Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Состояние малого и среднего предпринимательства
в Тульской области
1.1. Оценка текущего состояния малого предпринимательства
По данным областного статуправления на 01.07.97 г., в области насчитывается 7324 малых предприятия и 43,1 тыс. предпринимателей без образования юридического лица с численностью занятых 102,5 тыс. человек, что составляет 12,7% общей численности занятых в экономике области, из них 83% на постоянной основе.
В целом по 13 отраслям, отслеживаемым органами госстатистики, за последний год:
- произошло увеличение количества малых предприятий в шести отраслях (сельское хозяйство; торговля и общественное питание; промышленность; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения; образование);
- увеличилась численность занятых работников в трех отраслях (сельское хозяйство; торговля и общественное питание; финансово-кредитная, страховая сфера и сфера пенсионного обеспечения);
- выросли объемы произведенной продукции, выполненных работ (услуг) в четырех отраслях (торговля и общественное питание; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение; образование).
Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) по основному виду деятельности в 1996 году составил 4661,3 млрд. руб. (14,9% внутреннего валового продукта области), за первое полугодие 1997 года - 896,9 млрд. руб.
Перечислено в бюджет: за 1996 год - 362,4 млрд. руб. (11,9% от общего поступления налогов и других обязательных платежей), в том числе 234,5 млрд. руб. в областной и местные бюджеты, в 1 полугодии 1997 года - 127,1 млрд. руб. (8,6% от общего поступления налогов).
Динамика развития малого предпринимательства в Тульской области с 1992 года приведена в таблице 1.
В отраслевом разрезе доминирующее положение в сфере малого предпринимательства занимают торговля и общественное питание. В этой отрасли действует 3,3 тыс., или 45% всех малых предприятий области. Розничный товарооборот за 1 полугодие 1997 года составил 686,8 млрд. руб., или 34% объема розничного товарооборота всех торговых предприятий области.
Строительной деятельностью занято около 1,2 тыс. малых предприятий (16%), в которых работают 28,8 тыс. человек, или 28% от общего количества занятых в малом предпринимательстве. За 1 полугодие 1997 года ими выполнено подрядных строительных работ на 90,3 млрд. руб., что составило 22,0% общего объема подрядных работ строительных организаций области.
На производство промышленной продукции ориентировано свыше 1,4 тыс. малых предприятий, или пятая часть их общего количества. В них занято 23,3 тыс. работников, или почти каждый четвертый работник этого сектора. В 1 полугодии 1997 года ими произведено промышленной продукции на 209,6 млрд. руб., что составило 3% общего объема промышленного производства области.
В сфере науки и научного обслуживания действует 331 малое предприятие, на которых занято 3,2 тыс. человек. Объем произведенной продукции на начало 1997 года составил 45,1 млрд. руб.
В сельском хозяйстве в 1996 году действовало 211 малых предприятий (крестьянских и фермерских хозяйств) с общим количеством занятых 1046 человек.
Состояние развития малого предпринимательства в отраслевом аспекте представлено в таблице 2.
В основу анализа состояния развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований Тульской области положены данные, представленные администрациями городов и районов (таблица 3). Этим объясняется различие в показателях по сравнению с данными областного управления госстатистики.
Для выработки основных направлений и приоритетов реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Тульской области с учетом основных характеристик развития предпринимательства можно выделить три группы муниципальных образований.
Первая группа - характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования, сложившейся в основном инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, включая общественные организации предпринимателей. На начало 1998 года к первой группе можно отнести только г.Тулу.
Основное направление работы департамента по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее департамент) с муниципальными образованиями первой группы - методическое и организационное взаимодействие, в том числе включение их в программы различного уровня, распространение опыта во вторую и третью группу муниципальных образований области.
Вторая группа - характеризуется доминирующим преобладанием в малом предпринимательстве юридических и физических лиц, занятых торгово-посреднической деятельностью, и начальной стадией развития системы поддержки предпринимательства: назначением в администрациях городов и районов ответственных лиц, формированием муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, наличием отдельных элементов инфраструктуры. Товаропроизводящий сектор этой группы в основном представлен средними предприятиями. К этой группе можно отнести Алексинский, Новомосковский, Богородицкий, Ефремовский, Киреевский, Ленинский, Узловский и Щекинский районы, а также г.Донской.
