Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2018 г. N 78-АПГ18-19 настоящее определение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Рунове Д.Ю,
с участием прокурора Севастьяник Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-55/2018 по административному исковому заявлению Лашера А.И. о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела",
установил:
Правительством Санкт-Петербурга 7 марта 2006 года принято постановление N210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", которым утверждено Положение об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге (пункт 1.1) и Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге (пункт 1.2).
Данное постановление внесено в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 5 апреля 2006 года за регистрационным номером N3099.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Санкт-Петербургские ведомости" от 13 апреля 2006 года N64, "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" от 28 апреля 2006 года N4.
Согласно пункту 6.1 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге (в редакции постановлений правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2008 года N 522, от 15 января 2013 года N 9) выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища осуществляются на основании договора, заключаемого ГУ "Специализированная служба" по результатам конкурса, проводимого в порядке, определяемом Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге (в редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2008 года N 522) установлено, что лица, заключившие с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища осуществляют:
погребение умерших (погибших) и оказание услуг по погребению;
оказание услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем;
оказание отдельных видов или всего комплекса ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому правительством Санкт-Петербурга тарифу в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О погребении и похоронном деле";
обеспечение надлежащего похоронного обслуживания населения, включающего весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших);
решение отдельных вопросов, возникающих при исполнении волеизъявления умершего (погибшего) о погребении его тела;
погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при их невозможности осуществить погребение, а также погребение умерших (погибших), личность которых не установлена;
принятие по согласованию с ГУ "Специализированная служба" планировочных решений соответствующего кладбища, оборудование, эксплуатацию и благоустройство его территории, проведение текущего и капитального ремонта;
ведение электронного учёта захоронений.
Пунктом 7.5 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге (в редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2008 года N 522) установлено, что подготовку могил и погребение умершего производят только лица, заключившие с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Подготовка могил и погребение умершего (погибшего) производится, как правило, через 24 часа после наступления смерти. В исключительных случаях (чрезвычайные ситуации, требования органов санитарно-эпидемиологического надзора, органов здравоохранения, особенности обряда отдельных конфессий и т.п.) подготовка могил и погребение умершего (погибшего) могут производиться в более ранние сроки после оформления заказа на организацию похорон.
Лашер А.И. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими пункт 7.5 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге и пункт 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утверждённых постановлением правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела", ссылаясь на их несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2016 года административный иск принят к производству; делу присвоен регистрационный номер N3а-146/2016 (том 1, л.д.49-50).
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2016 года производство по данному делу прекращено (том 2, л.д.167-170).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2017 года определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2016 года оставлено без изменения (том 2, л.д.237-248).
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2017 года определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2017 года отменены; дело направлено в Санкт-Петербургский городской суд для рассмотрения по существу (том 2, л.д.272-280).
При новом рассмотрении дела административный истец в порядке, установленном статьёй 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уточнил заявленные требования (том 3, л.д.38-40, том 3, л.д.58-68), просил признать недействующими пункты 6.1 и 6.2 (абзацы 1-6) Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, пункт 7.5 (абзац 1) Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утверждённых постановлением правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела", поскольку они противоречат статье 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", статьям 1, 10, 124, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 9, 10, 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьям 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в которой указанные положения в их взаимосвязи с учётом правоприменительной практики:
ограничивают права потребителя ритуальных услуг на выбор исполнителя ритуальных услуг на соответствующем кладбище, в том числе услуг по подготовке могил и погребению умершего, а также влиять на условия договора, заключаемого на возмездной или безвозмездной основе, на оказание ритуальных услуг, в том числе услуг по подготовке могил и погребению умершего, между потребителем ритуальных услуг и лицом, заключившим с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища;
обязывают потребителя ритуальных услуг заключать договор на оказание ритуальных услуг, в том числе услуг по подготовке могил и погребению умершего, только с лицом, заключившим с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища;
предоставляют только лицу, заключившему с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, право оказывать потребителям весь комплекс ритуальных услуг на территории соответствующего кладбища, в том числе услуг по подготовке могил и погребению умершего;
предоставляют соответствующему органу государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга полномочия определять субъектный состав исполнителей ритуальных услуг на соответствующем кладбище, в том числе услуг по подготовке могил и погребению умершего, а также условия договора между потребителем и исполнителем ритуальных услуг, заключаемого на возмездной или безвозмездной основе, на оказание ритуальных услуг, в том числе услуг по подготовке могил и погребению умершего.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые нормы ограничивают его право, как потребителя, на свободу выбора исполнителя по оказанию ритуальных услуг на конкретном кладбище; лишают участника таких правоотношений возможности вступать в договорные отношения с теми хозяйствующими субъектами, которые предлагают наилучшие условия и качество выполнения оказываемых ритуальных услуг, в отсутствие у них требуемого договора с ГУ "Специализированная служба". Такое правовое регулирование рынка ритуальных услуг Санкт-Петербурга не является допустимым в условиях презумпции добросовестности конкуренции и недопустимости злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта.
