Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 51-АПГ18-6 настоящее решение изменено
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора Беспаловой М.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) в части отдельных положений,
установил:
"данные изъяты" обратился в суд с административным иском о признании решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) в части отнесения к территориальной зоне Р.1 (зона городских парков, садов, скверов) (Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края), в части отнесения к территориальной зоне с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов, кладбища (Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края), - фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", - недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения административных исковых требований (л.д.134-135 т.1).
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ без оформления документов административным истцом был приобретен самовольно возведенный жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу. С момента приобретения и по сегодняшний день "данные изъяты" проживает в доме, использует земельный участок по его прямому назначению - для эксплуатации жилого дома.
В целях оформления жилого дома и земельного участка ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" в уполномоченных органах получил контрольную съемку земельного участка, выписку из технического паспорта. Согласно техническому заключению ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГ жилой дом соответствует строительным и техническим нормам, не представляет угрозы для жизни и здоровья людей и не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан.
Согласно градостроительной справке от ДД.ММ.ГГ, выданной "данные изъяты" объект расположен в зоне городских парков, садов, скверов (Р.1), в силу ст.77 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула не соответствует разрешенному использованию зоны Р.1.
Письмом от ДД.ММ.ГГ Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула отказал "данные изъяты" в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности, ссылаясь на нахождение земельного участка в зоне городских парков, садов, скверов (Р.1), а также в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов, кладбища, поскольку градостроительным регламентом территориальной зоны Р.1, п.5 ст.90 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, п.п.5.1-5.4 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не предусмотрено размещение жилых домов в указанных зонах.
Однако, зоны с особыми условиями использования территории в Генеральном плане города Барнаула, Правилах землепользования и застройки установлены неофициально и незаконно - не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют эпидемиологические заключения. Соответственно ссылка на наличие зон как основание для отказа не правомерна.
Отнесение земельного участка к территории городских парков, садов, скверов осуществлено без учета требований законодательства. Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" противоречат ч.3 ст.9, ч.ч.9, 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, другие земельные участки, расположенные по "адрес", оформлены в собственность, хотя так же находятся в территориальной зоне Р.1.
Признание в судебном порядке недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" в части оспариваемых положений позволит административному истцу реализовать право собственности, право на жилище в соответствии с законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц Администрации "адрес", Комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения административного истца "данные изъяты", его представителя "данные изъяты" поддержавших заявленные требования, представителя административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" "данные изъяты", возражавшей против удовлетворения административного иска, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, суд приходит в выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края" утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края, действующий в редакции от ДД.ММ.ГГ (далее - Генеральный план "адрес").
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее Правила землепользования и застройки "адрес"). Приложением 1 к Правилам является Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес" Алтайского края, приложением 2 - Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес".
Решение официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***, а также размещено на официальном Интернет-сайте города Барнаула "данные изъяты"), внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
В последующем решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** в Правила землепользования и застройки вносились изменения. На день рассмотрения настоящего административного иска Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края действуют в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определена ст.ст.31, 32 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Компетенция и полномочия Барнаульской городской Думы, порядок принятия, обнародования, вступления в силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" судом проверен, нарушений при принятии оспариваемого решения не установлено.
Кроме того, порядок принятия, обнародования, вступления в законную силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" проверен при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению "данные изъяты" об оспаривании в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края" и решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу, признан соблюденным.
Компетенция и полномочия Барнаульской городской Думы, порядок принятия, обнародования, вступления в силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в ред. решения от ДД.ММ.ГГ ***)" не нарушен. Решение зарегистрировано в регистре муниципальных правовых актов.
Земельный участок по "адрес" согласно Карте градостроительного зонирования (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) находится в территориальной зоне садов, парков, скверов (Р.1), согласно Карте зон с особыми условиями использования территории (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) - в санитарно-защитной зоне.
С момента утверждения Правил землепользования и застройки решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" изменения в части отнесения вышеуказанного земельного участка к территориальной зоне садов, парков, скверов, к санитарно-защитной зоне в Правила землепользования и застройки не вносились.
По вопросу соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п.2 ст.1 ГрК РФ).
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п.5 ст.1 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 ГрК РФ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования являются Правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 ГрК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч.ч.3, 9 ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с п.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В соответствии с п.п.9, 10 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с ч.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительный регламент территориальной зоны Р.1, установленный ст.77 Правил землепользования и застройки города Барнаула, не предусматривает размещение жилых домов в качестве основного вида разрешенного использования, либо в качестве условно разрешенного или вспомогательного вида разрешенного использования.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.
Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.1 ГрК РФ).
В соответствии с ч.ч.1, 7, 8 ст.35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п.п.1, 2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
На основании п.3 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно п.п.4.2-4.4 которых установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Как следует из обстоятельств дела, земельный участок по адресу: "адрес", - на кадастровом учете не стоит, сведения о нем, а также о жилом доме в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.180 т.1). Административным истцом суду представлен договор от ДД.ММ.ГГ, выполненный в простой письменной форме, согласно которому он купил у "данные изъяты" дом по "адрес" (л.д.21 т.1).
Согласно выписке из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГ, дом, пристрой, мансарда, расположенные по адресу: "адрес", - являются самовольными постройками, расположены на земельном участке площадью "данные изъяты" (л.д.22-25 т.1).
Как следует из технического заключения ***, выданного филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, год постройки жилого "адрес" год, год постройки пристроя ДД.ММ.ГГ. Техническое состояние конструкций жилого дома и пристроя угрозы для жизни и здоровья граждан не представляет, пригодны для дальнейшей эксплуатации (л.д.26-32 т.1).