По отношению к этой группе со стороны департамента планируется организационная помощь при создании необходимой инфраструктуры, методическое руководство при разработке муниципальных программ и инвестиционных проектов, участие в их финансировании и включение этих проектов в программы различных уровней.
Третья группа - характеризуется относительно низким уровнем развития малых предприятий, их небольшим количеством (десятки или даже единицы), отсутствием разработанных или разработанных, но не подкрепленных организационными структурами и финансовыми ресурсами муниципальных программ. К этой группе относятся все остальные районы области.
Работа с муниципальными образованиями третьей группы заключается в комплексной организационной, методологической и финансовой поддержке, основанной на изучении производственного потенциала, социальной обстановки и покупательского спроса в районах.
1.2. Анализ ситуации в малом и среднем предпринимательстве
Процессы, происходящие в сфере малого предпринимательства Тульской области, свидетельствуют о том, что при значительном потенциале этот сектор еще далек от уровня, характерного для страны с развитой рыночной экономикой.
Малое предпринимательство является специфическим сектором экономики, характеризующимся высокой зависимостью от внешней экономической и социальной среды. Многие проблемы малого предпринимательства обусловлены его природой, носят объективный характер и присущи любой экономической системе. Сложность экономической ситуации в стране в целом и региональные особенности Тульской области создают дополнительные трудности, тормозящие развитие малого предпринимательства или ведущие к проявлению негативных тенденций.
Анализ проблем малого предпринимательства Тульской области показывает, что наиболее ощутимыми в настоящее время являются следующие факторы как общего, так и местного характера:
- ограниченность внутреннего рынка, в том числе падение спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с низкой платежеспособностью предприятий-потребителей;
- непривлекательность малых предприятий для инвесторов вследствие отсутствия надежной залоговой базы и производственной устойчивости, что создает менее благоприятные финансовые условия для деятельности малых предприятий;
- жесткость налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства, что приводит к резкому сокращению оборотных средств и, как следствие, вынужденному уходу субъектов малого предпринимательства в "теневую" экономику;
- омертвление научно-технического потенциала, кризис в реализации высокотехнологичных проектов с длительными сроками окупаемости, снижение объема производства конкурентоспособной продукции;
- неразрешенность проблемы неплатежей и, как следствие, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обладающих запасом финансовой устойчивости;
- неурегулированность и "непрозрачность" трудовых отношений между владельцами и наемными рабочими, затрудняющие выявление и разрешение социальных конфликтов на правовой основе;
- отсутствие стройной системы в решении вопросов регистрации, сертификации лицензирования, контроля, что приводит к дополнительным трудностям субъектов малого предпринимательства при взаимодействии с органами власти и должностными лицами;
- неразвитость рынка лизинговых услуг, отсутствие в области мощных лизинговых компаний.
С одной стороны, сокращение количества малых предприятий и численности занятых в них (промышленность, наука и научное обслуживание, строительство, транспорт), отраженное в данных органов госстатистики, частично обусловлено принятием в конце 1995 года Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Этим законом установлены предельные уровни численности работников малых предприятий ниже, чем действовавшим с 1990 г. Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", что привело к изменению данных статотчетности.
С другой стороны, субъекты малого предпринимательства сталкиваются с трудностями, вызванными недостаточной эффективностью проводимой государственной политики как на областном, так и на федеральном уровнях.
Особую проблему в российской экономике составляет средний бизнес, который на ближайшую перспективу может стать наиболее массовой формой предпринимательства, существенно влияющей на экономический рост. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.03.97 г. N 360 "Структурная перестройка и экономический рост 2000" определена предельная численность работников для этой категории предприятий (до 500 работающих). В Тульской области имеется значительное количество таких предприятий.
