Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Основные проблемы развития торговли
в Тульской области
Позитивные тенденции развития торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений:
- в торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30%;
- именно в торговле происходит неоправданное наращивание цен реализации из-за звенности товародвижения;
- неразвитость инфраструктуры товарного рынка, нерациональность торговых технологий усложняют процедуру купли-продажи товара, не способствуют ускорению роста товарооборота;
- в связи с невысоким уровнем концентрации капитала в торговле функционируют, в основном, мелкие и средние торговые предприятия;
- развитие информационного, правового обеспечения, совершенствование отраслевого менеджмента решаются крайне медленно;
- материальная база оптовой торговли достаточно изношена и не обеспечивает требования госстандартов по условиям хранения, техники безопасности и пожарной безопасности.
Крайне затянулся процесс реструктуризации товародвижения, что привело к формированию примитивных нецивилизованных схем и технологий в организации оптовой торговли.
Крупные предприятия оптового звена, созданные в дореформенный период и сориентированные на организационные и технологические требования плановой распределительной системы, при переходе к рыночной экономике встали перед проблемой пересмотра основных принципов использования материально-технической базы, находящейся в их распоряжении и в последние годы широко практикуют сдачу в аренду своих складских помещений различным коммерческим структурам, которые активно ведут оптовую и мелкооптовую торговлю.
В результате, в настоящее время для товарных рынков Тульской области характерны довольно низкий уровень культуры рыночных отношений, значительное влияние криминальных структур, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, большие транспортные издержки, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
В сложном положении оказалась большая часть стационарных предприятий розничной торговли:
- из-за недостатка собственных оборотных средств предприятия торговли ограничены в возможности закупать товары у поставщиков в широком ассортименте и создавать необходимые запасы;
- продолжающийся рост цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги не дает возможности населению увеличить объем покупок;
- постоянный рост различного рода платежей (арендной платы, тарифов за коммунальные услуги, показателя базовой доходности для расчета единого налога предприятия и т.д.) вынуждает многие предприятия стационарной торговли применять максимально допустимые торговые надбавки на закупаемые товары, что приводит к оттоку покупателей на рынки и микрорынки, где розничные цены ниже.
Все это отрицательно влияет на финансовые показатели работы стационарных торговых предприятий и более 40% предприятий торговли и общественного питания по итогам работы имеют убытки.
В ходе реформирования экономики общественное питание претерпело существенные изменения и потеряло свое предназначение, как социальная категория государственной политики.
Из-за высоких цен на блюда серьезные деформации приобрела система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях, свернуто лечебно-профилактическое питание для работающих на производствах с вредными условиями труда.
Еще в более тяжелом положении оказалась система потребительской кооперации из-за резкого снижения жизненного уровня сельского населения.
Оценивая положение системы потребительской кооперации на потребительском рынке области, следует отметить, что в настоящее время роль ее в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах народного потребления, в закупках излишков сельхозпродукции у сельского населения незначительна.
В структуре товарооборота резко увеличилась доля продажи продовольственных товаров и занимает около 85%, доля непродовольственных товаров - 15%, (по области доля продажи продовольственных и непродовольственных товаров составляет соответственно 51,8% и 48,2%). Причем увеличение доли реализации продовольственных товаров произошло за счет увеличения продажи хлеба и булочных изделий, водки и ликероводочных изделий, тогда как объемы продаж рыбопродуктов, масла животного, маргариновой продукции, кондитерских, крупяных и макаронных изделий резко сокращены.
Значительно снизилась реализация обуви, швейных, трикотажных, галантерейных, хозяйственных, культурно-бытовых товаров.
Во многих сельских магазинах часто в продаже отсутствуют самые необходимые населению товары народного потребления, а цены на реализуемые товары выше, чем в городе.
Ослаблена заготовительная деятельность предприятий потребительской кооперации. Заготовители закупают у населения в основном яйцо и картофель, крайне незначительны объемы закупок мяса, молока, овощей, плодов.
В тяжелом положении находятся промышленные предприятия и цеха потребительской кооперации. Им все труднее становится конкурировать с хорошо оснащенными перерабатывающими предприятиями, вырабатывающими аналогичную продукцию. В результате ежегодно происходит сокращение производства колбасных изделий, безалкогольных напитков, консервов плодоовощных, выпечки хлеба и хлебобулочных изделий.
Рыночные преобразования в торговле обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен. Информация, формируемая коммерческими маркетинговыми организациями, зачастую несопоставима и не отвечает потребностям специалистов оптовой и розничной торговли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.