Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном
хозяйстве Тульской области
Программа предполагает комплексный подход к решению задач по энергосбережению в ЖКХ Тульской области. Основными направлениями Программы являются:
- проведение инвентаризации объектов инженерной инфраструктуры;
- проведение технического аудита;
- организация приборного учета потребляемых и отпускаемых энергоресурсов;
- создание системы сервисного обслуживания;
- реконструкция систем централизованного теплоснабжения и максимальное внедрение индивидуальных источников теплоснабжения;
- оснащение объектов теплоснабжения системами химводоподготовки и очистки воды;
- организация выполнения мероприятий по очистке внутридомовых систем и тепловых сетей;
- осуществление организационных мероприятий, обеспечивающих ликвидацию водоразбора из систем отопления населением;
- внедрение энергосберегающего оборудования и технологий;
- создание распределенной АСУ тепловыми пунктами котельных;
- организация работ по увеличению теплозащиты эксплуатируемых жилых зданий;
- создание информационной базы энергосбережения ЖКХ Тульской области;
- организация учебно-выставочной деятельности по энергосбережению;
- разработка финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов, стимулирующих процесс энергосбережения.
5.1. Инвентаризация объектов инженерной инфраструктуры
Данным мероприятием предусматривается уточнение количества источников теплоснабжения и инженерных сетей (тепловых, водопроводно-канализационных, электрических) их технические характеристики, срок службы, техническое состояние, степень износа, соответствие необходимым нагрузкам и балансовая стоимость.
5.2. Технический аудит
Проводится с целью выявления нерационального использования энергоресурсов и выдачи рекомендаций по внедрению энергосберегающих мероприятий.
В первую очередь необходим на предприятиях и объектах, продающих тепловую энергию и потребляющих покупную тепловую энергию, прежде всего в городах Алексин, Ефремов и Суворов, использующих тепло от местных ТЭЦ и ГРЭС.
Экспресс-аудит проведенный в г.Суворове по результатам отопительного сезона 2000-2001 г.г. показал, что стоимость 1 Гкал тепловой энергии вырабатываемой Черепетской ГРЭС составляет - 233 руб., а на станциях ОАО "Тулэнерго" - 115,3 руб. Отпущено Суворовскому МППКХ - 244,0 тыс.Гкал, при нормативной потребности вместе с потерями - 191,0 тыс.Гкал. Фактически потери тепла составили 90 тыс.Гкал, а убытки МППКХ около 20,0 млн.руб.
При средней стоимости 1 Гкал тепловой энергии вырабатываемой муниципальными котельными области в 2001 году равной 223,0 руб., диапазон этого показателя в предприятиях коммунального хозяйства составляет от 135,0 руб. до 2000 руб.
Сравнения показывают различия в затратах на выработку единицы тепла котельными разных предприятий ЖКХ, что подтверждает необходимость детального технического аудита и выработки необходимых мер и конкретных рекомендаций.
5.3. Организация приборного учета потребляемых и отпускаемых энергоресурсов
Необходимо установить в 2002 году 18021 ед. приборов учета энергоресурсов. Из них для учета тепловой энергии - 224 ед., электроэнергии - 16246 ед., газовых счетчиков - 163 ед., счетчиков учета расходов воды - 1388 ед.
Первостепенное значение имеет выбор объектов для установки приборов учета энергоресурсов, дающих наибольший эффект.
В первую очередь необходимо установить стационарные теплосчетчики на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей между крупными ведомственными котельными и объектами ЖКХ, потребляющими от них тепло и горячую воду. Далее теплосчетчики должны устанавливаться сначала на крупных, а затем на более мелких потребителях тепловой энергии из числа объектов ЖКХ.
Необходима установка промышленных счетчиков холодной воды в тех котельных, в которых в настоящее время водосчетчики не установлены или не работают по причине выхода из строя, а также постепенное оснащение жилых домов домовыми счетчиками холодной воды.