Согласно градостроительной справке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ в соответствии с Правилами землепользования и застройки "адрес" жилой дом расположен в зоне городских парков, садов, скверов (Р.1), объект не соответствует виду разрешенного использования зоны Р.1; в соответствии с Генеральным планом "адрес" жилой дом находится в санитарно-защитной зоне промышленных и коммунальных объектов, расположенных в данном районе (л.д.33-40 т.1).
Письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты". сообщено о принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес". Основанием отказа явились подп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований градостроительного законодательства - нахождение земельного участка в территориальной зоне Р.1 и санитарно-защитной зоне, размещение жилых домов в которых не допускается (л.д.41 т.1).
Согласно фрагменту Генерального плана города Барнаула (как в первоначальной, так и в действующей редакции) земельный участок по адресу: "адрес", - находится в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования и дороги, а также в санитарно-защитной зоне (л.д.105 т.1).
Согласно подготавливаемому проекту Генерального плана городского округа - города Барнаула земельный участок так же будет находиться в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования (л.д.4-5 т.2).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Барнаула (как в первоначальной редакции от ДД.ММ.ГГ, так и в действующей редакции от ДД.ММ.ГГ) земельный участок находится в территориальной зоне Р.1 - зоне городских парков, садов, скверов и в санитарно-защитной зоне (л.д.106, 107, 165, 166, 167 т.1, л.д.1 т.2). С момента принятия Правил границы территориальной зоны, зоны с особыми условиями использования территории в пределах земельного участка не менялись.
Таким образом, земельный участок и жилой дом не соответствуют градостроительному регламенту территориальной зоны Р.1, установленному Правилами землепользования и застройки города Барнаула. При этом сами Правила землепользования и застройки не противоречат Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, а также документу территориального планировании - Генеральному плану городского округа - города Барнаула. В данной части судом не установлено противоречия оспариваемого решения законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п.5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН ***, подп.1 п.5.1 ч.5 ст.90 Правил землепользования и застрой города Барнаула в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В соответствии с п.5.5 ч.5 ст.90 Правил землепользования и застрой города Барнаула порядок предоставления земельных участков, расположенных (полностью или в части) в границах установленных санитарно-защитных зон промышленных предприятий (групп предприятий, промышленных узлов), производится в соответствии с действующим законодательством с обязательным учетом режима землепользования, определенного утвержденным проектом данной санитарно-защитной зоны.
Согласно информации Управления Росреестра по Алтайскому краю в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах санитарно-защитных зон ряда предприятий и сооружений, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул.
При этом согласно ответам Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ (л.д. 98, 159-160 т.1) ближайшими промышленными объектами к земельному участку по адресу: "адрес" которому выдано санитарно-эпидемиологическое заключение *** от ДД.ММ.ГГ, и "данные изъяты" ( "адрес"), которому выдано санитарно-эпидемиологическое заключение *** от ДД.ММ.ГГ. Из ответов также следует, что земельный участок в санитарно-защитную зону указанных предприятий не попадает.
Данное обстоятельство подтверждается ответом "данные изъяты" и представленной документаций по установлению санитарно-защитной зоны (л.д.16-31 т.2), а также экспертным заключением *** от ДД.ММ.ГГ, выданным на проект санитарно-защитной зоны "данные изъяты" (л.д.55-58 т.2).
Наличие других объектов, для которых установлены санитарно-защитные зоны, в которые попадает земельный участок по адресу: "адрес", - по делу не установлено.
Указание в сводной пояснительной записке к Генеральному плану города Барнаула списка санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий города Барнаула, а также отображение санитарно-защитных зон на карте (приложение к Генеральному плану) не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки города Барнаула, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен иной порядок установления санитарно-защитных зон.
Вместе с тем, хотя при рассмотрении дела установлено, что фактически земельный участок не находится в санитарно-защитной зоне промышленных, коммунально-складских объектов, а зона кладбища в отказе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ указана ошибочно, основания для признания Правил землепользования и застройки города Барнаула недействующими в данной части суд не находит.
В ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, в том числе, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Обосновывая нарушение прав, административный истец указал, что в части оспариваемых положений решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) препятствует получению в собственность бесплатно земельного участка и дальнейшему узаконению самовольно возведенного жилого дома.
Так, в соответствии с подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п.4 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Между тем, из обстоятельств дела следует, что в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства земельный участок не может быть предоставлен под возведенную постройку, поскольку находится в территориальной зоне, градостроительный регламент которой не предусматривает эксплуатацию жилого дома.
При таких обстоятельствах установление в Правилах землепользования и застройки города Барнаула санитарно-защитной зоны прав "данные изъяты" не затрагивает.
Кроме того, суд учитывает положения п.4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.8 ст.53 Правил землепользования и застройки города Барнаула, согласно которым несоответствующие градостроительному регламенту земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Суд не усматривает противоречия оспариваемых положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) положениям ч.3 ст.9, ч.ч.9, 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку решение принято с учетом документов территориального планирования.
В силу п.2 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки, в связи с чем довод административного истца о том, что при разработке Правил землепользования и застройки города Барнаула не учтено фактически сложившееся землепользование, является ошибочным.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
"данные изъяты" в удовлетворении административного иска к Барнаульской городской Думе о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) в части отнесения к территориальной зоне Р.1 - зона городских парков, садов, скверов (Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края), в части отнесения к территориальной зоне с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне (Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края) фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", - отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.