Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации муниципального статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей, совершенствование методов сбора и обработки отчетной информации, удешевление стоимости проведения статистических работ.
Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, следует перейти от отраслевых принципов, основывающихся на обособленном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе, отображая комплексно процессы и явления социально-экономического развития города, при соблюдении требований методологического единства.
Такое изменение позволит:
- создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов исполнительной власти, других пользователей статистических данных;
- разработать систему показателей и методов организации статистического наблюдения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;
- развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;
- обеспечить сопоставимость статистических данных в межведомственном, межрегиональном и межгосударственном обменах на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации;
- использовать банковскую, финансовую, налоговую, таможенную и другие виды экономической статистики при формировании комплексной информационной статистической базы;
- активизировать обмен статистической информацией с Управой города и ее структурными подразделениями.
Предполагается перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом. Среди перспективных направлений получения статистической информации предстоит использовать переписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и розничной торговли), выборочные методы, включая, социологические и конъюнктурные опросы.
Предусмотренные Программой изменения потребуют разработки принципиально нового подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа.
Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
3.1. Реформирование системы
статистических показателей
Центральным звеном Программы является переход к применению научно обоснованной системы показателей, отвечающей условиям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функционирования в интересах социально-экономического развития города.
В Программе намечается:
- дополнить существующую систему социально - экономических показателей новыми показателями, отражающими процесс и результаты проводимых реформ (формирование многоукладной экономики, рынков труда и капитала, создание конкурентной рыночной среды и механизма ее регулирования, трансформация отношений собственности и соответственно - системы распределения доходов);
- усовершенствовать систему индикаторов социального развития города, предусмотрев объективное отражение ими всей совокупности условий жизни различных социальных слоев и групп населения;
- осуществить дальнейшее развитие сводных экономических разработок на макроуровне и в районном, отраслевых разрезах путем освоения развернутой системы национальных счетов и регулярного составления межотраслевых балансов;
- обеспечить расширение территориального разреза разработки макроэкономических, отраслевых и социальных показателей и его согласованность с материалами отраслевых и сводных экономических разработок.
Использование обоснованной системы социально-экономических показателей будет способствовать созданию современных систем организации информации и коренному улучшению организации муниципальной статистики.
Реформирование системы статистических показателей предусматривается осуществлять в соответствии с мероприятиями, включенными в раздел I Программных мероприятий на 2001-2002 годы, предусматривающими разработку качественно новых показателей, позволяющих повысить практическую значимость и аналитическую ценность статистической информации для органов исполнительной власти и управления города.
Мероприятия, содержащиеся в указанном разделе, включают три блока наиболее существенных показателей, характеризующих соответственно реформирование хозяйственного механизма, функционирование экономики, результаты социально-экономического развития города.
Системы статистических показателей, которые предполагается создать внутри первого блока, дают возможность проанализировать процесс становления рыночных отношений, условия функционирования экономики и последствия реализации решений органов исполнительной власти по реформированию хозяйственного механизма. С их внедрением Управа города, крупные производственные, коммерческие, банковские структуры получат комплексную информацию об эффективности функционирования хозяйственного механизма.
Второй блок содержит мероприятия по реформированию показателей, характеризующих механизм функционирования экономики города и состояние основных секторов экономики города в целом и отдельных районов, товарное насыщение потребительского рынка, поддержание рыночного равновесия между производителями и потребителями, финансово - экономическую стабильность работы предприятий и экономики в целом, влияние на экономику межрегиональных связей.
Мероприятия третьего блока нацелены на разработку системы показателей, отражающих конечные результаты развития экономики (эффективность ее функционирования, оценку всех элементов созданного национального богатства, включая население города и материальные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, и уровня жизни населения). В этот блок включены мероприятия, направленные на совершенствование расчетов макроэкономических показателей, содержащихся в системе национальных счетов, и развитие показателей жизненного уровня населения. Особое внимание уделяется показателям эффективности, которые за последние годы в условиях высоких темпов инфляции и спада производства во всех отраслях в силу ряда причин в экономическом анализе отошли на второй план.
Реформирование системы статистических показателей предполагается проводить одновременно с решением проблемы реализации современных подходов к организации системы статистического учета (введение соответствующих форм государственного статистического наблюдения, внесение изменений в действующие формы, отмена устаревших показателей, организация выборочных обследований, переписей и т. д.).
