Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Тульской области
от 20 июля 1999 г. N 274
Региональная целевая программа
"Вакцинопрофилактика на 1999-2000 гг.
и на период до 2005 года"
Тула 1999 г.
Введение
Наименование программы - Региональная целевая программа
"Вакцинопрофилактика на 1999-2000 гг.
и на период до 2005 г."
Основание для - Постановление Правительства Российской
разработки программы Федерации от 30.10.98 г. N 1260 "О
Федеральной целевой программе
"Вакцинопрофилактика на 1999-2000
годы и на период до 2005 г."
Государственный - Департамент здравоохранения администрации
заказчик программы Тульской области,
Центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в Тульской
области
Разработчики - Центр государственного санитарно-
программы эпидемиологического надзора в Тульской
области,
Департамент здравоохранения администрации
области
1. Содержание проблемы
Региональная целевая программа "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 гг. и на период до 2005 г. (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с аналогичной Федеральной целевой программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.98 г. N 1260, а также в соответствии с постановлением губернатора Тульской области N 115 от 16.03.98 г. "О продлении сроков реализации региональной программы "Вакцинопрофилактика на 1995-1997 годы".
Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к ранее действующей региональной программе.
Программа борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, является одной из наиболее важных проблем как в Российской Федерации, так и во всем мире.
Всемирная организации здравоохранения с 1994 г. осуществляет реализацию расширенной программы иммунизации, направленной на снижение заболеваемости дифтерией, коклюшем, корью, туберкулезом, эпидемическим паротитом, врожденной краснухой, вирусным гепатитом В, а с 1991 г. - на ликвидацию полиомиелита.
Из 65 инфекционных заболеваний, подлежащих на сегодняшний день регистрации, третья часть управляется средствами специфической профилактики. Эти инфекции ежегодно наносят колоссальный ущерб экономике области. Так стоимость лечения больных дифтерией и носителей, зарегистрированных в области в 1995г., составила 955 млн. руб., а лечения больных вирусным гепатитом В - 2256 млн. руб. без учета безвозвратных экономических потерь в случае гибели или инвалидизации больного.
Региональная программа "Вакцинопрофилактика", принятая в 1995г., определила успех в борьбе с "управляемыми инфекциями": за 3 года охват прививками детей вырос в среднем на 20%, а охват прививками против дифтерии взрослых - на 11%. В результате приостановлена эпидемия дифтерии и продолжается дальнейшее ее снижение, не регистрируется полиомиелит и врожденный столбняк, на спорадическом уровне находится заболеваемость корью. Успешно прошли Национальные Дни иммунизации против полиомиелита, что дает уверенность в его ликвидации в скором времени.
Достигнутые успехи требуют закрепления, а по ряду инфекций положение еще никак нельзя считать благополучным. За 1998 год в области зарегистрировано более 4,5 тысяч случаев краснухи, около 1,5 тысяч эпидемического паротита, 1300 случаев вирусного гепатита, более 300 случаев коклюша. Количество случаев кори невелико, но снижение коллективного иммунитета к кори предшествует очередному подъему заболеваемости, что уже отмечено в соседних регионах России. Участились случаи групповых заболеваний эпидемическим паротитом с тяжелым клиническим течением среди подростков и взрослых, число больных эпидемическим паротитом по сравнению с 1997 годом увеличилось в 3,7 раза. Остаются нерешенными вопросы специфической профилактики гепатита В, вирусной инфекции, последствиями которой являются дистрофия, цирроз и рак печени. Заболеваемость туберкулезом, в т.ч. среди детей, приняла характер эпидемии. Единственным специфическим средством защиты детей от туберкулеза являются прививки. Впервые в Национальный календарь прививок страны введена вакцинация детей против краснухи. Опасность этой инфекции проявляется в развитии врожденных уродств плода у заболевших краснухой женщин в период беременности. Однако отсутствие отечественной вакцины против краснухи потребует дополнительных затрат из местных бюджетов на приобретение зарубежных препаратов.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Целью региональной программы является снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики и их ликвидация.
С учетом экономической ситуации как в стране, так и в Тульской области и наличия финансовых средств Программа устанавливает тактические и стратегические цели и задачи, которые реализуются поэтапно.