В судебное заседание административный истец Лашер А.И. не явился, об отложении судебного заседания не просил, направил в суд своего представителя Радюка К.В, действующего на основании доверенности от "дата", который в судебное заседание явился, на удовлетворении требований административного иска настаивает.
Представители административного ответчика, правительства Санкт-Петербурга, Шустиков Г.Ю, действующий на основании доверенности от "дата", Дубовикова А.Ф, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явились, просят отказать в удовлетворении требований административного иска, полагая их необоснованными. В частности, указали, что оспариваемый в части нормативный акт принят в пределах предоставленной субъекту федерации компетенции с соблюдением порядка его принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о чём представили письменные возражения на административный иск (том 3, л.д.176-182).
В отсутствие сведений об уважительности причин неявки административного истца в судебное заседание и отсутствие просьбы об отложении рассмотрения дела, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 25 Закона о погребении и похоронном деле похоронное дело в Российской Федерации является самостоятельным видом деятельности, организация которого осуществляется органами местного самоуправления (абзац 1 пункта 2); законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (абзац 2 пункта 2).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2015 года N2237-О, положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", взятые во взаимосвязи с его статьёй 79 (абзацы первый и второй части 3), и положения Федерального закона "О погребении и похоронном деле" определяют лишь полномочия органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в области похоронного дела и не предопределяют конкретный порядок организации похоронного дела на их территории.
В развитие приведённых нормативных положений 4 октября 2006 года принят Закон Санкт-Петербурга N408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге".
Статьёй 3 данного закона установлены полномочия правительства Санкт-Петербурга по регулированию отношений, связанных с похоронным делом.
Так, к полномочиям правительства Санкт-Петербурга отнесены: организация похоронного дела, в том числе определение статуса кладбищ, установление видов (комплекса) ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому тарифу; создание специализированной службы Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела, определение порядка её деятельности; определение порядка деятельности и эксплуатации кладбищ и крематориев, расположенных на территории Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; определение стоимости комплекса услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в соответствии с действующим законодательством; установление требований к качеству услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению; установление санитарных и экологических требований и правил содержания мест погребения.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 4 октября 2006 года N408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" закреплено, что правительство Санкт-Петербурга вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга часть своих полномочий, предусмотренных данным Законом Санкт-Петербурга.
Реализуя эти полномочия, правительство Санкт-Петербурга 7 марта 2006 года приняло постановление N 210, что по форме нормативного акта согласуется с требованиями пункта 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга.
Ранее отмечено, что первоначальный текст данного постановления внесён в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и опубликован в соответствующих изданиях, что соответствует требованиям абзаца 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 27 сентября 1995 года N101-14 "О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов власти Санкт-Петербурга", действовавшего до 12 августа 2010 года, согласно которому нормативные правовые акты правительства Санкт-Петербурга подлежат официальному опубликованию в "Вестнике Администрации Санкт-Петербурга" либо иных официальных печатных изданиях правительства Санкт-Петербурга, официальных печатных изданиях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Постановление правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2008 года N522 "О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210" опубликовано в печатном издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" от 19 мая 2008 года N18 и в печатном издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" от 23 июня 2008 года N6.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга", действующего с 13 августа 2010 года и по настоящее время (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N124-19), официальным опубликованием правового акта правительства Санкт-Петербурга является первое размещение его полного текста на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет в виде электронной копии бумажного документа.
