Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
6. Основные направления деятельности
6.1. Совершенствование законодательства.
В Основах законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и Федеральном законе РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", утверждается, что одним из основных принципов охраны здоровья населения является приоритет профилактических мер. Однако этого недостаточно. Необходим комплекс подзаконных актов, определяющих механизмы реализации указанных законов.
Поэтому с целью реализации Концепции должен быть создан комплекс документов, включающий разработку нормативных актов, постановлений (распоряжений) Главы города и решений городской Думы, а также комплекс ведомственных нормативных актов, организационно-распорядительных документов организаций участников коалиции, и разработан перспективный план основных организационных мероприятий, ответственные за реализацию отдельных направлений Концепции, установлена очередность и сроки выполнения отдельных пунктов плана. Эта работа требует участия представителей различных структур и ведомств независимо от форм собственности.
В первую очередь необходимо разработать нормативные документы, определяющие и регламентирующие механизм финансирования, включая медицинское страхование.
6.2. Развитие межведомственного сотрудничества
Межведомственное сотрудничество обеспечивает формирование антинаркотической коалиции между различными секторами общества: органами местного самоуправления, средствами массовой информации, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, общественными и религиозными организациями.
Политическая и организационная поддержка Концепции является необходимой для осуществления мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактики наркомании. Для того, чтобы политики и лица, принимающие решения, были заинтересованы в поддержке усилий по оздоровлению населения, их необходимо убедить в том, что проблемы, связанные со снижением заболеваемости наркоманией, смертности, увеличением средней продолжительности жизни и преждевременным выходом на инвалидность, можно решить путем проведения комплексной профилактической работы и реализации стратегии укрепления здоровья. Первичная профилактика - это реальный путь повышения трудоспособности населения в условиях ограниченного объема ресурсов.
В секторе здравоохранения основу инфраструктуры, осуществляющей реализацию городской программы профилактики наркомании в рамках системы охраны здоровья населения, составляют все лечебно-профилактические учреждения и в первую очередь - наркологического, психиатрического и педиатрического профиля, а также Тульский областной Центр медицинской профилактики (ОЦМП). Определенную роль в усилении профилактической деятельности первичного звена здравоохранения должны сыграть врачи общей практики (семейные врачи).
Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактике наркомании играет вовлечение самого населения в реализацию соответствующих программ, которые должны быть дифференцированы, адресованы и адаптированы к определенным социальным группам с учетом возраста, пола, образования, социального положения и других характеристик.
Приоритетной в межведомственном сотрудничестве должна стать разработка и реализация информационно - образовательных программ обучения здоровью детей, подростков, молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации на заботу о собственном здоровье, здоровье окружающих и профилактику наркологических заболеваний, а также информационно-воспитательных и психологических программ.
Особенно важным сектором в обеспечении вовлечения населения в данные программы являются средства массовой информации. Стратегия образования населения, общественное мнение являются ключевыми в решении проблемы наркомании.
6.3. Финансирование.
Здоровье людей является одной из важнейших целей развития общества. Здравоохранение не система жизнеобеспечения, а фактор безопасности нации. Поэтому состоянием здоровья нельзя поступиться ради экономических достижений.
Расходы на здравоохранение и смежные области гуманитарного развития порой воспринимают как истощение национальных ресурсов, хотя на самом деле это вложение средств в национальный "человеческий" капитал, которое расширяет возможности людей активно содействовать общему экономическому и социальному развитию общества.
Опыт экономически развитых стран свидетельствует о высокой социально-экономической эффективности финансирования программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
По данным Министерства здравоохранения РФ, экономический анализ результатов крупных профилактических программ, осуществленных как в нашей стране, так и за рубежом, показывает высокую их эффективность в достижении целей охраны здоровья. Так, реализация межсекторальных программ укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1 к 7, то есть каждый вложенный рубль экономит обществу 7 рублей; при осуществлении хорошо спланированных мероприятий по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков, направленных на профилактику наркомании и алкоголизма, а также болезней, передающихся половым путем, соотношение стоимости затрат и полученной выгоды составляет 1 к 14.
Стоимость профилактических программ несравненно ниже стоимости лечения наркоманов и их дальнейшего социального обеспечения по причине нетрудоспособности и инвалидности. Поэтому финансирование программы профилактики, лечения и социально-психологической реабилитации наркологических больных должно осуществляться отдельной строкой в городском бюджете.
