Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Основные направления деятельности
5.1. Совершенствование законодательной и нормативной базы
Согласно основам законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и Федеральному закону РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" одним из основных принципов охраны здоровья населения является приоритет профилактических мер. В связи с этим необходим комплекс подзаконных актов, определяющих механизмы реализации указанных законов.
Поэтому с целью реализации данной Концепции должны быть разработаны нормативные правовые акты администрации области, а также ведомственные нормативные акты, организационно-распорядительные документы организаций - участников межведомственной коалиции и разработан перспективный план мероприятий. Организации, ответственные за реализацию отдельных направлений Концепции, устанавливают очередность и сроки выполнения взятых на себя мероприятий плана и форму их реализации. Эта работа требует участия представителей различных структур и ведомств независимо от форм собственности.
В первую очередь необходимо разработать нормативные документы, определяющие и регламентирующие механизм финансирования.
5.2. Создание системы по решению наркологической проблемы в области
С целью совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных, в рамках областной Концепции и Закона Тульской области от 01.03.2001 N 235-ЗТО "Об Областной комплексной программе "Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 годы", необходимо разработать современную систему по решению данной проблемы с включением в нее всех заинтересованных сторон.
В ГУЗ "Областной центр медицинской профилактики" необходимо создать отдел профилактики наркомании со штатом, предусматривающим координацию, оперативный анализ обстановки и связь со всеми заинтересованными структурами - медицинскими учреждениями, образованием, комитетами по делам молодежи, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, общественными организациями, предпринимателями.
Отдел выполняет функции координатора во взаимодействии с партнерами в рамках межведомственного сотрудничества. Создание отдела не должно означать автоматического упразднения работы в отраслевых и ведомственных структурах и перенацеливание всей проблемы на него. Данный отдел не дублирует работу областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, а является ее рабочим органом.
В муниципальных образованиях рекомендуется создание межведомственных комиссий по решению проблем наркомании под председательством заместителей глав муниципальных образований, а также может быть рассмотрен вопрос о возможности введения освобожденной должности секретаря межведомственной комиссии в администрации муниципального образования.
5.3. Создание системы профилактики наркологических,
психических заболеваний в области
Чрезвычайное обострение ситуации с потреблением наркотиков в стране выдвигает на первый план разработку системы профилактических мер против злоупотребления психоактивными веществами.
Понимание феномена наркомании как сложного, многомерного и биопсихосоциального явления диктует и выбор предпочтительных подходов в поисках путей преодоления этой проблемы. При этом важно определиться с целями и задачами такой деятельности. Реально необходимо рассчитывать на максимально возможное сужение масштабов распространения наркотиков среди популяции и максимально возможного уменьшения негативных медико-социальных эффектов злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами.
Особенно важно разделять противодействие системам предложения наркотиков, т.е. наркобизнесу, где вполне уместны жесткие правовые и "силовые" подходы, и противостояние механизмам спроса на наркотики, лежащим в макро и микро социальной и индивидуально медико-психологической сферах и требующих адекватных социальных образовательно-воспитательных, медицинских и психологических мер. Усиление репрессивных и запретительно-ограничительных мер в отношении зависимых от ПАВ, тем более больных алкоголизмом или наркоманией, в долгосрочной перспективе, как показал мировой и отечественный опыт, бесперспективно и даже опасно в связи с неизбежным появлением в виде следствия дополнительных, труднопреодолимых социально-медицинских проблем (неконтролируемый рост преступлений, ВИЧ-инфицирования, вторичных осложнений и смертности от причин, связанных с наркотиками и т.д.). Необходимо изменить отношение к лицам, злоупотребляющими наркотиками, с негативного на конструктивное сотрудничество с предъявлением им широкого ассортимента форм помощи и с упором на решение их проблем ориентируясь при этом на цели ресоциализации, реабилитации и интеграции этих лиц в общество.
Переходя в плоскость конкретных действий, следует, прежде всего пересмотреть концептуальные основы антинаркотической политики на всех уровнях. При этом должны быть учтены реалии сегодняшнего дня и неудачный отечественный и зарубежный опыт лечения и профилактики наркологических заболеваний, особенно с учетом нарастания эпидемии ВИЧ-инфицирования. Основными принципами такой политики должны стать:
- системность, межсекторальность и рациональность подхода к проблеме, постепенность и непрерывность усилий;
- непримиримость к наркоторговле, гуманность и терпимость к больным наркоманией;
- доступность, низкопороговость и добровольность помощи проблемным лицам;
- приоритетность профилактического направления и методов прямого, косвенного и опосредованного воздействия на группы риска по потреблению наркотиков и общество в целом в целях позитивного изменения социально-культуральных стереотипов.
Основными направлениями деятельности в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних являются:
Совершенствование законодательства на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в области противодействия потреблению алкоголя, наркотиков и токсических психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
Разработка и внедрение программ наркологической профилактики на региональном и местном уровнях, реализующих взаимодействие ведомств.
Разработка и внедрение конкретных проектов по профилактике алкоголизма, токсикомании и наркомании в рамках определенной структуры (учебное заведение, наркологическое учреждение, издательство, телестудия и т.п.)
