Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Местное самоуправление в Приморском крае
Статья 64. Право граждан на участие в местном самоуправлении и основные формы его реализации
В соответствии с нормами и принципами, закрепленными в международном праве, Конституции Российской Федерации, федеральных законах, настоящем Уставе и законах края, в Приморском крае гарантируется местное самоуправление как право и действительная способность граждан, проживающих на территории местного самоуправления, контролировать и управлять под свою ответственность и на благо населения делами, имеющими местное значение.
Право граждан края на участие в местном самоуправлении включает в себя:
- право непосредственного участия в решении вопросов местного значения;
- право избирать и быть избранными во все выборные органы местного самоуправления;
- право состоять на муниципальной службе;
- право получения объективной информации о деятельности органов местного самоуправления;
- право на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
Законы края гарантируют возможность организации местного самоуправления с учетом национальных, исторических, географических и других особенностей территории местного самоуправления.
Статья 65. Правовая основа местного самоуправления
Дума Приморского края осуществляет законодательное регулирование организации и деятельности местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и настоящим Уставом.
Порядок организации и осуществления местного самоуправления определяется уставами (положениями) о местном самоуправлении, принимаемыми в соответствии с основами местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
Уставы (положения) о местном самоуправлении принимаются их представительными органами, либо населением на местном референдуме и подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном законом края.
Статья 66. Принципы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на основе принципов:
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- гарантированности местного самоуправления;
- обеспечения широкого участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
- самостоятельности в решении вопросов местного значения, признания за местным самоуправлением собственных полномочий;
- гласности и учета общественного мнения;
- экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- организационной самостоятельности местного самоуправления, взаимодействия с органами государственной власти края в осуществлении общегосударственных задач;
- многообразия форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления с учетом исторических, национальных и иных особенностей жизни населения;
- ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения.
Статья 67. Территория местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных законом края.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление в крае, осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Край создает условия для развития территорий местного самоуправления, принимает меры для поддержки территорий местного самоуправления с уровнем обеспечения ниже средней бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития по краю, представляет обоснованные экономические и социальные льготы и привилегии.
Статья 68. Предметы ведения местного самоуправления
Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления включают в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы краевого значения, передаваемые органам местного самоуправления.
К ведению органов местного самоуправления края относятся:
а) местный бюджет, местные налоги и сборы, иные местные финансовые ресурсы;
б) муниципальная собственность;
в) планировка и застройка территорий местного самоуправления;
г) системы местного энерго-, водо- и теплоснабжения;
д) местный жилой фонд;
е) системы местных коммуникаций (связь, средства массовой информации и иные системы коммуникаций);
ж) местное хозяйство;
з) местный транспорт;
и) местные дороги;
к) землеустройство и землеотвод;
л) охрана общественного порядка;
м) другие вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления федеральными законами.
По вопросам, отнесенным к их ведению, органы местного самоуправления осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.
Статья 69. Органы местного самоуправления
Для реализации функций местного самоуправления образуются выборные и другие органы местного самоуправления, наделяемые соответствующими властными полномочиями для решения вопросов местного значения.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами, закрепленными в федеральном законе и законе Приморского края о местном самоуправлении.
Статья 70. Территориальное общественное самоуправление населения
По инициативе населения территорий местного самоуправления могут образовываться органы территориального общественного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть их функций, заключать с ними договоры и иные соглашения, если это не противоречит федеральным законам и законам Приморского края.
Порядок деятельности органов территориального общественного самоуправления определяется законом края о местном самоуправлении.
Статья 71. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территории местного самоуправления, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, ассигнования из краевого и федерального бюджетов, государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного самоуправления.
Статья 72. Финансовая основа местного самоуправления
Финансовую основу местного самоуправления составляют закрепленные законодательством на долгосрочной основе доходы, поступающие в местный бюджет, кредитные и иные финансовые ресурсы, поступление которых не противоречит законодательству. Органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги, сборы, пошлины, штрафы и иные платежи, являющиеся дополнительными источниками финансовых поступлений для осуществления функций самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе создавать финансово-кредитные организации и учреждения, в том числе с использованием бюджетных средств в порядке, не противоречащем федеральным законам и законам края.
Статья 73. Местный бюджет
Органы местного самоуправления края самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
а) наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;
б) правом определять направление использования и расходования бюджетных средств;
в) запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов.
Органы государственной власти края обеспечивают сбалансированность местного бюджета.
Статья 74. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления
Органы государственной власти края обязаны содействовать становлению и развитию местного самоуправления, осуществлению гражданами права на участие в местном самоуправлении, реализовывать государственные программы поддержки местного самоуправления, оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий.
Отношения органов государственной власти края и органов местного самоуправления строятся на принципах сотрудничества и самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции.
Органы государственной власти края по согласованию с органами местного самоуправления определяют условия, порядок и формы их взаимодействия на основе закона или договора.
Краевые органы государственной власти вправе заключать с органами местного самоуправления договоры и соглашения о передаче (делегировании) полномочий в порядке, определенном законом края. Взаимные обязательства и ответственность в этом случае устанавливаются договором или соглашением.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями органов государственной власти с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Перечень конкретных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, механизм передачи, порядок разрешения споров определяются в законе края.
В случае необеспеченности реализации делегированных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.
Статья 75. Гарантии местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти.
Органы местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории.
Никто не вправе вмешаться в осуществление деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты, ограничивающие их компетенцию.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед местным самоуправлением, возмещают ущерб, причиненный их незаконными действиями или бездействием местному самоуправлению в порядке, установленном федеральными и краевыми законами.
Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления. Государственный контроль на территории местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством и населением в порядке, установленном законами и положением (уставом) о местном самоуправлении.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных действий или решений органов местного самоуправления, возмещается ими на основании решения суда.
Органы государственной власти края осуществляют контроль за соблюдением на территории края Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава и законов края органами местного самоуправления.
Деятельность по реализации государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом края либо договором, подконтрольна органам государственной власти края в порядке и случаях, предусмотренных этим законом либо договором.
Полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно на основании и в порядке, установленными законом края.
Статья 77. Герб и иная местная символика
Территория местного самоуправления может иметь свой герб и иную символику, порядок принятия и использования которых определяется в уставе (положении) о местном самоуправлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.