При поиске других ресурсов, кроме бюджетных, необходимо исходить из основного принципа межведомственного подхода: проблема наркомании - это проблема всех членов общества, в значительной степени сформированная социально-экономическими условиями. В связи с этим она не может быть решена только одной какой-либо системой, например, здравоохранением или УВД без эффективного взаимодействия с другими структурами и ведомствами. Поиск ресурсов, в первую очередь, предполагает поиск партнеров, построение коалиции, которая позволяет увеличить ресурсы, как людские, так и финансовые.
Предлагаемая Концепция и создание медико-социального центра профилактики наркомании должны быть реализованы поэтапно, при выделении соответствующих бюджетных средств и частично за счет самоокупаемости и других источников финансирования.
6.4. Основные принципы подготовки программы по реализации Концепции.
Муниципальная целевая программа должна быть подготовлена в соответствии с настоящей Концепцией. В ней необходимо представить в развернутом виде комплексные подходы и действенные механизмы реализации Концепции.
В подготовке и реализации программы должны принять участие органы местного самоуправления, их структурные подразделения, организации, занимающиеся проблемой наркомании, общественные организации и другие заинтересованные структуры.
Главной целью программы должно являться сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества.
Для достижения указанной цели необходимо сосредоточить усилия по решению следующих задач:
- создание в городе эффективной последовательной системы профилактики наркомании;
- укрепление материально-технической базы учреждений образования, спортивных клубов и секций, центров практической психологии;
- повышение уровня квалификации специалистов, работающих с молодежью в сфере профилактики наркомании;
- повышение эффективности оказания медицинской помощи лицам, потребляющим психоактивные и наркотические вещества.
Приоритетным направлением в данной программе являются превентивные меры по борьбе с немедицинским потреблением психоактивных веществ. В этой программе необходимо уделить внимание здоровому развитию ребенка, как основному фактору, влияющему на здоровье человека в течение всей жизни. Учет факторов, влияющих на здоровье, - ключевой аспект программы профилактики.
Выполнение данной программы должно стать реальным шагом на пути к позитивному изменению состояния здоровья населения и наркологической ситуации в масштабе города.
6.5. Профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ (ПАВ) и мониторинг.
Здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих. Следует подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны не только с образом жизни, но и с наследственностью, экологией, а также эффективностью системы здравоохранения.
В зависимости от группы психических расстройств, конкретной нозологической формы доля негативного влияния того или иного комплексного фактора риска меняется: например, наркомания, для которой наследственный фактор в 50 и более процентов случаев является преобладающим; или невроз, где образ жизни является лидирующим в 85% случаев.
Для того, чтобы снизить распространенность этих негативных факторов и уменьшить их влияние на человека, необходимо в первую очередь формировать и поддерживать стремление различных групп населения к позитивным изменениям в их образе жизни. Это достигается обеспечением их достоверными медико-гигиеническими, психологическими, правовыми, экономическими, экологическими знаниями. Кроме того, необходимо создавать природную и социально-психологическую среду, благоприятствующую этим изменениям по принципу "делать более здоровый выбор более легким выбором".
Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает, в качестве одного из основных направлений деятельности в сложившихся условиях, формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня психологической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.
Поэтому профилактическое направление по проблеме наркомании должно стать одним из приоритетных в осуществлении данной Концепции. При этом следует отдавать предпочтение методам косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотиков, добиваться постепенного изменения социально-культурных стереотипов. Важнейшее место в этом разделе должны занимать мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья населения и профилактику психосоциального стресса.
Основными задачами профилактической работы являются:
1. Организация и проведение целевых программ (информационнообразовательных, информационно-воспитательных, социально-психологических), направленных на снижение спроса на ПАВ и уменьшение вреда от их употребления.
2. Подготовка групп специалистов, способных реализовать эти программы, в рамках межведомственного сотрудничества.
3. Организация раннего выявления групп риска и случаев потребления ПАВ.
Профилактику наркологических заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Все три вида профилактической работы в комплексе составляют "технологическую цепочку".
Первичная профилактика направлена на основные причины развития наркомании и в первую очередь, на предотвращение социально-психологической дезадаптации и невротизации у детей и подростков и других слоев населения, вторичная - на предотвращение рецидивов после лечения;
третичная - комплекс мер социально-психологической реабилитации.
