Закон Приморского края
от 14 января 2002 г. N 183-КЗ
"О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае"
7 июня 2002 г.
Принят Законодательным Собранием Приморского края 28 августа 2001 года
Повторно принят Законодательным Собранием Приморского края 30 октября 2001 года
Повторно принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2001 года
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения Приморского края пассажирским автомобильным транспортом, в том числе порядок формирования государственного (муниципального) заказа на организацию пассажирских перевозок, устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления Приморского края в этой области, определяет порядок и источники финансирования деятельности по осуществлению пассажирских перевозок.
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
Закон действует на всей территории Приморского края (далее - край) и распространяется на отношения, в которых участвуют администрация края и органы местного самоуправления, осуществляющие организацию и контроль за выполнением пассажирских перевозок, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки, потребители транспортных услуг, государственные надзорные и контрольные органы.
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и термины:
пассажирские перевозки - городские, пригородные, междугородние и международные перевозки пассажиров специализированным автомобильным пассажирским транспортом (автобус, маршрутное такси, такси), осуществляемые перевозчиками по обращению к ним потребителей транспортных услуг;
пассажирский транспорт общего пользования - специализированное пассажирское транспортное средство (средства) перевозчика, который в силу полученной им лицензии обязан осуществлять перевозки по обращению любого потребителя транспортных услуг;
пассажирский транспорт не общего пользования - специализированное пассажирское транспортное средство (средства) перевозчика, который в силу полученной им лицензии имеет право на перевозку только собственных работников предприятия. Запрещается выполнение данным транспортом перевозок на маршрутах пассажирского транспорта;
автобус - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более восьми и отвечающее по своим конструктивным характеристикам требованиям государственных стандартов;
такси - легковой автомобиль с числом посадочных мест до восьми включительно, используемый на коммерческой основе для перевозки пассажиров и их багажа с наибольшими удобствами и сокращением затрат времени на поездку, оборудованный в соответствии с требованиями нормативной документации;
маршрутное такси - легковой автомобиль или автобус, предназначенный для осуществления маршрутных таксомоторных перевозок;
маршрутные таксомоторные перевозки - перевозки пассажиров по установленным маршрутам городского, пригородного и междугородного сообщений на маршрутных такси с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности (перевозка только на местах для сидения, возможность остановки по требованию пассажира);
предприятие пассажирского транспорта - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров транспортом общего пользования по установленным маршрутам. К предприятиям пассажирского транспорта относятся также автовокзалы, специализированные ремонтные и эксплуатационные предприятия и учреждения, обеспечивающие выполнение государственного (муниципального) заказа на пассажирские перевозки в части разработки, содержания, ремонта и эксплуатации подвижного состава и маршрутной сети, финансируемые полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета. Перечень данных предприятий устанавливается решениями администрации края (органов местного самоуправления);
маршрут пассажирского транспорта - обустроенный в соответствии с действующими нормативами участок дорожно-уличной сети, имеющий начальный и конечный пункты отправления, согласованный перевозчиком с государственным (муниципальным) заказчиком, органом государственной инспекции безопасности дорожного движения и предназначенный для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования;
маршрутная сеть - совокупность маршрутов пассажирского транспорта, ограниченная административными границами края (муниципального образования) и предназначенная для обеспечения пассажирских перевозок на данной территории. При прохождении пригородного маршрута по территории нескольких муниципальных образований перевозчик обязан согласовать маршрут и расписание движения в администрации каждого муниципального образования либо в администрации края, а также с управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Приморского края. Маршрутная сеть совсеми организационными и техническими составляющими ее обустройства находится в ведении заказчика, формируется и содержится за счет средств соответствующего бюджета. Маршрутная сеть в краевом сообщении утверждается администрацией края, а в городском и пригородных сообщениях - администрацией соответствующего муниципального образования;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как предприятие пассажирского транспорта, осуществляющий деятельность по пассажирским перевозкам и имеющий в своем владении (собственности, аренде, хозяйственном ведении и т.п.) пассажирский транспорт;
государственный (муниципальный) заказ - заказ администрации края (органов местного самоуправления) на организацию пассажирских перевозок на территории края (муниципального образования) в соответствии с условиями договора, заключаемого государственным (муниципальным) заказчиком с перевозчиком;
государственный (муниципальный) заказчик (далее - заказчик) - уполномоченный на организацию пассажирских перевозок орган администрации края (орган местного самоуправления). Выполнение ряда функций заказчика по организации и управлению пассажирскими перевозками на подведомственной территории по решению соответствующего органа администрации края (органа местного самоуправления) может быть передано специализированному государственному (муниципальному) учреждению или некоммерческой организации. Учреждение (организация), выполняющее функции заказчика пассажирских перевозок, не может одновременно выполнять функции перевозчика;
потребитель транспортных услуг - физические (пассажир) или юридические лица, заключившие с перевозчиком договор перевозки.