На первом этапе (1999-2000 гг.) предполагается:
- ликвидация к 2000 г. местных случаев полиомиелита, вызванных дикими штаммами;
- снижение заболеваемости дифтерией до единичных случаев, предупреждение летальных исходов от этой инфекции;
- снижение заболеваемости коклюшем до уровня 5 случаев на 100 тыс. населения к 2000 г.;
- снижение заболеваемости эпидпаротитом до уровня 15 случаев на 100 тыс. населения к 2000 г.;
- введение активной иммунизации против вирусного гепатита В и краснухи.
На втором этапе (2001-2005 гг.) предусматривается:
- поддержание охвата населения вакцинацией на уровне 90-95 процентов;
- ликвидация врожденной краснухи;
- снижение до спорадических случаев заболеваемости корью, краснухой, дифтерией;
- снижение заболеваемости коклюшем до уровня 1-3 на 100 тыс. населения;
- эпидемическим паротитом до 5 на 100тыс. населения;
- вирусным гепатитом В до 10 на 100 тыс. населения;
- внедрение в практику здравоохранения новых современных вакцин и диагностикумов.
Для достижения поставленной цели предусматривается поддержание высокого уровня охвата профилактическими прививками детей и взрослых. Для этого необходимо:
- создание областного центра профилактики внутриутробных инфекций;
- совершенствование системы организационно - методического и информационно - аналитического обеспечения в области эпидемиологического надзора.
3. Система программных мероприятий
Основными мероприятиями программы являются:
- организационно - методическое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
- развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики;
- совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;
- подготовка кадров, занимающихся вакцинопрофилактикой;
- обеспечение учреждений здравоохранения и санэпидслужбы вакцинами, предусмотренными календарем профилактических прививок и диагностикумами нового поколения;
- достижение охвата детей к 12 месяцам жизни вакцинацией против полиомиелита, дифтерии, столбняка, туберкулеза до уровня 95%, коклюша до уровня 90%, а также детей в возрасте 2-х лет против кори и эпидпаротита до уровня 95% к 2000 г.;
- достижение охвата детей очередной ревакцинацией в декретированных возрастах против дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша до уровня 97%;
- достижение и поддержание охвата взрослого населения против дифтерии, столбняка до уровня 95% к 2000 г.;
- достижение и поддержание охвата взрослого населения, относящегося к группе повышенного риска заражения, прививками против дифтерии и столбняка до уровня 97% к 2000г.; - обеспечение вакцинацией против гепатита В детей и взрослых из групп риска с 1999 г.;
- ежегодная вакцинация против краснухи девочек в 13 лет с 1999 г.
Организационно - методическое и материальное обеспечение
мероприятий по профилактике и борьбе с инфекциями,
управляемыми средствами специфической профилактики
Вопросы профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, регулируются Федеральным законом от 17.09.98 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федеральным законом от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации от 22.07.93 г. N 5487-1 "Об охране здоровья граждан" и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.