Следует подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны не только с образом жизни, но и с наследственностью, экологией, а также эффективностью системы здравоохранения.
Для снижения распространенности этих патогенных факторов и уменьшение их влияния на человека, необходимо в первую очередь формировать и поддерживать стремление различных групп населения к позитивным изменениям в их образе жизни. Это достигается обеспечением их достоверными медико-гигиеническими, психологическими, правовыми, экономическими, экологическими знаниями. Кроме того, необходимо создавать природную и социально-психологическую среду, благоприятствующую этим изменениям по принципу: "делать более здоровый выбор более легким выбором".
Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, одним из основных направлений деятельности является формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня психогигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Поэтому профилактическое направление по проблеме наркомании должно стать одним из приоритетных.
Важным фактором в противодействии немедицинскому потреблению наркотиков (ПНПН) является осуществление мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья населения, в первую очередь детей и подростков, и профилактику психосоциального стресса, профилактику психических расстройств и расстройств поведения, на раннее выявление пограничных психических расстройств, особенно в раннем детском возрасте. В этих направлениях решающим является раннее выявление лиц, имеющих склонность к потреблению психоактивных веществ. Для этого необходимо создание системы медицинской психологической и психотерапевтической помощи.
Важным является создание системы управления проблемой, реорганизация наркологической службы, повышение квалификации врачей психиатров-наркологов и всего медицинского персонала наркологических учреждений, а также повышение эффективности лечения и реабилитации.
Особого внимания заслуживает развитие широко доступной специализированной консультационной службы вне наркологического учреждения с привлечением специалистов других ведомств - психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских и школьных психологов, социальных работников, педагогов, работников дополнительного образования.
Лечение больных наркоманией в условиях наркологического стационара в настоящее время следует признать малоэффективным, поскольку ремиссию более 1 года после стационарного лечения, как правило, регистрируют лишь у 1-3% пациентов.
Такая низкая эффективность предполагает разработку новых способов профилактики, а также специальных реабилитационных программ, позволяющих увеличить продолжительность ремиссии.
Основными задачами профилактической работы являются:
- разработка и организация реализации целевых программ (медицинских, медико-психологических, социально-психологических, информационно-образовательных, информационно-воспитательных и др.), направленных на снижение спроса на психоактивные вещества и уменьшение вреда от их употребления;
- организация раннего выявления групп риска и случаев потребления ПАВ;
- подготовка групп специалистов, способных реализовать эти программы, в рамках межведомственного сотрудничества;
- разработка мероприятий, направленных на уменьшение предложений психоактивных веществ.
Профилактику наркологических заболеваний необходимо разделять на первичную, вторичную и третичную.
Главным из них является уровень первичной профилактики, направленной на устранение условий, способствующих возникновению определенных проблем и предотвращение социально-психологической дезадаптации и невротизации у детей и подростков.
Первичная профилактика должна обязательно дополняться вторичной и третичной.
Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни. Сюда относят совокупность медицинских, психологических мер для предотвращения рецидивов после лечения.
Третичная профилактика (реабилитация) ориентирована на достижение и сохранение более высокого уровня индивидуального функционирования и связана с социально-психологической реабилитацией.
Все три вида профилактических мероприятий в комплексе составляют единую "технологическую цепочку".
К проблемам первичной профилактики относятся вопросы снижения спроса на ПАВ.
Поскольку наркологические заболевания прямо связаны с патологией психического развития, то здесь предусматривается работа по подпрограммам, направленным на устранение или минимизацию:
- медико-биологических предпосылок немедицинского потребления ПАВ (перинатальная патология, родовспоможение, физическое развитие детей, травмы головного мозга, перенесенные инфекции, алкоголизм родителей и т.д.). В вопросах первичной профилактики необходимо уделить внимание здоровому развитию ребенка, как основному фактору его психического здоровья и который является ключевым аспектом программы профилактики наркомании;
- социальных предпосылок немедицинского потребления ПАВ (социализация подростков, развитие личных, культурных, спортивных, экономических, общественных потребностей и т.д.);
- психологических предпосылок немедицинского потребления ПАВ (воспитательный процесс в семье, детских учреждениях, в школе, внедрение интересных форм обучения, занятость спортом, музыкой и т.д.).
Разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди населения предшествует формирование политики в данной области, под которой понимается достижение согласия всех структур области, имеющих прямое или косвенное отношение к здоровью населения, с органами местного самоуправления относительно приоритетов, подходов и стратегий. Эта политика должна четко определить роль администрации области, областной Думы, администраций муниципальных образований, различных структур и органов, предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности и самих граждан в вопросах здоровья жителей и профилактики наркологических заболеваний среди подростков.
