Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Основные направления государственной и муниципальной политики
содействия занятости населения, профессиональной ориентации и
подготовки рабочих кадров для промышленных предприятий и
организаций г.Тулы
Задачи в деятельности подразделений Управы города, городской службы занятости населения, промышленных предприятий города в рамках программы будут определяться ситуацией, складывающейся на рынке труда города Тулы. В условиях роста структурной безработицы приоритетной проблемой становится уже не материальная поддержка граждан в период безработицы, а обеспечение их быстрого и эффективного трудоустройства. А основными критериями оценки результатов деятельности службы занятости будут степень охвата населения города услугами по трудоустройству и численность граждан, нашедших работу (доходное занятие) при ее содействии.
В 2003-2004 гг., в условиях структурных преобразований в экономике, сопровождающихся активным перераспределением рабочей силы, основная работа будет нацелена на максимально быстрое и полное удовлетворение спроса на рабочую силу путем эффективного трудоустройства на заявляемые вакансии лиц, обращающихся в поисках работы. Важнейшим средством решения этой задачи станет разработка и широкое внедрение новых автоматизированных технологий раннего профилирования клиентов и определения для каждого из них оптимального варианта содействия в поиске работы. Будут интенсивно использоваться такие инструменты посреднической деятельности на рынке труда как ярмарки вакансий и конкурсные отборы по запросам работодателей, дальнейшее развитие получит межтерриториальный обмен данными о потребности работодателей в рабочей силе и гражданах, ищущих работу.
Приоритетной задачей регулирования рынка труда будет обеспечение рабочими кадрами промышленных предприятий и организаций города в соответствии с их потребностями. Длительный период экономического упадка в стране, низкие заработные платы, высокие потребительские цены на товары первой необходимости, а также ориентация молодого поколения исключительно на сферу торговли и малого бизнеса привели к резкому падению авторитета рабочих специальностей. Это в свою очередь непосредственно влияет на возможность выхода промышленного производства из кризиса. Создание благоприятных условий для привлечения молодежи к обучению рабочим специальностям и последующее их трудоустройство на заводах является приоритетной задачей кадровой политики в г. Туле.
Неотъемлемой частью политики содействия занятости остаются программы развития трудовых ресурсов, такие как профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения, организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации граждан.
Наряду с активными программами общего характера будут развиваться специальные программы, ориентированные на решение конкретных проблем, возникающих на рынке труда: организация временных и общественных работ, содействие предпринимательской инициативе граждан и территориальной мобильности рабочей силы, целевые мероприятия по обеспечению занятости граждан из социально слабозащищенных категорий.
2.1. Оказание посреднических услуг в трудоустройстве населения.
Бесплатные посреднические услуги по вопросам трудоустройства населения оказывает государственная служба занятости населения следующим категориям клиентов (юридических и физических лиц):
- предприятиям, организациям и учреждениям всех форм собственности, испытывающим потребность в рабочей силе;
- безработным, зарегистрированным в службе занятости в установленном законодательном порядке;
- гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы, но еще не признанным безработными;
- лицам, состоящим на учете по вопросу трудоустройства, которые не могут иметь статуса безработного (занятые, пенсионеры, подростки до 16 лет, лица, осужденные к исправительным работам без лишения свободы);
- гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению службы занятости.
Деятельность службы занятости в качестве посредника на рынке труда строится на основе двух тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга направлений:
Оказание работодателям помощи в подборе необходимых им работников, что включает в себя:
- прием и регистрацию в автоматизированной базе данных заявок работодателей о потребности в работниках;
- предоставление работодателям оперативной и полной информации о составе граждан, зарегистрированных в целях поиска работы;
- подбор из числа граждан, состоящих на учете, кандидатур для трудоустройства в соответствии с требованиями работодателей;
- при отсутствии подходящих кандидатур - организацию профессионального обучения безработных;
- при необходимости, организацию конкурсного отбора кандидатов;
-консультативную помощь работодателям по вопросам отбора персонала.
Содействие гражданам в поиске работы, предполагающее:
- индивидуальный подход к обращающимся гражданам;
-предоставление гражданам оперативной и всеобъемлющей информации о вариантах трудоустройства и профессионального обучения;
- оказание им квалифицированной помощи при прохождении процедуры регистрации, предоставление необходимой информации о состоянии рынка труда и наличии вакантных рабочих мест;
- направление к работодателям для трудоустройства, в том числе на временные и общественные работы;
- обучение граждан навыкам самостоятельного поиска работы и организация различных форм консультирования для лиц, испытывающих трудности в поисках работы;
- организацию, при необходимости, профессионального обучения безработных и незанятых граждан;
- предоставление безработным и незанятым гражданам возможности временного трудоустройства, в том числе на общественные работы;
- содействие предпринимательской инициативе безработных граждан.
Успешной реализации данных задач должен способствовать систематический контроль за ситуацией на рынке труда, регулярный мониторинг его количественных и качественных характеристик. Принципиально важно обеспечить максимальное соответствие подбираемых на вакансии кандидатов требованиям работодателя, а предлагаемой работы - потребностям и возможностям гражданина.
2.2. Взаимодействие с работодателями по вопросам предоставления сведений о вакантных рабочих местах.
Одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на прирост количества заявок работодателей, является совершенствование технологии работы службы занятости в данном направлении. Получат дальнейшее развитие традиционные формы взаимодействия с работодателями, такие как:
- информирование работодателей о посреднических функциях службы занятости населения, о ситуации на рынке труда, положениях законодательства о занятости;
- ведение банков данных о высококвалифицированных специалистах, ищущих работу, использование их для удовлетворения заявок работодателей;
- профессиональный отбор групп кандидатов на вакантные места по конкретным профессиям с приглашением на собеседование работодателя;
- профессиональное обучение безработных граждан под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
- посещение сотрудниками службы занятости предприятий и организаций с целью уточнения данных о движении трудовых ресурсов, выявления потребностей работодателей и проблем в их взаимоотношениях со службой занятости;
- поддержание связей с объединениями работодателей, другими общественными организациями;
- проведение совещаний и семинаров с представителями предприятий и профсоюзов с целью выработки совместной политики, направленной на совершенствование взаимодействия работодателей со службой занятости, подразделениями Управы города;
- оперативное налаживание контактов со вновь зарегистрированными предприятиями и организациями.
Предусматривается расширение сотрудничества с органами государственной службы занятости сопредельных областей и г. Москвы в рамках обмена трудовыми ресурсами, а также использование общероссийской базы вакансий для трудоустройства граждан, желающих переехать в другие регионы.
Применение указанных форм работы будет сопровождаться совершенствованием существующих средств автоматизации технологии работы с учетом расширения объема обрабатываемых сведений о вакансиях и дополнительных требованиях работодателей к кандидатам на рабочие места.
2.3. Трудоустройство незанятого населения на вакантные рабочие места
В течение ряда последних лет отмечается стабильный рост количества граждан, ежегодно регистрируемых по вопросу трудоустройства, что является следствием общего улучшения конъюктуры рынка труда, а также повышения эффективности работы органов службы занятости. Прирост количества обращающихся предполагается, в основном, за счет расширения сферы влияния службы занятости среди незанятого населения, а также среди занятых граждан, желающих сменить место работы. Уровень трудоустройства лиц, состоящих на учете, будет возрастать на продолжении всего программируемого периода.
