Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Тульской городской Думы
от 18 февраля 1999 г. N 16/256
Информация
о состоянии законности и правопорядка в г. Туле,
результатах деятельности правоохранительных
органов за 1998 год
Реализовывая функции по осуществлению прокурорского надзора, обобщая результаты деятельности правоохранительных органов, состояние правоприменительной практики на основе анализа статистики конкретных документов, других данных, прокуратура города представляет настоящую информацию.
Сложившиеся экономические и социальные условия в стране не позволяют эффективным образом использовать все законные рычаги по усилению законности, резкого перелома в борьбе с преступностью.
Состояние дел с соблюдением и исполнением действующих законов не улучшается. Механизм защиты конституционных прав и гарантий не срабатывает.
Несмотря на объективные трудности существенно осложняющие прокурорский надзор, прокуратура г. Тулы и районные прокуратуры выполняли свои обязанности, не допустили срывов в работе, взаимодействовали с представительным органом - городской Думой, исполнительными структурами власти городского и районного уровня.
Как показывает анализ прокурорской деятельности, количество нарушений действующих законов продолжает расти практически по всем направлениям.
Прокуратурам города Тулы пришлось принимать меры реагирования на 2621 нарушение закона, которое было выявлено в ходе прокурорских проверок и другой деятельности (в 1997 году было зарегистрировано 2038 нарушений в отчетах прокуроров).
Анализ статистических данных последних лет в совокупности с остальной информацией показывает, что увеличение нарушений законов является не тенденцией, а системой которая определена нынешней социально-правовой политикой, диктуемой по вертикали власти сверху вниз, без учета реалий жизни на местах.
Настоящий вывод подтверждается не только по результатам практики прокурорского надзора, но и сложностями в осуществлении мер по стабилизации обстановки в сфере социально - экономического развития, принимаемых на местном уровне, в которых участвует прокуратура города.
Следует отметить то обстоятельство, что нарушений законов как юридическими, а также физическими лицами, органами власти и управления значительно больше. Только в таких отраслях надзора как трудовое законодательство, жилищное, охрана прав потребителей они исчисляются десятками тысяч. Все это формирует крайне нездоровую атмосферу, социальная напряженность не спадает.
Одним из важных направлений в деятельности госорганов является правильное применение законов. В 1998 году выявлено 368 незаконных правовых акта (1997 г. - 354), на которые принесено 367 протестов. На конец года 288 незаконных правовых акта были изменены или отменены органами или должностными лицами их принявшими.
В информации за 1997 год отмечалось, что исполнительными органами власти города (городской Управой и администрациями районов) было допущено 179 различных нарушений законов при принятии соответствующих нормативных актов. За истекший 1998 год таких нарушений по документам прокурорского реагирования выявлено 280. Из районных администраций больше всего нарушений в Советском районе - 92, в других районах Привокзальном - 42, Пролетарском - 31, Зареченском - 2
Немало нарушений выявляется в Управе города, таковых в отчетных документах зарегистрировано 75. На 4 незаконных правовых акта прокурором были принесены протесты.
Кроме того прокуратурой города на имя Главы города и руководителей структурных подразделений Управы было внесено 10 представлений в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законов.
Все они были рассмотрены с принятием конкретных решений в том числе фактическим восстановлением нарушенных прав граждан или реализацией других мер.
Следует также отметить, что не на все прокурорские документы своевременно поступают ответы или информация. Так на представления прокурора города об исполнении законодательства направленного на защиту детей-сирот и детей находящихся под опекой, ответ был получен спустя 4 месяца.
В Управу города и районные администрации всего было направлено 65 различных информаций по вопросам соблюдения прав граждан и социально-экономическим проблемам, необходимость в которых возникла на основании актов прокурорского реагирования или иной поступающей информации.
По результатам целенаправленных прокурорских проверок и рассмотрения различных обращений граждан, руководителей предприятий и организаций, а также обобщения прокурорской практики, в различные ведомства, органам власти и должностным лицам райпрокурорами вместе с горпрокуратурой было внесено 273 представления. После их рассмотрения 49 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 15 человек к материальной, 19 - к административной ответственности за неисполнение прокурорских предписаний.
Необходимо констатировать в этой части, что рост числа нарушений действующих законов неуклонно поднимает планку роста ответственности должностных лиц различного уровня.
Как и прежде, больше всего нарушений законов совершается в сфере соблюдения прав и свобод человека. Даже данные прокурорской статистики свидетельствует об исключительно опасной ситуации. Так по сравнению с 1997 годом таких нарушений только по документам зарегистрировано 1148 против 960.