К проблемам первичной профилактики относятся вопросы снижения спроса на ПАВ. Поскольку наркологические заболевания прямо связаны с аномалиями психического развития, то здесь предусматривается работа по следующим подпрограммам, направленным на снижение спроса:
1. Биологические предпосылки наркотизации (родовспоможение, перинатальная патология, физическое развитие детей, травмы головного мозга, перенесенные инфекции, алкоголизм родителей).
2. Социальные предпосылки наркотизации (социализация подростков, развитие личных, культурных, спортивных, экономических, общественных потребностей).
3. Психологические предпосылки наркотизации (воспитательный процесс в семье, детских учреждениях, в школе, отсутствие интересных форм обучения, занятость спортом, музыкой и т.д.).
Разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди населения предшествует формирование политики в данной области, под которой понимается достижение согласия всех структур города, имеющих прямое или косвенное отношение к здоровью населения, с органами местного самоуправления относительно приоритетов, подходов и стратегий. Эта политика должна четко определить роль Управы, городской Думы, различных структур и органов, предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности и самих граждан в вопросах здоровья жителей и профилактики наркологических заболеваний среди подростков.
Основное назначение деятельности муниципальных образований и общества в сфере злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами должно быть связано с сокращением спроса на них среди различных социальных групп населения, а также лечением и социальной реабилитацией лиц, прошедших успешный курс лечения от наркомании. Особое внимание при этом уделяется подрастающему поколению и женщинам.
Сокращение спроса на наркотики является главным инструментом и наиболее перспективным направлением в преодолении наркомании и наркобизнеса. При этом политика сокращения спроса на наркотики не может быть изолированной от государственной политики в области экономики, образования, здравоохранения, проблем молодежи, культуры, спорта, организации досуга и других, реализация которых направлена на процветание казахстанского общества. В этой связи следует отдавать предпочтение методам опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, добиваться постепенного изменения социально - культурных стереотипов, проводить мероприятия, направленные на сохранение физического и психологического здоровья народа. Поэтому в числе приоритетных необходимо решать вопросы трудоустройства, обучения молодежи, доступности к источникам высокой культуры и многие другие.
Особое внимание следует уделить пресечению и предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних, созданию социальных учреждений для молодежи и подростков, оказывающих им психологическую, педагогическую, юридическую помощь, консультирование по различным вопросам.
Основная стратегия в области сокращения спроса населения на наркотики связывается с тем, чтобы вполне конкретный социальный наркотический иммунитет стал обязательным элементом, свойством или качеством всякого человека, получившего нормальное развитие, и потому способного принимать самостоятельные решения и совершать самостоятельные поступки, адекватные интересам общества и отвечающие содержанию человеческой сущности.
Свидетельством наличия у лица социального наркотического иммунитета являются: неупотребление им наркотиков и негативное отношение к их употреблению другими лицами; его юридическая информированность в отношении норм действующего законодательства об ответственности за незаконное распространение наркотиков и злоупотребление ими; обладание общими знаниями о последствиях немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ; наличие внутреннего регулятора юридически значимого поведения.
Привитие социального наркотического иммунитета предстоит полностью нацелить на все подрастающее поколение, начиная с детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей и заканчивая студентами вузов, представителями молодежи. Особыми программами будут охвачены места проведения досуга, работы и семья.
Задача формирования у населения социального наркотического иммунитета должна будет решаться посредством целенаправленной деятельности в таких секторах традиционного формирования образа жизни человека, как семья, учреждения образования и воспитания, места организованного проведения досуга. Необходимо завоевать доминирующие позиции и на так называемой улице, которая в большей мере еще остается сферой наименьшего государственного и социального контроля и влияния в этом отношении.
Предстоит реализовать проекты, направленные на сокращение вреда от злоупотребления наркотиками и контроль над ВИЧ.
Специальный блок в стратегии сокращения спроса на наркотики следует связать с созданием системы антинаркотического воспитания в условиях многоступенчатого (дошкольного, школьного, на уровне профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей, вузов и т.д.) как государственного, так и частного образования и воспитания. Школьная программа против потребления вредных веществ должна получить дальнейшее развитие. Учитывая, что так называемым "шлюзовым" наркотиком является распространенная в среде несовершеннолетних марихуана, употребляемая путем курения, а также то, что не менее половины старшеклассников, учащихся профессиональных технических школ, колледжей курят табачные изделия, особое внимание должно быть обращено на профилактику табакокурения.