/------------------------------------------------------------------\
| Наименование | |
| мероприятия | Ожидаемые результаты |
|---------------------------+--------------------------------------|
|1. Организационно- |Внедрение новых правил и норм, |
|методическое обеспечение |методических указаний, инструкций; |
|мероприятий по профилактике|подготовка новых организационно- |
|и борьбе с инфекциями, |распорядительных документов |
|управляемыми средствами |департаментом здравоохранения и |
|специфической профилактики |центром государственного санитарно - |
| |эпидемиологического надзора в |
| |Тульской области в соответствии с |
| |документами Министерства |
| |здравоохранения Российской Федерации |
| |по вопросам эпидемиологического |
| |надзора за инфекциями, управляемыми |
| |средствами специфической профилактики,|
| |диагностики, лечения и профилактики |
| |этих заболеваний; |
| |разработка и принятие в установленном |
| |порядке нормативных правовых актов, |
| |необходимых для реализации Программы |
| | |
|2. Обеспечение работы |Работа областного центра по |
|клинико-консультативной |иммунопрофилактике на базе областной |
|базы по вопросам |детской больницы, выделение |
|иммунизации детского |профильных коек для иммунизации |
|населения |детей с отягощенным анамнезом, |
| |введение в штатные структуры |
| |зональных поликлиник по обслуживанию |
| |детского населения дополнительных |
| |ставок врача иммунопрофилактики, |
| |обеспечение детей прививочными |
| |сертификатами |
| | |
|3. Бесперебойное снабжение |Приобретение вакцин против инфекций, |
|лечебно-профилактических |не предусмотренных национальным |
|учреждений вакцинами и |календарем прививок (НКП) (вакцина |
|другими медицинскими иммуно|против бешенства, сибирской язвы, |
|биологическими препаратами |туляремии, лептоспироза, гриппа), а |
|для профилактики и диаг- |также по отдельным инфекциям и |
|ностики инфекционных забо- |группам населения, не предусмотрен- |
|леваний, управляемых спе- |ных НКП (коревая вакцина для |
|цифическими средствами |школьников и подростков, не имеющих |
| |ревакцинацию), диагностических |
| |препаратов для туберкулеза |
| |(туберкулин), бруцеллеза |
| |(бруцеллин), туляремии (тулярин) и |
| |для экстренной профилактики |
| |бешенства (антирабический |
| |иммуноглобулин). |
| |Транспортировка и хранение |
| |медицинских иммунобиологических |
| |препаратов (далее МИБП). |
\------------------------------------------------------------------/
Развитие системы информирования населения
о мерах профилактики инфекций, управляемых
средствами специфической профилактики
Наиболее эффективным средством борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, является вакцинопрофилактика.
/------------------------------------------------------------------|
|Наименование | |
|мероприятия | Ожидаемые результаты |
|-----------------+------------------------------------------------|
|Развитие системы |Трансляция по каналам телевидения |
|информирования |и радиовещания тематических видеофильмов, |
|населения о мерах|видеоклипов, радиопередач и радиоклипов, их |
|профилактики |тиражирование и распространение для |
|инфекций, |трансляции по каналам телевидения и |
|управляемых |радиовещания в Тульской области; |
|средствами |подготовка пресс-релизов, публикации в |
|специфической |печати, выступления по телевидению и радио |
|профилактики |ведущих работников здравоохранения, |
| |государственной санитарно-эпидемиологической |
| |службы Тульской области, представителей |
| |общественных организаций по вопросам |
| |вакцинопрофилактики; |
| |подготовка и издание санитарно- |
| |просветительных материалов для населения |
\------------------------------------------------------------------/
Совершенствование эпидемиологического надзора
за инфекциями, управляемыми средствами специфической
профилактики, и государственного контроля за проведением
профилактических и противоэпидемических мероприятий
В Тульской области существует система эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.
Социально - экономическое неблагополучие и особенности течения эпидемического процесса, вызванного инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, требуют совершенствования системы эпидемиологического надзора, усиления государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
/------------------------------------------------------------------\
| Наименование | |
| мероприятия | Ожидаемые результаты |
|----------------------+-------------------------------------------|
|Совершенствование |Внедрение методических указаний |
|эпидемиологического |Министерства здравоохранения РФ по |
|надзора за инфекциями,|организации и проведению |
|управляемыми средства-|эпидемиологического надзора за |
|ми специфической |инфекциями, управляемыми средствами |
|профилактики, и |специфической профилактики, и |
|государственного |контроля за проведением профилактических |
|контроля за проведени-|и противоэпидемических мероприятий; |
|ем профилактических |подготовка и распространение оперативной |
|и противоэпидемических|эпидемиологической информации, информаци- |
|мероприятий |онных бюллетеней, аналитических обзоров |
| |эпидемиологической обстановки; |
| |разработка и внедрение единой |
| |информационно-аналитической системы |
| |эпидемиологического надзора за инфекциями, |
| |управляемыми средствами специфической |
| |профилактики; |
| |создание единой компьютерной сети по |
| |планированию и учету профилактических |
| |прививок; |
| |разработка и внедрение единых критериев |
| |оценки иммунопрофилактики, системы |
| |серологических исследований, мониторинга |
| |побочных действий |
\------------------------------------------------------------------/
Создание эффективной системы транспортировки
и хранения вакцин
Бесперебойное функционирование системы "холодовой цепи" согласно Санитарным правилам СП3.3.2.028-95 "Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" обеспечивает качество и эффективность вакцин массового применения.