Во всех вновь проектируемых и строящихся жилых домах установка счетчиков энергоресурсов обязательна. Установке подлежат приборы, показавшие себя с лучшей стороны с точки зрения надежности и безотказности в работе, с лучшими метрологическими характеристиками большим межповерочным интервалом и т.д. Особенно необходимо иметь в виду установку на котельных газовых счетчиков с устройством для корректирования учета расхода газа в зависимости от температуры наружного воздуха.
Такими счетчиками необходимо оборудовать все газовые котельные, находящиеся в муниципальной собственности. Анализ показывает, что учет расхода газа в этом случае становится точнее от 10 до 40%.
В соответствии с Программой должна выполняться работа по установке электросчетчиков для учета электрической энергии и на сельских объектах ЖКХ Тульской области.
Оснащение объектов ЖКХ счетчиками согласно Программы, позволит в 2002 году получить экономию энергоресурсов на сумму 111,3 млн.руб. при затратах 40,4 млн.руб. (таблица 3).
Организацию учета необходимо рассматривать лишь как первый этап работы по снижению расхода энергоресурсов. Только имея учет, можно заниматься внедрением эффективных методов энергосбережения.
5.4. Создание системы сервисного обслуживания энергосберегающего оборудования и приборов учета энергоресурсов
Учитывая низкий профессиональный уровень подготовки кадров, обслуживающих теплоэнергетические объекты ЖКХ, особенно в сельской местности, актуальной является проблема эксплуатации, ремонта и госповерки приборов, средств автоматики и современного оборудования.
Предусматривается организация сервисного обслуживания фирмами:
- ОГУП "Тулаоблжилкомхоз" - поверка тепловых счетчиков, счетчиков горячей и холодной воды на имеющейся проливочной линии (сертификат на установку и лицензия для работы имеются). Работа по принципу самоокупаемости с привлечением заказчиков различных регионов по договорам.Сервисное обслуживание двухконтурных котлов поквартирного отопления типа АОГВ-7,5-21 при выполнении работ по переводу объектов жилья на индивидуальные источники теплоснабжения;
- ЗАО "Спецмонтажналадка" - сервисное обслуживание автоматизированных котельных с котлами новой модификации пульсирующего горения ПВ-100,400,800 с использованием мини-сотовой связи диспетчерского пункта с 50 - абонентами;
- ЗАО "Этон-Энергетик"- сервисное обслуживание модульных котельных мощностью от 0,2 МВт до 12 МВт серии "Тулица", "Дон", "Упа","Ока";
- ЗАО "Тулатеплосеть" и трест "Новомосковскмежрайгаз" - госповерка газовых счетчиков и монометров;
- Центр стандартизации и метрологии - госповерка электросчетчиков.
5.5. Реконструкция систем централизованного теплоснабжения
В Тульской области на 01.01.2002 г. насчитывается 801 котельная, от которых обеспечиваются теплом объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. 625 из них работают на газе, 46 - на жидком топливе и 130 - на угле.
Срок эксплуатации 166 котельных от 40 до 50 лет, 218 - от 30 до 40 лет.
Во многих из них установлены морально и физически устаревшие малоэффективные котлы с истекшим сроком эксплуатации.
Часто потребители тепла расположены на расстоянии нескольких километров от источника тепловой энергии и потери тепла в теплосетях составляют до 30%. Эти котельные, ранее предназначенные для сельскохозяйственных комплексов и промышленных предприятий из-за прекращения их деятельности остаются невостребованными в полном объеме.
Например:
- котельная с теплосетями в н.п. Санталово Ясногорского района;
- котельная в н.п. Красный Яр (СПК "Гамовский" Киреевского района);
- котельная в пос. Шварцевский с теплосетями ОАО "Синтвита".
В этих случаях целесообразными и наиболее эффективными мерами являются: перевод малоэтажного жилого фонда на индивидуальные источники теплоснабжения с установкой квартирных водонагревателей в газифицированных населенных пунктах и устройством отдельных мини-котельных или тепловых пунктов для объектов социальной сферы.