Пристальное внимание будет обращено на сферу формирования правосознания различных социальных групп подрастающего поколения. Население должно знать, что нелегальные наркотики однозначно поставлены в состояние "вне закона". В сфере сокращения спроса на наркотики как никогда прежде важны знания о правовых запретах в области противодействия незаконным наркотикам, которые установлены действующим законодательством. Это станет первой базой для формирования у населения адекватных правовых установок по отношению к нелегальным наркотикам. Особое внимание государства и различных социальных институтов будет приковано к сфере организованного досуга. Сегодня она все больше переходит в руки частной экономики, в связи с чем требования к ее соответствию задачам нравственного, в том числе антинаркотического, воспитания должны стать обязательными и высокими.
Формирование медико-социального и психологического наркотического иммунитета населения должно стать ясной целевой установкой для широкой социальной базы субъектов: медиков (наркологов, психиатров, педиатров, подростковых врачей, акушеров, гинекологов, эпидемиологов, врачей общей и семейной практики и др.), педагогов, работников дошкольных учреждений, деятелей культуры, искусства и спорта, психологов, представителей средств массовой информации, сотрудников правоохранительных органов и многих других.
Одним из инструментов формирования социального наркотического иммунитета является информационное обеспечение данного процесса. При этом недостаточна только лишь позитивная подача информации, она должна быть научно-обоснованной, понятной и правдивой. Информационное обеспечение должно выражаться в социально ориентированной информационной интервенции, связанной со стремлением дать новые знания об искомом предмете, создаваемых им проблемах и процессах, и обеспечении соответствующей информационно-психологической защиты населения от уже присутствующей в общественном сознании искаженной информации и информации, формирующей наркотический интерес.
Важная роль в сокращении спроса на наркотики и формировании социального наркотического иммунитета принадлежит средствам массовой информации, обладающим способностью во всех секторах жизнедеятельности человека оказывать непосредственное влияние на его формирование.
Другим важным фактором в развитии иммунитета является осуществление мероприятий, направленных на профилактику психических расстройств и расстройств поведения, на раннее выявление пограничных психических расстройств.
В этих направлениях решающим является раннее выявление лиц, имеющих склонность к потреблению психоактивных веществ (группа риска), проведение антинаркотической пропаганды, воспитательной работы и мониторинга.
Мониторинг здоровья населения - это система оперативного слежения за состоянием здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы. Главной задачей мониторинга является организация межведомственнной и иерархической системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамическую оценку здоровья населения и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение. Мониторинг уровня здоровья, особенно среди детей и подростков, психологическая и наркологическая ситуация в обществе позволит на ранних этапах вмешиваться в эту ситуацию и коррегировать неблагоприятные процессы (тенденции). В мониторинге психического здоровья населения, в том числе и по проблеме наркомании будут принимать участие все заинтересованные партнеры и, в первую очередь городской центр профилактики наркомании, областной наркологический диспансер, областной центр медицинской профилактики.
Важным условием разработки и реализации эффективных программ и проектов в области сокращения спроса на наркотики является их соответствующее научное обеспечение. С этой целью необходимо проводить социологические и эпидемиологические исследования по вопросу злоупотребления населением наркотическими средствами и психотропными веществами, вырабатываться адекватные меры противодействия этой угрозе. При этом надлежит использовать накопленный международный опыт работы в данном направлении. С этой целью необходимо:
- в кратчайшие сроки создать межведомственную информационноаналитическую службу, обеспечивающую сбор информации по единой научно-обоснованной методике, проведение социального маркетинга;
- провести необходимый анализ и представить соответствующим структурам предложения и рекомендации по определению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств;
- дать медицинское, социально-психологическое и юридическое обоснование, провести комплекс мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков:
- организовать подготовку специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социальных и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой деятельности с учетом материальной заинтересованности;
- разработать научно-обоснованные рекомендации по влиянию на общественное мнение, составлению наркологических информационнообразовательных и информационно-воспитательных программ, сформировать стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды;
- обобщить накопленный в нашей стране и за рубежом опыт школьного и внешкольного психопрофилактического воспитания, а также работы с семьями;
- осуществлять поэтапное формирование и реализацию соответствующих научно-обоснованных программ.
6.6. Лечение и социально-психологическая реабилитация.