Важнейшей задачей в области трудоустройства незанятого населения в 2003 - 2004 гг. станет развитие системы раннего профилирования граждан, обращающихся в службу занятости, включающей в себя:
- определение индивидуальных психологических и профессиональных качеств и характеристик каждого гражданина, обращающегося по вопросу трудоустройства;
- оценка перспектив его трудоустройства, выявление факторов, способных осложнить подбор подходящей работы;
- определение оптимального порядка взаимодействия службы занятости с данным клиентом.
Дальнейшее развитие в городе получит программа "Ярмарки вакансий" - организация массовых мероприятий, на которых ищущие работу клиенты службы занятости непосредственно встречаются с работодателями, нуждающимися в рабочей силе. Данная форма активного содействия в трудоустройстве позволяет добиваться высокой результативности при незначительных затратах (финансовые средства требуются только на рекламу мероприятий, организационные расходы, иногда - на краткосрочную аренду помещений).
Программируемые показатели организации
ярмарок вакансий в 2002 - 2004 гг.
N п/п |
Количество проведенных ярмарок вакансий |
|
1. | 2002 г. (оценка) |
125 |
2. | 2003 г. | 125 |
3. | 2004 г. | 125 |
Подразделениями службы занятости, совместно с подразделениями Управы города, предприятиями и организациями г. Тулы будет наращиваться работа по организации и проведению так называемых мини - ярмарок различной направленности. Эта активная форма содействия занятости отличается мобильностью и оперативным реагированием на запросы рынка труда. При небольшом количестве участников местом проведения мероприятия чаще всего становится помещение службы занятости или предприятие. Работодатели встречаются с заранее подобранными службой занятости кандидатурами, что значительно повышает эффективность мероприятия.
В 2003 - 2004 гг. ярмарки вакансий останутся одной из важнейших форм оказания содействия занятости безработным и ищущим работу гражданам. Дальнейшее развитие получат специализированные ярмарки вакансий (по организации общественных и временных работ, ярмарки учебных мест).
2.4. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы
Одним из ключевых факторов успешного продолжения экономических реформ является создание условий для развития малого предпринимательства. Специфика поддержки малого бизнеса состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Становление и развитие малого предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий. Для снятия социальной напряженности в городе и создания рабочих мест за счет самозанятости и предпринимательства служба занятости отработала технологию содействия развитию и поддержке предпринимательской инициативы безработных граждан, как важнейшего условия реализации активной политики на рынке.
Поддержка малого предпринимательства - одна из реальных возможностей для организации самостоятельной занятости для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Программой занятости на 2003-2004 гг. предусматривается комплекс мероприятий по поддержке предпринимательской инициативе среди безработных граждан, которые включают в себя:
1) профессиональную диагностику;
2) профессиональные консультации;
3) обучение:
- основам предпринимательской деятельности;
- профессиям под самозанятость;
4) оказание финансовой поддержки гражданам, открывающим собственное дело из числа безработных граждан;
5) обеспечение регулярных занятий в "Клубе ищущих работу" по программе "Первые шаги в мир предпринимательства";
6) консультации о взаимодействии со структурами, занимающимися поддержкой малого бизнеса в целях возможности использования производственных площадей, получения кредита и пр.;
7) обеспечение регулярных юридических консультаций по вопросам предпринимательства.
Анализируя показатели прошлых лет, считаем, что займутся предпринимательской деятельностью:
- 2003году - 50 человек, в т. ч. получат финансовую помощь по линии Центра занятости 6 чел.;
- 2004году - 60 человек, в т. ч. получат финансовую помощь по линии Центра занятости 6 чел.
Затраты на поддержку предпринимательства складываются из:
- затрат на подготовку безработных граждан к предпринимательской деятельности;
- затрат на выплату безработным гражданам субсидий для организации предпринимательской деятельности или самостоятельной занятости;
- затрат на оплату регистрационных, лицензионных и других услуг, оказываемых безработным гражданам, организующим предпринимательскую деятельность;
- затрат на дотации гражданам, организующим предпринимательскую деятельность и создающим рабочие места для безработных граждан.
Затраты на поддержку предпринимательской деятельности
тыс.руб.
Год | Всего | В том числе | |||
Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Местный бюджет | |||
2002 (оцен- ка) |
27,3 |
27,3 |
- |
- |
|
2003 | 170,5 | 85,25 | 42,6 | 42,6 | |
2004 | 170,5 | 85,25 | 42,6 | 42,6 |
2.5. Содействие трудоустройству граждан на временные и общественные работы.
Трудоустройство граждан на временные и общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Временное трудоустройство позволяет эффективно и оперативно распорядиться трудовыми ресурсами, помогает решать проблемы занятости наименее затратным путем, а также позволяет поддержать доходы безработных и других малообеспеченных категорий граждан, сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
2.5.1. Трудоустройство на общественные работы
Осуществление потребностей предприятий и организаций в выполнении работ, не требующих квалификации, носящих временный или сезонный характер, обеспечивают общественные работы.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О занятости населения в РФ" под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, носящая социально полезную направленность и организуется в качестве дополнительной социальной поддержки граждан ищущих работу.
В разрезе рынка труда общественные работы позволяют:
1. Приобщить к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, в том числе молодежь.
2. Предоставить временный заработок гражданам, потерявшим работу по различным причинам, с целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоянного места работы.
3. Обеспечить дополнительный заработок лицам пенсионного и предпенсионного возраста, инвалидам, утратившим профессиональную и территориальную мобильность.
Количество трудоустроенных на общественные работы зависит от условий работы, ее сезонности, оплаты труда, состояния здоровья и желания клиента.
Исходя из прогноза рынка труда, в общественных работах примут участие:
Год | Число участвующих в ОР (чел.) |
2002 (оцен- ка) |
1450 |
2003 | 1500 |
2004 | 1500 |
В процессе реализации мероприятий программы в части организации общественных работ важно, чтобы у граждан сформировалась прямая и реальная заинтересованность в переходе от состояния безработицы к реальной активной трудовой деятельности.
Общая стратегия при организации общественных работ будет строиться на совместном сотрудничестве органов местного самоуправления, службы занятости, предприятий, организаций, независимо от формы собственности.
Развитие базы данных по общественным работам находится в прямой зависимости от запланированных объемов работ, прогнозируемой численности участников общественных работ и наличия финансовых средств.
Расчет финансовых затрат на общественные работы
Затраты на общественные работы складываются из:
оплаты труда, как из средств работодателя, так и из средств федерального, областного и местного бюджетов в виде компенсации предприятиям;
транспортных расходов по доставке граждан к месту проведения общественных работ.
Исходные данные для расчета финансовых затрат по общественным работам
Год |
Число участников в ОР, чел. |
Средняя продолжительность ОР, мес. |
Размер компенсации заработной платы участнику ОР, руб. |
200 3 |
1500 | 1,0 | 1800 |
200 4 |
1500 | 1,0 | 1800 |
Считаем, что из общего количества участников в общественных работах 70 % будут получать компенсацию заработной платы.