3.2. Совершенствование методов
статистического наблюдения
Дальнейшее развитие экономических реформ в России ставит перед государственной статистикой новые задачи в области методологии и организации статистического наблюдения. Расширение круга пользователей, появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности диктуют необходимость существенного изменения разработанных ранее методологий и создания новых с использованием всей совокупности методов, существующих в мировой статистической практике. Организация сбора данных должна охватывать все возможные источники информации и сопровождаться системой обоснованных расчетов.
Важнейшим направлением совершенствования муниципальной статистики в этой области является разработка и ведение многоцелевого Единого государственного регистра предприятий и организаций. Это означает, что реализуя функции статистического учета, он будет являться основой для организации субрегистров (малых предприятий, предприятий с участием зарубежного капитала и т. д.), проведения выборочных обследований, накопления и представления потребителям интегрированной информации о деятельности предприятий различных отраслей и форм собственности.
Для получения детальной, комплексной информации о социальноэкономической ситуации в городе в условиях сокращения сплошной отчетности большое развитие получат переписи. Их проведение позволит получить в момент переписи обширную статистическую информацию, создать необходимые предпосылки (типизация единиц наблюдения, расчеты устойчивых пропорций и соотношений между статистическими показателями) для успешного проведения статистического наблюдения и дорасчетов в период между переписями.
Особо сложной задачей является разработка комбинированных методов статистического наблюдения, основанных на сбалансированном использовании собранной комитетом государственной статистики информации, ведомственной статистики и научных дорасчетов.
Значительных усилий в этой связи требует согласование концепции и подходов к расчетам статистических показателей в различных ведомствах.
Большое внимание в 2001-2002 годах предполагается уделить разработке методологии новых для органов государственной статистики видов выборочных обследований (многоцелевых, многофазных, распределенных во времени выборок). Это позволит проводить более качественные обследования и получать обширную и надежную информацию по таким важным вопросам, как семейные бюджеты, деятельность предприятий торговли, строительства, общественного питания, теневая экономика и т. д.
3.3. Совершенствование методологии комплексного
анализа социально-экономического развития
города Тулы на базе математико-статистических
методов и системы макроэкономических показателей
Раздел включает в себя перечень мероприятий, предусматривающих проведение комплекса работ на основе применения системы социальноэкономических показателей с использованием экономикоматематических методов.
В результате должны быть определены современные методы анализа развития и реформирования экономики России, субъектов города Тулы, пригодные для оценки на региональном уровне.
Мероприятия раздела включают вопросы методологии анализа макроэкономической сбалансированности, пропорциональности и сбалансированности производства, его структурной перестройки, товарных рынков и финансовых ресурсов.
Особое место в перечне занимают мероприятия по разработке методологии комплексного анализа показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию города. Работы предусматривают определение пороговых значений отдельных экономических показателей, выход за пределы которых может означать возникновение критической ситуации в городе.
Целями работ, проводимых в данной области, являются:
- обоснование комплексных подходов к определению критических пороговых значений отдельных социально-экономических показателей;
- исследование возможности определения опасных областей состояния социально-экономической сферы на основании теорий и методов многокритериального выбора;
- разработка методологии и компьютерной технологии определения неблагоприятных состояний социально-экономической сферы на муниципальном уровне.
3.4. Создание баз данных
социально-экономической информации
Актуальность и приоритетность данного направления работ обусловлены необходимостью обеспечения адекватного описания реформируемой экономики и достижения сопоставимости статистической, внешнеторговой, финансовой, банковской и других видов экономической информации, сбор и автоматизированная обработка которой осуществляются в стандартизированном виде.
Интеграция информационных ресурсов города позволит решать задачи, связанные с анализом состояния и динамики развития его экономики, развитием демографической и социальной статистики, созданием статистических регистров, реестров в системах налогообложения, лицензирования, квотирования, государственной регистрации и учета хозяйствующих субъектов, формирования каталогов выпускаемой продукции.
Важным этапом работы является создание второй версии общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, гармонизированного с международными классификациями ООН и Европейского союза (ISIC, NACE, CPC, CPA, SITC, HS, CN), и внедрение его в практику.
Особое значение для сбора и анализа данных имеет создание и ведение системы социально-экономических классификаций, взаимоувязанных с классификацией видов деятельности юридических и физических лиц.
Развитие кредитно-денежной системы, а также потребности разработки финансовых счетов в рамках системы национальных счетов обусловливают включение в Программу работ по созданию классификаций финансовой, бюджетной и банковской деятельности.
Решение перечисленных задач в рамках системы взаимосвязанных классификаций приведет к сокращению их числа, совмещению структур построения, упрощению таблиц соответствия. Результатом должно стать обеспечение совместимости баз данных социальноэкономической информации.