Обращает на себя внимание одно характерное обстоятельство, проявившееся буквально в последние 2 года. Люди стали привыкать к беззаконию со стороны власти, должностных лиц и, особенно в отраслях, связанных с бизнесом и коммерцией.
Прокуратура города считает необходимым обратить внимание на данную ситуацию, в целях ее учета при выработке планов социального развития и защиты граждан нашего города.
Больше всего нарушений происходит в области трудовых нарушений (972). Доминирующие из них - оплата труда и охрана труда.
На многих предприятиях, в том числе оборонного комплекса, продолжает оставаться сложной финансово-экономическая обстановка, результатом которой является задержка в выплате заработной платы, что противоречит требованиям ст.37 Конституции РФ и ст.ст. 15, 96 КЗОТ РФ.
К числу таких предприятий относится: Тульский завод " Штамп", ОАО Тульский завод "Арсенал", АО "Тулаточмаш", АО "Тулауголь", АО "Тульский комбайновый завод", ЗАО "Промвентиляция", ОАО "Мелодия", АО "ТНИТИ", АО "Эталон" и другие.
Среди основных должников оборонных предприятий значатся МО РФ, МВД РФ, ФПС РФ, ГК "Росвооружение".
При заключении контрактов государственными заказчиками (МО РФ, ФПС РФ, МВД РФ) с предприятиями оборонного комплекса г. Тулы в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 27 декабря 1995 года "О государственном оборонном заказе", не осуществляется авансирование работ, условия контрактов по срокам оплаты государственного заказа нарушаются.
Например, оплата работ по оборонному заказу генеральными заказчиками (МО РФ, ФПС РФ) производилось по НИИ "Стрела" со средним сроком задержки 90 дней. В 1998 году по оборонному заказу этим институтом получено только 32% годового плана.
Установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, направленного на выполнение оборонного заказа.
Так, за счет поступивших средств из федерального бюджета, направленных на выполнение оборонного заказа в ГП "НИИ Репрографии", содержался отдел капитального строительства.
Оплата труда по договору с Министерством экономики РФ (в рамках оборонного заказа) перерасходовано на сумму 700 млн. руб. (неденом.).
Несмотря на имеющуюся задолженность государственных заказчиков по финансированию оборонных заказов, большинство предприятий не обращается в арбитражные суды с исками о взыскании этой задолженности. Эти предприятия не используют и предоставленное ст. 4 АПК РФ прокурору право обращаться в арбитражный суд с исками в защиту интересов того или иного предприятия, несмотря на то, что прокуратурой г. Тулы давались соответствующие разъяснения в письмах руководителям предприятий, а также последние информировались на совещаниях прокурором города.
Выбор органа на разрешение трудового спора, возникшего между работником и руководством предприятия в соответствии со ст. 20 КЗОТ РФ принадлежит самому работнику. Однако, эти требования закона на ряде предприятий г. Тулы грубо нарушаются.
Так, 9 сентября 1998 года на собрании коллектива ОАО "Тульский завод "Арсенал" было принято обращение ко всем работникам предприятия, в п. 3 которого предусматривалось "... в интересах всего коллектива и сохранения жизнедеятельности завода воздержаться от обращения с исками в суд о взыскании невыплаченной заработной платы". Пункт 2 названного обращения (Регламента) обязывал всех работников предприятия для получения невыплаченной зарплаты написать заявление на имя председателя Комиссии по трудовым спорам и оформить необходимые документы для получения зарплаты по удостоверениям КТС.
На предприятии, где сложилась самая неблагополучная ситуация с зарплатой, подобная деятельность может быть охарактеризована как правовой произвол.
После вмешательства прокуратуры города подобное беззаконие было пресечено.
Превышения в деятельности КТС были установлены в ОАО "Октава", МП "Тулгорэлектротранс" и других, на что принимались меры прокурорского реагирования.
Активную роль об охране прав трудящихся о выплате зарплаты играла прокуратура Советского района, которая вмешалась и принимала непосредственное участие в разрешении 205 конфликтов в этой части трудового законодательства.
В представлении прокурора города "Об устранении нарушений законодательства при осуществлении функций по распоряжению муниципальной собственностью" внесенном Главе города в январе 1998 года, отмечались факты незаконной передачи Тульскому банку Сбербанка РФ в счет погашения задолженности администрации города по кредитным договорам нежилых помещений - объектов муниципальной собственности (постановление N 111 от 05.02.97 г.)
После вмешательства прокуратуры города, на стадии подготовки материалов в Тульский арбитражный суд, Тульский банк Сбербанка РФ возвратил в муниципальную собственность помещение общей площадью 1617 кв. м остаточной балансовой стоимостью 1.838.930 рублей (деном.)