Все многообразие факторов, являющихся объектом профилактики наркомании, можно объединить в 2 группы: предложение и спрос. Эффекта кратковременного снижения уровня злоупотребления наркотиками и смягчения наркологической ситуации можно добиться, воздействуя как на группу факторов, относящихся к предложению, так и на группу факторов спроса. Мероприятия, направленные на уменьшение предложений относятся к прерогативе силовых структур (УВД, УФСБ, прокуратура, таможня и т.д.). Мероприятия, направленные на снижение спроса, т.е. на мотивацию, относятся к социальным службам (здравоохранение, образование, культура, структуры по делам молодежи, СМИ и т.д.). К ним следует отнести вопросы медицинской и психологической профилактики, создание информационно-образовательных и информационно-воспитательных программ.
Только одновременное воздействие на предложение (его ограничение) и на спрос (его снижение) способно привести к выраженному и стойкому профилактическому эффекту.
Для уменьшения спроса необходимо изменить в обществе отношение к данному явлению.
Основное назначение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и общества в сфере злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами должно быть связано с сокращением спроса на них, т.е. изменение мотивации среди различных социальных групп населения, а также лечением и социальной реабилитацией лиц, прошедших успешный курс лечения от наркомании. Особое внимание при этом уделяется подрастающему поколению и женщинам.
Сокращение спроса на наркотики является главным инструментом и наиболее перспективным направлением в преодолении наркомании и наркобизнеса. При этом политика сокращения спроса на наркотики не может быть изолированной от государственной политики в области экономики, образования, здравоохранения, проблем молодежи, культуры, спорта, организации досуга и других, реализация которых направлена на процветание общества. В этой связи следует отдавать предпочтение методам опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, добиваться постепенного изменения социально-культурных стереотипов, проводить мероприятия, направленные на сохранение физического и психологического здоровья народа. Поэтому в числе приоритетных необходимо решать вопросы занятости, трудоустройства, обучения молодежи, доступности к источникам высокой культуры, организации содержательного досуга и многие другие.
Особое внимание следует уделить пресечению и предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних, созданию социальных учреждений для молодежи и подростков, оказывающих им психологическую, педагогическую, юридическую помощь, консультирование по различным вопросам.
Основная стратегия в области сокращения спроса населения на наркотики связывается с тем, чтобы вполне конкретное социальное противодействие потреблению психоактивных веществ стало обязательным элементом, свойством или качеством всякого человека, получившего нормальное развитие, и потому способного принимать самостоятельные решения и совершать самостоятельные поступки, адекватные интересам общества и отвечающие содержанию человеческой сущности.
Свидетельством наличия у лица противодействия немедицинскому потреблению наркотиков являются:
- неупотребление наркотиков и негативное отношение к их употреблению другими лицами;
- юридическая информированность в отношении норм действующего законодательства об ответственности за незаконное распространение наркотиков и злоупотребление ими;
- обладание общими знаниями о последствиях немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ;
- наличие внутреннего регулятора юридически значимого поведения.
Привитие социального противодействия немедицинскому потреблению наркотиков необходимо полностью направлять на все подрастающие поколения, начиная с детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей и заканчивая студентами вузов и другими категориями молодежи.
Задача формирования у населения антинаркотических социальных установок должна будет решаться посредством целенаправленной деятельности в таких секторах традиционного формирования образа жизни человека, как семья, учреждения образования и воспитания, места организованного проведения досуга. Для этого необходимо разработать специальные программы.
Специальный блок в стратегии сокращения спроса на наркотики следует связать с созданием системы антинаркотического воспитания в условиях многоступенчатой системы образования и воспитания. Школьная программа против потребления психоактивных веществ должна получить дальнейшее развитие. Учитывая, что так называемым "шлюзовым" наркотиком является распространенная в среде несовершеннолетних марихуана, употребляемая путем курения, а также то, что не менее половины старшеклассников, учащихся профессиональных технических школ, колледжей курят табачные изделия, особое внимание должно быть обращено на профилактику табакокурения .
Пристальное внимание следует обратить на сферу формирования правосознания различных социальных групп, особенно подрастающего поколения. Население должно знать, что нелегальные наркотики однозначно поставлены в состояние "вне закона". В сфере сокращения спроса на наркотики как никогда прежде важны знания о правовых запретах в области противодействия незаконным наркотикам, которые установлены действующим законодательством. Это станет первой базой для формирования у населения адекватных правовых установок по отношению к нелегальным наркотикам. Требования к соответствию задачам нравственного, в том числе антинаркотического воспитания должны стать обязательными и высокими к субъектам сферы организованного досуга.
Формирование медико-социального и психологического противодействия немедицинскому потреблению психоактивных веществ у населения должно стать ясной целевой установкой для всех субъектов социальной сферы: медиков (наркологов, психиатров, педиатров, подростковых врачей, акушеров, гинекологов, эпидемиологов, врачей общей и семейной практики и др.), педагогов, работников дошкольных учреждений, деятелей культуры, искусства и спорта, психологов, представителей средств массовой информации, сотрудников правоохранительных органов и многих других.
Одним из инструментов формирования противодействия немедицинскому потреблению наркотиков заказа является информационное обеспечение данного процесса.
