Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Развитие малого предпринимательства рассматривается как один из способов реализации политики государства, направленной на улучшение общих условий хозяйствования и создание благоприятной среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому росту. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется посредством системы мер, координирующих и стимулирующих его развитие.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", государственная поддержка малого предпринимательства реализуется программно-целевым методом.
Малое предпринимательство в Тульской области сложилось в устойчивый сектор, обеспечивающий рабочие места более чем для 20 % занятого населения. Доля малых предприятий в общем объеме выпуска товаров и услуг в целом по области за 2000 год составила около 10%, в том числе в промышленности - 3,3%, в строительстве - 34,3% и около 70% - в торговле; в налоговых доходах бюджета области доля субъектов малого предпринимательства - 11%.
Отраслевой состав малого предпринимательства стабилен и не отличается от среднего по России: в сфере торговли и общественного питания действует 48,2%, в промышленности - 14,8%, в строительстве - 14%, в сельском хозяйстве - 3,8 % от общего количества малых предприятий.
Налицо тенденция развития малых предприятий: при незначительном, менее 1%, росте количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых темп роста объема произведенной продукции за 2000 год в фактических ценах составил 159,3% при среднем по экономическому комплексу области 115,6%; темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тульской области - 147,9%, в бюджеты всех уровней - 154,2%.
Динамика изменения налоговых платежей за последние 5 лет, представленная в таблице 1, положительна и отражает развитие налогооблагаемой базы малых предприятий.
Таблица 1
Поступило налогов | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
в бюджеты всех уровней, млн.руб. |
362,4 | 274,1 | 337,4 | 547,4 | 843,9 |
в том числе в консолидированный бюджет Тульской области, млн.руб. |
198,9 | 163,4 | 213,3 | 358,7 | 530,6 |
темп роста, % | 82,2 | 130,5 | 168,2 | 147,9 |
Однако анализ данных официальной статистики, информации из муниципальных образований, а также практика реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области" и сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства в Тульской области с регионами, вышедшими на стадию саморазвития: город Москва, город Санкт-Петербург, Московская, Саратовская области, а по отдельным показателям и с другими субъектами РФ, указывают, что потенциал малых предприятий региона реализован недостаточно полно.
Среди основных причин невысокой эффективности деятельности малых предприятий наибольший вес имеют:
отсутствие у предприятий достаточного объема оборотных средств;
проблемы в доступе к кредитным ресурсам, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
ограничение возможностей использования малыми предприятиями имущества реструктурируемых предприятий и неэффективно используемых производственных мощностей;
неполная информированность хозяйствующих субъектов, недоступность консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;
недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики.
На протяжении нескольких последних лет отсутствует заметный рост количества действующих малых предприятий и численности занятых на них.
Несмотря на ежегодное увеличение инвестиций в малое предпринимательство и преимущественную направленность их в промышленность и строительство, доля малых предприятий в общем объеме инвестиций по области очень мала и колеблется от 2 до 5 % по отдельным муниципальным образованиям.
Слабо развивается инновационная деятельность. Количество малых предприятий, занятых в сфере науки и научного обслуживания, оценивается на уровне 100 единиц, большинство из них осуществляют деятельность около 10 лет; тенденция роста не наблюдается. Это особенно тревожно, так как этот круг предприятий производит конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос за пределами области; их деятельность способствует притоку денежных средств в регион и стимулирует развитие смежных предприятий, в том числе крупных. Отдача от инвестиций в инновационные предприятия выше, чем в среднем по малому предпринимательству: рост объема производства в 2000 году по пятнадцати обследованным малым предприятиям инновационной сферы составил 189 % .
Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям области. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 42,3 в Новомосковске и Новомосковском районе до 5,2 в Каменском районе.
Отсутствие на федеральном уровне норм, регулирующих отдельные отношения субъектов малого предпринимательства с органами государственной власти и другими субъектами права, тормозит развитие региональной нормативно-правовой базы.
Существуют проблемы с учетом деятельности и представлением информации по малому предпринимательству; не развиты методические основы реализации и оценки эффективности мер его государственной поддержки, в том числе осуществляемых с использованием средств бюджета.
Не преодолены в полной мере негативные факторы, сдерживающие процесс создания новых субъектов малого предпринимательства и провоцирующие их теневую деятельность:
проблемы административного характера, прежде всего на начальных этапах становления предприятия,
нестабильность правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, в том числе налогового режима.
Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год" является средством государственной политики, разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Тульской области N 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области" и направлена на преодоление проблем в развитии малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.