Принят Думой Приморского края 28 декабря 1998 года
Настоящий Закон устанавливает правовые и экономические основы создания и государственного регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков (далее - оптовые рынки) на территории Приморского края, обеспечения правовых гарантий участников оптовой торговли.
Статья 1. Законодательство об оптовых рынках и правилах торговли на них
Отношения, связанные с деятельностью оптовых рынков (их филиалов и других обособленных подразделений) и организацией оптовой торговли, регулируются действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, а также учредительными документами оптовых рынков, правилами торговли на оптовом рынке и другими внутренними правилами оптовых рынков, принятыми в соответствии с законодательством.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Оптовый продовольственный рынок - организация с правами юридического лица, создаваемая в форме открытого акционерного общества или (и) государственного унитарного предприятия, имеющая долю государственной или муниципальной собственности в уставном капитале не менее 51 процента, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами, проводимой в специально обустроенном месте и по установленным правилам.
Продовольственные товары - все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов.
Участниками торговли на оптовом рынке могут быть оптовые продавцы и оптовые покупатели, зарегистрированные на оптовом рынке.
Оптовая партия - партия товара в упаковке изготовителя или расфасованная товаропроизводителем (в ящиках, мешках, сетках согласно ГОСТам) и реализуемая с обязательной выпиской счета-фактуры по безналичному расчету либо за наличный расчет в пределах установленных государством сумм.
Оптовые продавцы - юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, являющиеся собственниками товаров, имеющие торговые места и в соответствии с учредительными документами право на совершение оптовых сделок по реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров оптовыми партиями.
Оптовые покупатели - юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей для дальнейшей реализации товаров населению и использования для промышленной переработки.
Оптовыми торгами являются торги, публично проводящиеся в торговом зале по товарам, допущенным к реализации на оптовом рынке в порядке, предусмотренном действующим законодательством и правилами торговли на оптовом рынке.
Статья 3. Виды и классификация оптовых рынков
1. По территориальному принципу оптовые рынки могут быть: поселковые, районные (межрайонные), городские и межрегиональные.
2. По ассортименту реализуемой продукции оптовые рынки могут быть специализированными или смешанными.
Статья 4. Цели и задачи деятельности оптового рынка
1. Целью создания оптового рынка является улучшение снабжения населения качественными продуктами, установление хозяйственных связей между производителем, оптовыми продавцом и покупателем для формирования эффективного рыночного механизма на основе взаимной заинтересованности, экономической поддержки, стимулирования производства и переработки продукции приморских и других российских товаропроизводителей, последовательного повышения их роли в удовлетворении покупательского спроса на продовольственные товары, а также легализация товарно-денежных потоков.
2. В соответствии с целью создания оптовый рынок решает следующие задачи:
предоставление всем поставщикам и потребителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров равных возможностей устойчивого выхода на цивилизованный конкурентный рынок;
обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
сокращение этапов движения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров от товаропроизводителей до оптовых покупателей, исключая при этом дополнительные затраты и посредников;
создание альтернативных каналов сбыта продукции для товаропроизводителей и дополнительных источников приобретения товаров для оптовых покупателей, упрощение процедур поиска покупателей и продавцов;
упорядочение и сокращение времени расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары;
осуществление действенного государственного контроля за качеством товаров со стороны государственных контролирующих органов;
обеспечение достоверной информации о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары.
3. Оптовый рынок вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием оптовой торговли, за исключением деятельности, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
4. Оптовый рынок не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией и регулированием оптовой торговли.
Статья 5. Учреждение оптового рынка
1. Оптовый рынок может учреждаться юридическими и физическими лицами в организационно-правовой форме открытого акционерного общества и (или) унитарного предприятия и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
2. В учреждении оптового рынка должны участвовать администрация края и (или) органы местного самоуправления Приморского края, а также юридические лица, которым по решению и от имени этих органов будет поручено выступать учредителями оптового рынка. Доля государственной или муниципальной собственности в уставном капитале в совокупности должна быть не менее 51 процента.