Как следует из пункта 2.1 Порядка официального опубликования правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года N865 (в действующей редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2015 года N554), официальным сайтом Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является адрес: www.gov.spb.ru.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2013 года N9 "О внесении изменений в некоторые постановления правительства Санкт-Петербурга" внесены изменения в постановление правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210; это постановление опубликовано 18 января 2013 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, что согласуется с ранее изложенными региональными правовыми нормами.
Пунктом 5 постановления правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября N961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления правительства Санкт-Петербурга" внесены изменения в Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утверждённое постановлением правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210. Это постановление 11 ноября 2016 года опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
Во взаимосвязи указанного, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" принято компетентным исполнительным органом с соблюдением предусмотренной процедуры принятия и его первоначального официального опубликования и последующих опубликований его изменений.
Оценивая доводы истца о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением ввиду его несоответствия нормам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что административный истец взял на себя обязательства по захоронению умершей "... " (том 3, л.д.76), в связи с чем заключил договор на оказание услуг по погребению умершей с обществом с ограниченной ответственностью "Похоронная служба" (далее - ООО "Похоронная служба").
В материалы дела представлено заявление Лашера А.И. от "дата" в ООО "Похоронная служба", в котором он просит произвести захоронение умершей "... ". в землю в гробу в 2016 году на свободное место на участке 1-ый Вишневый 14 ряд 5 место кладбища; стоимость услуг по заявлению определена: оформление удостоверения о захоронении: 620 рублей, поднос и подсыпка песка 0,5 т: 500 рублей, рытьё могилы и захоронение на свободное место: 4 200 рублей, деревянный поребрик: 700 рублей; установка деревянного поребрика: 140 рублей; установка ЦПС: 250 рублей (том 1, л.д.10).
Лашеру А.И. "дата" выданы квитанции, подтверждающие оплату указанных ритуальных услуг на сумму 3 600 рублей (том 1, л.д.11), на сумму 9 710 рублей (том 1, л.д.12).
Лашер А.И. в эту же дату направил письмо генеральному директору общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее по тексту - ООО "Ритуал"); в данном заявлении Лашер А.И. сообщил, что для выполнения работ, связанных с погребением умершей, заключил договор с обществом с ограниченной ответственностью "Похоронная служба", стоимость услуг которого ниже и доступнее стоимости аналогичных услуг в ООО "Ритуал"; в связи с чем просил предоставить безвозмездно участок земли для захоронения, выписать счёт на оплату следующих услуг: выход специалиста, составление схемы, оформление документов (том 1, л.д.15).
Согласно заключению ООО "Ритуал" возможно произвести захоронение, гроб с телом умершей "... " на свободное место 2,0*1,5 на участке 1-ый Вишневый 14 ряд 5 место; указана стоимость ритуальных услуг: выход специалиста: 490 рублей; оформление документов: 380 рублей; составление схемы: 430 рублей; поднос и подсыпка песка 0,5 т: 700 рублей; рытьё и захоронение на свободное место: 5 100 рублей; деревянный поребрик: 930 рублей; установка деревянного поребрика: 170 рублей; установка ЦПС: 310 рублей; разовая уборка: 970 рублей.
В ответ на обращение истца письмом от "дата" ООО "Ритуал" заявителю разъяснило, что оказание перечисленных услуг на территории Нового Колпинского кладбища осуществляют только работники этого общества; захоронение умершей "... " может быть осуществлено исключительно работниками ООО "Ритуал", а оказание данных услуг иными лицами на территории Нового Колпинского кладбища незаконно и является нарушением законодательства (том 1, л.д.16-17).
Суд полагает, что оспариваемые нормы не противоречат статье 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", статьям 1, 10, 124, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из приложения к возражениям административного ответчика на иск (том 3, л.д.206-208), не оспоренных истцом, в Санкт-Петербурге имеется 88 кладбищ, в отношении которых ГУ "Специализированная служба" заключила 31 договор с различными организациями, при этом 94 организации, оказывающие ритуальные услуги, участвовали в конкурсах на право заключения таких договоров.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортёрами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом согласно пункту 1 статьи 1 указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются только нормативными правовыми актами Российской Федерации, а оспариваемое в части постановление такие правоотношения не регулирует, не вторгается в компетенцию Российской Федерации в области гражданского законодательства, поскольку не устанавливает правового регулирования договорных и обязательственных отношений.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утверждённым Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N14-ст, в категории деятельность по предоставлению прочих персональных услуг выделяется группа 96.03 - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, которая включает, в том числе захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков; предоставление услуг по похоронам или услуг кремации, изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей.
