Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Социально-экономическое положение, занятость и рынок труда
1.1. Социально-экономическое развитие города Тулы и состояние рынка труда в 2002 году
Состояние рынка труда, в программируемом периоде определяются, в первую очередь, общей социально-экономической ситуацией в городе Туле.
Промышленным производством в городе занято 89 крупных и средних предприятий с численностью работающих 63,4 тыс. человек. За январь-июнь текущего года предприятиями промышленности было произведено промышленной продукции на 12268,4 млн. рублей. Индекс физического объема по кругу крупных и средних предприятий составил 109,4%. Отгружено товаров на сумму 12238,7 млн. рублей, что составляет 99,8% от объема произведенной продукции.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития города численность трудовых ресурсов возрастает. По оценке 2002 г. она должна составить 383,5 тыс. чел., что на 2,5 тыс. чел. больше, чем в 2001 году. Отмечается и рост численности экономически активного населения, которая достигнет в среднегодовом исчислении 333,5 тыс. чел.
Изменение экономической ситуации в городе привело к возникновению новых тенденций в сфере занятости населения.
Главной задачей стало обеспечение взвешенности в политике занятости с тем, чтобы не допускать массовой безработицы и в тоже время не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики, а также обеспечивать количественную и качественную подготовку кадров (в частности рабочих кадров) в соответствии с потребностями промышленных предприятий и организаций города.
Прогнозируемые темпы экономического роста в последующие годы не приведут к адекватному увеличению занятых в экономике поскольку ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы.
Промышленные предприятия города Тулы в настоящее время ощущают острейший дефицит в специалистах машиностроительных специальностей, покинувших заводы вследствие сложившейся в середине 90-х годов негативной социально-экономической ситуации.
На рынке труда преобладают вакансии рабочих профессий. Их доля в общем количестве заявленных рабочих мест, по данным городского центра занятости населения, составляет более 80 %.
К сожалению, потребность в квалифицированных рабочих кадрах удовлетворяется профессионально-техническими и средне-специальными учебными заведениями Тулы в очень небольшом объеме. Доля станочников в общем объеме выпускников колледжей и лицеев составляет всего 1,7 %., а готовятся автомеханики, работники торговли и общественного питания, на которых спрос много ниже. Спрос на станочников превышает предложение в 10 и более раз.
Заводы, не в силах спрогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, в заключаемых договорах на подготовку кадров не гарантируют трудоустройство выпускников.
Предприятия не направляют в учебные заведения заявки на подготовку необходимых специалистов, не работает еще несколько лет назад актуальный институт так называемых базовых предприятий.
Анализ положения дел в промышленном производстве позволяет сделать вывод о том, что многие недостатки и упущения являются прямым следствием крайне неудовлетворительной работы по обеспечению промышленных отраслей квалифицированными кадрами.
Число пенсионеров среди квалифицированных рабочих приближается к критической отметке и, как следствие, сводится к минимуму передача жизненного опыта и мастерства, нарушается преемственность поколений мастеров.
Возникают большие сложности по направлению рабочих на учебу за счет средств посылающих предприятий, поэтому необходимы средства для подготовки резервистов. Причиной низкой обеспеченности специалистами промышленного производства является также отсутствие на многих предприятиях надлежащих социально - бытовых условий.
Эти проблемы и ряд других факторов не позволяют обеспечить стабильный приток в промышленное производство профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу.
Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы будет проявляться в несоответствии профессионально - квалификационной структуры рынка труда.
Сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам.
С 2001 года реализация государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется в качественно новых условиях. В связи с введением в действие второй части налогового кодекса РФ и ликвидацией Государственного Фонда занятости населения РФ финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется за счет средств федерального и частично областного и городского бюджетов.
1.2. Особенности формирования рынка труда на 2003-2004 гг.
Ожидаемые изменения в численности и структуре трудовых ресурсов, оживление во всех сферах экономической деятельности, переориентация населения на новые формы трудовых отношений повлияют на параметры спроса на рабочую силу, предъявляемого предприятиями и организациями всех форм собственности.