3. Оптовый рынок является юридическим лицом, правовое положение которого определяется действующим законодательством
Российской Федерации о создании и деятельности акционерных обществ, унитарных предприятий, настоящим Законом и учредительными документами.
4. Оптовый рынок может иметь филиалы, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Предприятия, учреждения и организации, не отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на использование в своем названии слов "оптовый продовольственный рынок" и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях.
Статья 6. Участники торговли оптового рынка
1. Участниками торговли оптового рынка являются оптовые продавцы, зарегистрированные на оптовом рынке, и оптовые покупатели. Акционеры оптового рынка могут выполнять функции оптовых продавцов.
2. Оптовый рынок как юридическое лицо не может являться участником торгов.
Статья 7. Реорганизация и ликвидация оптового рынка
Реорганизация и ликвидация оптового рынка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Оптовая торговля на оптовом рынке
1. Правила ведения торговли на оптовом рынке осуществляются в соответствии с правилами оптовой торговли (далее - Правила), санитарными правилами и внутренним распорядком работы оптового рынка.
2. Правила разрабатываются и утверждаются администрацией Приморского края.
З. В Правилах должны быть определены:
порядок поступления продукции на оптовый рынок и ее реализации; порядок
регистрации и учета оптовых сделок;
порядок информирования участников оптовой торговли о рыночных ценах и конъюнктуре товаров;
порядок взаиморасчетов между участниками оптовых торгов;
качество реализуемых товаров и гарантии оптового рынка по соблюдению установленных санитарно-гигиенических норм;
правила пользования мерами и измерительными приборами;
обеспечение общего регламента оптовых торгов и решений органов государственной власти по вопросам деятельности оптовых рынков;
санкции за нарушение правил торговли на оптовом рынке и порядок их применения;
порядок формирования и взимания тарифов, сборов и других платежей на оптовом рынке;
формы и методы проведения оптовых торгов.
4. Предприятия, учреждения и организации, не отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом, не имеют права на оптовую торговлю продукцией на оптовом рынке.
5. За нарушение правил торговли или невыполнение своих обязанностей администрация оптового рынка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. На оптовом рынке оптовому продавцу запрещается распространять ложную информацию, которая может привести к искусственному изменению конъюнктуры рынка реализуемых товаров. В этих случаях оптовый продавец может быть лишен права участия в оптовых торгах.
7. Оптовый рынок обязан организовать экспертизу качества товаров, реализуемых на нем.
8. Участники оптовой торговли для реализации продукции на оптовом рынке обязаны представить администрации оптового рынка сертификат соответствия на реализуемый товар и другие документы, подтверждающие его качество в установленном порядке, в противном случае администрация оптового рынка такие товары к продаже не допускает.
Статья 9. Качество реализуемых товаров и гарантии оптового рынка по соблюдению установленных санитарно-гигиенических норм
1. Качество реализуемых товаров должно соответствовать ГОСТам, техническим условиям и подтверждаться сертификатом качества. Оптовый продавец несет ответственность за поступление в продажу недоброкачественной, испорченной, с признаками бактериологического обсеменения, пораженной вредителями и инфицированной продукции.
2. Контроль за соблюдением санитарных правил на оптовом рынке осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы, а также администрация оптового рынка.
Статья 10. Оптовые торги и их участники
1. К участникам оптовых торгов на оптовом рынке относятся:
оптовые продавцы;
оптовые покупатели.
2. Категорически запрещено присутствие посторонних лиц на местах торговли в часы продажи (работы), за исключением оптовых продавцов, оптовых покупателей, служащих и работников инфраструктуры рынка.
3. Физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, к участию в оптовых торгах на оптовом рынке не допускаются.
4. Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификацию их участников.
