Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Губернатора Тульской области
от 23 марта 2001 г. N 111
Концепция региональной политики в области здорового
питания населения Тульской области на период 2001-2005 гг.
Под региональной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании, с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.
1. Характеристика состояния в области здорового
питания населения области
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем, в последнее десятилетие состояние здоровья населения области характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни, особенно мужчин в Тульской области значительно меньше, чем в большинстве развитых стран и субъектов Российской Федерации. Увеличение числа болезней органов пищеварения, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У значительной части населения области выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (йода, железа, селена, фтора и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. Территория области эндемична по недостатку йода, фтора, селена.
Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья детей и беременных женщин.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и снижением покупательной способности большей части населения области. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения области в вопросах здорового, рационального питания, нет единой региональной политики в области здорового питания.
Исходя из значимости здоровья населения для развития области и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня обеспечения области продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации региональной политики в области здорового питания.
2. Цели, задачи и этапы реализации региональной
политики в области здорового питания
Целями региональной политики в области здорового питания населения являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей региональной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;
постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации Концепции (2001-2002 гг.) совершенствуется региональная нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ.
В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, расширения применения биологически активных добавок, а также улучшение взаимодействия организаций, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность на территории области с целью снижения доли некачественных и фальсифицированных продуктов.
Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие с нормами рационального питания детских организованных коллективов, программы преодоления дефицита основных пищевых веществ в рационе детского и взрослого населения области.
На втором этапе (2003-2005 гг.) предусматривается совершенствование системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов. Обеспечение лечебно-профилактического питания работников промышленных предприятий. Создание эффективной системы пропаганды медицинских знаний в области рационального питания среди населения области.
В последующий период будут преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья населения области, снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, снижение анемий среди детей и беременных женщин и женщин детородного возраста, преодоление дефицита фтора и йода.
3. Основные принципы региональной политики
в области здорового питания
Региональная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:
а) здоровье человека - важнейший приоритет органов государственной власти области и местного самоуправления;
б) пищевые продукты не должны наносить ущерб здоровью человека;
в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания органов государственной власти области и местного самоуправления;
д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды, в том числе производственных факторов. Региональная политика в области здорового питания строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья, прогнозов развития производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на территории области.
4. Основные направления региональной политики
в области здорового питания
Определены следующие направления региональной политики в области здорового питания населения:
1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия;
2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:
- выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов;
- совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий;
3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:
совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:
- получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ и т.д.;
- использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;
- производство продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;
- производство продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в районах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений;
- производство продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях;
- обогащение пищевых продуктов массового потребления витаминами, минеральными веществами, микроэлементами и другими пищевыми веществами в объемах, достаточных для полного обеспечения ими населения;
- совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции;
4) в области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация областной целевой комплексной программы, обеспечивающей:
ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, йода, фтора, селена и др.), в первую очередь в экологически неблагополучных районах области, детских коллективах, предприятиях с вредными условиями труда;
профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);
повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;
расширение использования биологически активных добавок к пище;
5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:
максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;
совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;
осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух);
создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:
ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;
созданию образовательных программ для населения;
внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных систем (создание регионального информационного фонда);
созданию информационно-издательских программ;
7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:
реализация мероприятий по поддержке грудного вскармливания;
обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;
обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;
организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;
8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры по осуществлению постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в Тульской области;
9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малообеспеченных слоев населения создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методику ее реализации.
5. Механизм реализации региональной политики
в области здорового питания
Основными элементами механизма реализации региональной политики в области здорового питания населения являются следующие: государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
формирование областной целевой комплексной программы, предусматривающей научно обоснованные технологические и иные решения по приоритетным проблемам питания, способным коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, обогащения его витаминами, биологически активными добавками к пище;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;
создание системы анализа и оценки информации о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов местного производства и ввозимых на территорию области, подготовки прогнозно-аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения региональной политики;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.