Основная цель медико-социальной работы в наркологии - это комплексная социальная помощь, включающая медико - социальные, социально - психологические, психологические и юридические аспекты, лицам, страдающим зависимостью от ПАВ, и членам их семей. В настоящее время потребность в медико-социальной помощи лицам, зависимым от ПАВ, пытаются удовлетворить - хотя бы в минимальных объемах - медицинские работники, что выходит за пределы их компетенции. Данная Концепция предполагает создание двух взаимосвязанных систем медико-социальной работы. Первая будет базироваться на существующих базах ЛПУ (областной наркологический диспансер, областная и городская психиатрические больницы, токсикологическое отделение БСМП им. Н.А. Семашко). При необходимости, в городе следует создавать городские лечебнопрофилактические учреждения, оказывающие наркологическую и психиатрическую помощь населению. Вторая система, более ориентированная на профилактику и частично на реабилитацию, будет иметь самостоятельные структуры, интегрированные в существующие социальные институты.
Осуществление лечебных и восстановительных мероприятий для больных наркоманией выделяют как важное самостоятельное направление. С этой целью необходимо:
- Создать эффективную систему "Технологическая цепочка" лечения и реабилитации больных наркоманией (детоксикация, стационарное и/или амбулаторное лечение, социально психологическая реабилитация, работа в группах анонимных наркоманов);
- Создать эффективную систему превентивного (профилактического) лечения лиц, с пограничными нервно-психическими расстройствами и имеющих тенденцию к потреблению психоактивных веществ и алкоголя (группа риска).
- Обеспечить соответствующие стандарты качества лечебных и реабилитационных мероприятий.
- Осуществить систему профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, участвующих в реализации концепции;
- Создать организационные предпосылки для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, привлечения их к участию в реабилитационной работе с наркоманами;
- Обеспечить внедрение новых медицинских технологий, медицинского оборудования и новых лекарственных препаратов для диагностики, лечения и реабилитации.
Основной акцент реабилитационных программ будет направлен на подавление влечения к психоактивным веществам, устранение зависимости, предупреждение рецидивов наркологических заболеваний, коррекцию эмоциональных нарушений, восстановление трудоспособности, социального статуса и семейных отношений.
С целью повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса следует внедрить принцип динамической группировки больных в зависимости от их установки на отказ от потребления психоактивных веществ, который является ведущим прогностическим фактором формирования ремиссии. Это связано с тем, что при объединении в одном месте больных с противоположными установками установка на отказ от наркотиков разрушается, и больной возвращается в круг привычной наркотизации. Предлагаемая система динамической группировки потребителей наркотиков дает возможность получить медицинскую, психологическую и социальную помощь на более раннем этапе большему числу больных, а также рационально распределять материальные ресурсы и кадры (медицинские, психологические и социальные).
Фрагментарность лечения, решение только узко-медицинских задач или попытка решения только социально-психологических проблем значительно снижают общую эффективность. Так, в отечественной наркологии исторически сложилось, что в отношении этих больных решались только медико-биологические задачи, а в "западной" наркологии - преимущественно психотерапевтические и реабилитационные. Оба направления по отдельности оказались недостаточно эффективными. Однако практика показывает, что только сочетание этих направлений при непременном разнообразии подходов, может считаться эффективным в организации лечебного процесса, дающего не менее 20-30 % годовых ремиссий при добровольном обращении без специального отбора.
Для группы больных с достаточно сформированной установкой на отказ от наркотиков предусматриваются такие организационные формы лечебных программ, которые учитывают анонимность, добровольность и другие, щадящие социальный статус больных, принципы. Из форм социального прессинга здесь бывает достаточно правильно организованной рекламной антинаркотической пропаганды и рекламы соответствующих лечебных программ. Больной должен сделать выбор: на какой основе он собирается строить свои взаимоотношения с обществом и лечебными программами.
Вместе с тем, комплексность и длительность лечебнореабилитационных мероприятий имеют свои принципиальные особенности: этапность и очередность проведения неотложных или первоочередных мероприятий. Практика лечебно-реабилитационной работы с больными наркоманиями и токсикоманиями показывает, что эффективность лечения, определяемая процентом годовых ремиссий и процентом больных, остающихся в лечебной программе в течение года, зависит не только от их желания, но также зависит от качества лечебного процесса и правильной его организации.