Отсюда, затраты по трудоустройству участников на общественные работы составят:
тыс. руб.
Год | Затраты на трудоустройство участников ОР |
2003 | Зппп = 0,7 * 1500 *1,8*1 = 1890,0 |
2004 | Зппп = 0,7 * 1500 *1,8*1 = 1890,0 |
Затраты на компенсацию транспортных расходов по доставке участников общественных работ к месту работ и обратно, приобретение мелкого инвентаря, принимаем из расчета 20% от общей суммы затрат на трудоустройство участников в общественных работах.
тыс. руб.
Год | Затраты на компенсацию транспортных расходов и приобретение мелкого инвентаря |
2003 | Зин = 1890 * 0,2 = 378,0 |
2004 | Зин = 1890 * 0,2 = 378,0 |
Общие затраты на организацию общественных работ составят:
тыс. руб.
Год | Затраты на организацию общественных работ |
2003 | Зор = 1890,0 + 378,0 = 2268,0 |
2004 | Зор = 1890,0 + 378,0 = 2268,0 |
При финансировании общественных работ соотношение долей средств между бюджетами будет следующее:
тыс. руб.
Год |
Средства на реализацию мероприятий по организации ОР | |||
Всего | В том числе | |||
Из федерального бюджета |
Из областного бюджета |
Из городского бюджета |
||
2003 | 2268,0 | 1134,0 | 567,0 | 567,0 |
2004 | 2268,0 | 1134,0 | 567,0 | 567,0 |
Объемы финансовых средств, заложенные в программе на финансирование мероприятий, являются расчетными и подлежат ежегодному уточнению.
2.6. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы путем создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
2.6.1. Содействие трудоустройству граждан, с ограниченной трудоспособностью.
Одна из приоритетных задач государственной и муниципальной социальной политики - устранение проявлений экономического и социального неравенства и создание необходимых условий для интеграции инвалидов в обществе.
В сложившихся условиях особое внимание необходимо уделять профессиональной реабилитации инвалидов - комплексу мероприятий по восстановлению трудоспособности инвалида в допустимых ему по состоянию здоровья условиях труда (профориентация, профессиональное образование, профессионально - производственная адаптация, рациональное трудоустройство).
В целях обеспечения занятости инвалидов и дальнейшего создания необходимых условий для реализации их потенциальных возможностей в сфере трудовой деятельности, в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О занятости населения в РФ" будут осуществляться специальные мероприятия:
- содействовать установлению квот на рабочие места для трудоустройства инвалидов на предприятиях и организациях города (в размере не менее 3% среднесписочного состава в организациях с численностью работников более 30 человек);
- трудоустраивать безработных инвалидов на рабочие места на условиях частичной компенсации заработной платы;
- информировать 1 раз в квартал бюро МСЭ о наличии вакантных мест в банке вакансий службы занятости, на которые возможно трудоустройство инвалидов; о специальностях, по которым возможно обучение и переобучение;
- организовывать мини-ярмарки для инвалидов;
- оказывать социально-психологическую помощь через занятия в программах "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
- взаимодействовать с государственными и негосударственными организациями, обществ
енными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве граждан, нуждающихся в социальной защите (ВОИ, ВОС, ВОГ, учреждениями МСЭ).
Особое внимание необходимо уделить продолжению сотрудничества с учреждениями МСЭ. Предполагается проводить:
- регулярные (1 раз в квартал) встречи с врачами - экспертами по совершенствованию трудовых рекомендаций;
- оказывать содействие специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов. Работа на спецпредприятиях предоставляет инвалидам право работать в надомных условиях, в режиме неполного рабочего времени, как наиболее подходящих их состоянию здоровья;
- ориентировать инвалидов, обращающихся в службу занятости за помощью в трудоустройстве, на организацию самостоятельного дела и оказание в этом финансовой и правовой помощи.
Предполагается, что будет трудоустроено в 2003 - 2004 гг. по 138 человек.
2.6.2. Содействие занятости молодежи.
Положение молодежи на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется, в конечном счете, потребностью в работе, спросом экономики на работников данной социально-демографической группы, конкурентоспособностью молодежной рабочей силы.
Переход к рыночным отношениям обострил проблемы в области занятости населения и обусловил увеличение численности не работающей и не учащейся молодежи. От образовательного уровня, профессиональной подготовки молодых людей, приобретения ими трудовых навыков, принадлежности к занятой или безработной части рабочей силы зависит развитие способностей к труду, формирование профессионально - квалификационной структуры молодых кадров, процесс их обновления и совершенствования, качественные характеристики труда, а значит, и перспектива социально-экономического развития общества.
Для снижения уровня безработицы среди молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда, планируются работы по специальным программам:
- профессиональное обучение, основными направлениями деятельности которого будут:
оказание услуг работодателям в области опережающего профессионального обучения;
координация объемов и профильной подготовки в профильных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями рынка труда;
расширение практики обучения безработных на предприятиях с последующим трудоустройством на этих же предприятиях;
повышение эффективности учебного процесса и снижение затрат путем внедрения индивидуальных программ, интенсивных методик, гибких форм обучения.
- трудоустройство на рабочие места на условиях частичной компенсации заработной платы;
- программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт", в целях оказания помощи в преодолении негативных последствий безработицы, восстановления мотивации трудоустройства, активизации деятельности по самостоятельному поиску места работы;
- организация оплачиваемых общественных работ, не требующих профессиональной подготовки;
- квотирование рабочих мест. Ожидаемая численность молодежи, трудоустроенной по квоте составит 50 % от общего числа трудоустроенных по данной программе.
Предполагается, что будет трудоустроено в 2003 - 2004 гг. по 38% от общего количества трудоустроенных. При профориентационной работе с молодежью планируется делать акцент на содействие удовлетворению потребности промышленных предприятий в рабочих кадрах.
Содействие занятости выпускников учебных заведений
Проблема трудоустройства выпускников профессиональной (высшей, средней специальной и начальной) школы приобретает все большую остроту и выделяется даже на далеко неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других групп молодежи. Это связано с экономическим состоянием общественной системы. Сложившаяся к настоящему времени система образования явно не соответствует требованиям производства. Серьезную озабоченность вызывает крайне низкий уровень оплаты труда молодых специалистов.
Комплекс мер по регулированию занятости выпускников учебных заведений включает в себя:
- содействие занятости молодых специалистов на основе расширения объемов и улучшения качества услуг, предоставляемых службой занятости: обеспечение свободного доступа к городскому банку вакансий, проведение специализированных ярмарок вакансий для молодых специалистов, ярмарок учебных мест, формирование банка данных молодых специалистов и подбор кадров из их числа для работодателя, широкое информирование молодых специалистов о деятельности службы занятости и городского банка вакансий через средства массовой информации.