Пунктом 2.3.7 "Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008", утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 года N516-ст ритуальные услуги отнесены к "Услугам бытовым".
Данный документ утратил силу с 1 января 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11 июня 2014 года N551-ст, которым введён в действие новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения".
Согласно пункту 2.1.1 данного национального стандарта, похоронное дело - это самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учётом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.
Ритуальное обслуживание населения: предоставление ритуальных услуг на безвозмездной основе или за плату (пункт 2.1.2); специализированная служба по вопросам похоронного дела: хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших (пункт 2.1.3).
Предлагаемый пакет услуг населению должен формироваться без отступления от нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (примечание 2 к пункту 2.1.3).
Пунктом 2.1.4 установлено, что ритуальные услуги - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (примечание к пункту 2.1.4).
Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги - это организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела (пункт 2.1.7 указанного национального стандарта).
Согласно пункту 2.1.9 этого же стандарта, потребитель ритуальной, мемориальной услуги: физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязанности по осуществлению погребения умершего или погибшего.
Таким образом, ритуальные услуги в целом, в том числе и оказание услуг по санитарной и косметической обработке тел, сохранению (бальзамированию) тел умерших, реставрации тел умерших, не относятся к медицинской (или иной) деятельности и, в свою очередь, образуют рынок свободного обращения товара, на который не может быть ограничен доступ хозяйствующим субъектам; при этом конечными потребителями ритуальных услуг являются граждане или юридические лица, которые в целях получения таких услуг заключают договоры на оказание ритуальных услуг.
Действующим законодательством предусмотрен и национальный стандарт "ГОСТ Р54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования", утверждённый и введённый в действие Приказом Росстандарта от 8 декабря 2011 года N746-ст.
Согласно пункту 5.1.4 данного национального стандарта, обязательными условиями для оказания ритуальных услуг являются, среди прочих, наличие договора на организацию и проведение похорон в соответствии с волеизъявлением умершего (или родных и близких), заключённого между организацией, работающей в области похоронного дела, и потребителем, оформленного в месте, предпочтительном для потребителя; предоставление достоверной информации о порядке организации похоронного дела и предоставления ритуальных услуг, обеспечение свободы выбора услуг потребителем; соблюдение сроков оказания услуг в соответствии с договором.
Пунктом 5.1.5 этого же стандарта также предусмотрено, что услуги по организации и проведению похорон следует предоставлять на основании договора с потребителем услуг, включая спецификацию услуг и продукции в соответствии с требованиями потребителя.
Договор может предусматривать передачу потребителем своих прав другим лицам в установленном порядке, в том числе путём переоформления удостоверений о захоронениях, электронных паспортов захоронений.
Не допускается насильственное навязывание проведения того или иного вида похоронного обряда, а также введение в обряд (в том числе на основе волеизъявления умершего, его родных и близких) элементов, нарушающих гражданские права, свободы и обязанности, установленные действующим законодательством.
Указанным нормативным положениям национального стандарта корреспондируют нормы действующего гражданского законодательства.
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации договором признаёт соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420); закрепляет правило, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, а также договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункты 1 и 4 статьи 421, статья 422).
Таким образом, по смыслу федерального законодателя, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Применительно к сфере рынка ритуальных услуг потребители вправе, исходя из наличия у них свободы собственного усмотрения, выбирать хозяйствующий субъект, специализирующийся на выполнении таких услуг; понуждение к заключению соответствующих договоров с конкретным хозяйствующим субъектом ритуальных услуг, либо создание препятствий для заключения таких договоров с иными хозяйствующими субъектами, которые также вправе осуществлять данную деятельность, следует расценивать как неоправданное ограничение волеизъявления потребителей; такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.
Принцип свободы договора в его взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" с позиции потребителя ограничено лишь возможностью принять решение о заключении договора на оказание услуг или об отказе в его заключении; потребитель не обладает переговорной властью и практически лишён возможности влияния на содержание условий заключаемых им договоров, за исключением тех, в отношении которых другая сторона оставила выбор за потребителем.