Выполняя другую работу по возмещению средств предприятиям, расположенных в городе и осуществляющих отчисления в местный бюджет, прокуратура добилась рассмотрения арбитражным судом иска в интересах ОАО "Институт Тулаэнергосетьпроект", доля государственной собственности в котором составляет 51%, к ТОО Проектный институт "Промпроект" города Курска на сумму 149.720 рублей (деном.).
В интересах Управы города и защиты жителей города выполнялась другая работа по возмещению ущерба задолженностей и других средств в местный бюджет, о чем Управа города информировалась.
Прокуратурой города неоднократно обращалось внимание в свое время Главы администрации г. Тулы о нарушениях законодательства, связанных с землепользованием в Советском районе г. Тулы.
Из имеющихся документов следует, что такое "наследство" сохранилось и при нынешней администрации.
29.09.98 г. и.о. Главы администрации Советского района принял постановление N 720 о даче разрешения муниципальной больнице скорой медицинской помощи им. Семашко в порядке исключения на организацию платной ночной и дневной парковки автотранспорта на территории, прилегающей к больнице по ул. Первомайской. Данное постановление было опротестовано прокурором Советского района, поскольку оно выходило за пределы полномочий исполнительного органа района.
Аналогичное нарушение было допущено при принятии и.о. Главы Советского района постановления N 701 от 18.09.98 г. о даче разрешения на размещение автопарковки по ул. Лейтейзена - Пушкинской. Оно также было опротестовано прокурором района.
В соответствии с Уставом города Тулы, Положением об администрации района муниципального образования, решение данных вопросов не относится к предмету ведения глав районных администраций, а является исключительной компетенцией города. Поэтому прокуратура настаивает на усилении контроля в сфере земельного законодательства.
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право на возможность проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участие в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлении контроля за их реализацией, получения надлежащей экологической информации, право на возмещение экологического ущерба.
Проверкой исполнения законодательства об охране вод и водных ресурсов, проведенной прокуратурой г. Тулы установлено, что несмотря на снижение объемов производства в последние годы, повлекшее уменьшение вредных выбросов в атмосферу и водоемы, экологическая обстановка в городе остается неблагополучной. Процессы деградации поверхностных сточных вод предприятиями и объектами жилищно-коммунального хозяйства продолжают иметь место.
Нарушения, выявленные в ходе этой проверки, подробно отражены в представлении Главе города и в информации Комитету по здравоохранению и экологии городской Думы.
Данной проверкой были установлены нарушения в области градостроительства, различных действующих нормативов по планированию и размещению объектов.
Учитывая результаты указанной прокурорской проверки, а также факты нарушений, установленных в предыдущие годы, о чем прокуратура информировала администрацию г. Тулы, прокуратура предлагает создать экологическую карту города. Она должна стать тем юридическим документом, который должен быть положен в основу развития строительства жилья, промышленных и других объектов, размещения инфраструктуры. Конкретные предложения в реализацию данного проекта, прокуратура города внести готова.
В ходе проверок различных материалов, обращений в прокуратуры города принимались решения по 76 фактам нарушений налогового законодательства.
Больше всего нарушений в этой сфере было выявлено прокуратурами Советского, Привокзального районов и прокуратурой г. Тулы.
Общей болезнью, поражающей исполнение законов о налогах, является то, что много предприятий, зарегистрированных в налоговых инспекциях, фактически прекративших свою деятельность, не представляют отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Местонахождение многих из них неизвестно при наличии задолженности по налоговым платежам в местный бюджет.
Прокуратура города настоятельно требовала от налоговой инспекции на основании ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" предъявлять иски в суд о ликвидации таких предприятий. Тем не менее соответствующая работа ведется неэффективно.
В то же время при вынесении решений арбитражного суда о ликвидации таких предприятий контроль надлежащим образом не осуществляется, предприятия остаются не ликвидированными.
По поводу таких нарушений законодательства в городскую налоговую инспекцию внесены соответствующие представления.
Существующие негативные процессы как в экономике, социальной и правовой жизни общества подпитываются финансовым кризисом. Крушение банковской системы, хроническая болезнь неплатежей, объективно ставят вопросы усиления контроля за наличным денежным оборотом.
Одним из важных обстоятельств такого контроля является инкассация денежной выручки хозяйствующих субъектов.
Такая деятельность, связанная с инкассацией денежных средств, в настоящее время осуществляется территориальными управлениями РОСИНКАС Центрального банка Российской Федерации. Т.к., служба инкассации не охватывает всех субъектов, связанных с оборотом денежной массы. Многие из них, работающие в сфере бизнеса и предпринимательства, различных видов коммерческой деятельности, не желают определенного контроля со стороны государства. Некоторые банки и организации решают проблему инкассации путем создания собственных служб.