- обучение безработных граждан самостоятельному поиску работы и умению выгодно преподнести себя работодателю через специальные программы занятости "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
- реализацию мер активной политики занятости, включающей профориентацию, переподготовку и повышение квалификации молодых специалистов; создание новых рабочих мест, содействие предпринимательству и созданию собственного дела за счет бюджетных средств всех уровней, организацию временной занятости молодежи в свободное от учебы время и другие направления обеспечения занятости;
- проведение исследований, семинаров и конференций по проблемам рынка труда молодых.
Важнейшими условиями по стабилизации занятости молодых специалистов должны быть меры по оздоровлению экономики города, совершенствованию нормативно-правовой базы политики занятости, содействию реформирования высшей и средней школы с учетом потребностей экономики, совершенствованию деятельности городской службы занятости по обеспечению занятости молодых специалистов, расширению взаимодействия учебных заведений с работодателями, углублению их сотрудничества со службой занятости.
Предполагается, что ежегодно будет трудоустроено в 2003 - 2004 гг. 385 человек.
Временная занятость несовершеннолетних граждан
Для несовершеннолетней учащейся молодежи, не обладающей профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, службой занятости планируется организовывать временные работы в свободное от учебы время. Это позволит приобщить несовершеннолетних граждан к труду, адаптировать к трудовой деятельности, предоставит им возможность трудового заработка. В приоритетном порядке для участия в данной программе будут направляться дети-сироты, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, а также состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Ориентировочные данные по трудоустройству несовершеннолетних граждан
на временные работы в 2003-2004 гг.
Год | Количество трудоустроенных подростков/чел. |
2002 (оценка) |
1500 |
2003 | 1525 |
2004 | 1550 |
Количество трудоустроенных подростков зависит от наличия предприятий и организаций, готовых выступать в качестве работодателей для несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет, способных учитывать специфику данной категории работников, при создании для них рабочих мест.
Финансирование мероприятий по организации трудоустройства подростков будет осуществляться из средств работодателя и из средств, выделенных на реализацию активных программ содействия занятости населения, в виде компенсации заработной платы, что позволяет увеличить ее размер. Это является немаловажным фактором для несовершеннолетних граждан, так как стимулирует их мотивацию к поиску временной работы на период летних каникул. За основу расчета компенсации заработной платы принимается двойной минимальный размер оплаты труда.
Планируемый размер компенсации заработной платы подростков
Год | Затраты на одного участника в расчете на 1 месяц, руб. |
2003 | 450 |
2004 | 500 |
Расчет финансовых затрат на организацию временной занятости
несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет
Затраты на организацию временной занятости подростков складываются из:
заработной платы подростков;
оплаты транспортных услуг по перевозке подростков к месту работы и обратно.
Затраты на оплату труда подростков
Год | Затраты на заработную плату подростков ( с учетом начислений ), тыс. руб. |
2003 | 1525*0,45*1,4 = 960,75 |
2004 | 1550*0,50*1,4 = 1085,0 |
где 1,4 - начисления на заработную плату
Затраты на оплату транспортных расходов
Затраты на оплату транспортных расходов считаем по факту прошлых
лет:
З тр. = Ч * Ц тр. * 5,5 час. , где
Ч - численность участников, нуждающихся в доставке транспорта;
Ц тр. - стоимость аренды 1 часа;
5,5 час. - время аренды автобуса.
Год | Затраты на оплату транспортных расходов, тыс.руб. |
2003 | 110*140 * 5,5 = 84,7 |
2004 | 110*160 * 5,5 = 96,8 |
Средства на реализацию программы содействия временной занятости
несовершеннолетних граждан
тыс. руб.
Год | Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Местный бюджет |
2002 (оценка ) |
219,7 | 300,6 | - |
2003 | 522,7 | 261,4 | 261,4 |
2004 | 590,9 | 177,3 | 413,6 |
Данные, заложенные в таблице, являются прогнозными расчетами и подлежат ежегодным изменениям в соответствии с фактической ситуацией на рынке труда.
2.6.3. Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Одной из социальных групп, требующих от государства особого внимания и выработки специальных подходов, являются бывшие военнослужащие. При выработке мер по трудоустройству данной категории граждан необходимо учитывать следующие особенности.
Во-первых, контингент бывших военных распадается на 2 части. Это демобилизованные срочной службы и уволенные из армейских рядов офицеры. Очевидно, что если большая часть бывших солдат не имеет достаточного образования и гражданской специальности, то среди уволенных в запас офицеров достаточно много высококвалифицированных специалистов, которые конкурентоспособны на рынке труда. Специальные программы переобучения и социальной адаптации к новому образу жизни должны строиться с учетом этих особенностей.
Во-вторых, вместе с бывшими военнослужащими возвращаются и члены их семей.
Трудоустройство бывших военнослужащих и членов их семей затруднено по следующим причинам:
1. Незнание большинством бывших военнослужащих основ действующего законодательства и нормативных актов по вопросам трудоустройства и переподготовки на гражданские специальности.
2. Определенное психологическое состояние бывших военнослужащих, являющееся сдерживающим фактором их обращения к услугам службы занятости.
3. Недостаточная координация государственных структур (администрации, военкоматов, органов социальной защиты, органов управления образованием, органов службы занятости и пр.) с организациями, занимающимися трудоустройством и социальной адаптацией бывших военнослужащих.
С целью улучшения работы по содействию занятости граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, увеличения объемов их профессионального обучения целесообразно спланировать и провести комплекс мер:
- принимать участие в разработке специальных программ, планов, мероприятий по усилению социальной защиты и обеспечению занятости граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
- осуществлять трудоустройство на рабочие места на условиях частичной компенсации заработной платы;
-проводить работу с воинскими частями в целях информационного обеспечения совместного процесса работы с бывшими военнослужащими и членами их семей и улучшения профориентационной работы с ними;
- осуществлять профконсультационную работу с военнослужащими перед увольнением;
- создать в военных учебных заведениях и центрах по переподготовке военных, а также в структурах, где они проходят службу, сети информационных пунктов, где размещалась бы информация об условиях трудоустройства, формах переобучения, социально-правовой защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В определенные дни в этих центрах специалист службы занятости должен вести прием и давать консультации по всем вопросам трудовой и социальной адаптации военнослужащих, в том числе по профессиональной ориентации;
- продолжить координацию действий государственных и городских структур с организациями, в том числе коммерческими, занимающимися трудоустройством и социальной адаптацией бывших военнослужащих.
Предполагается, что ежегодно будет трудоустроено в 2003 - 2004 гг. 60 человек.
2.6.4. Содействие занятости женщин.
На сегодняшний день проблема занятости женщин является весьма актуальной. Значительно осложняет трудоустройство женщин наличие у них детей дошкольного возраста в связи:
- с отказом многих работодателей оплачивать работницам услуги детских дошкольных учреждений;
- оплатой больничных листов по уходу за детьми и т.д.
Основные направления работы по содействию занятости женщин:
- оказание содействия предприятиям, организациям, учреждениям, создающим для женщин надомные рабочие места;
- поддержка предпринимательских инициатив женщин, содействие в обучении основам предпринимательства, а также профессиям, позволяющим обеспечить самозанятость;
- с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда организация работы по обучению женщин вторым профессиям.