Необходимо проведение работ по:
- замене низкоэффективных котлов на котлоагрегаты с КПД не ниже 92%;
- установке автономных модульных или мини-котельных встроенных в существующие помещения, что позволит приблизить источники тепловой энергии к потребителям и ликвидировать большие участки тепловых сетей и, соответственно, теплопотерь в них;
- переводу на индивидуальные источники теплоснабжения жилого фонда;
- ликвидации тепловых сетей и консервации малоэффективных котельных после перевода жилого фонда на индивидуальные источники теплоснабжения;
- реконструкции и переводу работы котельных с жидкого и твердого топлива на газовое.
Объемы работ по данным направлениям представлены в таблице.
5.6 Оснащение объектов теплоснабжения системами химводоподготовки и очистки воды
Наиболее существенным фактором, влияющим на перерасход топлива является отложение накипи в поверхностях нагрева котлов и водоподогревателей в результате работы котельных на жесткой сырой воде. По данным ГУП "Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова" образование накипи толщиной в 1,0 мм приводит к перерасходу топлива на 10%, в 2,0 мм - 20% и т.д. Из 801 котельных, обеспечивающих теплом объекты ЖКХ и социальной сферы Тульской области, около половины не оборудованы установками водоподготовки, а на отдельных котельных имеющиеся установки ХВО не используются.
Это означает, что с учетом мощности необорудованных водоподготовками котельных, около 30% вырабатываемой и отпускаемой потребителям тепловой энергии, при усредненной толщине накипи 2,0 мм в трубах, за счет перерасхода топлива на 20% (для расчета принят газ со стоимостью 0,66 руб. за 1 куб.м) приносит убытки предприятиям ЖКХ до 30,0 млн.руб. ежегодно.
Проблема требует безусловного решения:
- восстановить и ввести в действие существующие установки ХВО;
- все вновь строящиеся модульные и встроенные котельные оборудовать установками для водоподготовки (внедрены и хорошо зарекомендовали себя универсальные установки типа "Джурби" стоимость 1 комплекта от 60 до 100,0 тыс.руб. и аппараты противонакипные универсальные - АПУ);
- при переводе на газ и реконструкции котельных связанных с заменой котлов и теплообменников предусматривать в проектах и устанавливать оборудование для водоподготовки.
В 2002 году предусмотрено оборудовать установками водоподготовки 73 котельных с общими затратами около 12,0 млн.руб. (таблица 5).Это обеспечит экономию топлива на сумму 5,5 млн.руб. Для оборудования всех котельных установками водоподготовки требуется 60 млн.руб. Затраты окупятся за два г..
5.7. Организация выполнения мероприятий по очистке внутридомовых систем и тепловых сетей
По экспертными оценкам Госстроя РФ износ большинства систем теплоснабжения составляет - 60-70%. Потери энергоресурсов сверх нормы в жилых зданиях составляют до 40%. Это связано с образованием в системе отопления шлама, вызывающего:
- засорение и уменьшение пропускной способности трубопроводов и нагревательных приборов;
- увеличение гидравлического сопротивления;
- уменьшение коэффициента теплоотдачи;
- увеличение расхода электроэнергии;
- уменьшение средней температуры нагревательных приборов;
- увеличение угрозы локальной коррозии.
Установлено, что слой накипи в 1,5 мм приводит к уменьшению теплопередачи в радиаторах на 15%. Стремление создать более высокую температуру в жилых домах и у других потребителей тепла приводит к повышению температурного режима работы котельных и перерасходу топлива и электроэнергии.
Убытки по этой причине могут достигать 50 млн.руб.
Для восстановления работоспособности системы отопления, рекомендуется новая технология прочистки отложения "Панцерс". Принцип ее работы - резкое (доли секунды) воздействие на водную среду (импульсный метод) с помощью кинетического гидравлического тарана.
Технология опробована ООО "ЭДЭС" в г. Туле в 2001 году в домах N 12,16,18 по ул.Дм. Ульянова.
Дома 5-ти этажные 120 квартирные постройки 1962 г. Отзывы жителей и работников ЖЭУ положительные. Стоимость работ по согласованию с "Региональным хозрасчетным центром по ценообразованию в строительстве" на 100 шт. нагревательных приборов и 100 п.м. трубопроводов составляет от 18 до 28 тыс.руб. Эффективность теплоотдачи увеличивается на 25-70%.
