Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Тульской области
от 9 января 2001 г. N 8
Областная программа
"Государственная поддержка малого предпринимательства
в Тульской области на 2001 год"
Тула 2001 г.
Паспорт
областной программы "Государственная поддержка малого
предпринимательства в Тульской области на 2001 год"
Наименование Программы Государственная поддержка малого
предпринимательства в Тульской области на 2001
год
Основание Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации",
Закон Тульской области N 152-ЗТО "О
государственной поддержке малого
предпринимательства на территории Тульской
области"
Государственный заказчик Департамент по поддержке малого и среднего
предпринимательства администрации Тульской
области
Головной разработчик Департамент по поддержке малого и среднего
предпринимательства администрации Тульской
области
Основные исполнители Тульский областной фонд поддержки малого
предпринимательства,
Тульская торгово-промышленная палата,
Тульская региональная Лига научно-технического
и инновационного предпринимательства (Лига
"Тула-Интех"),
Тульский региональный центр поддержки
предпринимательства
Цель Программы Создание условий устойчивого развития малого
предпринимательства, занятого производством
товарной продукции, оказанием услуг населению;
обеспечение создания рабочих мест и развития
налогооблагаемой базы
Основные мероприятия Совершенствование нормативно-правового
обеспечения деятельности малого
предпринимательства;
развитие прогрессивных финансовых технологий
поддержки малого предпринимательства;
повышение эффективности использования
инфраструктуры и создание информационных систем
поддержки малого предпринимательства;
формирование системы кадрового обеспечения
малого предпринимательства
Объем и источники Общий объем финансирования:
финансирования 26,6 млн.руб.,
в том числе из областного бюджета на
2001 год - 0,6 млн.руб.
Ожидаемые конечные Сохранение и создание рабочих мест;
результаты реализации рост объема реализации продукции, в том числе
производимой с использованием инновационных
технологий;
рост налоговых поступлений
Сроки реализации 2001 год
Система контроля Первый заместитель губернатора Тульской области,
финансовое управление Тульской области,
Попечительский Совет Тульского областного фонда
поддержки малого предпринимательства,
Общественный совет по малому предпринимательству
при губернаторе Тульской области
Введение
Развитие малого предпринимательства в условиях рыночной экономики является одним из способов реализации политики государства, направленной на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятной среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому росту. В сложившейся социально-экономической ситуации развитие малого предпринимательства рассматривается как эффективное средство снижения социальной напряженности, роста реальных доходов населения.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Тульской области N 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области" , Федеральной Программой "Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы", одобренной постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2000 г. N 298-III ГД, а также с учетом реальной ситуации, сложившейся на конец 2000 года в Тульской области, включая перспективы финансирования мер государственной поддержки малого предпринимательства из областного бюджета на 2001 год.
1. Содержание проблемы
За годы проведения рыночных реформ малое предпринимательство сложилось в устойчивый сектор экономики, обеспечивающий рабочие места для пятой части экономически активного населения и формирование десятой доли доходной части бюджета Тульской области.
Анализ данных, представленных Тульским областным комитетом государственной статистики на 01.07.2000, на базе проведенного сплошного статистического обследования малых предприятий области позволяет сделать вывод о сохранившейся в 2000 году тенденции роста численности занятых в малом предпринимательстве на уровне 2%, увеличении на 57,8% объема выпуска малыми предприятиями товаров и услуг, снижении удельных затрат на 1 рубль выполненных работ и услуг в среднем на 6% и увеличении в 2 раза объема инвестиций в основной капитал. Изменилась структура инвестиций: первое место сохранилось за строительством (56% против 41% в прошлом году), 36% общего объема пришлось на промышленность (в прошлом году - 10%).
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях, по данным Тульского областного комитета государственной статистики, за январь - июнь 2000 года составила 1086,3 руб., а самая высокая по малому предпринимательству, 2853,9 руб. - отмечена в науке и научном обслуживании.
По данным муниципальных образований, в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, возросла общая сумма налоговых поступлений.
Данные официальной статистики свидетельствуют о достижении основных целей областной программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2000 год". Однако сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства с данными по Москве и Московской области, а по отдельным показателям и с другими субъектами РФ, входящими в Центральный район, указывает, что потенциал малых предприятий региона реализован недостаточно полно.
Среди основных причин невысокой эффективности деятельности малых предприятий наибольший вес имеют:
отсутствие у предприятий достаточного объема оборотных средств;
проблемы в доступе к кредитным и информационным ресурсам;
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования предпринимательских рисков;
ограничение возможностей использования малыми предприятиями имущества реструктурируемых предприятий и неэффективно используемых производственных мощностей;
некомпетентность менеджеров предприятий в вопросах рыночной экономики.