Между тем, из содержания ст. ст. 106, 114 Конституции РФ следует, что в области финансовой, кредитной и денежной политики именно государство обладает абсолютной, ни с кем неделимой монополией.
Обязательная инкассация наличных денежных средств способствует контролю за доходами и налогообложением.
Прокуратура г. Тулы на протяжении последних двух лет занималась вопросами деятельности службы РОСИНКАС и по ряду позиций пришла к выводу о необходимости законодательного закрепления за этой службой обязательной инкассации денежной выручки.
Тульское управление РОСИНКАС полностью поддержало выдвинутые горпрокуратурой предложения.
На встрече с представителями РОСИНКАС в прокуратуре города было отмечено, что установление жесткого порядка в денежном обращении позволит серьезно оздоровить движение финансов и на местном уровне даст возможность увеличить отчисления в городской бюджет, а также успешно обеспечивать сохранность денег.
В Российской Федерации ряд регионов реализовал преимущества РОСИНКАС на этом рынке услуг, получив убедительный положительный результат.
Прокурором города по этой проблеме направлены соответствующие информации Губернатору Тульской области и депутату Государственной Думы РФ.
Информируя об изложенном, предлагается на уровне городской Думы и Управы определиться в оценке такой инициативы.
Управлением внутренних дел Тульской области в Управу г. Тулы направлена информация о состоянии правопорядка и результатах деятельности органов внутренних дел за 1998 год.
Прокуратура города поддерживает те выводы, характеризующие криминогенную ситуацию в областном центре. Следует иметь в виду, что речь идет о регистрируемой преступности и сделанный анализ учитывает именно такие показатели годовой статистики.
Органы внутренних, все остальные правоохранительные структуры работали в исключительно сложных условиях, при крайне неудовлетворительном материальном и финансовом обеспечении, а в ряде позиций при полном отсутствии такового.
Достигнутые положительные результаты - свидетельство напряженного труда, продуманной и спланированной работы на местном уровне при участии руководителей силовых структур, Управы города.
Положение дел с преступностью обсуждается ежеквартально на межведомственных совещаниях в Управе города при непосредственном участии Главы города, его заместителей, руководителей структурных управлений и других органов. Это позволяет вырабатывать единые согласованные меры борьбы с преступностью, в том числе и с отдельными ее видами.
Оправдали себя полностью на практике комплексные операции по предупреждению преступности и правонарушений среди подростков и молодежи, целевые мероприятия по пресечению незаконного оборота алкогольной и спиртовой продукции, противонаркоманийные операции, по пресечению преступлений, связанных с незаконным хранением огнестрельного оружия.
Снижение регистрируемой преступности на 12,1%, наличие минусовых показателей в основных ее видах позволяют сделать вывод о сохраняющейся тенденции ее снижения в этих рамках. Увеличился процент раскрываемости регистрируемой преступности и составил 66%.
Однако, большой пласт латентной преступности не дает поводов для оптимизма. Более того, реализм ситуации связанный с криминогенной обстановкой в оценке социально-экономическими условиями, явной криминализацией отношений в сфере предпринимательства и бизнеса свидетельствуют о том, что количественные и качественные характеристики преступности должны быть другими.
Достаточно отметить в обоснование такого вывода, что только райпрокурорами г. Тулы было поставлено на учет в ходе проверок органов внутренних дел и доследственных материалов 272 преступления. Этот показатель складывается следующим образом: в Зареченском районе - 83 преступления, в Пролетарском районе - 33 преступления, в Привокзальном - 64 преступления, в Советском - 16 преступлений, в Центральном районе - 76 преступлений.
При этом следует иметь в виду, что информация о таких преступлениях в райотделах имелась, она прошла регистрацию, но по различным причинам по ним не возбуждались уголовные дела.
В райотделах не преодолены элементы ведомственной заинтересованности, создания видимости благополучия, что в конечном итоге приводит к незаконным решениям по поступающим сообщениям и сигналам о преступлениях.
Осуществляя надзор за законностью принимаемых решений по уголовным делам, прокурорами отменено 260 постановлений о прекращении предварительного следствия вынесенных в нарушение норм уголовно-процессуального законодательства. Отменено 353 постановления вынесенных незаконно в связи с приостановлением уголовных дел.
Влияние латентной преступности на состояние правопорядка в обществе последнее время приняло исключительно актуальный характер. На федеральном уровне рассматриваются вопросы о пересмотре уголовно-правовой регистрации и внесения существенных корректив в законодательство регулирующее государственную правовую статистику.
Органы прокуратуры города Тул
<< Назад |
||
Содержание Решение Тульской городской Думы от 18 февраля 1999 г. N 16/256 "О состоянии законности и правопорядка в г. Туле, результатах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.