2.6.5. Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания
Исследования показывают, что лица, освобожденные из мест лишения свободы, с трудом адаптируются к новым условиям жизни, иным ценностям и стереотипам поведения, трудно переживают потерю статуса, привычных профессиональных знаний и навыков. Они чаще других испытывают трудности в связи с потерей дохода, с нехваткой квалификации и опыта. Им чаще, чем другим свойственны глубокая апатия и эмоционально- психологические расстройства. Обратившись в службу занятости по вопросу трудоустройства, сталкиваясь с рядом трудностей при подборе подходящей работы, они уже на первичном этапе теряют уверенность и прекращают поиск работы.
Для повышения эффективности работы с указанной категорией граждан предполагается:
1. оказание психологической поддержки гражданам данной категории (в т.ч. участие в "Клубе ищущих работу");
2. организация работы по квотированию рабочих мест;
3. трудоустройство на рабочие места на условиях частичной компенсации заработной платы;
4. разработка программы действий, направленных на оказание помощи исправительным учреждениям, включающую:
- проведение консультаций и семинаров по вопросам Трудового законодательства, закону о занятости;
- обеспечение информационно-методическими материалами;
- предоставление информации о наличии вакантных мест;
- усиление взаимодействия между всеми заинтересованными структурами.
Предполагается, что при содействии службы занятости найдут работу в 2003 - 2004 гг. по 35 человек.
2.7. Профессиональная ориентация и профессиональное обучение как составная часть политики развития человеческих ресурсов.
2.7.1.Система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
В условиях оздоровления экономики далеко не все граждане смогут успешно решить проблему трудоустройства. К группе граждан, которые будут продолжать испытывать наибольшие затруднения в поиске работы, можно отнести: длительно безработных, зачастую утративших профессиональные навыки и мотивацию к труду; женщин, имеющих малолетних детей, в том числе одиноких и многодетных матерей; безработных граждан предпенсионного возраста; выпускников профессиональных учебных заведений, не имеющих опыта работы и ищущих первое рабочее место; инвалидов; военнослужащих, уволенных в запас; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; беженцев и вынужденных переселенцев. Ведущая роль в повышении конкурентоспособности на рынке труда граждан, относящихся к "группе риска", увеличении их потенциала трудоустройства будет отводиться психолого-профориентационной работе.
Деятельность государственной службы занятости населения на рынке труда будет осуществляться в условиях все возрастающей конкуренции со стороны коммерческих агентств по трудоустройству. В настоящее время в банке данных центра занятости населения г.Тулы преобладают вакансии по рабочим, преимущественно мужским специальностям. Работодатели предпочитают нанимать специалистов-служащих на высокооплачиваемые вакансии через коммерческие агентства по трудоустройству, которые, по их мнению, обеспечивают более качественный подбор кадров. Вместе с тем, в качестве безработных зарегистрировано большое количество квалифицированных специалистов-служащих с высоким образовательным и профессиональным уровнем, которым служба занятости зачастую не может подобрать подходящую работу. В связи с вышеизложенным весьма актуальной будет задача по повышению престижности службы занятости и привлечению в нее высокооплачиваемых вакансий для специалистов-служащих за счет профориентационного сопровождения подбора персонала с применением современных психотехнологий.
Цели и задачи. Приоритетные группы.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка являются одним из направлений активной политики содействия занятости населения. Главная цель профориентационной работы в службе занятости населения - оказание клиентам помощи в профессиональном становлении и выборе оптимального вида занятости в кратчайшие сроки с учетом их интересов, возможностей и ситуации на рынке труда. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: повышение эффективности и качества оказываемых профориентационных услуг.
Расширение форм и методов проведения профориентационной работы для различных категорий граждан;
развитие комплекса профинформационных услуг. Создание условий для самостоятельного получения информации клиентами службы занятости;
ориентация на развитие предпринимательства и самозанятости; подбор персонала по заявкам работодателей с использованием современных психотехнологий;
оказание превентивных профориентационных услуг выпускникам учебных заведений, а также гражданам, предполагаемых к высвобождению;
развитие сотрудничества с организациями, заинтересованными в совместной профориентационной работе с различными категориями граждан.
Особое внимание будет уделяться оказанию психолого-профориентационной помощи следующим категориям безработных и незанятых граждан:
женщинам, в том числе одиноким и многодетным матерям; выпускникам общеобразовательных учреждений и профессиональных учебных заведений, ищущим первое рабочее место;
длительное время находящимся на учете по безработице;
инвалидам;
безработным предпенсионного возраста; гражданам, уволенным с военной службы, в том числе принимавшим участие в контртеррористических операциях в Чеченской республике;
беженцам и вынужденным переселенцам;
лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
Затраты на совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки составят:
в 2002 году - 14,5 тыс. руб.
в 2003 году - 20,0 тыс. руб.
в 2004 году - 25,0 тыс. руб.
Объемы обязательных профориентационных услуг по г. Туле
Го |
Кол-во граждан, которые обратятся в службу занятости за содейст- вием в трудоуст- ройстве |
Получат профориен- тационные услуги |
% ус- луг от обра |
Получат | ||||||||
Профин- форми рование |
Профконсуль- ти-рование |
Психологиче- ская поддержка |
||||||||||
ы | вши- хся в слу- жбу |
|||||||||||
Все- го |
в т.ч. бу- дут при- зна- ны без- ра-б от- ными |
Все- го |
в т.ч. приз- нан- ные безра -бот ными |
заня -то- сти |
% ус- луг от приз -нан ных без- ра-б от- ными |
Все го |
в т.ч. приз нан ные без- ра-б от- ными |
Всего | в т.ч. приз- на-ны е безра -бот- ными |
Всего | в т.ч. приз- нан-н ые безра -бот- ными |
|
20 02 (о це нк а) |
1439 2 |
9766 | 5280 | 4124 | 37,0 | 42,2 | 254 4 |
1653 | 2036 | 1771 | 700 | 700 |
20 03 |
1415 8 |
9882 | 5238 | 4180 | 37,0 | 42,3 | 250 2 |
1653 | 2021 | 1777 | 715 | 715 |
20 04 |
1390 3 |
9882 | 5158 | 4229 | 37,1 | 42,8 | 245 9 |
1653 | 2007 | 1782 | 730 | 730 |
Объемы дополнительных профориентационных услуг
по г. Туле среди учащейся молодежи
чел.
Годы |
Всего выпускников учебных заведений (ВУЗов, ССУЗов, ПУ, 9 и 11 кл.) |
Получат профориентационные услуги | |
Количество выпускников |
% от всех выпускников |
||
2002 (оцен- ка) |
3609 | 1216 | 34 |
2003 | 3862 | 1216 | 31 |
2004 | 3900 | 1216 | 31 |
Объемы дополнительных профориентационных услуг
по г. Туле среди высвобождаемых граждан
чел.
Годы |
Число граждан, подлежащих высвобождению |
Получат профориентационные услуги | |
Количество граждан | % от граждан, подлежащих высвобождению |
||
2002 (оцен- ка) |
2200 | 500 | 23 |
2003 | 2000 | 550 | 27,5 |
2004 | 1900 | 605 | 32,9 |
чел.