5. Персонал оптового рынка, обслуживающий торговый процесс, не имеет права осуществлять сделки, а также прямо или косвенно вмешиваться в процесс ведения торгов.
6. Участники оптовой торговли обязаны:
зарегистрироваться на оптовом рынке в качестве участников оптовой торговли;
представить достоверную информацию о товаре, являющемся предметом оптовой торговли;
представить документы о сертификации и качестве товара, его безопасности для потребителей;
вносить плату за право на участие в оптовой торговле в размере, определенном оптовым рынком.
Статья 11. Принципы регулирования взаимоотношений между оптовыми продавцом и покупателем на оптовом рынке
1. Принципы взаимоотношений между оптовыми продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются действующим законодательством и Правилами, основывающимися на признании равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации оптового рынка в их коммерческую деятельность, публичности проводимых на оптовом рынке торгов.
2. Отказ оптового продавца от заключения договора при наличии у него возможности предоставить покупателю соответствующие товары не допускается.
Статья 12. Информационное обслуживание оптового рынка
1. Информирование торгового зала о текущем состоянии конъюнктуры рынка и динамике цен на товары на оптовом рынке производится путем сбора и регистрации информации о реализуемых сделках товаров.
2. Для выполнения этой задачи на оптовом рынке должна быть введена система информационного обслуживания, систематически отслеживающая итоги текущих оптовых торгов и обобщающая, их по истечении каждого дня торговли.
Статья 13. Порядок формирования и взимания тарифов, сборов и других платежей на оптовом рынке
1. Все отношения участников торговли с администрацией оптового рынка строятся на договорной основе.
2. Размер тарифов, сборов и других платежей устанавливаются:
органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления для унитарных предприятий;
администрацией оптового рынка для оптовых рынков, созданных в форме акционерных обществ.
Статья 14. Порядок взаиморасчетов
Оптовый рынок в целях обеспечения исполнения совершаемых сделок организует расчетное обслуживание путем привлечения расчетно-кассовых центров и банков в установленном порядке.
Статья 15. Регулирование цен на оптовом рынке
1. Ha оптовом рынке товары реализуются по свободным ценам, определяемым оптовыми продавцом и покупателем.
2. Государственное регулирование цен на оптовом рынке осуществляется в установленном порядке.
Статья 16. Администрация и служащие оптового рынка
1. Администрация и служащие оптового рынка призваны создавать условия для оптовой торговли, развития конкуренции и не являются собственниками реализуемой на нем продукции.
2. Администрация оптового рынка имеет право:
устанавливать режим и регламент работы оптового рынка;
требовать от оптовых продавцов документы, подтверждающие качество товаров, и информацию о ходе торгов;
контролировать соблюдение правил торговли и внутренний распорядок работы оптового рынка.
3. Администрация обязана обеспечивать торговый процесс необходимым оборудованием и инвентарем, соблюдение санитарных норм, правил и требований пожарной безопасности;
информировать участников оптовых торгов о правилах торговли и распорядке работы оптового рынка;
обеспечивать проведение работ по обязательной проверке качества товаров, представленных к продаже;
обеспечивать безопасность и общественный порядок на территории оптового рынка.
4. Служащими оптового рынка являются физические лица, работающие на оптовом рынке на основе трудового договора с администрацией оптового рынка.
5. Администрации и служащим оптового рынка запрещается участвовать в оптовых сделках, создавать собственные фирмы, осуществляющие какие-либо операции на оптовом рынке, и вмешиваться в процесс формирования цен реализуемых на нем товаров.
Статья 17. Государственная поддержка оптовых рынков
Система мер государственной поддержки развития оптовых рынков включает в себя выделение созданным оптовым рынкам финансовой помощи при наличии обоснованной программы развития, привлечение целевых кредитов для создания инфраструктуры оптовых рынков, освобождение от налогов в установленном законом порядке.
Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение настоящего Закона влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора |
В.С. Дубинин |
г. Владивосток
20 января 1999 года
N 31-КЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.