Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 53. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, агитационные материалы, выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных федеральным законодательством. Запрещается агитация, нарушающая федеральное законодательство об интеллектуальной собственности.
2. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициаторам выдвижения кандидатов, их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, инициаторы, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе - по итогам голосования), а также посредством оказания услуг иначе, как на основании принимаемых в соответствии с федеральным законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, инициаторов, их уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или контроля которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации в данной форме, и только за счет средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата и с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 14 статьи 49, пунктами 10 и 11 статьи 50 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
4. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, если они не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. При этом эфирное время должно предоставляться ему в то же время суток и в той же передаче, что и названная информация, и не должно быть меньше, чем время, необходимое диктору для прочтения стандартной страницы машинописного текста. При предоставлении для этих целей печатной площади опровержение или иное разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом и помещено на том же месте полосы; при этом нельзя требовать, чтобы объем опровержения или иного разъяснения был меньше одной стандартной страницы машинописного текста. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации может являться основанием для привлечения этих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной федеральным законодательством.
5. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициаторами выдвижения кандидата должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициаторами выдвижения кандидата. В них не должно отдаваться предпочтения какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату (в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности).
6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 1 настоящей статьи избирательная комиссия области обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 78 настоящего Закона, вправе обратиться в областной суд с представлением об отмене регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается областным судом в пятидневный срок, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом иных правил проведения предвыборной агитации, установленных настоящим Законом, избирательная комиссия области своим решением выносит предупреждение этому зарегистрированному кандидату либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности; при этом избирательная комиссия области вправе также отменить решение о регистрации кандидата. Такое решение избирательной комиссии области передается в средства массовой информации.
7. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации соответствующая территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия области вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной федеральным законодательством.
8. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, по предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответственно территориальную избирательную комиссию, избирательную комиссию области о выявленных фактах и принятых мерах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.