Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Основная задача областной целевой программы "Переселение граждан Тульской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы" (далее именуется - Программа) - обеспечить выполнение обязательства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В Тульской области муниципальный и ведомственный жилищный фонд (без частного) составляет 27,7 млн. кв. м общей площади, 13,2 % составляют жилые дома угольной отрасли, принятые в муниципальную собственность.
По данным муниципальных образований на территории Тульской области, по состоянию на 01.01.2002 г., в муниципальном и ведомственном жилищном фонде (без частного) расположено около 10 тыс. ветхих и аварийных жилых строений, общей площадью 1,99 млн. кв. м, или 7,2 % от общей площади жилищного фонда ( в том числе 1,2 млн. кв. м принято от угольной отрасли), в которых проживает 43,5 тыс. семей численностью 96,9 тыс. человек, что составляет более 5,6 % от 1716,2 тыс. человек, проживающих в области. По Российской Федерации данный процент составляет 1,5.
Наибольшую долю (60 %) ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд шахтерских городов и поселков.
В основном это щитовые дома, построенные для временного проживания, срок эксплуатации которых превышен более чем в два раза.
На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, ранее принадлежащего организациям угольной отрасли.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 81,5 процента, аварийный - 18,4 процента. Аварийный жилищный фонд составляет 365,8 тыс. кв. метров.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на 1 кв. м в ценах I квартала 2002 г. для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период с 2002 г. по 2010 г. необходимо 11741,0 млн. руб. Для переселения граждан при средней общей площади на 1 человека 18 кв. метров требуется построить 1745,0 тыс. кв. м жилья.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. По мере улучшения социально - экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (определенного на 01.01.2002 г. на основании Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529).
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему по законодательству Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно - транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.