Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тульской областной Думы
от 20 декабря 2001 г. N 21/497
Рекомендации депутатских слушаний
"Проблемы реализации демографической политики
в Тульской области"
На протяжении последнего десятилетия Россия переживает серьезный демографический кризис, охвативший все основные демографические процессы: рождаемость, смертность, миграцию. По предварительной оценке Госкомстата России численность постоянного населения на начало 2001 года сократилась по сравнению с 2000 годом более чем на 750 тыс. человек и составляла 144,8 млн. человек.
Главная причина депопуляции - естественная убыль населения.
Устойчивая и долговременная естественная убыль населения сложилась в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе и в Тульской области, которая является одним из лидеров по темпам депопуляции. За последние 30 лет население области сократилось почти на 300 тыс. человек.
В общей структуре населения мужчины составляют 45,4 процента, женщины-54,6 процента. Средний возраст жителей области-40,9 года. Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 57,3 процента в общей структуре населения. Доля пенсионеров в общей численности населения составляет 34,5 процента.
В 2000 году в области родилось 11 657 человек. Показатель рождаемости остался практически на уровне последних трех лет и составил 6,8 промилле. В первом полугодии 2001 года родилось 6165 детей, что дает прогнозную рождаемость 7,2 на 1000 населения.
Демографическая ситуация в области усугубляется постоянным ростом смертности населения. В 1998 году этот показатель составил 18,2 промилле на 1000 населения, в 1999 году - 20,2. В 2000 году в области умерло 36272 человека или 20,9 умерших на 1000 населения. По прогнозам на 2001 год в области будет зарегистрировано 21,6 умерших на 1000 населения. Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте составляет 854,9 на 100 тысяч лиц трудоспособного возраста.
Уровень смертности населения в Тульской области в 3,1 раза превышает рождаемость. Естественная убыль населения области по годам в расчете на 1000 населения составила:
1998 1999 2000 2001 (6 мес.)
11,2 13,7 14,1 14,4
Определенную роль компенсирующего фактора естественной убыли населения играют миграционные процессы, которые, однако, не могут в значительной степени изменить существующую ситуацию.
За период с 1992 года в Тульской области увеличилось число мигрантов. Официально статус беженца и вынужденного переселенца получили 19071 человек.
Негативные демографические тенденции сопровождаются ухудшением здоровья населения.
В области 17,8 процента супружеских пар страдают бесплодием. Ухудшается здоровье детей. По результатам профилактических осмотров более 70 процентов детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Структура населения области относится к регрессивному типу. Доля детей в ней в два раза меньше, чем доля прародителей. Снижение рождаемости и развитие на этом фоне негативных процессов структурного характера ведут к дальнейшему старению населения области.
В настоящее время численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, начинает уступать численности выходящих из него. Эта ситуация особенно обострится в 2007 году.
В течение последних лет в Тульской области предпринимаются определенные меры по регулированию демографических процессов.
Приняты Законы Тульской области "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье", "О защите прав ребенка", "О защите прав граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья на территории Тульской области", "Об областных целевых программах по улучшению положения детей в Тульской области на 2001-2002 годы".
В настоящее время Тульской областной Думой принят в первом чтении проект областного закона "О государственной семейной и демографической политике в Тульской области".
Оптимизации демографической политики в Тульской области так же содействуют федеральные целевые программы: "Дети Чернобыля", Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области; областные целевые программы: "Безопасное материнство", "Дети-инвалиды", "Поддержка семьи", "Дополнительной поддержки здравоохранения", "Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 гг.", "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 гг. и на период до 2005 года".
С 1995 года реализуется Концепция семейной политики Тульской области.
За период с 1998 по 2001 год в области открыт целый ряд учреждений здравоохранения: областной перинатальный центр, областной детский эндокринологический центр, детская областная больница, цех по выпуску детского лечебного питания, родильный дом в г. Алексине, районная больница в г. Белеве; велось укрепление материально-технической базы детских лечебных учреждений и учреждений родовспоможения.
Принимаемые администрацией области меры способствуют смягчению социальной обстановки в области защиты материнства и детства, но не могут кардинально изменить демографическую ситуацию в области, в частности, репродуктивное здоровье населения.
Современная демографическая ситуация как в целом в России, так и на региональном уровне требует принятия неотложных мер государственной поддержки демографической политики.
На основании вышеизложенного участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- ускорить принятие проектов федеральных законов "О социальной поддержке многодетных семей в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
2. Правительству Российской Федерации:
- предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на реализацию федеральной экспериментальной программы комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Тульской области;
- обеспечить систему мер государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.
3. Администрации области:
- ежегодно представлять в Тульскую областную Думу доклад о состоянии и тенденциях демографического развития Тульской области и мерах, предпринимаемых администрацией области для ее улучшения;
- обеспечить единый мониторинг демографической ситуации области с включением массива данных по всем параметрам социально-демографического развития;
- предусмотреть в областном бюджете ежегодное выделение средств на: бесплатное обследование учащихся и студентов до окончания учебного заведения (в контексте репродуктивного здоровья); социальную защиту беременных женщин; бесплатную медицинскую помощь бездетным супружеским парам, желающим иметь детей;
- разработать Федеральную экспериментальную программу комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Тульской области;
- разработать Областную программу стабилизации демографической ситуации на период 2002-2005 годы (срок: конец I квартала 2002 года).
4. Тульской областной Думе:
- продолжить работу по созданию и совершенствованию законодательной базы по вопросам демографии, защиты интересов семьи, материнства, отцовства и детства.
5. Средствам массовой информации:
- активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни, в том числе в отношении абортов и средств контрацепции; ценности семьи как среды обитания, развития, жизнедеятельности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тульской областной Думы от 20 декабря 2001 г. N 21/497 "О рекомендациях депутатских слушаний "Проблемы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.