидетельствуют лист согласования от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 66, том 3), а также представленные доказательства того, что проект нормативного акта до его принятия прошел экспертизу в прокуратуре Алтайского края и Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (л.д. 36-40, 61-64, том 3).
Проверяя соответствие оспариваемых положений Территориальной программы положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
На основании ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 87 Устава (Основного закона) Алтайского края предусмотрено, что акты Правительства Алтайского края не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Алтайского края и законам Алтайского края.
При рассмотрении административного дела судом установлено наличие противоречий между отдельными положениями оспариваемых разделов VI и VII Территориальной программы и актами, имеющими большую юридическую силу.
Так, в силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ч. 4, п. 4 - п. 5 ч. 5, ч. 7 ст. 80 указанного федерального закона программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, помимо прочего, устанавливаются: базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Частями 1 и 3 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
На основании положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для страховых медицинских организаций (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 6).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (п. 2 ст. 8).
Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Она определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (ч. 1 и ч. 2 ст. 35).
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (ч. 3 ст. 35).
Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (ч. 9 ст. 35).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Она формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (п. 9 ст. 3, ч. 1 ст. 36).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (ч. 2 ст. 36).
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 36, а также абз. 26 раздела VII Федеральной программы).
Кроме того, разделом I Федеральной программы предусмотрено, что она устанавливает, помимо прочего, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Абзацем 20 раздела VII Федеральной программы установлено, что подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и разделом VII Федеральной программы, с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Таким образом, на основании системного толкования приведенных положений действующего законодательства, согласующихся между собой, суд приходит к выводу о том, что федеральный законодатель указал на необходимость установления объема финансового обеспечения Территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня, установленного Федеральной программой. Предусмотренные Федеральной программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации. Территориальная программа может определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не может снижать гарантированный на федеральном уровне объем бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации. В связи с этим не может быть принято во внимание указание представителя административного ответчика на отсутствие в действующем законодательстве требования об установлении территориальных нормативов не ниже предусмотренных Федеральной программой.
При этом позиция представителя Правительства Алтайского края о том, что установленные в Федеральной программе нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансового обеспечения являются средними, в связи с чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе их уменьшить, не может быть признана состоятельной. Само по себе указание о среднем уровне нормативов не наделяет субъекты Российской Федерации правом произвольно устанавливать нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансового обеспечения в размере меньшем, чем установленные Федеральной программой.
То обстоятельство, что в силу абз. 12 раздела VI и абз. 28 раздела VII Федеральной программы субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей регионов, а также в рамках подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо по видам, формам, условиям и этапам оказания медицинской помощи с учетом особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости населения, а также климатических и географических особенностей регионов, по мнению суда, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации занижать установленные Федеральной программой нормативы и не предоставляет им возможность уменьшения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, предоставляемого гражданам в соответствии с Федеральной программой.
Вместе с тем, Территориальной программой необоснованно занижены нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования по сравнению с нормативами, определенными Федеральной программой. В частности, разделом VI Территориальной программы установлены следующие нормативы объема медицинской помощи на одного жителя, оказываемой за счет средств краевого бюджета:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) - 0,225 посещения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,2256 посещения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,2264 посещения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ (включая посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому), по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,7 посещения на одного жителя (абзац 3);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, - 0,1184 обращения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,11873 обращения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,11915 обращения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,2 обращения на одного жителя (абзац 4);
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 0,00337 случая лечения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,00338 случая лечения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,00339 случая лечения на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,004 случая лечения на одного жителя (абзац 6);
- для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 0,00918 случая госпитализации на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,0092 случая госпитализации на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,00924 случая госпитализации на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,016 случая госпитализации на одного жителя (абзац 7);
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) - 0,0101 койко-дня на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, 0,01013 койко-дня на одного жителя на ДД.ММ.ГГ 0,01016 койко-дня на одного жителя на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет 0,092 койко-дня на одного жителя (абзац 8).