Категории граждан |
2002 год (оценка) |
2003 год | 2004 год |
Безработные граждане | 4124 | 4180 | 4229 |
из них состоящие на учете свыше 4-х месяцев |
824 | 835 | 845 |
Женщины | 3584 | 3632 | 3675 |
молодежь в возрасте 16-29 лет | 1475 | 1496 | 1514 |
Инвалиды | 140 | 140 | 143 |
Граждане, уволенные с военной службы |
98 | 65 | 55 |
Беженцы и вынужденные переселенцы | 7 | 7 | 7 |
Лица, освобожденные из учреждений исполнения наказания |
36 | 36 | 36 |
2.7.2. Профессиональное обучение безработных граждан.
В современной социально-экономической ситуации особенно актуальным становится обеспечение условий, способствующих развитию трудовых ресурсов, кадрового потенциала, адекватных настоящим и перспективным потребностям общества. Отсюда главная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения - повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления различных образовательных услуг, реализация социального заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда.
В 2003 - 2004 гг. предполагается расширить возможности опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, в т.ч. оказывать необходимую учебно-методическую и консультативную помощь на договорной основе предприятиям и организациям, проводящим высвобождение.
Основные показатели организации профессионального обучения безработных граждан |
2002 год (оценка) |
2003 год | 2004 год |
Будут признаны безработными - чел. |
9766 | 9882 | 9882 |
Будут проходить обучение - чел. |
1075 | 1037 | 1037 |
из них: | |||
переходящие с предыдущего года - чел. |
108 | 109 | 109 |
будут направлены в текущем году - чел. |
880 | 928 | 928 |
% к числу признанных безработными |
9,0% | 9,4% | 9,4 % |
в том числе, в целях последующей организации предпринимательской деятельности - чел. |
115 | 117 | 177 |
Закончат обучение - чел. | 957 | 967 | 967 |
Из числа закончивших обучение будут трудоустроены - чел. |
877 | 890 | 890 |
% к числу закончивших обучение |
92% | 92% | 92 % |
Будет организовано опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников - чел. |
- | - | - |
Приоритетными направлениями в организации профессионального обучения безработных граждан в 2003 - 2004 годах будут следующие:
1. Максимальное удовлетворение потребностей безработных граждан и незанятого населения в обучении по профессиям, специальностям, видам трудовой деятельности, наиболее распространенным и востребуемым на рынке труда.
Увеличение, при наличии потребности, объемов профессионального обучения безработных граждан, особенно категорий, нуждающихся в обучении в первоочередном порядке.
2. Дальнейшее развитие одновременного (совмещенного) обучения безработных граждан нескольким профессиям.
3. Дальнейшее совершенствование системы конкурсного отбора образовательных учреждений профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Расширение сети образовательных учреждений для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, специальностям, видам трудовой деятельности, пользующихся спросом на рынке труда.
4. Содействие разработке и внедрению эффективных программ и методик интенсивного профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (в том числе модульного обучения - по методике МОТ, дистанционного, мультимедийных компьютерных обучающих программ).
5. Наращивание объемов обучения безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности как эффективного средства создания дополнительных рабочих мест и снижения напряженности на рынке труда.
6. Обеспечение наибольшей эффективности профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, в том числе посредством:
переподготовки лиц, имеющих профессии рабочих, в целях приобретения
ими новых профессий;
обучения лиц, имеющих профессии рабочих, вторым профессиям в целях расширения их профессионального профиля, возможностей для совмещения профессий;
профессиональной переподготовки специалистов, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, в целях получения ими дополнительных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
повышения квалификации рабочих и специалистов в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся у них профессиям, специальностям;
улучшения взаимодействия с работодателями по изысканию вакансий для трудоустройства граждан, прошедших профподготовку.
7. Содействие, при наличии социальной и экономической необходимости, предприятиям в опережающем обучении работников, находящихся под риском увольнения.
8. Активизация работы по изысканию дополнительных источников финансирования на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.
Гибко реагировать на потребности регионального рынка труда позволит комплексное использование на договорной основе образовательных услуг учебных заведений города, отбор которых в 2003 - 2004 годах будет проведен, как и ранее, в соответствии с "Положением о порядке проведения конкурса образовательных учреждений". Конкурс позволяет повысить эффективность отбора учебных заведений для профессиональной подготовки безработных граждан и качество обучения, наиболее целесообразно использовать выделяемые на эти цели финансовые средства.
В таблице приведены данные о возможном распределении по категориям образовательных учреждений численности безработных граждан, которые будут направлены на профессиональное обучение в 2003- 2004 годах.
Категории образовательных учреждений |
Единица измерения |
2002 год (оценка) |
2003 год | 2004 год |
Учебно-курсовые комбинаты, технические школы, отделы предприятий и организаций |
чел. | 430 | 417 | 417 |
Учреждения начального профессионального образования |
чел. | 248 | 239 | 239 |
Учреждения среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квалификации и их филиалы |
чел. | 229 | 225 | 225 |
Негосударственные образовательные учреждения |
чел. | 48 | 47 | 47 |
Стабилизация и определенный экономический подъем в стране позволяют прогнозировать увеличение количества рабочих мест, в том числе в сфере среднего и малого бизнеса.
Продолжающаяся структурная перестройка экономики неизбежно влечет за собой процесс изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы.
Уже сейчас определяется устойчивый спрос на работников ряда массовых профессий, особенно станочников, рабочих строительных специальностей. В то же время, прежняя система их подготовки на предприятиях разрушена.
Имеющееся на рынке труда несоответствие вакансий профессиональной квалификации состоящих на учете безработных граждан, усугубляется возросшими за последнее время требованиями работодателей к качеству рабочей силы.
Обеспечение потребности рынка труда будет возможно лишь благодаря использованию современных эффективных технологий и методик обучения, в том числе, уже активно внедряемых модульного обучения и мультимедийных компьютерных обучающих программ.
Практически по всем направлениям, по которым планируется осуществление профессиональной подготовки в 2003 - 2004 годах образовательные учреждения имеют необходимые профессиональные образовательные программы с учетом видов и форм обучения, профессионально-квалификационной структуры обучаемых.
Предполагается, что в целом в прогнозируемом периоде профобучение будет организовано более чем по 70 профессиям, специальностям, видам трудовой деятельности. Предпочтение в соответствии с потребностями регионального рынка труда отдано рабочим профессиям, доля которых составит около 85% от их общего количества.
Для обеспечения высокой эффективности трудоустройства предполагается обучить в 2003 - 2004 гг. под гарантированное трудоустройство - 25%, под предпринимательство и самостоятельную занятость - 20%, на перспективные профессии - 55%.
Этой же цели будет способствовать освоение гражданами второй профессии (10% от общего числа направленных), предположительно увеличение с 4 до 12 % количества граждан, направленных для повышения имеющейся квалификации.