В обществе существует огромная потребность в информации о наркотиках, о последствиях злоупотребления ими, об их вреде для здоровья, о симптомах интоксикации и зависимости, о специальном законодательстве, о правовых последствиях злоупотребления наркотиками и т.д. Отсутствие необходимых сведений и разъяснений создает в общественном сознании атмосферу страха и безысходности. Это, с одной стороны, ведет к психической травматизации здоровых людей, а с другой - к формированию к потребителям наркотиков и больных наркологическими заболеваниями отношения как к маргинальной и полу криминальной группе, что затрудняет работу с ними и ухудшает перспективу их реинтеграции в общество.
При этом недостаточна только лишь позитивная подача информации, она должна быть компетентной, научно-обоснованной, системной, понятной и правдивой. Информационное обеспечение должно выражаться в социально ориентированной информационной интервенции, связанной со стремлением дать новые знания о наркомании, создаваемых ею проблемах и процессах, и обеспечении соответствующей информационно-психологической защиты населения от уже присутствующей в общественном сознании искаженной информации и информации, формирующей наркотический интерес. Чтобы противостоять соблазну одурманивания и контролировать свое отношение к ПАВ, и взрослые и дети должны знать о механизмах формирования зависимости и социальных факторах распространения алкоголизации и наркотизации.
Очень важно насытить рынок печатной и аудио-видеопродукцией, научно выдержанными и художественно привлекательными антинаркотическими материалами (плакаты, буклеты, карикатуры, тематические беседы в диалоговом режиме, видеоклипы, листки диагностики и самодиагностики наркологических проблем и т.п.), а также методическими пособиями для родителей, воспитателей и преподавателей, самих детей и подростков. В быту повсеместно должна присутствовать антинаркотическая символика: на бытовых предметах, носильных вещах, сувенирах, тетрадях, марках и т.д., способствуя пропагандистскому эффекту на подсознательном уровне.
Важная роль в сокращении спроса на наркотики и формировании социального наркотического иммунитета принадлежит средствам массовой информации (СМИ), обладающим способностью оказывать непосредственное влияние на формирование жизнедеятельности человека и его поведение.
СМИ являются не только мощным каналом информирования населения, они выполняют важную функцию по формированию общественного мнения. Нужно создавать у людей с помощью СМИ реалистическую картину распространенности девиантного поведения, возникновения болезненных пристрастий, формировать реальные представления о больных наркологическими заболеваниями. Важно описывать различные ситуации обращения к наркотикам и способствовать формированию убеждения, что человек не является беспомощной жертвой наркотика или наркодилера, что "наркотическая карьера" - это цепь жизненных обстоятельств, в которых человек сознательно осуществлял свой выбор, и что на развитие этих событий влияет не только доступность наркотического вещества и поведение ближайшего окружения подростка, но и личностные особенности человека. СМИ должны инициировать дискуссию вокруг этой проблемы, держать постоянно тему наркомании в поле общественного сознания, чтобы способствовать формированию адекватного общественного мнения в отношении распространения и злоупотребления ПАВ. Больше внимания следует уделять причинам, приводящим к этой болезни и мерам по их предупреждению, особенно адаптации детей, подростков и молодежи.
Следует наладить тесное взаимодействие со средствами массовой информации, особенно обращенными к молодежи, в целях привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации. Пресечения появления в них явной и скрытой пропаганды злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Необходимо организовать информационно-досуговые центры для молодежи, центры профессиональной ориентации и центры социальной помощи и реабилитации, ведущие целенаправленную, продуманную антинаркотическую и антиалкогольную политику. Создать информационные службы, телефоны доверия и правовой помощи для подростков, где они могли бы получать социально полезную информацию, поддержку и защиту.
Следующим важным направлением профилактики должна стать активизация родителей и подростков, поддержка их усилий по оздоровлению своего окружения.
Поддерживать готовность специалистов, родителей и несовершеннолетних участвовать в практической деятельности по оказанию помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами. Этот неоценимый ресурс следует всячески развивать.
Целесообразно создать широкую сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи в диагностике, психологической поддержке, посредничестве по вопросам пресечения злоупотребления ПАВ. Важно предоставить родителям возможность привести ребенка в консультационный пункт, чтобы проверить свои подозрения, чтобы подкрепить и усилить эффекты своих бесед с ребенком встречей со специалистами: психологами, наркологами, терапевтами, юристами. Следует преодолевать тенденцию семьи к самоустранению и стремление передать свои профилактические функции специалистам, учреждениям, государству в целом. Это возможно путем повышения педагогической компетенции родителей подростков.
Позиции подростков в вопросах профилактики характеризуются отгороженностью как от родителей, так и от представителей специализированных служб помощи. Очень важно организовать некоторую опорную сеть учреждений, доступных даже для неуверенных в себе подростков (телефон доверия, анонимная приемная, анонимный клуб, безалкогольный бар и дискотека и т.п.), где они могут установить доверительный контакт. Взрослые руководители профилактических мероприятий должны быть доступными для индивидуальной беседы.