В то же время сам по себе факт заключения потребителем договора на оказание услуг с хозяйствующим субъектом, не обладающим статусом администрации кладбища, на территории которого планируется захоронение умершего лица, свидетельствует о наличии у него права выбора исполнителя таких услуг.
Ссылаясь на ограничение такого права на конкретном кладбище, административный истец в обоснование своей позиции в то же время представляет договор на оказание таких услуг, заключённый с ООО "Похоронная служба" (том 1, л.д.10-14), которое также правомочно оказывать ритуальные услуги несмотря на отсутствие у этого общества договора, заключённого с ГУ "Специализированная служба".
Таким образом, доводы истца об ограничении его права на выбор исполнителя ритуальных услуг на соответствующем кладбище, в том числе и тех, с которыми договор на оказание ритуальных услуг с ГУ "Специализирована служба" не заключён, входит в противоречие с представляемыми им же доказательствами и фактически опровергается ими в полном объёме.
Административный истец представлением указанного выше договора подтвердил наличие реальной возможности заключения потребителями договоров на оказание ритуальных услуг с иными хозяйствующими на рынке ритуальных услуг субъектами, не являющимися администрациями конкретных кладбищ.
В таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушении его прав, как потребителя ритуальных услуг, основанные на принципах свободы договора и недопустимости понуждения участника ритуальных правоотношений к заключению договора, не находят своего подтверждения в материалах дела.
Доводы истца об отсутствии реальной исполнимости условий такого договора находятся вне правового поля в рамках требований о проверке соответствия региональных норм субъекта в порядке абстрактного нормоконтроля; неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств хозяйствующим субъектом рынка ритуальных услуг перед потребителем по такому договору подлежат разрешению в ином порядке; проверка соответствия региональных норм в порядке судебного нормоконтроля не может быть осуществлена через призму проверки надлежащего исполнения стороной гражданско-правового договора (в частности, хозяйствующим субъектом) его условий, или поставлена в зависимость от этих обстоятельств.
Кроме того, данные доводы являются несостоятельными, поскольку наличие у ООО "Похоронная служба" не оспоренного и не расторгнутого договора с административным истцом обязывало это общество в целях надлежащего исполнения принятых на себя обязательств на заключение соответствующего договора с ООО "Ритуал".
Вместе с тем, какого-либо отказа ООО "Ритуал" заключить с ООО "Похоронная служба" соответствующий договор, суду не представлено.
Правовая неопределённость стоимости ритуальных услуг при субъективной оценке потребителем допустимости таких стоимостных показателей у различных хозяйствующих субъектов, на которую также ссылается истец, не противоречит принципу организации похоронного дела и предоставления ритуальных услуг в условиях недопустимости монополизации осуществления деятельности одним хозяйствующим субъектом в контексте статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установление различных денежных эквивалентов стоимости ритуальных услуг ещё не свидетельствует об ограничении прав потребителя на выбор исполнителя этих услуг, напротив, соответствует свободе такого выбора потребителем конкретного исполнителя по мотиву ценообразующего фактора.
Более того, из буквального толкования оспариваемых региональных норм не следует наличие в них каких-либо формулировок о понуждении (или обязании) потребителя ритуальных услуг к заключению договора на их оказание с конкретным хозяйствующим субъектом, в том числе и администрацией определённого кладбища.
Определение в региональных нормах порядка организации похоронного дела на территории субъекта федерации (и в части порядка определения администрации кладбища и её компетенции) не свидетельствуют о вторжении регионального законодателя в компетенцию Российской Федерации в области гражданского законодательства.
Вопреки доводам административного истца, определение порядка организации похоронного дела на территории субъекта федерации, в том числе путём установления ответственной за конкретное кладбище администрации, и иных лиц, являющихся исполнителями ритуальных услуг, также правомочных предоставлять потребителям комплекс (или отдельные виды) ритуальных услуг, статье 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", статьям 1, 10, 124, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречит.
Федеральным законодательством (в частности, статьями 9, 10 Закона о погребении и похоронном деле) предусмотрено как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, созданной органом местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счёт с последующим получением социального пособия.