С учетом тенденций развития местного рынка труда, необходимости наращивания и формирования трудового потенциала с 9 до 20% предполагается увеличить количество граждан, из числа впервые выходящих на рынок труда и не имеющих профессии (специальности), на первоначальное обучение, в т.ч. по профессиям (специальностям) остро востребуемым в промышленности региона.
Значительное внимание (и определенный рост общего количества направленных) при организации профессионального обучения будет уделено отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной защите и обратившихся за содействием в профессиональной подготовке (подростки, женщины, одинокие и многодетные родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, инвалиды). Так с 1,5 до 6 % планируется увеличить количество граждан из числа инвалидов, имеющих показания к труду, в частностям по профессиям (специальностям), предполагающим гарантированное трудоустройство.
Получит дальнейшее развитие практика работы по содействию подросткам, не имеющим профессии (специальности), в направлении в образовательные учреждения для получения соответствующего профессионального образования до начала трудовой деятельности.
Организация профессионального обучения отдельных категорий безработных
граждан, нуждающихся в социальной защите
Наименование категории | 2002 год (оценка) |
2003 год | 2004 год |
Впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессии, специальности - чел. |
53 | 53 | 53 |
Молодежь в возрасте 16-29 лет Всего - чел. |
382 | 369 | 369 |
в том числе: выпускники образовательных учреждений - чел. |
132 | 125 | 125 |
подростки в возрасте 16 - 17 лет - чел. |
40 | 39 | 39 |
Женщины всего - чел. |
726 | 701 | 701 |
Одинокие и многодетные родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов - чел. |
41 | 40 | 40 |
Инвалиды, имеющие показания к труду - чел. |
16 | 16 | 16 |
Граждане, уволенные с военной службы - чел. |
30 | 28 | 28 |
Граждане, освобожденные из мест лишения свободы - чел. |
10 | 9 | 9 |
Беженцы, вынужденные переселенцы - чел. |
1 | 1 | 1 |
Финансовые затраты, связанные с организацией профессиональной
переподготовки безработных граждан и незанятого населения
N п / п |
Наименование статей расходов | Годы | ||
2002 год (оценка) |
2003 год | 2004 год | ||
1 | Стоимость обучения (выплаты учебным заведениям, стоимость общежития для иногородних граждан, оплата справок, выдаваемых медицинскими комиссиями, транспортные расходы), в том числе на опережающее обучение. |
1274,51 |
1349,21 |
1450,00 |
2 | Выплата стипендии | 1640,49 | 3036,79 | 3050,00 |
3 | Издание информационно-справочных, методических материалов |
- |
- |
- |
4 | Проведение научно-исследовательских работ |
- | - | - |
5 | Проведение методической работы. Приобретение литературы, учебных программ, включая компьютерные |
- |
- |
- |
6 | Семинары, совещания работников, ответственных за профобучение граждан, проведение научно-практических конференций |
- |
- |
- |
7 | Командировочные расходы по изучению опыта работы организации профподготовки безработных граждан и незанятого населения в других регионах |
- |
- |
- |
Всего: | 2915,00 | 4386,00 | 4500,00 |
2.8. Поддержка доходов безработных граждан
Одной из важных форм социальной защиты безработных, предусмотренных законодательством РФ, является поддержка их доходов на время поиска работы, что обеспечивает гражданам возможность выбора оптимального варианта трудоустройства, способствует снижению социальной напряженности в обществе.
Работу, направленную на обеспечение своевременного и в полном объеме выполнения государственных гарантий материальной поддержки безработных, развитие эффективной системы регулирования социальных выплат, ориентированной на соблюдение принципа адресности и стимулирование трудоустройства граждан осуществляет служба занятости.
2.9. Профессиональная ориентацияи подготовка рабочих кадров для промышленных предприятий и организаций г. Тулы
Наблюдающуюся на промышленных предприятиях ситуацию, когда старение рабочих кадров не компенсируется приходом на рабочие места молодых специалистов, невозможно разрешить только лишь за счет безработных и незанятых граждан. Число пенсионеров среди квалифицированных рабочих приближается к критической отметке и, как следствие, сводится к минимуму передача жизненного опыта и мастерства, нарушается преемственность поколений мастеров.
Причин этому несколько:
- низкая заработная плата, предлагаемая молодым специалистам;
- низкий уровень социальных условий, предоставляемых предприятиями рабочим и молодым специалистам в частности;
- низкий уровень профориентационной работы среди учащейся молодежи;
- отсутствие проведения профориетационной работы через средства массовой информации;
- после окончания профессионального лицея будущего рабочего сразу забирают в ряды вооруженных сил, после службы в которых лишь малая часть из них приходит работать на предприятия;
- отсутствие долговременной кадровой политики на предприятиях. Заводы, не в силах спрогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, и не гарантируют трудоустройство выпускников, а обещают лишь прохождение производственной практики;
- на многих предприятиях ликвидированы учебные цеха;
- отсутствие поддержки со стороны промышленных предприятий профессиональных лицеев;
- низкий уровень заработной платы мастерам производственного обучения и т. д.
И как уже говорилось ранее, следствием является то, что менее 1 % опрошенных центром занятости желает приобрести профессию станочника.
Дисбаланс между спросом и предложением на рабочих машиностроительных специальностей на промышленных предприятиях необходимо решать, планомерно реализуя такие мероприятия как:
Проведение регулярных встреч с руководителями кадровых служб промышленных предприятий (не реже 2 раз в год) с целью определения потребности в рабочих кадрах, и перспективного планирования потребностей в них, формированию эффективной кадровой политики на заводах. Отработка системы подачи заявок предприятиями города в органы образования на подготовку рабочих;
Организация постоянного шефства над учебными учреждениями начального профессионального образования в целях укрепления материальной базы УНПО, и закрепления на заводах специалистов, ответственных за данную работу;
Разработка системы льгот для предприятий, ведущих активную кадровую политику, направляющих средства на обучение рабочих кадров, совершенствование материальной базы учебных учреждений начального профобразования, соблюдающих установленную квоту для трудоустройства слабозащищенной категории граждан, а также разработка критериев оценки деятельности предприятий в этой области;
Разработка типового договора трехстороннего договора между учреждениями начального профессионального образования (УНПО), предприятием и учеником на профессиональную подготовку и переподготовку. Внедрение практики заключения подобных договоров.
При составлении договоров рекомендовать предприятиям включать в них следующие пункты:
а) оказание всесторонней помощи УНПО в организации процесса обучения, ремонте станочного парка, приобретении (предоставлении) материалов и инструментов;
б) выплата надбавки к государственной стипендии.
Затраты надбавку к государственной стипендии обучаемым рабочей профессии
в рамках заказа предприятий на подготовку специалистов рабочих
специальностей.