Эффект увеличивается при проведении работ комплексно, включая промывку тепловых сетей.
Достигается экономия топлива (газ) до 29,5% и электроэнергии до 21,7%.
5.8. Организация выполнения мероприятий обеспечивающих ликвидацию водоразбора из отопительных систем населением
Значительные убытки несут предприятия коммунального хозяйства в связи с несанкционированным разбором горячей воды из систем отопления и не соблюдения технологических режимов работы объектов теплоснабжения в зависимости от температуры наружного воздуха. Проверки ряда районов в феврале 2002 г. показали, что это явление массовое и требует принятия решительных мер по его ликвидации.
Только за один месяц, в связи с этим, допущен перерасход энергоресурсов (сверхнормативная подпитка холодной водой, электроэнергия на ее перекачивание и топливо - газ на ее подогрев):
- в г.Кимовске - котельная КРЭМЗ - 86,5 тыс.руб.
- в п.Арсеньево - центральная котельная - 68,4 тыс.руб.
- в г. Узловая - котельная N 11 - 55,3 тыс.руб.
В целом, за отопительный сезон (207 дн.) перерасход энергоресурсов по каждой из этих котельных при таком режиме работы составит около 500,0 тыс.руб.
Всего по коммунальным котельным области перерасход энергоресурсов может составлять из-за самовольного водоразбора до 100 млн.руб. за один отопительный сезон.
Необходимо:
- выявлять случаи самовольного водоразбора из отопительных систем и добиваться его ликвидации всеми доступными мерами (срезание кранов, штраф или оплата за потребленную воду, введение в теплосеть нейтральных реагентов);
- обеспечить проведение пусконаладочных работ систем теплоснабжения с обеспечением всех объектов режимными картами;
- систематически повышать квалификацию ответственных лиц и обслуживающего персонала.
5.9. Внедрение энергосберегающего оборудования и технологий
Предусматривается внедрение в Тульском регионе перспективного энергосберегающего оборудования и технологий:
- децентрализации теплоснабжения;
- современных высокоэффективных водоподогревателей;
- индивидуальных тепловых пунктов;
- труб с изоляцией из пенополиуретана для безканальной и надземной прокладки теплотрасс;
- частотно-регулируемых электроприводов;
- автоматов управления освещением.
5.9.1.Децентрализация теплоснабжения и особенно на селе, где одновременно с газификацией центральных усадеб, поселков и деревень предусматривается перевод потребителей на индивидуальные источники теплоснабжения с установкой в домах и квартирах газовых водонагревателей (АОГВ и других аппаратов поквартирного теплоснабжения), также позволит обеспечить сократить расходы при использовании тепла.
Такая технология теплоснабжения позволяет жителям, по-своему усмотрению, обеспечивать индивидуальный температурный режим в отапливаемых помещениях, бережно относиться к расходованию энергоресурсов и не зависеть от нормативных сроков начала и окончания отопительного сезона в регионе.
Это позволит также ликвидировать значительное количество тепловых сетей, затраты на их содержание и во многих случаях законсервировать дорогостоящие и высокозатратные котельные. Объемы работ по переводу жилфонда на индивидуальные источники теплоснабжения отражены в таблице 6.
В 2001 году построены газопроводы в населенных пунктах Бегичевский Богородицкого района, поселках Горный и Казачка Воловского района, поселке Центральный Арсеньевского района, поселке Дмитриевский Заокского района, поселке Центральный Суворовского района и создан задел для перевода жилья на индивидуальные источники теплоснабжения.
В 2002 году намечено строительство газопроводов к населенным пунктам Ланьшинский и Миротинский Заокского района, Николо-Жупань Одоевского, населенному пункту Ханино Суворовского района и другим. Большая часть их будет выполнена из высококачественных долговечных полиэтиленовых труб со сроком службы до 50 лет, не подвергающихся коррозии и не требующих электрозащиты.