Так, в статье 9 Закона о погребении и похоронном деле установлен гарантированный перечень услуг по погребению. В частности, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1).
Правительством Санкт-Петербурга 20 мая 2008 года принято постановление N579, которым установлено, что виды (комплекс) ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому тарифу в Санкт-Петербурге, устанавливается Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 26 ноября 2013 года N2964-р установлены виды (комплексы) ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому тарифу в Санкт-Петербурге, в частности: установлены виды (комплекс) ритуальных услуг по санитарной и косметической обработке тел умерших (погибших), предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому тарифу в Санкт-Петербурге, согласно приложению N1 (пункт 1 постановления); установлены виды (комплекс) ритуальных услуг по погребению умерших (погибших), предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому тарифу в Санкт-Петербурге, согласно приложению N2 (пункт 2 постановления).
В системной взаимосвязи приведённой нормативных предписаний, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению, и в выборе формы осуществления такого погребения.
Частью 1 статьи 29 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В городе федерального значения Санкт-Петербурге создано Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" (далее по тексту - Специализированная служба) (пункт 2 постановления правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге").
Пунктом 5 Положения об организации похоронного дела предусмотрена компетенция Специализированной службы, которая обеспечивает, среди прочего, эксплуатацию и содержание кладбищ, расположенных на территории Санкт-Петербурга; проведение конкурсов на право заключения договоров на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища и выполнение в этих целях полномочий организатора конкурса, переданных ей в установленном порядке; координацию деятельности лиц, заключивших со Специализированной службой договоры на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, включая оказание гарантированного перечня услуг по погребению, а также иных лиц, осуществляющих ритуальные услуги, осуществление контроля за выполнением ими обязательств по заключённым со Специализированной службой договорам.
Пунктом 2.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утверждённого постановлением правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210, поименованы лица, оказывающие ритуальные услуги:
Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги";
лица, осуществляющие деятельность по преданию тела умершего (погибшего) огню (кремации);
лица, заключившие с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища;
лица, оказывающие агентские услуги, связанные с погребением умерших (погибших);
лица, оказывающие транспортные услуги, связанные с погребением умерших (погибших);
государственные учреждения здравоохранения, имеющие подразделения по оказанию услуг по подготовке тел умерших (погибших) к погребению;
лица, осуществляющие изготовление, реализацию, поставку и прокат обрядовых принадлежностей, а также оказывающие обрядовые услуги.
Оспариваемые нормы являлись предметом судебной проверки в рамках абстрактного нормоконтроля в арбитражном суде.
Так, решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 мая 2014 года частично удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" о признании пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге и пунктов 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.5, 7.8, 7.10, 7.15, 8.1, 8.2, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге несоответствующими положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции"; в части требований о признании данных норм противоречащими Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2014 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 мая 2014 года в части прекращения производства по делу оставлено без изменения, а в части удовлетворения требований заявителя отменено, оспариваемые нормы признаны соответствующими положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (том 2, л.д.210-216).
Во исполнение Положения об организации похоронного дела распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 28 октября 2013 года N... объявлен конкурс на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища; приложением N... к распоряжению утверждён перечень кладбищ Санкт-Петербурга для заключения указанных договоров, среди которых указаны кладбища Колпинского района Санкт-Петербурга (в том числе Новое Колпинское кладбище (пункт 1.2); кладбища Курортного района Санкт-Петербурга, Петродворцового района Санкт-Петербурга, Пушкинского района Санкт-Петербурга, Кронштадтского района Санкт-Петербурга; утверждён Порядок проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Санкт-Петербурга, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища согласно приложению N... (пункт 2.2 распоряжения); утверждёно Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурса согласно приложению N... (пункт 2.3 распоряжения).
Как следует из Порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Санкт-Петербурга, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, организатором конкурса является Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (пункт 1.3); конкурс является открытым и проводится без предварительного квалификационного отбора (пункт 1.5); победителем конкурса признаётся участник конкурса, предложивший наилучшие условия договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Санкт-Петербурга, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища (пункт 1.6).
Аналогичное содержание термина "победитель конкурса" закреплено в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг, утверждённой и.о.председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга 13 ноября 2013 года.
Этой же конкурсной документацией определён проект договора на выполнение работ, заключаемого по результатам конкурса.