(надбавка предположительно выплачивается в последний год обучения)
З =Ч*С*Н*В*К, где
Ч - общая численность обучаемых рабочим специальностям в рамках заказа промышленных предприятий города (чел.);
С - размер надбавки к стипендии выплачиваемой обучаемому (тыс. руб.);
Н - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
В - время, в течение которого производятся выплаты стипендий (мес.);
К - коэффициент, учитывающий инфляцию 14% (применяется при расчете затрат на 2004 год)
Год | Затраты на выплату надбавки к стипендии ( с учетом начислений ), тыс. руб. |
2003 | 300 * 0,5*1,4*12=2520 |
2004 | 300 * 0,5*1,4*12*1,14= 2872,8 |
в) выплата надбавки в течение года к заработной плате молодым специалистам, получившим начальное профессиональное образование и впервые пришедшим на завод, в том числе после службы в армии;
Затраты на выплату надбавки к заработной плате молодого специалиста
(рабочего) выплаты производятся в течение первого года работы)
З =Ч*С*Н*В*К, где
Ч - общая численность обученных рабочим специальностям в рамках заказа промышленных предприятий и пришедших работать на промышленное предприятие (чел.);
С - надбавка выплачиваемая рабочему в первый год работы (тыс.руб.);
Н - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
В - время, в течение которого производятся выплаты надбавки (мес.);
К - коэффициент, учитывающий инфляцию 14% (применяется при расчете затрат на 2004 год)
Год | Затраты на выплату надбавки к заработной плате ( с учетом начислений ), тыс. руб. |
2003 | 300 * 0,5*1,4*12=2520 |
2004 | 300 * 0,5*1,4*12*1,14= 2872,8 |
Рекомендовать предприятиям заключить договора с УНПО по оказанию шефской помощи. В рамках заказов на подготовку рабочих кадров для предприятия, путем заключения дополнительных договоров, ввести надбавки к тарифной ставке мастера производственного обучения УНПО осуществляющих подготовку специалистов (предположительно в размере 1000 рублей) за счет средств предприятия.
Затраты на доплату мастерам производственного обучения УНПО, работающим
с группами обучаемых рабочим специальностям в рамках заказа промышленных
предприятий города
З =Ч*С*Н*В*К, где
Ч - общая численность мастеров участвующая в процессе обучения (чел.);
С - доплата, выплачиваемая мастеру, участвующему в подготовке кадров в рамках заказа промышленных предприятий (тыс. руб.);
Н - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
В - время, в течение которого производятся выплаты надбавки (мес.);
К - коэффициент, учитывающий инфляцию 14% (применяется при расчете затрат на 2004 год)
Год | Затраты на выплату надбавки к заработной плате ( с учетом начислений ), тыс. руб. |
2003 | 25*1*1,4*12=420 |
2004 | 25*1*1,4*12*1,14=478,8 |
Создание информационной базы о наличии на предприятиях цехов по подготовке и переподготовке рабочих кадров и информировать предприятия о возможностях ускоренной подготовки рабочих кадров в учебных цехах предприятий города. Использовать практику заключения двухсторонних договоров между предприятиями на переподготовку кадров с использованием имеющихся учебных цехов;
Проводить постоянную работу по размещению заказов предприятий на изготовление узлов и деталей в УНПО, с целью дополнительного финансирования учебного процесса и совершенствования мастерства учащихся;
Проводить мероприятия по профориентации, отбору молодежи для подготовки в учебных заведениях начального профессионального образования, первоначальной подготовке кадров по рабочим специальностям и формированию положительного имиджа рабочих профессий. Регулярно проводить конкурсы профессионального мастерства по базовым рабочим специальностям. Практиковать временное трудоустройство несовершеннолетних во время летних каникул, организацию летних производственных практик.
Затраты на проведение конкурсов профессионального мастерства
(2 раза в год по трем базовым специальностям)
а) затраты, учитывающие расходы (на материалы, питание, пр. организационные расходы) на участников конкурса
З1 =2*Ч*С*Н*К, где
Ч - количество участников конкурса (чел.);
С - затраты, учитывающие расходы (материалы, питание, организационные расходы, пр.) на одного человека при проведении конкурса (тыс. руб.);
Н - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
К - коэффициент, учитывающий инфляцию 14% (применяется при расчете затрат на 2004 год)
в 2003 году: 2*100* 0,1*1,4 = 28 тыс. руб.
в 2004 году: 2*100* 0,1*1,4*1,14 = 31,92 тыс. руб.
б) Затраты на оплату работы мастеров
З2 =2*Ч*С*Н*К, где
Ч - количество мастеров (чел.);
С - оплата труда мастера при подготовке и проведении конкурса (тыс. руб.);
Н - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
К - коэффициент, учитывающий инфляцию 14% (применяется при расчете затрат на 2004 год)
в 2003 году: 2*5 чел.*0,5 руб.*1,4=7 тыс. руб.
в 2004 году: 2*5 чел.*0,5 руб.*1,4*1,14=7,98 тыс. руб.
Затраты на награждение за победу в конкурсе профессионального мастерства
( всего 9 мест )
З3 =2*Ч*С*Н, где
Ч - количество победителей (чел.);
С - сумма вознаграждения за победу в конкурсе (тыс. руб.);
Н - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату
К - коэффициент, учитывающий инфляцию 14% (применяется при расчете затрат на 2004 год)
в 2003 году:
1 место 2*3 *5*1,4=42 тыс. руб.
2 место 2*3*3,5*1,4=29,4 тыс. руб.
3 место 2*3*2,5*1,4=21 тыс. руб.
Итого: 92,4 тыс. руб.
в 2004 году:
1 место 2*3 *5*1,4*1,14=47,88 тыс. руб.
2 место 2*3*3,5*1,4*1,14=33,52 тыс. руб.
3 место 2*3*2,5*1,4*1,14=23,94 тыс. руб.
Итого: 105,34 тыс. руб.
Всего затрат на проведение конкурсов профессионального мастерства
З1+З2+З3=З
З1 - затраты, учитывающие расходы (на материалы, питание, пр.) на участников конкурса;
З2 -затраты на оплату работы мастеров;
З3 - затраты на награждение за победу в конкурсе лучший по профессии
Год | Всего затраты на проведение конкурсов профессионального мастерства, тыс. руб. |
2003 | 28+7+92,4=127,4 |
2004 | 31,92+7,98+105,34=145,24 |
Проводить регулярную профориентационную работу и пропаганду рабочих специальностей через средства массовой информации;
Организовать переподготовку специалистов, занимающихся профобучением на производстве;
Подготовить ходатайство в Государственную Думу о введении отсрочки призыва в армию на 2 года для выпускников УНПО, получивших начальное профобразование по рабочим специальностям;
Разработать план мероприятия по закреплению рабочих кадров на производстве;
Провести работу по возобновлению практики выделения льготных путевок на период летних отпусков в дома отдыха и профилактории рабочим, получивших начальное профессиональное образование и впервые пришедших на завод (либо частично компенсировать затраты на их приобретение). Рекомендовать предприятиям города включить данный пункт в коллективные договора;
Проводить регулярную работу с руководителями промышленных предприятий и организаций по подержанию уровня заработной платы основных рабочих в соответствии с рекомендациями ГУ ТГЦЗН Тульской области.
Возобновить на предприятиях практику наставничества над молодежью. Разработать типовое положение о наставниках и провести работу по его внедрению на предприятиях города.
Обеемы финансовых средств, заложенные в программе на финансирование мероприятий, подлежат ежегодному уточнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.