/-----------------------------------------------------------------\
|Наименование | |
|мероприятия | Ожидаемые результаты |
|---------------+-------------------------------------------------|
|Создание эффек-|Оснащение необходимым холодильным оборудованием |
|тивной системы |предприятий и центральных складов (создание |
|транспортировки|областного склада) для транспортировки |
|и хранения вак-|и хранения вакцин массового применения в |
|цин |Тульской области; |
| |поэтапное оснащение необходимым для хранения |
| |вакцин холодильным оборудованием складов |
| |городского, районного уровней, а также |
| |прививочных кабинетов детских поликлиник, |
| |фельдшерско-акушерских пунктов; |
| |включение в учебный процесс постдипломной |
| |подготовки медицинских работников, |
| |занимающихся вакцинопрофилактикой, вопросов |
| |по холодовой цепи |
\-----------------------------------------------------------------/
Подготовка кадров руководителей, отвечающих за
реализацию региональных программ "Вакцинопрофилактика"
Подготовка кадров в Тульской области по проблеме вакцинопрофилактики проводится на центральных базах, базах областного центра госсанэпиднадзора и департамента здравоохранения и на базе училища повышения квалификации средних медицинских работников.
Внедрение в практику усовершенствованных методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам.
/-----------------------------------------------------------------\
|Наименование | |
|мероприятия | Ожидаемые результаты |
|---------------------+-------------------------------------------|
|Подготовка |Адаптация и внедрение программ министерства|
|специалистов, |здравоохранения для обучения медицинских |
|отвечающих за |кадров по вопросам вакцинопрофилактики; |
|реализацию местных |организация семинаров, совещаний, участие |
|программ |в областных семинарах по проблемам |
|"Вакцинопрофилактика"|вакцинопрофилактики; |
| |участие специалистов области во |
| |всероссийских и международных конгрессах, |
| |конференциях, семинарах, совещаниях по |
| |проблемам вакцинопрофилактики; |
| |размножение инструктивно-методической |
| |литературы по вопросам диагностики, клиники|
| |лечения, эпидемиологии и профилактики |
| |инфекций, управляемых средствами |
| |специфической профилактики |
\-----------------------------------------------------------------/
4. Ресурсное обеспечение Программы.
Объемы и источники финансирования
Ресурсное обеспечение Программы в 1999-2005 гг. предусматривает продолжение финансирования нереализованных ранее мероприятий региональной целевой программы Тульской области "Вакцинопрофилактика" на 1995-1998 гг. и выполнение новых задач вакцинопрофилактики, связанных с расширением календаря профилактических прививок в Российской Федерации.
Финансирование Программы на 1999-2005 гг. предусматривает выделение средств на сумму 71462,9 тыс. рублей.
По источникам финансирования:
- из федерального бюджета - 70% (50000,0 тыс. руб.)
- из областного бюджета - 12,5% (8815,8 тыс. руб.)
- из муниципальных бюджетов - 8,5% (6017,6 тыс. руб.)
- из территориального фонда
обязательного медицинского
страхования ( ФОМС) - 3,5% (2410,0 тыс. руб.)
- из прочих источников - 5,5% (4219,5 тыс. руб.)
