Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Система программных мероприятий
1. Правовое обеспечение мероприятий по организации
и проведению мониторинга в области
2. Формирование регионального информационного фонда
3. Выявление причинно-следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды его
обитания
4. Расчет риска нанесения вреда здоровью населения ведущими
факторами среды
5. Построение организационно-методической и правовой систем
управления здоровьем населения
6. Информирование органов государственной власти области
и органов местного самоуправления, организаций, граждан
о результатах, полученных в ходе мониторинга
1. Правовое обеспечение мероприятий по
организации и проведению мониторинга в
области
В связи с выходом новых нормативных правовых актов, других документов, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области, деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы и организации системы мониторинга, планируется проведение учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора систематической работы по их внедрению и координация деятельности уполномоченных служб и ведомств по проведению мониторинга.
Программой предусматривается:
- пересмотр устаревших и разработка новых документов (приказы, инструкции и т.п.), необходимых для реализации Программы;
- заключение совместных договоров с участниками мониторинга об обмене информацией и коллективном пользовании данными регионального информационного фонда.
Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора разрабатывают и представляют на утверждение в органы государственной власти области и органы местного самоуправления правила (требования) и другие нормативные правовые документы, мероприятия, касающиеся вопросов организации и функционирования мониторинга.
2. Формирование регионального информационного фонда
Региональный информационный фонд данных мониторинга (далее - РИФ) представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Основной задачей РИФ является формирование, прием и передача информации, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.
РИФ формируется на основе объективных данных мониторинговых систем различных служб и ведомств-участников мониторинга (за состоянием здоровья и факторами среды обитания человека; природно-климатическими факторами; источниками антропогенного воздействия на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву, продовольственное сырье и продукты питания; радиационной обстановкой; факторами социальной среды человека; состоянием охраны и условиями труда работающих; структурой и качеством питания).
Существующие в области базы данных о состоянии (загрязнении) почвы жилой зоны, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны не позволяют дать оценку антропогенной нагрузки различных токсикантов (загрязнителей) на организм человека. Практически отсутствуют данные биологического мониторинга (количественное содержание вредных веществ, в том числе солей тяжелых металлов, в организме людей, особенно детского населения), данные о влиянии токсикантов на состояние иммунного статуса.
Программой предусматривается:
- ведение мониторинга в направлении изучения канцерогенных воздействий воздушной среды населенных мест и канцероопасных производств на здоровье населения, влияния автомобильного транспорта на здоровье населения;
- организация и проведение исследований по изучению загрязнения почвы жилой зоны; разработка и ведение лабораторного регистра "Почва населенных мест";
- развитие системы мониторинга в направлении изучения влияния качественного состава питьевой воды, продуктов питания на здоровье населения, в том числе:
а) ведение лабораторного регистра "Питьевая вода",
б) ведение лабораторного регистра "Продукты питания",
в) проведение социологических исследований по изучению структуры питания населения, в первую очередь детей;
- ведение мониторинга за здоровьем детского населения, в том числе:
а) проведение выборочных эпидемиологических исследований по оценке антропогенной нагрузки солями тяжелых металлов организма ребенка (биомониторинг),
б) проведение выборочных исследований состояния неспецифической резистентности (иммунного статуса) детского населения,
в) ведение регистра "Врожденные пороки развития у детей";
- ведение лабораторного регистра "Радиационная обстановка", проведение радиационного контроля пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, строительных материалов.
3. Выявление причинно-следственных связей
между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды его обитания
В настоящее время вопрос выявления причинно-следственных связей между показателями здоровья населения и качеством среды обитания человека является особенно актуальным. Выводы по результатам мониторингов, проводимых в области самыми различными организациями без участия медицинских работников, не являются обоснованными, так как базируются на данных разовых исследований и замеров проб, не дающих полной картины и динамики роста. Для установления причинно-следственных связей необходимы строго контролируемые эпидемиологические исследования. Данные мониторинга, формирующие РИФ, с использованием системного подхода и анализа результатов исследований позволяют с высокой степенью достоверности выявить такие связи, прогнозировать ситуацию с последующей разработкой мероприятий по уменьшению или предупреждению вредного воздействия факторов среды обитания человека на здоровье населения.
