Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Государственная политика как средство воздействия
на малое предпринимательство
2.1. Цели и задачи государственной региональной политики
Цели государственной политики в отношении малого предпринимательства реализуются по следующим направлениям:
- использование потенциала малого предпринимательства для решения стратегических задач социально-экономических преобразований в соответствии с особенностями тульского региона;
- создание условий для наиболее полного раскрытия потенциала малого предпринимательства, обеспечивающих устойчивый рост и структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Малый бизнес также заинтересован в поддержке со стороны органов государственной власти вследствие:
- ограниченной возможности доступа к ресурсам, необходимым для функционирования и развития (недвижимость, оборудование, технологии, сырье, внешние инвестиции, кредиты, информация);
- неразвитости маркетинговых связей, и в этом смысле органы власти на местах представляют значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как заказчик и потенциальный покупатель их продукции;
- несовершенства финансовой системы, налогового законодательства, общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности бизнеса.
На данном этапе основной целью политики администрации Тульской области является решение антикризисных задач в сфере производства: создание рабочих мест, устойчивое функционирование предприятий, освоение производства и реализации новых товаров и услуг, создание и продвижение на рынок, в том числе внешний, конкурентоспособной продукции, рост налоговых поступлений, а через них выполнение задач экономического роста, обеспечения социальной стабильности региона.
Достижение этой политической цели означает согласование интересов органов власти и малого предпринимательства, которое обеспечивается стратегическими направлениями государственной политики:
- формирование правовой среды, обеспечивающей устойчивую финансово-хозяйственную деятельность и защиту прав собственности субъектов малого предпринимательства;
- содействие привлечению инвестиций в сектор малого бизнеса для обеспечения активизации их деятельности, повышения экономического потенциала и финансовой устойчивости субъектов малого предпринимательства, преодоление ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов при разработке, производстве и реализации товаров (работ, услуг);
- поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в интересах повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
2.2. Региональная политика
Региональная политика в сфере малого предпринимательства предполагает распределение задач по оказанию государственной поддержки на муниципальном уровне и одновременную концентрацию на уровне области ресурсов принятой региональной программы поддержки малого предпринимательства в рамках единой государственной политики. Согласование задач регионального развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется, исходя из "Основных положений региональной политики в Российской Федерации" (постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 г. N 327).
Предыдущие годы концентрация усилий администрации Тульской области была направлена на развитие малого предпринимательства, создание разветвленной структуры малого предпринимательства в основном в областном центре. Это позволило отработать механизмы государственной поддержки, накопить опыт сотрудничества с субъектами малого предпринимательства.
В дальнейшем региональная политика в сфере малого и среднего предпринимательства предполагает перенести накопленный опыт развития этого сектора экономики на уровень муниципальных образований всех районов области, в первую очередь за счет оказания помощи в разработке и реализации муниципальных программ и развития общественных, инвестиционных, консалтинговых, учебных и технологических организаций, координации деятельности этих организаций с учетом социально-экономического состояния каждого района.
На этапе 1998-1999 годов основными задачами являются:
- совершенствование нормативной и правовой базы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- разработка и начало реализации концептуальной схемы региональной инвестиционной и финансово-кредитной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование системы стабильных источников финансирования мероприятий по государственной поддержке;
- разработка и начало реализации проекта региональной комплексной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и взаимодействия ее основных элементов;
- разработка и начало реализации региональной системы сбора и анализа объективной информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
На этом этапе необходимо обеспечить:
- приоритетную государственную поддержку малых и средних предприятий производственной и инновационной сфер;
- развитие региональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства с учетом специфики муниципальных образований, включая создание лизинговых компаний, регионального информационно-аналитического центра и др.;
- создание предпосылок для проведения государственной политики на основе объективной аналитической информации;
- разработку и принятие нормативных и правовых актов, направленных на развитие производственного и инновационного предпринимательства (об участии малых предприятий в исполнении государственного заказа на поставку продукции для нужд области; об использовании малыми предприятиями незагруженных основных фондов крупных предприятий, о льготах инновационным малым предприятиям, использующим при производстве продукции свою интеллектуальную собственность, и др.);
- переход к системе стабильных источников финансирования мероприятий по государственной поддержке предпринимательства, в том числе из средств областного и местных бюджетов, специализированных фондов, коммерческих банков и др.;
- организацию финансирования на конкурсной основе наиболее эффективных инвестиционных проектов малых и средних предприятий.