Развитие среднего предпринимательства также требует постоянного внимания. На него не могут распространяться все формы поддержки малого предпринимательства, однако многие элементы создаваемой в стране и области инфраструктуры будут полезны для укрепления его позиций.
Вместе с тем в настоящее время эта важная сфера экономики оказалась вне поля зрения государства, включая статистическое наблюдение. Назрела необходимость наладить учет их деятельности наряду с малыми предприятиями.
1.3. Неиспользованный потенциал малого предпринимательства представляет собой дополнительный ресурс для реализации социально-экономической политики области.
Отличительной особенностью малых предприятий тульского региона является высокий кадровый потенциал, обусловленный:
- высоким, до спада экономики, уровнем наукоемких производств, оборонной промышленности (машиностроения), большого количества НИИ, КБ;
- наличием крупных вузов и средних специальных учебных заведений; традициями инновационной деятельности; историческим развитием народных промыслов и ремесел в форме индивидуального предпринимательства или малых предприятий;
- современная ориентация вузов на подготовку специалистов в области рыночных отношений и права;
- рост числа школ и курсов, осуществляющих ускоренную переподготовку в этих отраслях;
- высокий уровень безработицы, в том числе скрытой, на больших предприятиях оборонной и других отраслей;
- низкий уровень доходов интеллигенции; перспектива свертывания угледобывающей отрасли, экологически опасных и энергоемких производств.
Высокий уровень кадрового потенциала обусловливает инновационный потенциал Тульской области, который органически связан с развитием малого бизнеса, так как крупные предприятия региона в настоящее время не в состоянии вести инновационную деятельность.
Механизмы реализации инновационного и кадрового потенциалов малого предпринимательства тульского региона должны быть направлены на преодоление негативных тенденций, препятствующих развитию, что может быть достигнуто путем создания сети центров по оказанию доступных малым предприятиям информационно-маркетинговых, учебных, бухгалтерско-аудиторских услуг, консультаций в области права и рыночной экономики, в том числе защиты авторского права, использованием незадействованных производственных площадей крупных предприятий для создания сети бизнес-инкубаторов и технопарков.
Малый бизнес характерен высоким адаптационным потенциалом, то есть способностью выживания в жестких условиях изменяющейся внешней среды, быстрой перестройки, исходя из запросов конкретных групп потребителей, освоения новых рыночных ниш.
Одним из сдерживающих факторов освоения новых видов продукции является высокий для малых предприятий уровень затрат средств и времени на сертификацию и лицензирование. Однако действия, направленные на снижение этого барьера, не должны приводить к ухудшению качества продукции малых предприятий и дискриминации ее по отношению к продукции других предприятий.
Решение вышеназванных задач способствует реализации потенциала регионального развития малого предпринимательства, определяемого его вкладом в реструктуризацию региональной экономики, выравниванием уровней развития отдельных районов, созданием рабочих мест, обеспечением роста доходов занятого населения и налоговых поступлений в бюджеты всех уровнен. Наиболее актуальным в этом направлении является внедрение упрощенной системы налогообложения для малого предпринимательства и совершенствование ее как инструмента управления развитием отдельных районов или отраслей путем установления льготных ставок.
Для Тульской области, характеризующейся хроническим спадом промышленности, очень важно грамотно реализовать мультипликативный потенциал малого предпринимательства, иными словами, его способность к оживлению других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки средних и крупных производственных мощностей. В этом направлении целесообразно использовать реструктуризацию конверсионных предприятий с тем, чтобы, не нарушая управляемости крупного предприятия в целом и сложившихся технологических связей, стимулировать создание малых предприятий на отдельных его участках.
Изменчивость и адаптационная способность самого малого предпринимательства диктуют необходимость гибкого подхода к реализации политики, осуществляемой через поддержку предпринимательства. Конкретное решение этой проблемы невозможно без обратной связи, то есть получения исчерпывающей информации о состоянии малого бизнеса в регионе в любой момент времени. Для этого необходимо проведение работы с целью формулировки критериев оценки состояния и перспектив развития малого предпринимательства, а также организация информационной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.