Необходимо подчеркнуть, что основной объем наркологической помощи строится на принципах добровольности и конфиденциальности. Вместе с тем, подход к определенным наркологическим больным должен быть как к социально - опасным. В случае сочетания потребления наркотиков с криминальной активностью (как правило - это больные с грубыми психическими расстройствами и расстройствами поведения) необходима организация лечебных программ в условиях изоляции, в том числе в ИТУ МВД с привлечением специалистов из педагогической среды и избежанием репрессивных мер воспитания.
6.7. Создание городского медико-социального Центра профилактики наркомании.
Главным недостатком в деятельности комитетов, комиссий, организаций и учреждений, занимающихся вопросами профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных, является отсутствие единой концепции (стратегии) подходов к решению проблемы, их ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в их функционировании, что приводит к несогласованным действиям. В настоящее время в некоторых регионах России прослеживается тенденция к созданию Центров профилактики наркомании при органах образования или комитетах по делам молодежи, в основном информационно-образовательного характера. Но такие Центры из-за своих узковедомственных интересов, а также в связи с тем, что проблема наркомании в большей мере является медико-социальной, не смогли стать региональными координирующими органами в вопросах эффективной и полномасштабной профилактической работы. Преодолеть это можно, создав Центр межведомственной координации и контроля, сбора и анализа информации, разработки единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга ситуации. Создание такого Центра - одна из наиболее актуальных задач Концепции.
На городской межведомственный медико-социальный Центр профилактики наркомании (ГЦПН) возлагаются следующие функции:
- создание единой системы координации межведомственного сотрудничества в сфере профилактики наркомании;
- распределение внебюджетных финансовых потоков в рамках межведомственного сотрудничества;
- создание базы данных, научно-практической, методической и информационно-аналитической системы в профилактике наркомании;
- мониторинг факторов риска развития наркологических заболеваний, эффективности лечения и реабилитации;
- создание и реализация научно-обоснованных, стандартизованных, эффективных моделей профилактики наркомании и медицинской реабилитации наркозависимых;
- разработка и внедрение научно-обоснованных программ по профилактике наркомании;
- участие в подготовке проектов нормативных актов;
- создание для населения специализированной, широко доступной социально - психологической службы для раннего выявления лиц, имеющих склонность к употреблению психоактивных веществ;
- организация ранней диагностики пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств и наркологических заболеваний с использованием современных компьютерных программ;
- оказание социально-психологической, психотерапевтической и реабилитационной помощи пациентам, имеющим проблемы (тенденции) с употреблением психоактивных веществ;
- оказание амбулаторной лечебно-реабилитационной помощи при нервно-психических, психосоматических и наркологических заболеваниях;
- обучение врачей - наркологов, педиатров, психотерапевтов, медицинских психологов вопросам организации и методике профилактической работы по проблеме наркомании, оказанию психотерапевтической и социально-психологической помощи наркологическим больным. Проведение обучения (постоянно действующие семинары) медицинских и социальных работников, педагогов, психологов для работы с различными группами населения в рамках проблемы наркомании;
- внедрение новых медицинских технологий в профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наркологических больных в амбулаторных условиях;
- содействие в привлечении к лечению нуждающихся в нем, установление контактов с семьями больных;
- организация и проведение семейной психотерапии;
- изучение состояния проблемы наркологических заболеваний в г. Туле и проведение социологических и эпидемиологических исследований;
- создание информационно-аналитической, компьютерной базы данных по всем направлениям проблемы;
- проведение санитарно-просветительной работы по психогигиене, профилактике психических, психосоматических и наркологических заболеваний. Повышение психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного и семейного общения. Формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям;
- редакционно-издательская деятельность;
- оказание населению юридической помощи по проблемам наркологических заболеваний;
- создание на своей базе обществ "Анонимные наркоманы" (АН) и "Анонимные алкоголики" (АА).
Все вышеуказанные функции, ГЦПН выполняет во взаимодействии с партнерами.
Планируемый центр может стать одним из звеньев в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, потребляющих психоактивные вещества.
Создание Центра не должно означать автоматического упразднения работы в комитетах и ведомственных структурах и перенацеливание всей проблемы на данный Центр.
Центр является бюджетной организацией и при этом может оказывать платные медицинские услуги и работать в системе добровольного медицинского страхования. Взаимодействие ГЦПН с областными ЛПУ будут строится на договорных условиях с учетом согласованных, стандартов качества оказания наркологической помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.