Целесообразно развивать у подростков мотивацию к активному участию в мероприятиях по профилактике наркомании и к ведению здорового образа жизни. Подростки зачастую лучше взрослых видят психологический компонент профилактического воздействия, и даже сами готовы овладеть соответствующими навыками. Необходимо научить их положительному влиянию на обстоятельства и поведение друзей, умению защищать себя и свое окружение от соблазнов одурманивания.
Помимо информирования населения и активизации совместных усилий необходима целевая адекватная подготовка всех категорий специалистов, работающих с детьми, родителей и самих несовершеннолетних к активному противодействию распространяющейся наркомании и подростковому алкоголизму. Население должно осознать угрозу обострения наркологической ситуации и выработать ответственное к этому отношение.
Работа с различными группами молодежи должна, по возможности, вестись специальными работниками, получившими необходимую теоретическую и практическую подготовку. Соответствующая подготовка включает курсы, семинары, встречи со специалистами, мероприятия по обмену опытом. Необходимо создать современные пособия, учебные и пропагандистские материалы, которые должны быть разработаны областным центром профилактики наркомании.
Очень важна активность родительских объединений и общественных организаций на уровне микрорайона, школы, муниципалитета, области. Такая инициатива требует организационной поддержки и руководства.
Проведение мониторинга уровня здоровья, особенно среди детей и подростков, а также психологической и наркологической ситуации в обществе позволит на ранних этапах вмешиваться в эту ситуацию и проводить соответствующие коррекционные мероприятия неблагоприятных процессов (тенденций). В мониторинге психического здоровья населения, в том числе и по проблеме наркомании должны принимать участие все заинтересованные субъекты.
Важным условием разработки и реализации эффективных программ и проектов в области, направленных на сокращение спроса на наркотики, является их соответствующее научное обеспечение. С этой целью необходимо проводить социологические и эпидемиологические исследования по вопросу злоупотребления населением алкоголем, наркотическими средствами и другими психотропными веществами, вырабатывать адекватные меры противодействия этой угрозе. При этом надлежит использовать накопленный международный опыт работы в данном направлении.
С этой целью необходимо:
- создать в центре медицинской профилактики системы здравоохранения информационно-аналитическую службу, обеспечивающую сбор информации по единой научно-обоснованной методике, проведение социального маркетинга;
- провести необходимый анализ и представить соответствующим структурам предложения и рекомендации по определению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств;
- провести комплекс мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков;
- организовать подготовку специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социальных и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой деятельности с учетом материальной заинтересованности;
- разработать научно-обоснованные рекомендации по влиянию на общественное мнение, составлению наркологических информационно-образовательных и информационно-воспитательных программ, сформировать стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды;
- обобщить накопленный в нашей стране и за рубежом опыт школьного и внешкольного психопрофилактического воспитания, а также работы с семьями;
- осуществлять поэтапное формирование и реализацию соответствующих научно-обоснованных программ.
Необходимо при планировании и организации системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков, обеспечивать научное сопровождение профилактической работы на всех этапах.
5.4. Мероприятия, направленные на уменьшение предложений
наркотических средств и других психоактивных веществ
Главной задачей данного направления является разработка стратегии противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Реализация данной стратегии должна привести к значительному сокращению латентности производства и распространения наркотиков, сокращению незаконного культивирования наркосодержащих растений.
Мерами, по реализации данной задачи, являются следующие:
- изучение органами правопорядка изменений, происходящих в сфере незаконного изготовления, торговли и распространения наркотических средств и психотропных веществ, в целях своевременного выявления и пресечения таких фактов;
- разработка механизмов эффективного и точного мониторинга и проверки с использованием экономичных и доступных методов сбора данных;
- обмен опытом с зарубежными партнерами в отношении применения мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- укрепление регионального сотрудничества, многостороннего обмена информацией, разработка региональных механизмов наблюдения за изменениями, происходящими в сфере подпольного изготовления, создание каналов быстрой связи;
- укрепление специализированных подразделений правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Содействие тесному сотрудничеству таможни, УФСБ, органов внутренних дел, а также объединение усилий всех заинтересованных ведомств;
- расширение и совершенствование практики проведения совместных с правоохранительными органами регионов антинаркотических операций;
- пресечение контрабандного ввоза наркотиков на территорию области;
- повышение профессиональной подготовки кадров;
- финансирование мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их злоупотреблением в рамках областных и муниципальных программ борьбы с распространением наркомании;
- формирование специальных фондов для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими.
5.5. Совершенствование процесса лечения наркологических больных
Основная цель совершенствования лечебно-профилактического процесса - это соединение лечебного процесса и комплексной социальной помощи, включающей медико-психологические, социально-психологические, юридические аспекты лицам, страдающим зависимостью от ПАВ.
В настоящее время потребность в медико-социальной помощи лицам, зависимым от ПАВ, является самым важным условием в решении поставленной задачи. Данная Концепция предполагает создание на базе существующих лечебно-профилактических учреждений системы медико-социальной помощи. Это областной, межрайонные и районные наркологические диспансеры, отделения и наркологические кабинеты, областная и районные психиатрические больницы, психиатрические кабинеты.