Малое предпринимательство традиционно является источником рабочих мест, для создания которых требуются меньшие, чем по кругу крупных предприятий, затраты. Организация производства на малых предприятиях связана с меньшими суммами инвестиций и более короткими сроками их окупаемости.
Рекомендации экспертов подтверждают наличие в регионе потенциала для роста численности занятых и количества малых предприятий, однако этот процесс сдерживается рядом негативных факторов, провоцирующих теневую деятельность субъектов малого предпринимательства. К основным из них следует отнести:
проблемы административного характера, прежде всего, на начальных этапах становления предприятия;
нестабильность правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, и, в том числе, налогового режима;
невысокую рыночную культуру большей части населения, в том числе и среди потенциальных предпринимателей.
Отдельную проблему представляет собой фактическое отсутствие конструктивного диалога субъектов малого предпринимательства с органами государственной власти и местного самоуправления, а также методической основы для определения эффективности мер государственной поддержки.
Программа является средством государственной политики и направлена на преодоление имеющихся проблем в развитии малого предпринимательства.
2. Основные задачи и цели
В соответствии с действующим законодательством определение общих принципов, приоритетных направлений и методов реализации государственной поддержки малого предпринимательства находится в ведении Российской Федерации. В качестве основной цели государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на настоящем этапе принято создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
Основными целями Программы приняты:
повышение эффективности деятельности малых предприятий региона, выражающееся в росте объемов выпуска товаров и услуг, увеличении заработной платы и выплат социального характера работникам малых предприятий;
создание предпосылок для изменения отраслевой структуры в сторону увеличения доли производственных малых предприятий, повышения их рентабельности, активизации инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
развитие налогооблагаемой базы субъектов малого предпринимательства;
создание новых рабочих мест, особенно в районах, отнесенных к разряду депрессивных;
формирование основ региональной информационно-аналитической системы по малому предпринимательству, обеспечивающей оперативный информационный обмен между органами государственной власти и местного самоуправления, организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и субъектами малого предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории области.
Достижение поставленных целей обусловливает решение следующих задач:
развитие нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей единство подходов к реализации политики на государственном: федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
отработку и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства и страхования предпринимательских рисков;
привлечение в регион внешних финансовых ресурсов как в виде инвестиций в малое предпринимательство, так и за счет освоения и роста объемов производства конкурентоспособной продукции, вывозимой за пределы Тульской области, в том числе, на экспорт;
концентрацию и оптимизацию использования ресурсов объектов инфраструктуры для реализации информационной поддержки малого предпринимательства;
создание и развитие информационных систем контроля эффективности государственной поддержки малого предпринимательства;
формирование основ системы повышения квалификации и кадрового обеспечения малого предпринимательства.
Реализация Программы основана на принципах открытости при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств.
3. Перечень мероприятий и работ по реализации программы
Мероприятия и работы по реализации Программы группируются по разделам в соответствии с основными целями и задачами:
совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства;
развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
повышение эффективности использования инфраструктуры и создание информационных систем поддержки малого предпринимательства.
Основные мероприятия по реализации Программы, содержание работ по их исполнению, сроки, исполнители и объем финансирования приведены в приложении.
4. Организационно-экономический и
финансовый механизм управления программой
Управление Программой осуществляется в соответствии с Законом Тульской области N 91-ЗТО "Об областных целевых программах" в редакции Закона Тульской области N 116-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об областных целевых программах".
Государственный заказчик Программы - департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства администрации Тульской области.
Финансирование Программы осуществляется на долевых условиях за счет бюджетных ассигнований, средств организаций инфраструктуры, а также средств, привлеченных исполнителями Программы для ее реализации в соответствии с действующим законодательством. Инвесторами Программы являются органы исполнительной власти и местного самоуправления, юридические или физические лица, осуществляющие финансирование Программы или входящих в нее мероприятий путем прямого направления средств или выполнения отдельных мероприятий за счет собственных ресурсов.
Объем финансирования определяется суммой документально подтвержденных затрат, произведенных при выполнении работ по реализации Программы, согласованных с ее государственным заказчиком и имеющих конкретный социально-экономический эффект.
В объем финансирования Программы включается сумма государственных гарантий области, предоставленных в обеспечение обязательств организаций инфраструктуры, возникших в рамках реализации Программы.
Объем финансирования инвестиционных проектов, включенных в Программу, определяется общей суммой инвестиций, направленных на реализацию проекта за период действия Программы, в том числе из собственных средств субъектов малого предпринимательства.
Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в соответствии с постановлениями губернатора Тульской области от 26.10.99 г. N 406 "О порядке финансирования расходов областного бюджета, предусмотренных на поддержку развития рыночной инфраструктуры Тульской области" и от 13.07.2000 N 254 "О внесении изменений и дополнений в постановление губернатора Тульской области от 26.10.99 N 406 "О порядке финансирования расходов областного бюджета, предусмотренных на поддержку развития рыночной инфраструктуры Тульской области".
См. Порядок предоставления средств бюджета Тульской области, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Администрации Тульской области от 16 мая 2008 г. N 272
Исполнители мероприятий Программы, реализация которых планируется с использованием средств областного бюджета, определяются на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
Конкурс организуется и проводится государственным заказчиком или его представителем в сроки, определенные соответственно плану финансирования Программы из областного бюджета.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляется финансовым управлением администрации Тульской области, департаментом по поддержке малого и среднего предпринимательства администрации области, Попечительским советом Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Общественным Советом по малому предпринимательству при губернаторе Тульской области.
5. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансовых средств, планируемый на реализацию Программы - 26,6 млн.руб., в том числе за счет следующих источников:
средства областного бюджета на 2001 год по разделу расходов "Развитие рыночной инфраструктуры", подраздел "Малый бизнес и предпринимательство" - 0,6 млн.руб., из них 0,45 млн.руб. - на возвратной основе на цели финансово-кредитной поддержки и 0,15 млн.руб. - субсидии на долевое финансирование мероприятий информационно-инфраструктурной поддержки малого предпринимательства;
кредитные средства Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства, в том числе полученные под гарантию Тульской области в 2000 году, - 3,73 млн.руб.;
кредитные средства тульских лизинговых компаний - 0,85 млн.руб.;
средства коммерческих банков, привлеченные под гарантию Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 5,0 млн.руб.;
средства внешних инвесторов, привлеченные лизинговыми компаниями ООО "Роспищепромлизинг" и ОАО "ТИЛКо" - 11,25 млн.руб.;
средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, привлеченные Лигой "Тула-Интех" на реализацию инновационных проектов - 0,8 млн.руб.;
средства организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Тульской области - 0,705 млн.руб., в том числе, Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства - 0,06 млн.руб., Тульского регионального центра поддержки предпринимательства - 0,07 млн.руб., Лиги "Тула-Интех" - 0,05 млн.руб.;
внебюджетные средства муниципальных образований области - 0,09 млн.руб.;
привлеченные средства предприятий и предпринимателей - 3,575 млн.руб., из них инвестиции - 3,1 млн.руб.
Доля финансирования предпринимательских проектов из средств, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства, не более 40% общего объема инвестиций.
6. Социально-экономическая эффективность
Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом предпринимательстве вследствие проведения мер, и затрат на реализацию этих мер. В качестве целей управления приняты сохранение и создание рабочих мест, рост объема производства конкурентоспособной продукции, развитие налоговой базы и увеличение поступлений в бюджет и т.д.
Для оценки эффективности предлагается мероприятия Программы условно разделить на 3 группы в соответствии со сроками проявления социально-экономического эффекта:
формирование основ политики государственной поддержки малого предпринимательства;
повышение отдачи (социально-экономического эффекта) от субъектов малого предпринимательства, осуществляющих хозяйственную деятельность;
получение текущего (конкретного, местного) эффекта.
Очевидно, что в целом эффект от Программы будет наибольшим при реализации всех мероприятий в комплексе, однако основные количественные показатели эффективности формируются за счет реализации мер, отнесенных ко второй группе, и базируются на данных статистического наблюдения, а также сведений, получаемых в ходе реализации Программы.
Эффект от реализации мероприятий третьей группы направлен на повышение устойчивости функционирования и отработку новых технологий системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Реализация Программы стимулирует привлечение средств инфраструктуры для решения проблем государственной поддержки малого предпринимательства: на 1 рубль средств областного бюджета привлекается 2 рубля средств инфраструктуры.
Ожидается рост инвестиций в основной капитал малых предприятий вследствие общего улучшения инвестиционного климата, в том числе и за счет проведения мероприятий Программы. На 1 рубль бюджетных средств планируется привлечение около 6 рублей инвестиций малых предприятий и более 28 рублей внешних для области инвестиций.
Получат дальнейшее развитие элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства региона, включая нормативно-правовую базу и основу информационно-аналитической системы.
Реализация мер Программы создаст базу для обеспечения роста как числа малых предприятий, так и увеличения численности занятых в сфере малого бизнеса. Планируется развитие налогооблагаемой базы и увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.