5.9.2. При реконструкции существующих и строительстве новых котельных в Тульской области наработан опыт применения отечественных высокоэффективных котлов типа:
- КСВА - Борисоглебского завода с КПД 0,91-0,93
- ЗИОСАБ - Подольского завода с КПД 0,91-0,93 (Ставан)
- ТВГМ - Дорогобужского завода с КПД 0,91-0,94 (КВГМ)
- ВК-21 - Яранского завода с КПД 0,9-0,93 как с применением отечественных, так и импортных газовых горелок и систем автоматики.
В настоящее время в области (на заводе КРЭМЗ Кимовского района) освоен выпуск принципиально новых котлов пульсирующего горения: ПВ-100, ПВ-400, ПВ-800 с КПД 0,93 - 0,95.
Котлы работают по принципу двигателя внутреннего сгорания, не требуют монтажа высокозатратных дымовых труб и горелочных устройств, полностью автоматизированы и более совершенны по экологическим требованиям.
В 2002 году намечено их применение на 14 котельных школ, интернатов и других объектах социальной сферы. Всего в 2002 году предусмотрена замена малоэффективных котлов в количестве 121 единиц (таблица 10).
5.9.3. В качестве, высокоэффективных водоподогревателей предполагается массовое внедрение пластинчатых теплообменников фирм "Альфа Лаваль", APV или их аналогов, имеющих коэффициент теплопередачи в 2-2,5 раза выше по сравнению с кожухотрубными теплообменниками. В соответствии с Программой на различных объектах ЖКХ планируется внедрить 33 современных теплообменников (таблица 7).
5.9.4. Программой предусматривается проведение работ по установке индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) для теплоснабжения жилых зданий и других объектов ЖКХ. Установка ИТП позволит снизить затраты при строительстве и эксплуатации объектов. С применением ИТП отпадает необходимость строительства ЦТП и сложных коммуникаций (четырехтрубной проводки к зданию). Кроме того, значительно повышается качество теплоснабжения и отпадает необходимость регулярного ремонта сетей ГВС, решается вопрос преждевременного начала и окончания отопительного сезона для соответствующих объектов.
В соответствии с Программой в жилых домах и на других объектах ЖКХ Тульской области в течение 2002 г. планируется установить 68 индивидуальных тепловых пунктов (таблица 10).
5.9.5. Критическое состояние тепловых и водопроводных сетей требует новых решений по их прокладке, широкому применению полиэтиленовых труб и изоляционных покрытий из пенополиуретана.
Из-за близкого уровня грунтовых вод, нарушения герметичности каналов и низкого качества минераловатной изоляции тепловые сети эксплуатируются, как правило, в обводненном состоянии, беспрерывно коррозируют и постоянно выходят из строя. Из 2325,0 км теплосетей (в 2-х трубном исполнении) общий их износ составляет свыше 60%, а около 300,0 км находится в аварийном состоянии и требует замены.
В области имеется положительный опыт надземного монтажа теплосетей с изоляцией из пенополиуретана (г.г. Кимовск, Киреевск, Северо-Задонск - 25,0 км) и бесканальной прокладки с предварительной изоляцией из пенополиуретана (н.п. Головеньки Щекинского района).
Экономически целесообразность очевидна:
- прокладка 1,0 п.м. теплосети D 108 мм в канале с изоляцией из минеральной ваты стоит - 2525 руб.;
- прокладка 1,0 п.м. теплосети D 108 мм надземным способом с изоляцией из пенополиуретана стоит - 1938 руб.;
- бесканальная прокладка 1,0 п.м. теплосети D 108 мм с изоляцией из пенополиуретана стоит - 2209 руб.
Потери тепла в сетях, изолированных пенополиуретаном уменьшаются в десятки раз, долговечность увеличивается с 3-х лет до 25 лет.
Большой эффект достигается также при изоляции пенополиуретаном емкостей горячего водоснабжения методом напыления (котельные на ул. Фрунзе в г. Туле, в п.Лазарево).