При осуществлении лечебных и восстановительных мероприятий для больных наркоманией необходимо взаимодействие и преемственность между психиатрической и наркологической службами, а также с другими специалистами, принимающими участие в лечебно-реабилитационном процессе.
С этой целью необходимо:
- создать систему раннего активного выявления потребителей психоактивных веществ;
- создать эффективную систему лечения и реабилитации больных наркоманией - "технологическая цепочка" (детоксикация, стационарное и/или амбулаторное лечение, медико-психологическая реабилитация, социально- психологическая реабилитация) при участии врачей наркологов, психиатров, психотерапевтов, физиотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников и бывших наркозависимых;
- создать эффективную систему раннего выявления и превентивного (профилактического) лечения лиц, с пограничными нервно-психическими расстройствами и имеющих тенденцию к потреблению психоактивных веществ и алкоголя (группа риска);
- обеспечить внедрение единых стандартов лечения больных наркоманией в психиатрии и наркологии;
- разработать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, участвующих в реализации Концепции;
- создать организационные предпосылки для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, привлечения их к участию в реабилитационной работе с наркоманами;
- обеспечить внедрение новых медицинских технологий, медицинского оборудования и новых лекарственных препаратов для диагностики, лечения и реабилитации;
- обеспечить контроль за качеством оказания наркологической помощи, выполнения требований лицензирования и сертификации;
- организовать бесплатную социальную рекламу по вопросам лечения, реабилитации и профилактики.
Для повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса следует внедрить принцип динамической дифференциации больных в зависимости от их установки на отказ от потребления психоактивных веществ, который является ведущим прогностическим фактором формирования ремиссии. Это позволит получить медицинскую, психологическую и социальную помощь на более раннем этапе большему числу больных, а также рационально распределять материальные ресурсы и кадры (медицинские, психологические и социальные).
Необходимо предусматривать такие организационные формы лечебных программ, которые учитывают анонимность и добровольность, щадящие социальный статус больных. Больной должен сам сделать выбор лечебной программы. Эффективность лечения зависит не только от желания пациента, но также и от качества лечебного процесса и правильной его организации.
5.6. Создание системы реабилитации наркологических больных
Для достижения длительных ремиссий заболевания необходим длительный (до 3-х лет) этап социально-реабилитационных мероприятий, направленных на ресоциализацию больного с формированием устойчивых социальных ориентиров, трудовых навыков и навыков нормативного социального общения и поведения.
Для этого необходимо открытие специализированных реабилитационных центров, поскольку в рамках обычных медицинских учреждений проведение всего комплекса реабилитации невозможно.
Реабилитация в наркологии - это система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ, вызывающих зависимость.
Цель реабилитации - восстановление (или формирование) нормативного личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального, творческого потенциала.
Задачи реабилитации определяются необходимостью достижения ее конечной цели с учетом важнейших аспектов жизненной ситуации больного - медицинского, личностного, социального путем ее активной направленной реорганизации.
В связи с тем, что наркологические заболевания являются хроническими и характеризуются рецидивами, должен быть создан единый лечебно-реабилитационный процесс, в ходе осуществления которого обеспечивается необходимое взаимодействие лечебных и собственно реабилитационных мероприятий со взаимным подкреплением эффекта их проведения.
Задачи реабилитации могут быть сформулированы следующим образом:
- формирование у больного осознанной и стабильной мотивации (установки) на окончательный отказ от немедицинского приема психоактивных веществ, на активное включение в лечебно-реабилитационный процесс;
- осуществление комплекса лечебных и психолого-психотерапевтических мероприятий, направленных на снижение патологического влечения к психоактивным веществам, предотвращение "срывов" и рецидивов болезни;
- ограничение поведенческих, аффективных, интеллектуально-мнестических расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;
- укрепление здоровья пациентов на основе обучения навыкам ведения здорового образа жизни;
- коррекция структуры личности больного и обеспечение позитивного личностного развития через закрепление навыков активной само регуляции, конструктивного общения, формирование адекватной самооценки и нормативной иерархии ценностей;
- повышение социального уровня больного, формирование (восстановление) системы позитивных семейных, средовых связей;
- достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков систематической занятости, образовательной и профессиональной подготовки.
Эффективная реабилитация наркологических больных не может быть достигнута только усилиями учреждений системы здравоохранения. Она должна осуществляться на основе постоянного конструктивного взаимодействия собственно медицинских структур и учреждений образования, профессиональной подготовки и переподготовки, занятости, социальной защиты населения, охраны правопорядка, юридической помощи с четким разграничением сфер их компетенции.
Эффективность реабилитации обеспечивается и зависит от следующих взаимосвязанных составляющих: четко обозначенных целей, задач, принципов, дифференцированности и продолжительности реабилитационных программ, реабилитационной среды, реабилитационных технологий, материально-технического обеспечения, реабилитационного потенциала больных, квалификации кадров в области реабилитации, постреабилитационной психологической и социальной поддержки больных.
Реабилитационный процесс должен строиться с учетом требований, специально разработанных и утвержденных Минздравом России стандартов (моделей протоколов) реабилитации наркологических больных.