Извещение о проведении такого конкурса размещено на информационном сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга 19 ноября 2013 года.
Согласно заключению рабочей группы конкурсной комиссии, заявки ООО "Похоронное бюро Колпинского района" и ООО "Ритуал" полностью соответствуют требованиям конкурсной документации. Рейтинг заявки ООО "Ритуал" составил 198; ООО "Похоронное бюро Колпинского района" - 175. Рейтинг иных участников конкурса определён: ООО "Похоронный дом "Юго-Запад" - 149, ООО "Промышленно-строительная компания "Энергия" - 10. По результатам анализа рабочей группой сформулирован вывод о том, что ООО "Ритуал" предложил наилучшие условия исполнения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации, среди прочих, Колпинского городского, Нового Колпинского кладбищ, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории этих кладбищ.
Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 26 декабря 2013 года N... утверждены результаты конкурса с указанными показателями рейтинга.
Между ООО "Ритуал" и Санкт-Петербургским государственным казённым учреждением "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" 27 декабря 2013 года заключён договор N... на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории кладбищ, в том числе Нового Колпинского кладбища (том 2, л.д.217-222).
Договором установлено, что исполнитель, среди прочего, обеспечивает надлежащее выполнение работ и оказание услуг по содержанию и благоустройству объектов, оказание ритуальных услуг в соответствии с Приложением N.., N.., N... и N... к договору. Выполнение указанных работ и оказание услуг является существенными условиями договора (пункт 2.1.1); осуществляет погребение умерших (погибших) и оказывает услуги по погребению (пункт 2.1.2); обеспечивает надлежащее похоронное обслуживание потребителей, включающего весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших) (пункт 2.1.3); обеспечивает решение отдельных вопросов, возникающих при волеизъявлении умершего (погибшего) о погребении его тела (пункт 2.1.4); соблюдает порядок оформления погребения (пункт 2.1.8); соблюдает порядок погребения, перезахоронения и эксгумации останков и урн с прахом умерших (пункт 2.1.9); содержит обслуживаемые объекты в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, проводит необходимые работы по уборке территории объектов, в соответствии с настоящим договором (пункт 2.1.13); оказывает ритуальные и иные услуги, связанные с погребением граждан на обслуживаемых исполнителем объектах (пункт 2.1.26); оказывает ритуальные услуги по погребению умерших (погибших) населению на возмездной основе по единому рекомендованному тарифу в Санкт-Петербурге, утверждённому правительством Санкт-Петербурга (пункт 2.1.35).
Пунктом 6.1 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует 7 календарных лет.
Данный договор является действующим, не оспорен, равно, как и не оспорены приведённые нормы о порядке проведения конкурса.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" является на территории Нового Колпинского кладбища его администрацией.
Согласно пункту 1.1 Положения, администрация кладбища - это руководители и другие работники, наделённые в установленном порядке организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями лицом, заключившим договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища.
Пунктом 3.20 Положения предусмотрено, что ответственность за организацию похоронного обслуживания и содержание территории кладбища возлагается на администрацию кладбища, которая обязана обеспечить, среди прочего, своевременную подготовку могил, захоронение тел (останков) умерших (погибших), урн с прахом, установку надмогильных сооружений; соблюдение установленных норм предоставления участков земли для погребения и правил подготовки могил; оказание услуг по уходу за могилами, установке надмогильных сооружений, принятию надмогильных сооружений на сохранность на основании договоров с гражданами; содержание в исправном состоянии зданий, сооружений, находящихся на территории кладбища, ограждения кладбища, его дорог, площадок, а также их ремонт; охрану кладбища.
Во взаимосвязи изложенных региональных норм в их интерпретации с федеральными нормативами, действующий в законодательстве субъекта конкурсный принцип отбора и выбора организаций в качестве администрации кладбища направлен как на выявление лучших условий предоставления услуг в сфере похоронного дела, так и на обеспечение беспрепятственного равного доступа на городские кладбища хозяйствующим субъектам, круг которых не ограничен.