Статья 3. Компетенция органов государственной власти края
Законодательное Собрание Приморского края:
принимает законы в сфере транспортного обслуживания населения;
утверждает объем средств из краевого бюджета на обеспечение деятельности предприятий пассажирского транспорта;
предоставляет предприятиям пассажирского транспорта льготы по налоговым платежам в краевой бюджет.
Администрация Приморского края:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области ценообразования, услуг по пассажирским перевозкам в пределах края;
разрабатывает и реализует долгосрочные программы развития пассажирского транспорта общего пользования;
выполняет функции государственного заказчика на организацию пассажирских перевозок в междугороднем сообщении;
организует работу по обустройству и содержанию маршрутной сети;
разрабатывает нормативы бюджетного финансирования деятельности по осуществлению пассажирских перевозок;
осуществляет государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки, выполняемые на основании государственного (муниципального) заказа;
разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, регулирующие пассажирские перевозки автомобильным транспортом на территории края;
осуществляет иные полномочия в сфере организации и обеспечения пассажирских перевозок.
Статья 4. Компетенция органов местного самоуправления края
Органы местного самоуправления края:
обеспечивают организацию транспортного обслуживания населения на территории соответствующего муниципального образования;
разрабатывают и реализуют долгосрочные программы развития муниципального пассажирского транспорта общего пользования;
определяют и утверждают объемы бюджетного финансирования деятельности по осуществлению пассажирских перевозок;
выполняют функции муниципального заказчика по организации пассажирских перевозок на территории соответствующего муниципального образования;
организуют обустройство и содержание муниципальной маршрутной сети;
осуществляют регулирование тарифов на пассажирские перевозки, выполняемые на основе муниципального заказа по согласованию с администрацией края;
предоставляют предприятиям пассажирского транспорта льготы по местным налогам;
разрабатывают нормативные правовые акты, регулирующие пассажирские перевозки автомобильным транспортом на территории муниципального образования;
осуществляют иные полномочия в сфере организации и обеспечения пассажирских перевозок.
Статья 5. Организация пассажирских перевозок
Администрация края (органы местного самоуправления) в пределах своих полномочий определяет потребности населения в перевозках по государственному (муниципальному) заказу.
Пассажирские перевозки по маршрутной сети осуществляются исключительно на основании договоров между заказчиком и перевозчиком, получившим государственный (муниципальный) заказ или заказ на маршрутные таксомоторные перевозки по результатам проведения конкурса.
Статья 6. Государственный (муниципальный) заказ
Договор с предприятиями пассажирского транспорта на выполнение государственного (муниципального) заказа заключается заказчиком по итогам проведения конкурса на выполнение пассажирских перевозок.
Предприятия пассажирского транспорта, получившие государственный (муниципальный) заказ обеспечивают транспортное обслуживание всех без исключения категорий населения, в том числе имеющих в соответствии с действующим законодательством право на получение льгот по оплате проезда (бесплатный проезд).
Тарифы на пассажирские перевозки, выполняемые по государственному (муниципальному) заказу, устанавливаются администрацией края (органами местного самоуправления).
Государственный (муниципальный) заказ по каждой территории формируется администрацией края (органами местного самоуправления) в пределах утвержденных плановых объемов бюджетного финансирования деятельности по перевозке льготных категорий пассажиров, а также в пределах средств краевого бюджета (бюджетов муниципальных образований) на возмещение убытков, возникающих в связи с регулированием тарифов.
Пассажирский транспорт общего пользования, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета и выполняющий государственный (муниципальный) заказ, пропорционально распределяется заказчиком для обеспечения регулярности перевозок по всем маршрутам, входящим в маршрутную сеть края (муниципального образования).
