Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Губернатора Тульской области
от 22 февраля 2001 г. N 75
Концепция
развития страхового рынка Тульской области на 2001-2003 годы
Страхование как система защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов Тульской области является одним из основных элементов финансово-кредитного механизма, мощнейшим инструментом обеспечения социальной стабильности общества и имеет важное значение для экономического развития региона.
Для современной экономики ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. В целях обеспечения устойчивого развития Тульской области необходимо создание системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает областной бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Структурно страховой рынок Тульской области уже сформировался.
В настоящее время на страховом рынке области функционируют 8 региональных страховых компаний, имеющих 42 филиала и 7 представительств, и 14 филиалов иногородних страховых организаций.
По данным за 9 месяцев 2000 года, страховыми организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Тульской области, по всем видам страхования собрано 184,9 млн. рублей страховых платежей, населению и организациям страховщиками выплачено около 141,9 млн. рублей.
Позитивным моментом в формировании регионального страхового рынка является открытие филиалов крупных страховых российских компаний, способных адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам, а также складывающаяся инфраструктура рынка.
Тем не менее, страхование еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения и хозяйствующих субъектов Тульской области.
Отрицательно сказывается на развитии страхового рынка отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов.
Потенциал страхового рынка Тульской области очень высок.
В Тульской области страхуется менее 10% потенциальных рисков, около 90% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой. Незащищенность по основным группам рисков влечет за собой значительные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, по оказанию социальной поддержки гражданам, ухудшает инвестиционный климат и общие условия экономической деятельности.
Капитализация российского страхового рынка (объем собственных средств у страховых компаний) находится на крайне низком уровне. Это является одним из главных препятствий для повышения емкости рынка и причиной оттока значительных финансовых средств за рубеж по каналам перестрахования.
Реальное долгосрочное страхование жизни, важнейший источник долгосрочных инвестиционных ресурсов (равно как и механизм социальной защиты населения),на сегодняшний день по объему ничтожно. Существующие правовые рамки проведения страхования не обеспечивают достаточных стимулов для того, чтобы расширять масштабы долгосрочного страхования жизни.
Проблема неплатежей, критическое финансовое положение страховых компаний, инфляция, низкий уровень платежеспособности населения, неустойчивое законодательство, банкротство некоторых банков и финансовых организаций существенно подорвали доверие населения к финансовым институтам.
Необходимо повышение престижности страхования, привитие страховой культуры предпринимателям и населению, а также определение рейтинга надежности страховых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Тульской области, с тем, чтобы потенциальные страхователи могли ориентироваться на страховом рынке, избирая для страхования ту или иную компанию. Следует публиковать списки страховщиков, нарушивших те или иные правила и условия страховой деятельности.
В условиях рыночной экономики, укрепления бюджетного федерализма в целом, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, контролируемости их расходования возникает необходимость повышения гарантий целевого использования и возвратности средств, направляемых администрацией области на кредитование различных хозяйствующих субъектов Тульской области. Одним из эффективных способов достижения этой цели является развитие страховой защиты средств, выделяемых из областного бюджета.
Приток страховых компаний субъектов Российской Федерации на областной рынок страховых услуг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательному фактору деятельности указанных страховых компаний на территории Тульской области можно отнести тот факт, что в большинстве случаев, являясь представителями крупных страховых компаний, они ставят областные страховые компании в неравные условия и постепенно вытесняют их с рынка. Однако, учитывая их стабильное положение на рынке страховых услуг, устойчивое финансовое состояние, администрация Тульской области считает перспективным развитие сотрудничества с крупнейшими страховщиками России, при условии выполнения ряда требований, в частности:
1. Создание территориальных областных филиалов страховых компаний, являющихся плательщиками налогов в областной, местный бюджеты и других обязательных платежей в соответствующие внебюджетные фонды.
2. Заключение администрацией области договоров о сотрудничестве, в которых должны быть оговорены обязательства страховых компаний по следующим направлениям:
- разработка и реализация мероприятий, направленных на предупреждение страховых событий и обеспечение их финансирования за счет средств резерва предупредительных мероприятий;
- размещение средств страховых резервов от поступивших страховых взносов на территории Тульской области в строгом соответствии с действующими нормативами размещения страховых резервов;
- обеспечение гибкой тарификационной политики при страховании ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны и наименее защищенных социальных групп населения области;
- гарантированное размещение в перестрахование на территории РФ и за рубежом той части ответственности по объектам страхования, которая превышает лимит, установленный действующим законодательством на момент действия договора страхования.
Решить комплекс поставленных проблем может реализация областных программ по развитию страхования на территории Тульской области с участием страховых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории региона, что должно привести к высвобождению дополнительных денежных средств областного бюджета, которые могут быть направлены на финансирование этих программ.
При выборе страховой организации по участию в отдельных направлениях вышеназванных областных программ прежде всего должны учитываться надежность, опыт и качество предлагаемых услуг. Для выявления лучших страховых компаний по конкретным (в том числе и обязательным) видам страхования, а также привлечения дополнительных средств в областные инвестиционные программы вводится статус Уполномоченной компании области по страхованию, присваиваемый страховщикам на конкурсной основе.
Кроме того, для достижения целей развития страхового рынка необходимо решение следующих практических задач:
- обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования за счет сотрудничества с крупными наиболее стабильными страховыми компаниями, способными адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка;
- развитие страхового дела в Тульской области в соответствии с современными требованиями и мировыми стандартами;
- проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг в рамках антимонопольного законодательства;
- подписание соглашения о взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации в осуществлении страхового надзора за концентрацией капитала на рынке страховых услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.