Сопоставление динамики ежегодно заявляемой работодателями потребности в рабочей силе позволяет оценить его масштабы на последующие годы.
В условиях позитивного развития экономики города, кадровой перестройки экономики спрос на рабочую силу будет увеличиваться. По прогнозу в 2003 г. банк вакансий рабочих мест службы занятости составит 19,0 тысяч, в 2004 г. - 19,5 тысяч.
Параметры предложения рабочей силы на рынке труда определяются демографической динамикой, миграционной подвижностью населения и социально-экономическими факторами.
Численность граждан, уволенных по причине сокращения штата или ликвидации организаций, составит: в 2003 году - 2000 человек, в 2004 г. - 1900 человек.
Наибольший удельный вес в предложении рабочей силы составят лица, вышедшие на рынок труда в связи с текучестью кадров. Их численность в 2003-2004 гг. будет составлять по 42,2 тыс. чел. ежегодно.
Рынок труда города дополнительно к лицам, имеющим опыт работы, пополнится выпускниками всех видов учебных заведений.
Учитывая сведения, предоставленные органами образования об ожидаемой численности выпускников, предполагается, что на рынок труда города попадет в 2003- 2004 гг. - по 3,9 тыс. выпускников учебных заведений.
Проблема социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, их трудоустройство и профессиональное обучение остается актуальной. По данным Военного комиссариата Тульской области численность военнослужащих, проходивших военную службу по призыву или по контракту и увольняемых по различным причинам в прогнозируемом периоде, будет составлять ежегодно более 1,5 тыс. человек.
Помимо перечисленных категорий рынок труда пополняется за счет граждан, прибывающих из других регионов РФ и ближнего зарубежья; не имеющих работы и активно ее ищущих.
Совокупное предложение рабочей силы на рынке труда города ежегодно будет составлять в 2003 - 2004 гг. по 59,0 тыс. чел.
Анализ данных по 20 наиболее крупным предприятиям нашего города показывает, что в 2003 году потребуется 1147 квалифицированных рабочих. Больше всего будут необходимы токари - их потребуется 227 человек, слесари - 302 человека, фрезеровщики - потребность в них составляет 127 человек. Прогноз потребности в рабочих кадров на промышленных предприятиях города Тулы на 2003 год представлен в приложении.
Прогноз ситуации на рынке труда г. Тулы
чел.
N п/п |
2002 г. (оцен- ка) |
2003 г. |
2004 г. | ||
Предложение рабочей силы | |||||
1. | Всего | 58543 | 58646 | 58684 | |
из них: | |||||
2. | - уволенные с предприятий, организаций | 44400 | 44200 | 44200 | |
из них | |||||
2.1. | в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией предприятий и организаций |
2200 | 2000 | 1900 | |
2.2. | по другим причинам | 42200 | 42200 | 42300 | |
3. | - выпускники общеобразовательных и профессиональных учебных заведений |
3609 | 3862 | 3900 | |
4. | - уволенные из Вооруженных сил | 1621 | 1590 | 1590 | |
5. | - освобожденные из мест лишения свободы | 2450 | 2450 | 2450 | |
6. | - механический приток рабочей силы | 2423 | 2423 | 2423 | |
7. | инвалиды всех групп, имеющие трудовые рекомендации |
1440 | 1521 | 1521 | |
8. | - дополнительно выйдут на рынок труда лица, не занятые трудовой деятельностью |
2600 | 2600 | 2600 | |
Распределение рабочей силы на рынке труда | |||||
9. | Численность граждан, которые трудоустроятся на предприятия и в организации в течение года самостоятельно |
47008 | 47683 | 47721 | |
Обращение граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве |
|||||
10. | Будет состоять на учете на начало года | 2857 | 3195 | 2940 | |
11. | - в том числе безработных | 2465 | 2750 | 2750 | |
12. | Обратится по вопросу трудоустройства в течение года |
11535 | 10963 | 10963 | |
13. | - из них будет признано безработными | 7301 | 7132 | 7132 | |
14. | Всего будет состоять на учете | 14392 | 14158 | 13903 | |
15. | - в том числе будет состоять на учете безработных |
9766 | 9882 | 9882 | |
Оказание гражданам содействия в трудоустройстве | |||||
16. | Будет снято с учета всего | 11197 | 11218 | 10963 | |
17. | - из них найдут работу (доходное занятие) | 8434 | 8500 | 8500 | |
18. | будут направлены на обучение | 880 | 928 | 928 | |
19. | будут сняты с учета по другим причинам |
1883 | 1790 | 1535 | |
20. | Будет состоять на учете на конец года | 3195 | 2940 | 2940 | |
21. | - в том числе безработных | 2750 | 2750 | 2750 | |
22. | Уровень трудоустройства граждан,% | 58,6 | 60,0 | 61,1 |
1.3. Ключевые проблемы регулирования рынка труда.