3.5. Реализация современных методов
формирования информационных ресурсов и
информационных технологий в области
статистической деятельности
Модернизация статистической информационной базы невозможна без внедрения современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности.
Первоочередной задачей является создание системы информационных ресурсов города по статистике и применение новейших информационных технологий путем:
- создания интегрированных баз статистических данных муниципального уровня на основе единого фонда нормативносправочной информации и каталога статистических показателей;
- разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей с мощными серверами баз данных, подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных, их накопления и распространения.
Создание единой системы нормативно-справочной информации для электронной обработки данных и формирования интегрированных информационных ресурсов Государственного комитета Российской Федерации по статистике - важный этап реализации поставленной задачи. Основой построения единого фонда нормативно- справочной информации станет развитие автоматизированного банка классификаторов и Единого государственного регистра предприятий и организаций, ведение которых должно осуществляться в режиме распределенного информационного фонда муниципального и регионального уровней. Новым элементом такой системы явится формирование и внедрение единого классификатора статистических показателей, обеспечивающего интеграцию статистических информационных ресурсов.
Действующая техническая база Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позволяет реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий вследствие ее технического и морального износа. Особого внимания требуют вопросы технического и программно-технологического оснащения всех служб, участвующих в создании и развитии системы муниципальной и региональной статистики Тульской области. Действующая локально-вычислительная сеть в областном комитете госстатистики маломощна. В связи с чем Управой города Тулы в соответствии с заключенным договором от 24.11.98 года N АС-21-2/1 передана в безвозмездное пользование Тульскому областному комитету государственной статистики компьютерная техника.
Постановлением расширенной коллегии Госкомстата России от 30 июня 1997 г. (протокол N 31) утвержден Проект "Технология-2000", предусматривающий переход к формированию и ведению баз статистических данных, в основе которых лежит использование программных продуктов MICROSOFT OFFICE и архитектура функционирования "клиент-сервер" в условиях ЛВС.
Не все персональные компьютеры, которыми оснащены подразделения Управы города, позволяют использовать эти программные средства. Для ведения распределенной статистической базы большой емкости и использования ее в аналитической работе необходимо переоснастить сеть Тульского областного комитета, установив ПЭВМ IBM PC с параметрами, позволяющими работать в среде ACCESS. Одновременно должно произойти техническое и программнотехнологическое переоснащение облкомстата для возможности решения регламентных задач с использованием распределенной базы данных всех статистических показателей, ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций, автоматизированного банка классификаторов, фонда нормативно-справочной информации.
Органы государственной статистики будут обеспечены современными лицензионными программными средствами. Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов потребует существенного развития средств телекоммуникаций. Необходимо будет обеспечить комплексное решение задач сбора и обработки статистических данных, увязав в единый информационнотелекоммуникационный комплекс ресурсы муниципального, регионального и федерального уровней с использованием перспективных систем обмена информацией, способных передавать информацию со скоростью не менее 64 кбит в секунду.
Основным результатом технического и программнотехнологического перевооружения статистики явится переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации. При этом должна быть обеспечена реализация ресурсосберегающей технологии электронной обработки данных.
Внедрение новой сквозной технологии электронной обработки статистической информации и создание в системе Государственного комитета Российской Федерации по статистике интегрированных баз данных дадут возможность развития информационнотелекоммуникационного обслуживания пользователей статистической информации-городских органов власти.
Эффективность реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности во многом определяется мерами по реализации Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Предусматривается разработать и внедрить программные средства и провести соответствующие организационные мероприятия по обеспечению режима конфиденциальности статистической информации, по организации защиты статистических информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
3.6. Совершенствование системы распространения
статистических данных и работы с общественностью
по использованию статистической информации
Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, требуют совершенствования тематики, повышения качества и изменения технологии распространения данных.
Переход на международные стандарты в области методологии и электронной обработки статистических данных обеспечит соблюдение международных норм и правил в области программ и качества статистических публикаций, в том числе позволит применить цветную графику и картографию, а также перейти на технические носители при распространении статистических данных.
Для повышения эффективности функционирования системы распространения статистических данных важно постоянно изучать спрос на информационные ресурсы, а это требует проведения маркетинговых исследований.
3.7. Совершенствование профессионального
образования кадров в области статистики
и информационных технологий
Программа совершенствования системы непрерывного профессионального образования кадров включает:
- подготовку и издание методической литературы в области статистики и учета, инструктивного материала в области внедрения современных информационных технологий;
- проведение совместных семинаров специалистов облкомстата и Управы города по вопросам совершенствования системы муниципальной статистики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.