Реабилитационной помощи предшествует прохождение больными обследования и лечения в стационарах или амбулаторных отделениях наркологических или психиатрических учреждений.
В области следует разработать и создать поэтапную систему реабилитации наркологических больных. Открыть стационарные и амбулаторные реабилитационные центры, соблюдающие преемственность с учреждениями медицинского профиля и другими заинтересованными организациями. Целесообразно создать несколько "загородных" реабилитационных центров закрытого стационарного типа для больных с выраженными изменениями личности и явлениями социальной дезадаптации.
Оправдано открытие городских и районных реабилитационных центров стационарного типа и/или дневного (ночного) пребывания.
Амбулаторная медико-психологическая и социально-психологическая реабилитация наркозависимых может проводиться в медицинских специализированных учреждениях, реабилитационных отделениях центров медицинской профилактики и дополнительно в системе образования, учреждениях по делам молодежи (клубы, центры и т.д.), различных общественных организациях и объединениях, занимающихся данной проблемой.
Данные центры могут быть государственными или частными.
Эффективность программы реабилитации обеспечивается согласованными усилиями всех сотрудников реабилитационного учреждения, так называемый "командный подход".
Различные программы лечебно-реабилитационных мероприятий могут реализовываться в различных реабилитационных структурах, отличаясь по содержанию целевой работы, ее формам, методам, по продолжительности пребывания больного в учреждении.
Необходимо соблюдение непрерывности реабилитационного процесса:
- первый этап реабилитации (адаптационный) - направлен на приспособление больных наркологическими заболеваниями к условиям содержания и распорядку работы реабилитационного стационара или амбулатории;
- второй этап реабилитации (интеграционный) - представляет собой вхождение в реабилитационную программу, включающую медицинский, психологический, психотерапевтический и социальный аспекты;
- третий этап реабилитации (стабилизационный) - направлен на восстановление и стабилизацию физического и психического состояния больного.
5.7. Развитие межведомственного сотрудничества
Межведомственное сотрудничество обеспечивает формирование взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, общественными и религиозными организациями, частными лицами.
Политическая и организационная поддержка Концепции является необходимой для осуществления мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактики наркомании.
Результатов по снижению заболеваемости наркоманией, смертности, увеличению средней продолжительности жизни и преждевременного выхода на инвалидность можно достичь путем проведения комплексной профилактической работы и реализации стратегии укрепления здоровья. Первичная профилактика - это реальный путь повышения трудоспособности населения в условиях ограниченного объема ресурсов.
В секторе здравоохранения реализацию областной программы профилактики наркомании осуществляют все лечебно-профилактические учреждения и, в первую очередь, наркологического, психиатрического и педиатрического профиля, а также Тульский областной Центр медицинской профилактики. Определенную роль в усилении профилактической деятельности первичного звена здравоохранения должны сыграть врачи общей практики (семейные врачи).
Важную роль в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактики наркомании играет вовлечение самого населения, в том числе подростков, в реализацию соответствующих программ, которые должны быть дифференцированы, адресованы и адаптированы к определенным социальным группам с учетом возраста, пола, образования, социального положения и других характеристик.
Приоритетной в межведомственном сотрудничестве должна стать разработка и реализация информационно-образовательных программ обучения детей, подростков, молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации на заботу о собственном здоровье, здоровье окружающих и профилактику наркологических заболеваний.
Особенно важным сектором в обеспечении вовлечения населения для участия в данных программах являются средства массовой информации. В стратегии образования населения общественное мнение является ключевым в решении проблемы наркомании.
5.8. Создание системы профилактики наркомании в области
Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется как государственными, муниципальными, так и общественными структурами.
Данная система предполагает "управление по уровням". Это административное управление, возлагаемое на областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, и профессиональное управление, возлагаемое на специальные подразделения субъектов профилактики.
В системе здравоохранения
Проблема наркологии является частью психиатрии и до 70% больных наркоманией и алкоголизмом, по данным Министерства здравоохранения РФ, имеют второй психиатрический диагноз. Поэтому полный курс лечения такие больные должны проходить не только у нарколога, но и у психиатра, психотерапевта, медицинского психолога, т.е. должен соблюдаться принцип преемственности.
Главный психиатр области осуществляет стратегическое управление системой мер по решению проблемы предпосылок потребления наркотиков, преемственностью между наркологической и психиатрической службами и развитием системы психотерапевтической помощи, а также организует новое направление в психиатрии - микропсихиатрия для оказания медико-профилактической помощи детям от 0 до 5 лет.
Ведущей организацией в области в вопросах профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных является областной наркологический диспансер, который организует и проводит данную работу как внутри службы, так и с другими заинтересованными ведомствами и организациями.
Областной центр медицинской профилактики проводит организационно-методическую работу по профилактике наркомании, осуществляет разработку и реализацию комплекса медико-психологических реабилитационных мероприятий.
При комитетах по здравоохранению муниципальных образований с учетом местных условий и возможностей следует рассмотреть вопрос о выделении специалистов по психиатрической и наркологической помощи населению.