Характер процессов, протекающих на рынке труда г. Тулы в 2003 - 2004 годах, будет определяться, в первую очередь, интенсивными структурными преобразованиями в экономике и связанным с этим перераспределением рабочей силы между отраслями и отдельными предприятиями. Основным проявлением этого станет повышение активности субъектов рынка труда.
С одной стороны, работодатели будут стремиться к формированию оптимальной кадровой структуры. Увеличатся масштабы обновления персонала предприятий и организаций, количество увольняемых и принимаемых на работу сотрудников. Численность работающих неполное рабочее время или находящихся в отпусках по инициативе администрации будет сокращаться, имеющиеся на предприятиях излишки рабочей силы будут вновь вовлекаться в производственный процесс или высвобождаться.
С другой стороны, расширение возможностей для трудоустройства в сочетании с сохраняющейся значительной дифференциацией размеров заработной платы и условий труда, предлагаемых различными работодателями, будет стимулировать работников к более активному поиску лучшего места работы.
Центральной проблемой рынка труда города в 2003 - 2004 годах будет обеспечение оптимального перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с требованиями развивающейся экономики рыночного типа. Отсюда вытекает основная задача государственной и муниципальной политики в сфере занятости населения города на период действия настоящей программы - развитие эффективно функционирующей инфраструктуры рынка труда, позволяющей оперативно и качественно удовлетворять потребности работодателей в рабочей силе и способствующей получению незанятыми гражданами работы, в наибольшей степени соответствующей их потребностям и профессиональным возможностям. Решение этой задачи является одним из необходимых условий стабильного экономического роста, повышения уровня жизни населения.
В рамках основной задачи политики содействия занятости населения можно выделить отдельные подпроблемы, касающиеся определенных аспектов функционирования рынка труда.
1. Перераспределение рабочей силы значительно осложняется недостаточной профессиональной мобильностью работников, связанной с несовершенством существующей системы профессионального образования, прежде всего, с кризисом внутрифирменного обучения, высокими издержками, которые несут обучающиеся, слабой взаимосвязью между рынком труда и рынком образовательных услуг. Сказывается и дезориентированность населения, недостаток у него информации о востребованности отдельных профессий и возможностях обучения, его психологическая неприспособленность к новым отношениям в сфере занятости.
Данная проблема требует принятия комплекса мер, направленных на:
поддержание и дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения, абитуриентов и учащихся, граждан, находящихся под риском увольнения;
информационное обеспечение рынков труда и образовательных услуг; повышение гибкости образовательной системы, ее взаимосвязи с рынком труда, расширение перечня профессий и специальностей, по которым проводится обучение;
внедрение новых форм и методов профессионального обучения, повышение доступности образовательных услуг для населения.
2. Проблема структурной безработицы в значительной степени могла бы быть решена за счет территориального перераспределения рабочей силы. Однако территориальная мобильность рабочей силы затрудняется неразвитостью рынка жилья, недостаточной разветвленностью сети пассажирского транспорта, высокой стоимостью поездок.