Данное обстоятельство также подтверждается тем, что статья 35 Закона о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничиваются специализированными службами, и что иные юридические или физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Таким образом, процедура конкурсного отбора администрации конкретного кладбища по своей правовой природе направлена на обеспечение конкуренции между неограниченным кругом хозяйствующих субъектов, поскольку именно посредством конкурсного отбора реализуется возможность любого хозяйствующего субъекта получить доступ к соответствующему товарному рынку ритуальных услуг; соответственно, реализуется беспрепятственная возможность получения потребителями ритуальных услуг (всего комплекса или части) у любого хозяйствующего субъекта, предложившего наилучшие условия для их осуществления, на этом товарном рынке.
Тем самым гарантируется справедливый баланс охраняемых законом прав и интересов всех действующих и возможных участников ритуальных правоотношений.
Суд также учитывает, что конкурсной документацией (разделом 7), утверждённой и.о.председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга 13 ноября 2013 года, установлены критерии определения победителя конкурса, к которым отнесены: материально-техническая база; технологическая база; кадровый потенциал, доступность оказываемых услуг (способность участника определять и удовлетворять предпочтения всей категорий населения Санкт-Петербурга при оказании ритуальных услуг на кладбищах); объём выполненных работ; финансовое состояние; предложения претендента по благоустройству кладбищ.
Разделом 13 указанной документации регламентирована методика оценки заявок на участника в конкурсе.
Так, указано, что при определении победителя конкурса конкурсная комиссия руководствуется принципами обеспечения эффективного функционирования похоронного дела в Санкт-Петербурге; обеспечения высокого уровня качества оказываемых ритуальных услуг, адекватного их ценовым характеристикам, развитие конкурентной среды в похоронном деле в Санкт-Петербурге. Основной целью конкурса является отбор участников, потенциально способных наиболее качественно выполнять работы по содержанию и эксплуатации кладбищ и оказывать ритуальные услуги, связанные с погребением на кладбищах в Санкт-Петербурге (пункт 13.3); при оценке заявок участников комиссия определяет их потенциальную способность удовлетворять потребности и предпочтения потребителей в части оказания ритуальных услуг с соблюдением моральных, этических и религиозных основ во время ритуального обряда (пункт 13.4).
С учётом указанного, ошибочно полагать, что легитимная конкурентная среда при отборе организации для целей присвоения ей статуса администрации конкретного кладбища противоречит статьям 9, 10, 25 Закона о погребении и похоронном деле.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с результатами проведённого в 2013 году конкурса на право оказания ритуальных и иных услуг, в том числе, на Новом Колпинском кладбище; однако указанные доводы не служат основанием для признания таких норм несоответствующим требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Оценивая доводы о несоответствии оспариваемых региональных норм требованиям статей 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд исходит из того, что в силу статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 4 октября 2006 года N408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" полномочиями по регулированию отношений, связанных с похоронным делом и погребением, наделено правительство Санкт-Петербурга, что соответствует абзацу 2 пункта 2 и пункту 3 статьи 25 Федерального закона о погребении и похоронном деле.
В указанной части доводы иска сводятся к вопросу о целесообразности принятия оспариваемых норм в той мере, в которой на их основании в системе действующего регионального нормативного регулирования полномочия по организации похоронного дела в Санкт-Петербурге делегированы органам государственной власти субъекта федерации.
Между тем, исходя из конституционного принципа разделения властей, суд, при осуществлении абстрактного нормоконтроля, не вправе входить в обсуждение этого вопроса, поскольку он выходит за пределы его компетенции.
Таким образом, поскольку доводы административного истца о несоответствии оспариваемых региональных норм федеральному законодательству по мотиву ограничения ими права потребителя на выбор исполнителя ритуальных услуг на территории города федерального значения опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, что свидетельствует об их необоснованности; такого несоответствия в ходе судебного разбирательства не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы не могут расцениваться в качестве нарушающих права истца в обозначенных им аспектах, в силу чего не имеется оснований для признания недействующими абзаца 1 пункта 7.5 Положения о порядке создания и содержании мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге и пункта 6.1, абзацев 1 - 6 пункта 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утверждённых постановлением правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Лашера А.И. о признании недействующими абзаца 1 пункта 7.5 Положения о порядке создания и содержании мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге и пункта 6.1, абзацев 1-6 пункта 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утверждённых постановлением правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N210 "Об организации похоронного дела", - отказать.
Возложить на правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.