Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Региональная научно-техническая и инновационная
политика Тульской области
4.1. Важнейшие принципы региональной научно-технической и инновационной политики
Важнейшими принципами региональной научно-технической и инновационной политики являются:
разработка и реализация региональной научно-технической и инновационной политики осуществляется с учетом единой государственной научно-технической политики, действующего законодательства и интересов Тульской области;
проведение региональной научно-технической и инновационной политики при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Тульской области;
регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности органами государственной власти Тульской области в пределах их компетенции;
единство нормативной правовой базы, режима и методов регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на всей территории области;
минимальное государственное вмешательство и максимальное саморегулирование субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
соблюдение свободы творчества;
свобода доступа к научной и научно-технической информации;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирование научно-технической и инновационной деятельности посредством создания ее инфраструктуры, системы государственных научных организаций и других структур;
поддержка системы профессионального образования как источника потенциального и гарантированного кадрового резерва научных работников;
развитие научно-технической и инновационной деятельности - приоритетная задача органов государственной власти Тульской области;
развитие международного и межрегионального научного и научно-технического сотрудничества;
сохранение преемственности региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области;
обеспечение гласного и конкурсного распределения государственной поддержки различных научно-технических и инновационных проектов, субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
обеспечение равных возможностей для всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
интеграция научных исследований организаций области в государственные и международные научно-технические программы.
4.2. Цель и задачи региональной научно-технической и инновационной политики
Сформулированные в пункте 3 настоящей Концепции региональные интересы с учетом состояния научно-технической сферы Тульской области определяют цель научно-технической и инновационной политики области:
стабилизация и подъем экономики области, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет таких важнейших составляющих этого процесса, как сохранение и развитие научно-технического потенциала и создание благоприятных условий для научно-технической и инновационной деятельности.
В рамках развития научно-технического потенциала Тульской области задачами научно-технической и инновационной политики являются:
активное подключение научно-технического потенциала области к решению региональных проблем, выработка стратегии социально-экономических преобразований области и экспертиза программ, проектов, решений регионального значения;
развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей интеграцию потенциала науки, образования и производства;
создание на территории области объединений предприятий и организаций, обеспечивающих более эффективное осуществление научно-технической и инновационной деятельности;
оказание государственной поддержки в первую очередь предприятиям и организациям использующим современные научно-технические разработки и поддерживающим научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
сохранение и развитие информационной инфраструктуры, научно-технической информации, обеспечение полноценной информационной среды для работы тульских ученых и специалистов, поддержание сети научно-технических библиотек (отделов), способствование пополнению фондов научно-технической литературы;
ускорение внедрения передовых достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития Тульской области;
создание благоприятных условий для работы общественных научных организаций;
обеспечение социальной защиты работников научно-технической сферы и соблюдение их прав;
стимулирование притока молодежи в науку;
закрепление в собственности области научно-технической продукции, полученной за счет использования средств бюджета и обеспечение рационального ее использования в интересах региона;
продажа или переуступка прав на конкурентоспособные объекты промышленной собственности, принадлежащих администрации Тульской области, в первую очередь, хозяйствующим субъектам области;
распространение ключевых для экономики Тульской области научно-технических нововведений;
стимулирование импорта новых научно-технических знаний и технологий и экспорта собственных технологий и наукоемкой продукции;
создание практических механизмов передачи научно-технических достижений малых предприятий и отдельных ученых и специалистов в производство.
В рамках развития научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области задачами научно-технической и инновационной политики являются:
активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий и предприятий агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности области;
максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики области;
формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;
развитие конкурсных начал в распределении бюджетных средств на научно-технические и инновационные программы и проекты при открытости принимаемых решений;
введение региональной контрактной системы в сфере научно-технических разработок;
повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию на решение проблем регионального значения;
привлечение инвестиций из внебюджетных источников для реализации научно-технических и инновационных программ и проектов;
привлечение инвестиций из федеральных источников для реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения и в целях загрузки предприятий и организаций области;
развитие бизнес-планирования инновационной деятельности на территории области;
обеспечение бизнес-планирования инновационной деятельности нормативно-методическими документами федерального и областного уровня;
стимулирование изобретательской деятельности, как на предприятиях, так и самодеятельных изобретателей, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;
содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней;
содействие защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;
соблюдение всеми субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности установленного порядка ее осуществления, требований законодательства в этой области.