Объемы, источники и сроки финансирования программных
мероприятий на 1999-2005 гг. по здравоохранению и
санэпидслужбе
Таблица 1
/-----------------------------------------------------------------\
| Наименование | Источники |Объемы финансирования в тыс. рублей|
| мероприятия | финансиро- |-----------------------------------|
| | вания | 1999г. | 2000г. | 2001- | ИТОГО |
| | | | | 2005 г.| |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|1. Увеличение |Областной | | | | |
|уровня охвата |бюджет | 724,3 | 1046,4 | 3688,7 | 5459,4 |
|детей профи- |-------------+--------+--------+--------+--------|
|лактическими |Муниципальные| | | | |
|прививками |бюджеты | 670,7 | 945,7 | 3917,8 | 5534,2 |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |ФОМС | - | - | - | - |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Прочие | 765,0 | 765,0 | 2677,5 | 4207,5 |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Итого |2160,0 | 2757,1 |10284,0 |15201,1 |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|2. Создание |Областной | | | | |
|эффективной |бюджет | 71,2 | 81,2 | 345,0 | 497,4 |
|системы |-------------+--------+--------+--------+--------|
|транспортировки|Муниципальные| | | | |
|и хранения |бюджеты | 67,1 | 67,1 | 268,2 | 402,4 |
|препаратов |-------------+--------+--------+--------+--------|
|для вакцино- |ФОМС | 30,0 | 30,0 | 150,0 | 210,0 |
|профилактики |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Прочие | - | - | - | - |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Итого | 168,3 | 178,3 | 763,2 | 1109,8 |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|3. Совершенст- |Областной | | | | |
|вование |бюджет | - | 509,0 | 2302,0 | 2811,0 |
|эпидемиологи- |-------------+--------+--------+--------+--------|
|ческого надзора|Муниципальные| | | | |
|за инфекциями, |бюджеты | - | - | - | - |
|управляемыми |-------------+--------+--------+--------+--------|
|средствами |ФОМС | 350,0 | 350,0 | 1500,0 | 2200,0 |
|специфической |-------------+--------+--------+--------+--------|
|профилактики |Прочие | - | - | - | - |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Итого | 350,0 | 859,0 | 3802,0 | 5011,0 |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|4. Подготовка |Областной | | | | |
|специалистов, |бюджет | - | 8,0 | 40,0 | 48,0 |
|отвечающих за |-------------+--------+--------+--------+--------|
|реализацию |Муниципальные| | | | |
|программы |бюджеты | - | 40,5 | 40,5 | 81,0 |
|"Вакцинопро- |-------------+--------+--------+--------+--------|
|филактика" |ФОМС | - | - | - | - |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Прочие | - | 2,0 | 10,0 | 12,0 |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Итого | - | 50,5 | 90,5 | 141,0 |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------|
| ИТОГО | 2678,3| 3844,9 | 14939,7| 21462,9|
\-----------------------------------------------------------------/
Объемы, источники и сроки финансирования программных
мероприятий на 1999-2005 гг. по здравоохранению
Таблица 2
/-----------------------------------------------------------------\
| Наименование | Источники |Объемы финансирования в тыс. рублей|
| мероприятия | финансиро- |-----------------------------------|
| | вания | 1999г. | 2000г. | 2001- | ИТОГО |
| | | | | 2005г. | |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|1. Увеличение |Областной | | | | |
|уровня охвата |бюджет | 724,3 | 906,4 | 3338,7 | 4969,4 |
|детей профи- |-------------+--------+--------+--------+--------|
|лактическими |Муниципальные| | | | |
|прививками |бюджеты | 670,7 | 945,7 | 3917,8 | 5534,2 |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |ФОМС | - | - | - | - |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Прочие | 765,0 | 765,0 | 2677,5 | 4207,5 |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Итого | 2160,0 |2617,1 | 9934,0 |14711,1 |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|2. Создание |Областной | | | | |
|эффективной |бюджет | 71,2 | 71,2 | 285,0 | 427,4 |
|системы |-------------+--------+--------+--------+--------|
|транспортировки|Муниципальные| | | | |
|и хранения |бюджеты | 67,1 | 67,1 | 268,2 | 402,4 |
|препаратов |-------------+--------+--------+--------+--------|
|для вакцино- |ФОМС | 30,0 | 30,0 | 150,0 | 210,0 |
|профилактики |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Прочие | - | - | - | - |
| |-------------+--------+--------+--------+--------|
| |Итого | 168,3 | 168,3 | 703,2 | 1039,8 |
|---------------+-------------+--------+--------+--------+--------|
|3. Совершенст- |Областной | | | | |
|вование |бюджет | - | 54,0 | 27,0 | 81,0 |
|эпидемиологи- |-------------+--------+--------+--------+--------|
|ческого надзора|Муниципальные| | | | |
|за инфекциями, |бюджеты | - | - | - | - |
|управляемыми |-------------+--------+--------+--------+--------|
|средствами |ФОМС | - | - | - | - |
|специфической |-------------+--------+--------+--------+--------|
|профи
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Тульской области от 20 июля 1999 г. N 274 "Об утверждении региональной целевой программы Тульской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.