Пассажирский транспорт общего пользования, выполняющий государственный (муниципальный) заказ должен иметь отличительный опознавательный знак, который наносится на кузов транспортного средства. Форма, размеры, окраска отличительного опознавательного знака устанавливаются администрацией края и едины на всей территории края.
Статья 7. Таксомоторные перевозки
Таксомоторные перевозки пассажиров осуществляются легковыми и маршрутными такси.
Легковые такси предоставляются пассажирам на специально отведенных стоянках и на участках улично-дорожной сети.
Легковые такси должны иметь договор аренды на определенное им место стоянки автомобиля.
Легковые такси должны иметь отличительный опознавательный знак и надпись "Такси". Денежный расчет с пассажирами в легковых такси осуществляется по показаниям таксометра с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Маршрутные такси работают по графикам, утвержденным администрацией края (органами местного самоуправления), с указанием начала и окончания движения.
Маршрутные такси движутся по установленным маршрутам с остановками (для посадки и высадки пассажиров) на установленных остановочных пунктах или в пути следования по требованию пассажиров (с соблюдением правил дорожного движения).
Автобусы вне зависимости от количества посадочных мест, с одной дверью для пассажиров, с высотой салона менее 190 сантиметров, шириной прохода между рядами сидений менее 55 сантиметров, не имеющие поручней для стоящих пассажиров и накопительных площадок, допускаются к городским пассажирским перевозкам только в качестве маршрутного такси.
Перевозка пассажиров в маршрутных такси разрешается только по количеству имеющихся в наличии посадочных мест.
Денежный расчет с пассажирами маршрутных такси осуществляется с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Маршрутные такси должны иметь отличительный опознавательный знак и надпись "Маршрутное такси".
Статья 8. Основные условия проведения конкурсов на выполнение государственных (муниципальных) заказов на пассажирские перевозки
Конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок проводятся в целях размещения государственного (муниципального) заказа и заказа на маршрутные таксомоторные перевозки среди предприятий пассажирского транспорта, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, а также с целью удовлетворения потребностей населения края в пассажирских перевозках, повышения качества обслуживания пассажиров.
Конкурсы организуют заказчик и конкурсная комиссия, утверждаемая губернатором края (главой муниципального образования). Порядок проведения конкурса определяется администрацией края (органами местного самоуправления).
Условия и сроки проведения конкурсов на выполнение государственных (муниципальных) заказов на пассажирские перевозки утверждаются администрацией края (органами местного самоуправления), ответственными за организацию транспортного обслуживания населения данной территории.
Основными условиями заключения договоров на выполнение государственного (муниципального) заказа является подтверждение перевозчиком обязательств выполнения заказов на пассажирские перевозки и требований при сертификации услуг по перевозке пассажиров, выполнение организациями - претендентами требований норм и правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров.
Основными оценочными показателями определения победителей конкурсов являются:
обеспечение эффективности работы пассажирского транспорта общего пользования (оценка уровня затрат бюджетного финансирования, тарифов на пассажирские перевозки);
оценка создания условий для обеспечения высокого уровня технического состояния транспортных средств и организации пассажирских перевозок;
гарантии выполнения согласованной с заказчиком регулярности движения по утвержденной маршрутной сети.
К участию в проведении конкурса допускаются все предприятия пассажирского транспорта, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять пассажирские перевозки.
К участию в проведении конкурса не допускаются предприятия пассажирского транспорта не общего пользования.
Финансирование затрат на проведение конкурсов и заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по государственным (муниципальным) заказам осуществляется в порядке, определяемом заказчиком.
Статья 9. Предоставление льгот по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования
Предоставление льгот по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан производится при предъявлении гражданином удостоверения установленного образца, талона, действительного на одну поездку, или проездного билета.
Льготы по оплате проезда предоставляются только в пассажирском транспорте общего пользования, работающем по договору государственного (муниципального) заказа.
Перечень категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда или другими льготами и преимуществами на пассажирском транспорте общего пользования, определяется в соответствии с действующим законодательством.
Порядок и условия выдачи талонов или проездных билетов на бесплатный проезд определяются администрацией края (органами местного самоуправления).
Право бесплатного проезда и льготы, предоставляемые пассажирам при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования, не распространяются на оплату провозимой пассажирами ручной клади в количестве и размерах, превышающих установленные условиями перевозок предельные нормы.