Решение этих задач даст возможность:
- создать предпосылки для перехода сектора малого и среднего предпринимательства области от стартового этапа к этапу развертывания и развития;
- реализовать значительное количество высокоэффективных инвестиционных проектов;
- стабилизировать численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и увеличить удельный вес бюджетных поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства.
На этапе 2000-2002 годов основными задачами являются:
- создание в основном экономических, правовых, организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства и целостной системы его государственной и общественной поддержки;
- развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- рост объемов инвестиций в малое и среднее предпринимательство в основном за счет негосударственных внешних инвесторов;
- развитие информационной поддержки субъектов малого, среднего предпринимательства.
На этом этапе необходимо обеспечить:
- завершение формирования региональной нормативно - правовой базы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- повышение инвестиционной активности малых и средних предприятий и эффективности использования инвестиционных ресурсов;
- разработку и реализацию политики поддержки малого и среднего предпринимательства с соблюдением принципа адресности и селективности применительно к различным отраслям и муниципальным образованиям;
- завершение формирования региональной инфраструктуры в соответствии с проводимой государственной политикой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Решение этих задач даст возможность:
- обеспечить приоритетную государственную поддержку быстроокупаемых инвестиционных проектов создания производств по переработке сельхозпродукции, пищевых и строительных производств, освоения ресурсосберегающих, наукоемких, экологически чистых и природоохранных технологий;
- организовать сеть малых предприятий на базе неиспользуемых площадей и оборудования крупных предприятий, в том числе оборонных;
- распространить упрощенную систему налогообложения на все малые и средние предприятия;
- завершить формирование региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе создание технопарков, венчурных фирм, специализированных маркетинговых центров, центров народных промыслов и ремесел и др.;
- существенно повысить налоговую эффективность субъектов малого и среднего предпринимательства.
На этапе 2003-2005 годов основными задачами являются:
- дальнейшее развитие нормативно-правовой базы с учетом специфики развития предпринимательства в регионе и обеспечения приоритетных направлений государственной поддержки (инвестиционной, финансово-кредитной, инновационно-производственной);
- значительное увеличение объема инвестиций, в том числе за счет собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие экспортного потенциала предпринимательства;
- совершенствование региональной инфраструктуры в соответствии с перспективами развития предпринимательства.
На этом этапе необходимо обеспечить:
- повышение финансовой устойчивости малых и средних предприятий;
- стабильное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в исполнении заказов для государственных нужд области;
- увеличение объемов выпуска товарной продукции, выполнения работ (услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет развития таких отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, туризм и др., формирование в малом и среднем предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного сектора;
- кооперацию инновационных малых предприятий с крупными предприятиями с целью организации последними серийного производства высокорентабельной, конкурентоспособной продукции, освоения современных технологий.
Решение этих задач даст возможность:
- обеспечить в области устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства;
- создать новые рабочие места и снизить уровень безработицы;
- обеспечить стабильно высокие налоговые поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
2.3. Оценка эффективности государственной региональной политики
В качестве оценки эффективности реализации региональной политики приняты следующие количественные показатели:
- количество действующих субъектов малого предпринимательства;
- среднесписочная численность постоянно занятых работников, кроме того, численность совместителей и работающих по договорам;
- объем произведенной продукции (работ, услуг);
- собираемость налогов и состояние недоимок в бюджеты всех уровней;
- развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
Для мероприятий преобразования или создания форм инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, разработки нормативно-правовых актов используются качественные критерии оценки, основные из которых:
- значимость проектов, в том числе актуальность, комплексность, связь с другими программами;
- влияние на изменение основных количественных показателей в целом: снижение безработицы, повышение удельного веса малых предприятий в налоговых сборах, изменение структуры производства в регионе и т.д.;
- изменение правового пространства функционирования малых предприятий, упрощающего их работу и ориентирующего на выполнение наиболее важных задач, стоящих перед регионом;
- влияние новых элементов инфраструктуры на устранение существующих барьеров в развитии малого бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.