4.3. Проведение региональной научно-технической и инновационной политики на различных этапах инновационного процесса
Для достижения цели и решения задач, приведенных в пункте 4.2 настоящей Концепции, органы государственной власти Тульской области будут использовать следующие формы и методы государственного регулирования (поддержки) научной, научно-технической и инновационной деятельности:
выделение на конкурсной основе частичного или полного финансирования на реализацию отдельных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов за счет средств бюджета области;
выдача на конкурсной основе грантов научным работникам и организациям;
предоставление бюджетных ссуд на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных программ и проектов;
предоставление гарантий, поручительств и компенсация ставки банковских кредитов при реализации научных, научно-технических и (или) инновационный программ и проектов;
передача областной собственности для реализации научных, научно-технических и (или) инновационных программ и проектов;
учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;
участие в образовании хозяйственных товариществ и обществ, предназначенных для осуществления научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности;
предоставление льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей в бюджет области организациям, осуществляющим научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность;
направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств по выделению финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных проектов;
проведение областных и участие в других конкурсах научных, научно-технических и инновационных проектов;
выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для представления их отечественным и иностранным инвесторам;
реклама научно-технических работ, продукции и инновационных программ и проектов;
представление интересов научных и инновационно-активных организаций на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
разработка и введение нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Использование конкретных форм и методов государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности будет применяться по результатам рассмотрения документов научно-технических и инновационных проектов, с учетом содержания экспертных заключений и стадии, на которой находится разработка и реализация проекта. При этом предпочтение будет отдаваться конкуренто- и патентоспособным проектам, содержащим качественно подготовленную документацию (бизнес-план, информационный меморандум, заключения), подтверждения наличия долевого финансирования из внебюджетных источников и (или) федеральных источников и предусматривающим получение наибольших бюджетного и народнохозяйственного эффектов при разумном уровне рисков, связанных с их реализацией.
Научная, научно-техническая и инновационная деятельность осуществляется в целях внедрения нововведений, т.к. только после успешного использования нового продукта, технологии, метода, услуги и т.п. можно рассчитываться на возврат средств, вложенных в создание нововведения, получение прибыли и других положительных результатов.
При внедрении осуществления нововведений выделяется несколько этапов, для каждого из которых характерно получение определенных результатов. Причем на каждом из этих этапов различны степень достоверности и возможности по оценке рисков, эффективности работ (коммерческой, бюджетной, народнохозяйственной), возможных направлений использования результатов. В этой связи направления и объемы государственной поддержки должны быть различны для различных этапов инновационного процесса.
На каждом этапе инновационного процесса соответственно будет применяться только часть мер государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности из приведенного выше в этом разделе Концепции их перечня.
Состав наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для каждого этапа инновационного процесса приведен в таблице.