Статья 10. Контроль за соблюдением режима работы и оплаты услуг пассажирского транспорта общего пользования
Контроль за соблюдением режима работы и оплаты услуг пассажирского транспорта общего пользования, работающего по договорам на выполнение государственного (муниципального) заказа, осуществляется контрольно-ревизорской службой государственного заказчика. Порядок работы данных служб утверждается администрацией края.
Средства, взыскиваемые контрольно-ревизорскими службами заказчика, в полном объеме подлежат зачислению на счет заказчика и направляются им по нормативам, определяемым администрацией края, на финансирование деятельности контрольно-ревизорских служб и пассажирского транспорта общего пользования.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения управления внутренних дел Приморского края, Российская транспортная инспекция, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю и контрольно-ревизорские службы по результатам проверок вправе вносить в администрацию края (органы местного самоуправления) представления для рассмотрения вопроса о расторжении договоров на право пассажирских перевозок с перевозчиками, допустившими нарушения Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и требований нормативных документов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 11. Финансирование деятельности по осуществлению пассажирских перевозок
Финансово-экономическая деятельность предприятий пассажирского транспорта основывается на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование деятельности по осуществлению пассажирских перевозок производится за счет:
собственных доходов от перевозки пассажиров;
Законом Приморского края от 7 июня 2002 г. N 229-КЗ абзац третий части второй статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции
целевых бюджетных средств (субвенций) на возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льгот ветеранам и другим льготным категориям пассажиров;
целевых бюджетных средств (субсидий) на возмещение перевозчику убытков, возникающих в связи с осуществлением государственного (муниципального) регулирования тарифов;
дополнительных доходов предприятий пассажирского транспорта государственной или муниципальной форм собственности от оказания дополнительных услуг.
Возмещение убытков перевозчика, возникающих в связи с осуществлением государственного (муниципального) регулирования тарифов на пассажирские перевозки, производится за счет средств и в размерах, предусмотренных в соответствующих бюджетах.
Законом Приморского края от 7 июня 2002 г. N 229-КЗ часть четвертая статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции
Возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством, производится за счет средств федерального бюджета.
Законом Приморского края от 7 июня 2002 г. N 229-КЗ часть пятая статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции
Объем целевых бюджетных средств (субвенций) из краевого бюджета на возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льгот ветеранам и другим льготным категориям пассажиров, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на получение льгот по оплате проезда (бесплатного проезда), ежегодно определяется и утверждается по каждой территории законом Приморского края о краевом бюджете.
Заказчик ежеквартально производит расчеты с перевозчиками, выполняющими государственный (муниципальный) заказ по обязательствам в отношении льготных категорий пассажиров.
Порядок проведения взаиморасчетов устанавливается администрацией края (органами местного самоуправления).
Заказчик ежеквартально производит расчеты с перевозчиками, выполняющими государственный (муниципальный) заказ по обязательствам в отношении льготных категорий пассажиров.
Порядок проведения взаиморасчетов устанавливается администрацией края (органами местного самоуправления).
Статья 12. Меры финансовой поддержки деятельности по осуществлению пассажирских перевозок
Государственная поддержка предприятий пассажирского транспорта осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Статья 13. Налогообложение предприятий пассажирского транспорта
Предприятиям пассажирского транспорта, заключившим с администрацией края (органами местного самоуправления) договоры на выполнение государственного (муниципального) заказа в объеме не менее 50 процентов от общего объема выполняемых ими пассажирских перевозок, могут предоставляться льготы по уплате налога на имущество предприятий и земельного налога в части средств, зачисляемых в краевой бюджет.
Органы местного самоуправления при заключении договоров на выполнение муниципального заказа вправе принимать решения о предоставлении предприятиям пассажирского транспорта льгот по уплате налогов, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить администрации края и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Губернатор края |
С.М. Дарькин |
г. Владивосток
14 января 2002 года
N 183-КЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Приморского края от 14 января 2002 г. N 183-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" от 21 января 2002 г. N 105
Законом Приморского края от 2 августа 2005 г. N 278-КЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими изменениями:
Закон Приморского края от 4 июня 2003 г. N 58-КЗ
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования
Закон Приморского края от 7 июня 2002 г. N 229-КЗ
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования