Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Предпосылки развития инновационной деятельности
и задачи по ее стимулированию
При разработке настоящей Программы учитывались как наметившиеся позитивные изменения в экономике, способные улучшить положение дел в инновационной деятельности, так и вновь приобретенные или сохраняющиеся многочисленные проблемы в этой области, в том числе унаследованные от бывшего СССР.
В настоящее время инновационная деятельность развивается на фоне тенденции к стабилизации экономики России, появления признаков оживления деловой, в том числе инвестиционной активности, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности и расширения участия страны и непосредственно ее регионов в организациях многостороннего экономического сотрудничества.
Наиболее полно динамику изменений эффективности инновационной деятельности в Тульской области характеризуют изменение удельного веса инновационной продукции (освоенной впервые) в общем объеме продукции (см. табл.1.1) и продолжительность промышленного освоения продукции (см. табл.1.2).
Таблица 1.1
Удельный вес инновационной продукции
(освоенной впервые) в общем объеме продукции
/-------------------------------------------------------------\
| Год |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 | 1995 |
|-------------------------------------------------------------|
| Количество в процентах |
| от общего количества: |
| за год 11,3 12,8 0,8 5,6 4,2 4,6 |
| |
| за последние три года 12,3 19,3 21,4 7,6 8,8 11,8 |
\-------------------------------------------------------------/
Таблица 1.2
Продолжительность промышленного освоения продукции
/--------------------------------------------------\
| Годы | 1993 | 1994 | 1995 |
|--------------------------------------------------|
| Средняя продолжительность |
| освоения, лет 1,26 1,65 1,56 |
\--------------------------------------------------/
Причем структура инновационной продукции по степени новизны в последние годы существенно не менялась и в общем объеме инновационной продукции преобладала новая продукция (см. табл.1.3).
Таблица 1.3
Удельный вес в общем объеме инновационной
продукции соответствующей различной
степени новизны (в %)
/-----------------------------------------------\
| Год |1993 | 1994 | 1995 |
|-----------------------------------------------|
| Новая 78,6 74,2 85,0 |
| Модифицированная 21,4 25,8 15,0 |
\-----------------------------------------------/
Данные, приведенные в таблицах 1.1-1.3, свидетельствуют о стабилизации объемов инновационной деятельности в Тульской области на крайне низком уровне.
Учитывая, что в Тульской области еще в недавнем прошлом получали более высокий эффект от инновационной деятельности, можно сделать вывод о том, что в связи с проведением реформы существующий научно - технический потенциал не был полностью востребован и этот вид деятельности имеет резервы своего развития. Однако, решение вопроса реализации этих резервов является чрезвычайно сложным, так как для научно - технического комплекса области характерна доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60% НИОКР. Научный комплекс области сформирован в структуру с ярко выраженным машиностроительным и химическим профилем отраслевой науки, которая недостаточно связана с региональными проблемами, оборудование, информационные системы научных организаций ориентированы в большинстве на работы оборонного профиля. В условиях сокращения продукции оборонного назначения они не в состоянии без внешней поддержки эффективно решать проблемы проведения конверсии на предприятиях.
Количественные показатели, характеризующие сложившийся к 1996 году научно-технический и инновационный потенциал области приведены в табл.1.4.
Таблица 1.4
Количественные показатели, характеризующие
сложившийся к 1996 году научно-технический и
инновационный потенциал области
Наименование показателя | Величина показателя за 1995 |
Количество организаций, выполняющих научно-технические работы, орг. Среднесписочная численность специалистов, выполняющих научно-технические работы, чел в т.ч. доктора наук, чел кандидаты наук, чел Объем выполненных научно-технических работ, млн. руб. Создано впервые в России и принято к производству образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, шт. в т.ч. принято к серийному производству Фактические затраты на создание образцов новой техники. млн. руб Освоено впервые в России производство новых видов промышленной продукции. шт в т.ч. по лицензиям имеют правовую защиту Защищено диссертаций. шт. Принято в аспирантуру, чел. Численность аспирантов, чел. |
42 14131 97 623 269691,5 21 17 9760,9 9 5 4 13 108 225 |
Изменение научно-технического потенциала Тульской области с 1991 года по 1995 год происходило следующим образом:
количество организаций, выполняющих научно-технические работы по Тульской области уменьшилось на 4,5%;
Среднесписочная численность специалистов, выполняющих научно-технические работы уменьшилось на 35%;
количество докторов наук, выполняющих научно-технические работы увеличилось на 42.6%;
количество кандидатов наук, выполняющих научно-технические работы уменьшилось на 29.8%.
Работающие в настоящее время на предприятиях и в организациях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области бизнес-планирования. Так в базе данных инвестиционных проектов департамента науки и технической политики администрации области зарегистрировано около 160 предложений по разработке и реализации инвестиционных проектов инновационного характера, но только десятая часть этих предложений подкреплена бизнес-планами, большая часть из которых выполнена с низким качеством. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты как частных инвестиций, так и из государственного бюджета.
Имеющиеся на территории области изобретатели и рационализаторы привыкли работать в условиях плановой системы, обычно оформляли авторские свидетельства, а не патенты. В связи с этим необходимо их обучение приемам работы в новых условиях хозяйствования, создание сети патентных поверенных и пулов.
Общий объем инвестиций из государственного бюджета в 1995 году по сравнению с 1994 годом снизился на 69,3% и составил 11,7% от общего объема инвестиций в Тульской области.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации N 830 от 26 августа 1995 года "О федеральном фонде производственных инноваций" на ближайшие годы фактически предопределен объем финансовой поддержки инновационных проектов за счет средств федерального бюджета в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений, что составит около 0,4% общего объема капитальных вложений в стране в 1996-97 г.г.
В настоящее время уже стало очевидно, что для обеспечения финансовой поддержки завершающей стадии цикла прикладных исследований - конструкторскую проработку и практическую реализацию научно-исследовательских разработок в виде освоения в производстве новых высоких технологий и выпуска современной конкурентоспособной наукоемкой продукции необходимо привлечение внебюджетных средств.
В России получение долгосрочных кредитов на реализацию инновационных проектов дополнительно осложняется тем, что хозяйствующие субъекты из-за плохого своего финансового состояния на эти цели вынуждены использовать в основном заемные средства при малой доли собственных средств. Это положение во многом предопределено падением уровня загрузки производственных мощностей до 42-45 процентов, с чем связано возрастание объема условно-постоянных расходов, повлиявшего на ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и соответственно на объемы их собственных средств, направляемых на модернизацию, развитие и научные исследования.
Кроме этого, при реализации инновационных проектов, возникает дополнительный риск, связанный с высокой степенью неопределенности внешних условий, основными составляющими которой является инфляция, общая нестабильность (политическая, социальная и макроэкономическая), труднопредсказуемые изменения законодательного окружения, структурная инфляция.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести наметившиеся в последние годы снижение численности и старение населения области, сопровождающееся ухудшением качества жизни. Сокращения объемов строительства жилья и объектов соцкультбыта, снижение уровня реальной заработной платы, ухудшение качества питания при повышении расходной доли на питание до 50 процентов, неблагоприятное положение в финансировании образования - все это позволяет говорить о снижении потенциала рынка труда и, как следствие, о трудностях формирования новых производств, соответствующих прогрессивным технологическим укладам.
В ближайшей перспективе важным рычагом модернизации экономики области на основе реализации инновационных проектов может стать увеличение капитальных вложений, так как с целью их стимуляции постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года N 1016 "О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" была одобрена комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России, в соответствии с распоряжением губернатора Тульской области от 14 декабря 1995 года N 975-р начата разработка аналогичной региональной программы.
Большие возможности для привлечения капитала к реализации инновационных проектов возникают по мере формирования финансово-промышленных групп в соответствии с Федеральным Законом "О финансово-промышленных группах".
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 года N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" инновационная деятельность получила дополнительные стимулы развития в малом предпринимательстве.
В 1995 году федеральными органами исполнительной власти был разработан специальный комплекс мер по стимулированию научно-технической и инновационной деятельности, который был одобрен в постановлениях Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 1288 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности" и от 17 апреля 1995 года N 360 "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок".
В целях усиления государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики области согласно постановлению губернатора Тульской области - главы администрации от 12 мая 1996 года N 291 "О департаменте науки и технической политики администрации Тульской области" в составе департамента науки и технической политики образован специализированный отдел для обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности на территории области.
В настоящее время администрация области при оказании поддержки инновационной деятельности располагает следующими возможностями:
принятие нормативных актов по вопросам инновационной деятельности;
подготовка проектов законов по вопросам инновационной деятельности;
организация финансирования проектов (полного или частичного) за счет бюджетных средств;
организация предоставления бюджетных ссуд;
обеспечение финансовой и имущественной поддержки кредитных линий;
организация включения проектов в федеральные, межрегиональные и региональные программы;
полное или частичное финансирование за счет бюджетных средств предприятий и организаций инфраструктуры инновационной деятельности;
передача помещений и имущества предприятиям и организациям инфраструктуры инновационной деятельности;
представление интересов инновационно активных предприятий на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
организация рекламы проектов на выставках, ярмарках и в рекламных изданиях;
оказание информационной помощи по вопросам инновационной деятельности;
консультирование и методическое обеспечение бизнес-планирования.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы осуществления инновационной деятельности, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования инновационной деятельности на территории Тульской области, которые с одной стороны будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в инновационной деятельности, а с другой стороны - позволят максимально использовать в интересах ее развития происходящие позитивные перемены в экономике России и области.
В этой связи для достижения стратегической цели Программы необходимо выполнение следующих задач:
разработать нормативно-организационное и методическое обеспечение государственного регулирования, инновационной деятельности на территории области;
разработать меры экономической поддержки инновационной деятельности и обеспечить их реализацию;
разработать меры по развитию предприятий и организаций инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности и обеспечить их реализацию;
сформировать комплекс документов, необходимых для создания компьютерного информационно-аналитического обеспечения государственного регулирования инновационной деятельности и обеспечить его введение;
развить и упорядочить деятельность по стимулированию межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере и привлечения частных, иностранных и федеральных инвестиций в инновационные проекты;
обеспечить мониторинг результатов реализации Программы и на его основе, при необходимости, внесение корректив.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.