Таблица
Состав наиболее предпочтительных мер региональной
государственной поддержки для каждого этапа
инновационного процесса
/-----------------------------------------------------------------\
| Этапы инно- | Виды дея- | Результаты |Наиболее предпочтительные|
| вационного | тельности |деятельности|меры региональной |
| процесса | | |государственной |
| | | |поддержки |
|-------------+------------+------------+-------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|-------------+------------+------------+-------------------------|
| Научно- |Фундамен- |Новые науч- | Создание научных орга- |
| исследова- |тальные |ные знания, | низаций, передача об- |
| тельские | |использова- | ластной собственности, |
| работы | |ние которых | направление ходатайств, |
| | |не регламен-| выдача рекомендательных |
| | |тировано | писем |
| |------------+------------+-------------------------|
| |Прикладные |Новые зна- | Выделение финансирова- |
| | |ния, необхо-| ния, выдача грантов, |
| | |димые для | передача областной |
| | |проведения | собственности, создание |
| | |конкретной | научных организаций, |
| | |опытно-конс-| предоставление льгот, |
| | |трукторс- | приобретение науч- |
| | |кой работы | но-технической продук- |
|-------------+------------+------------| ции, направление хода- |
| Опытно - |Технологи- |Опытный | тайств, организация |
| конструк- |ческие |образец | участия в конкурсах, |
| торские |------------+------------| выдача рекомендательных |
| работы |Коммерческие|Образец, | писем, организация рек- |
| | |удобный для | ламы |
| | |использова- | |
| | |ния в ком- | |
| | |мерческих | |
| | |целях | |
| | | | |
| Применение |Производство|Техническое | Выделение частичного |
| |(деятель- |изменение | финансирования, предос- |
| |ность) |конкретного | тавление бюджетных |
| | |производст- | ссуд, гарантий и пору- |
| | |ва (органи- | чительств, участие в |
| | |зации дея- | образовании хозяйствен- |
| | |тельности, | ных товариществ и об- |
| | |оказания | ществ, предоставление |
| | |услуг) | льгот, передача област- |
| | | | ной собственности, нап- |
| | | | равление ходатайств, |
| | | | выдача рекомендательных |
| | | | писем, организация рек- |
| | | | ламы |
| Эксплуата- |Совершенст- |Более каче- | Предоставление бюджет- |
| ция |вование |ственное из-| ных ссуд, передача об- |
| | |делие (про- | ластной собственности, |
| | |дукт, услу- | предоставление гарантий |
| | |га) | и поручительств, нап- |
| | | | равление ходатайств, |
| |------------+------------| выдача рекомендательных |
| |Модификация |Дополнитель-| писем, организация рек- |
| | |ная модифи- | ламы |
| | |кация | |
\-----------------------------------------------------------------/
4.4. Развитие нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы
Приведенный в пункте 2 настоящей Концепции анализ сложившегося нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы показывает, что достижения цели и решения задач региональной научно-технической и инновационной политики в ближайшее время потребуется провести значительную работу по его развитию. Это предполагается осуществлять руководствуясь со следующими принципами:
отнесение нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы области к важнейшим элементам региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области;
развитие нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы области как части проводимой в России правовой реформы;
преемственность в развитии нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы, эволюционный характер этого процесса;
декларирование политики в области совершенствования нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы в целях информирования ее субъектов о планируемых изменениях правового режима;
использование Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О науке и государственной научно-технической политике", "Об авторском праве и смежных правах" и "Патентного закона Российской Федерации" как основы для развития специального нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы области;
совершенствование защиты на территории области законных прав и интересов субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
создание на территории области равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности;
создание на территории области благоприятных условий для повышения роли и использования потенциала общественных объединений, действующих в сфере науки и техники.
К основным направлениям развития нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы относятся:
отражение в законодательных и иных нормативных правовых актах области принципа закрепления в собственности области научной и (или) научно-технической продукции, созданной за счет средств бюджета области;
установление порядка продажи и (или) передачи научной и (или) научно-технической продукции, находящейся в собственности области;
создание нормативно-методического обеспечения области по государственной аккредитации научных организаций области и ведения реестра научных организаций, региональных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
совершенствование нормативной правовой базы области по вопросам проведения конкурсов на размещение регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию, заключение контрактов по итогам конкурсов;
создание нормативно-методического обеспечения области, регулирующего вопросы выполнения предприятиями и организациями квалификационных требований, предъявляемых к организациям претендующих на исполнение научно-технических работ для государственных нужд;
создание нормативно-методического обеспечения области по формированию перечня региональных критических технологий и его использованию;
создание нормативно-методического обеспечения региональной государственной поддержки, сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала области.
совершенствование нормативно-методического обеспечения механизма взаимодействия федеральных и областных органов государственной власти с целью согласования общенациональных и региональных интересов в процессе научно-технического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.