Для установления таких причинно-следственных связей требуется проведение специальных социально-гигиенических и эпидемиологических исследований, результаты которых включаются в РИФ.
Программой предусматривается:
- создание электронных карт по состоянию среды обитания человека и здоровья населения области;
- создание новых программных комплексов по аналитической обработке данных РИФ;
- проведение системного анализа по выявлению причинно-следственных связей в системе "среда обитания - здоровье" (качественный анализ влияния фактора на здоровье).
4. Расчет риска нанесения вреда здоровью
населения ведущими факторами среды
В ряде стран использование подходов количественной оценки влияния среды на здоровье человека законодательно закреплено в судопроизводстве, общественных слушаниях, в оценке инвестиционных проектов.
Ряд документов Государственного санитарного эпидемиологического надзора Российской Федерации регламентирует методики оценки риска зависимости здоровья населения от вредного воздействия некоторых факторов среды обитания (атмосферный воздух). Вместе с тем не разработаны методики оценки риска факторов производственной среды (воздух рабочей зоны, шум, вибрация, электромагнитные поля), питьевой воды, продуктов питания. В области такие расчеты еще не проводились. Разработка методических подходов количественного прогнозирования влияния фактора риска на здоровье позволит более целенаправленно использовать финансовые средства на охрану здоровья населения области.
Программой предусматривается:
- разработка программного комплекса анализа данных;
- выявление приоритетных факторов среды обитания человека, влияющих на здоровье населения области;
- расчет риска зависимости здоровья населения от ведущих факторов среды (количественный анализ);
- прогнозирование (моделирование) ситуации на перспективу.
5. Построение организационно-методической и
правовой систем управления здоровьем населения
Использование системного подхода к организации, ведению мониторинга, определение приоритетных факторов среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения, качественный и количественный анализ ситуации с последующим перспективным прогнозом позволят создать систему устойчивого экономического развития области на основе медико-экологического благополучия.
При обосновании инвестиционных проектов на основе баз данных рассчитывается оценка риска для здоровья населения и экономические компенсации этого риска, затем через систему областного законодательства устанавливается правовое поле формирования предложений по инвестициям (отчисления на профилактическую медицину, здравоохранение и природоохранные мероприятия).
В случаях, когда инвестор не в состоянии выполнить условия компенсации, риск для здоровья остается неизменным, так как инвестиционный проект не реализуется. Более масштабные инвестиционные проекты позволяют, следовательно, расширить мероприятия по охране среды обитания человека и здоровья населения и восстановить баланс.
Программой предусматривается:
- формирование пакета регионального нормирования и законопроектов;
- юридическая экспертиза, экономические расчеты оценки риска для здоровья населения;
- внедрение и апробация системы управления здоровьем.
6. Информирование органов государственной власти
области и органов местного самоуправления,
организаций, граждан о результатах, полученных
в ходе мониторинга
Полученные в ходе мониторинга результаты о состоянии здоровья населения, среды его обитания, о проводимых мероприятиях по уменьшению риска для здоровья населения от влияния неблагоприятных факторов представляют большой интерес не только для органов государственной власти области и органов местного самоуправления, организаций, но и для инвесторов, граждан области.
Программой предусматривается:
- освещение задач и мероприятий, проводимых в рамках мониторинга, в средствах массовой информации (радио, телевидение, печать) и использование Интернет-ресурсов;
- информирование лиц, принимающих решения по вопросам зависимости здоровья населения от состояния окружающей среды, в том числе подготовка и издание ежегодного регионального доклада "О санитарно - эпидемиологической обстановке в области";
- подготовка и издание просветительной литературы по актуальным вопросам мониторинга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.