Программой предусматривается в 2002 году дальнейшее использование прокладки и замены ветхих тепловых сетей с изоляцией из пенополиуретана в количестве 76,73 км (таблица 8).
При прокладке новых и замене ветхих водопроводных сетей будет продолжено применение труб из полиэтилена. В 2002 году намечено проложить более 132,32 км (таблица 8). Срок службы сетей увеличивается до 50 лет.
5.9.6. Использование частотно-регулирующего электропривода для насосов городских систем холодного и горячего водоснабжения, а также для канализационных насосных станций позволит на 40-50% сократить расход электроэнергии, на 20% воды и тепла, а также исключить гидравлические удары в системах водоснабжения и, таким образом, избавиться от аварийных разрывов трубопроводов.
В соответствии с Программой планируется установка в 2002 году регулирующих электроприводов в количестве - 45 ед (таблица 9).
5.9.7. Внедрение автоматов управления освещением - устройств, автоматически включающих освещение при появлении человека и выключающих его при отсутствии последнего позволит не только улучшить социальные условия жизни жильцов, но и достигнуть экономии электроэнергии до 90-95% (вместо постоянно горящих в подъездах и подвалах ламп напряжением 220 В будут устанавливаться кратковременно работающие, и только в присутствии человека, светильники напряжением 127 и 36 В).
Программой предусмотрено также внедрение аппаратуры регулирования уличного освещения. В крупных населенных пунктах должны быть внедрены установки телемеханического управления (УТУ) уличного освещения в 2-х режимном варианте: вечерний и ночной. Для небольших объектов должны устанавливаться более дешевые фотореле. Выше перечисленные устройства позволят сэкономить до 50% электроэнергии, требуемой для освещения улиц в населенных пунктах. Количество планируемых к внедрению устройств в рамках Программы:
- наибольший объем работ по этой теме намечается выполнить в гг.Туле, Новомосковске и Ефремове.
Затраты на внедрение новых технологий в 2002 году предусматриваются в сумме 237,4 млн.рублей (таблица 10).
5.10. Создание распределенной АСУ тепловыми пунктами котельных
АСУ предназначена для централизованного управления технологическими процессами центральных и индивидуальных тепловых пунктов (ЦТП и ИТП) котельных.
Возможности АСУ:
- все автоматические функции (защиты, регулирование, АВР насосов, программно-логическое управление группы насосов) реализуются контролерами, размещенными в ЦТП и ИТП;
- контроль за функционированием технологического оборудования на любом из тепловых пунктов, управляемым системой, осуществляется дистанционно с рабочего места оператора котельной на основании информации, поступающей от контролеров на его автоматизированное рабочее место (АРМ-Д). С помощью функциональной клавиатуры оператор с АРМ-Д может осуществлять дистанционное управление любым подключенным к системе оборудованием, изменять параметры настройки и программы работы этого оборудования.
В данном направлении ведется работа на предприятии ЗАО "Тулатеплосеть" в г.Туле и на предприятии МУП ЖКХ в п.Одоеве.
5.11. Организация работ по увеличению теплозащиты эксплуатируемых жилых зданий
В настоящее время имеется "Методика проведения зимних инструментальных теплотехнических исследований зданий", с помощью которой при наличии соответствующего оборудования можно определять фактические теплозащитные показатели по конструктивным элементам зданий и необходимые ремонтные работы в этих зданиях для снижения энергозатрат.
Проведенные исследования показали, что теплозащитные характеристики наружных ограждающих конструкций большинства жилых домов постройки 70-80 годов составляют, примерно, половину от нормируемой величины, что обуславливается недостатками проектирования и большим сроком эксплуатации зданий.
Программа предусматривает проведение в жилых домах следующих относительно низкозатратных работ по увеличению теплозащиты зданий:
а) замена спаренных оконных переплетов раздельными или с тройным остеклением;
б) установка теплоотражающей пленки ("тепловое зеркало") в межрамном пространстве существующих оконных проемах;
в) установка теплоотражающих панелей за радиаторами отопления;
г) наладка систем отопления в жилых зданиях;
д) применение эффективных материалов для герметизации и теплозащиты стыков наружных ограждающих в панельных зданиях;
е) использование при проектировании и строительстве новые архитектурные решения по жилым зданиям, сокращающиеся площади наружных стен;
ж) применение 3-слойные кирпичные стены с наружным слоем из кирпича, слоем утеплителя и внутренним слоем из пенобетона;
з) применение мансардных этажей с эффективными конструктивными решениями, многослойными конструкциями кровли.