Разделом VII Территориальной программы установлены следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств краевого бюджета:
- на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты" (абзац 12);
- на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты" (абзац 13);
- на один случай лечения в условиях дневных стационаров - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты" (абзац 15);
- на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты" (абзац 16);
- на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, по Федеральной программе данный норматив на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты" (абзац 18).
Кроме того, разделом VII Территориальной программы установлены подушевые нормативы финансирования за счет средств краевого бюджета в расчете на одного жителя - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ, "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ и "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ (абзац 21), по Федеральной программе данный норматив составляет на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ - "данные изъяты" (абзац 22).
Анализ приведенных выше величин нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой, позволяют суду сделать вывод о том, что они занижены по сравнению с аналогичными показателями, установленными Федеральной программой. В то же время доказательств того, что Территориальной программой установлены дифференцированные нормативы объема медицинской помощи и дифференцированные нормативы финансовых затрат, административным ответчиком не представлено. Между тем, Федеральная программа, определяя порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности медицинской помощи, не предполагает произвольного дифференцирования и занижения средних объемов медицинской помощи, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финансирования.
Таким образом, Территориальная программа в оспариваемой части противоречит ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N *** "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 35 и ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также разделам VI и VII Федеральной программы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку само по себе установление оспариваемых нормативов основано на законе, но величины указанных нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевых нормативов финансирования на ДД.ММ.ГГ установлены ниже предусмотренных Федеральной программой, что недопустимо в силу изложенных выше правовых норм, поэтому суд принимает решение о признании оспариваемых положений разделов VI и VII Территориальной программы противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах требования прокурора Алтайского края, оспаривающего отдельные положения Территориальной программы, заслуживают внимания и подлежат удовлетворению.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что поскольку в соответствии с абз. 13 раздела VI Федеральной программы субъектами Российской Федерации в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, на основе реальной потребности населения предусмотренные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть установлены ниже средних нормативов, предусмотренных Федеральной программой, то оспариваемые нормативы Территориальной программы были обоснованно уменьшены исходя из реальных потребностей населения Алтайского края, а также финансовых возможностей регионального бюджета, судом не принимаются во внимание, как необоснованные. Во-первых, нормативы объема медицинской помощи могут быть ниже средних нормативов, предусмотренных только разделом VI Федеральной программы. Во-вторых, согласно абз. 13 раздела VI Федеральной программы в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обосновано ниже средних нормативов, но с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения. Между тем, по сведениям Министерства здравоохранения Алтайского края уровень заболеваемости и смертности населения Алтайского края от социально значимых заболеваний в ДД.ММ.ГГ был выше среднероссийского уровня, в связи с чем основания для применения указанной правовой нормы отсутствуют. Кроме того, в силу п. 5 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ" в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским уровнем заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов, в отношении некоторых субъектов Российской Федерации на основании данных медицинской статистики установлены понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, предусмотренным Федеральной программой, от 0,7 до 0,9. Алтайский край в этом перечне отсутствует.
При этом Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с подп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** для Алтайского края дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, рекомендованы с учетом коэффициента дифференциации объема медицинской помощи в размере 1,3 (абз. 3 п. 5 и приложение *** письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***).
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся в течение трех месяцев, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" нормативные правовые акты Алтайского края подлежат официальной публикации. Официальным опубликованием считается опубликование их текстов в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать абз. 3 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,225 посещения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,2256 посещения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,2264 посещения на 1 жителя (включая посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому)", абз. 4 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,1184 обращения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,11873 обращения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,11915 обращения на 1 жителя", абз. 6 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,00337 случая лечения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,00338 случая лечения на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ 0,00339 случая лечения на 1 жителя", абз. 7 раздела VI в части слов "за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на ДД.ММ.ГГ - 0,00918 случая госпитализации на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,0092 случая госпитализации на 1 жителя, на ДД.ММ.ГГ - 0,00924 случая госпитализации на 1 жителя", абз. 8 раздела VI, абз. 12 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета (включая расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 13 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ; "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 15 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 16 раздела VII в части слов "за счет средств краевого бюджета - "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ; "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГ", абз. 18 и абз. 21 раздела VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Р.В. Знаменщиков
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.