В лечебно-профилактических учреждениях за работу по профилактике, лечению и реабилитации несет ответственность главный врач. Рекомендуется создание отделов (кабинетов) профилактики, кабинетов психотерапевтической помощи и наркологической помощи в центральных районных больницах, исходя из местных условий и возможностей.
В системе образования
Понимание профилактики как систему мер позволяет выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции органов управления образованием.
Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, Министерством образования РФ разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений. КАПР позволяет вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания.
При определении основных направлений и содержания профилактической работы с детьми и молодежью департамент образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения опираются на КАПР и реализуют следующие задачи:
1. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования (общего, профессионального, дополнительного), активное участие в антинаркотической деятельности педагогических работников различной специализации.
2. Повышение воспитывающего потенциала образовательных учреждений, направленного на формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни. Улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся.
В этих целях в образовательных учреждениях осуществляется:
- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физическая культура);
- разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий;
- тематические "круглые столы", дискуссии и конференции, ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков".
3. Возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания, оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи, а именно:
разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста;
формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений.
4. Осуществление антинаркотической профилактической работы в местах досуга детей и молодежи:
- организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки);
- установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время;
организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации;
составление социального паспорта микрорайона с определением "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных семей" микрорайона, организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ;
организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона под социальным патронажем образовательного учреждения, общественных многопрофильных детско-подростковых клубов, создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов, специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ.
5. Создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся, а именно: разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ с целью обучения и воспитания через предмет - валеология, основы безопасности жизнедеятельности, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости.
6. Создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга. Для этого обеспечивается:
организация внутришкольного поста по оказанию первичной наркологической помощи при школьном медицинском кабинете, студенческих и интернатских общежитиях для учета обучающихся с "риском" наркотизации и проблемами наркозависимости, методического обеспечения просветительской антинаркотической работы в образовательных учреждениях;
проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации.
7. Оказание активной помощи семье и включение ее в систему активной профилактики наркомании, используя следующие формы:
информирование родителей о случаях наркотизации подростка, о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков;
организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях;
формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок (проведение "родительских университетов", организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей );
предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними (семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье );
оказание помощи семье в конфликтных ситуациях, консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять психоактивные вещества".
8. Реализация всех этапов профилактической деятельности (создание организационных структур, подготовка кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований, взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации ). В этих целях обеспечивается:
организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне, образовательном учреждении и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию;
организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде;
организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки проблемных семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, неблагополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками;
разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодежи с наркозависимостью и организация подобных центров;
разработка курсов последипломной подготовки и переподготовки для социальных работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ;
распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации.
Для выполнения изложенных задач и практической реализации основных направлений деятельности необходимо создание совершенно новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений (кабинеты учебно-методической, профилактической и реабилитационной направленности) и системы образования в целом (центры, отделы учебно-методической, профилактической и реабилитационной направленности). Эти структуры должны стать:
- учебно-методическими полигонами мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации;
- информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости.
Профилактическая деятельность в сфере молодежной политики
Основной задачей для органов по молодежной политике и их подведомственных учреждений является формирование системы позитивной профилактики, которая ориентируется на потенциал здоровья - освоение ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии.
Стратегической целью первичной позитивной профилактики является:
воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами без применения психоактивных веществ;
- укрепление душевного и физического здоровья молодых людей, создание условий для их личностного развития.
Основными субъектами реализации первичной позитивной профилактики наркомании в сфере молодежной политики в Тульской области являются бюджетные учреждения органов по делам молодежи (учреждения социальной службы для молодежи, учреждения дополнительного образования). Особое место в данной работе занимают подростково-молодежные клубы по месту жительства граждан.
Основным контингентом социального воспитания и психокорекции поведения детей и молодежи в деятельности бюджетных учреждений органов по делам молодежи в сфере первичной профилактики наркомании являются:
- дети и молодежь, не имеющие зависимости от наркотических средств и психоактивных веществ;
дети и молодежь, употребляющие психоактивные вещества, но у которых еще не сформировалась устойчивая зависимость;
их родители (лица, их заменяющие), значимые лица из их окружения.
Основным принципом первичной позитивной профилактики наркомании для бюджетных учреждений органов по делам молодежи является принцип тесного взаимодействия этих учреждений с некоммерческими и иными организациями, расположенными на территории соответствующего микрорайона или района города, сельского поселения, деятельность которых направлена на воспитание и развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни у молодых граждан.
Принципиальные положения:
Профилактика зависимости от наркотических средств и других психоактивных веществ производится не изолированно, а в рамках общепрофилактических программ.
Профилактика зависимости от наркотических средств осуществляется одновременно с профилактикой зависимости и от других психоактивных веществ.
Профилактические мероприятия проводятся как непосредственно с молодежью, так и с основными значимыми лицами из их окружения (родители, друзья и т.д.).
Упор в первичной профилактике наркомании делается на работу с молодежными и детскими коллективами (группа, молодежное, детское объединение по интересам, общественные организации, движения и т.п.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.