При строительстве новых и капитальном ремонте существующих зданий для жилья и социальной направленности строго руководствоваться требованиями правил СНиП по теплотехническому расчету.
В 2002 году предусматриваются работы по увеличению теплозащиты 81 здания на 8100 квартир.
5.12. Создание информационной базы энергосбережения ЖКХ Тульской области
Программа предусматривает создание и постоянное обновление:
- компьютерной базы данных об обеспеченности объектов ЖКХ в Тульской области приборами учета энергоресурсов;
- компьютерной базы данных энергоэффективного оборудования, материалов и конструкций.
Реализация указанных мероприятий позволит получить полную и оперативную информацию по использованию топливно-энергетических ресурсов и определить перечень объектов для внедрения на них комплекса энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия планируется осуществить в департаменте ЖКХ, ОГУП "Тулаоблжилкомхоз" совместно с поставщиками энергоресурсов ООО "Туларегионгаз" и ОАО "Тулэнерго".
5.13.Организация учебно-выставочной деятельности по энергосбережению
Для изучения передового опыта в области эффективного использования топлива и энергии Программой предусматривается организация курсов повышения квалификации в области энергосбережения, организация постоянно действующей выставки энергоэффективного оборудования и энергосберегающих материалов и конструкций, рекомендованных для их внедрения в Тульской области, с постоянным обновлением демонстрируемых образцов и регулярное участие в российских семинарах по энергосбережению.
Кроме того, необходимо создание учебного центра по подготовке кадров для предприятий коммунального хозяйства.
5.14. Разработка финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов, стимулирующих процесс энергосбережения
Для привлечения инвестиционных средств на 2002 год Программой предусматривается разработка финансово-экономических механизмов реализации крупнозатратных проектов. К возможным финансово -экономическим механизмам относятся:
- использование бюджетных средств на возвратной основе;
- привлечение льготных кредитов коммерческих банков под гарантии областного бюджета и юридических лиц.
В целях успешной реализации Программы необходимо подготовить предложения в федеральные органы государственной власти о нормативных документах, предусмотрев:
а) о сохранении за субъектами Федерации и органами местного самоуправления 100% экономии средств, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов, достигнутых за счет реализации энергосберегающих мероприятий при условии наличия и выполнения региональных программ энергосбережения и использования их энергосберегающего потенциала;
б) об отсрочке налога на имущество в части энергосберегающих материалов и ресурсов;
в) о мерах по таможенной поддержке энергоресурсосбережения;
г) о поступлении средств, полученных от внедрения предприятиями ЖКХ ресурсосберегающих технологий, в распоряжение этих предприятий с аккредитацией их на отдельном счете без изымания в бюджет и их использовании по целевому назначению на развитие производственной базы ЖКХ;
д) методика выявления, учета использования экономии ресурсов в ЖКХ;
ж) методические рекомендации по проверке учета и регулирования потребления энергии и воды в жилищном секторе и на объектах бюджетной сферы.
На уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления необходимо:
а) установить порядок предъявления населению размеров оплаты коммунальных услуг в зависимости от фактического потребления по приборам учета;
б) установить порядок предъявления населению размеров оплаты коммунальных услуг в зависимости от фактического потребления по приборам учета;
в) установить порядок обязательного проведения технического энергоаудита;
г) разработать нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
д) разработать правила оценки физического износа жилых зданий;
ж) разработать требования к проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию (с учетом энергоресурсосбережения);
з) разработать положение по техническому обследованию жилых зданий (перед реконструкцией, капитальным ремонтом и в процессе эксплуатации);
и) разработать положение о стимулировании предприятий осуществляющих мероприятия по энергосбережению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.