3. В условиях недостатка рабочих мест для эффективного трудоустройства незанятых граждан возрастает роль альтернативных форм занятости, в первую очередь - частного предпринимательства. Они позволяют смягчить социальные последствия безработицы, снизить напряженность на рынке труда за счет создания новых рабочих мест. Поэтому государственная политика на рынке труда должна предусматривать:
- создание развитой инфраструктуры поддержки предпринимательской инициативы посредством оказания гражданам консультационных и образовательных услуг, финансовой помощи;
- содействие незанятым гражданам в организации собственного дела;
- координацию работы всех государственных органов в этом направлении с учетом необходимости содействия самозанятости прежде всего тех граждан, чьи профессиональные навыки и способности остаются невостребованными рынком труда.
4. Особой проблемой является адаптация молодежи, ищущей работу впервые, к условиям современного рынка труда. Помимо несовершенства системы профессионального образования, положение данной категории граждан осложняется отсутствием опыта поиска работы, недостатком трудовых навыков и мотивации.
Для обеспечения занятости молодежи особенно необходимы превентивные меры, осуществляемые еще до выхода молодых людей на рынок труда. Политика занятости населения должна предусматривать специальные направления, ориентированные на школьников и студентов:
- информирование молодых людей о состоянии рынка труда и условиях его функционирования, наиболее востребованных профессиях и специальностях, законодательстве о труде и занятости;
- профориентационная и профконсулътационная работа в школах и профессиональных учебных заведениях, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры, содействие осознанному выбору молодыми людьми формы занятости, вида профессии и путей самореализации личности, формирование у них навыков активного поиска работы;
- организация временных рабочих мест для молодежи и подростков с целью приобретения ими трудовых навыков, опыта работы по специальности.
5. Оживление экономической ситуации создает благоприятные условия для вовлечения в производственный процесс граждан, ранее долгое время не имевших постоянной работы, стабильных источников дохода. Длительная безработица сопровождается, как правило, профессиональной дисквалификацией работников, утратой ими мотивации к труду, порождает серьезные проблемы психологического характера. Для возвращения к нормальной трудовой деятельности данной категории незанятого населения необходимо функционирование комплексной программы социальной адаптации, предусматривающей систему психологической поддержки граждан, оказание помощи в повышении (восстановлении) квалификации, возможности временного трудоустройства.
6. В условиях структурной безработицы сохраняется опасность маргинализации, перехода в застойную безработицу отдельных групп населения, тех, чьи профессиональные способности и навыки останутся невостребованными рынком труда, а мобильность окажется недостаточной для того, чтобы самостоятельно найти выход из сложившегося положения. Государственная политика содействия занятости должна предусматривать комплекс мер, направленных на торможение подобных процессов:
- психологическую поддержку граждан, испытывающих затруднения в трудоустройстве, побуждение их к активному поиску работы, адекватной самооценке, стимулирование их профессиональной и территориальной мобильности;
- организацию профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации лиц, испытывающих затруднения в трудоустройстве;
- активное использование общественных и временных работ для сохранения мотивации к труду, материальной поддержки длительно незанятых граждан.
7. Одной из сложнейших проблем в программируемом периоде останется трудоустройство граждан, чья низкая конкурентоспособность на рынке труда обусловлена не столько их психологическими или профессиональными качествами, сколько другими причинами (лица с ограниченной трудоспособностью, одинокие и многодетные родители и родители, воспитывающие детей - инвалидов, бывшие военнослужащие и члены их семей, а также граждане, освобожденные из мест лишения свободы). Обеспечение занятости таких граждан имеет высокую социальную значимость как важный фактор общественно-политической стабильности в городе. Осуществляемая в данном отношении политика должна быть узкоспециализированной, рассчитанной на индивидуальные особенности каждой из категорий. Для решения этой проблемы необходимы ресурсоемкие мероприятия по содействию трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также нормативно-законодательное обеспечение этого вопроса (квотирование рабочих мест, налоговые льготы для работодателей, предоставляющих работу гражданам из социально слабозащищенных категорий).
8. Острейшей проблемой является недостаток в специалистах машиностроительных специальностей на предприятиях машиностроительной отрасли города и здесь необходимо, прежде всего, проводить планомерную работу:
- с руководителями промышленных предприятий по стимулированию ведения
эффективной кадровой политики;
- по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров на базе промышленных предприятий;
- по профориентации и отбору молодежи для подготовки в учебных заведениях начального профессионального образования,
- по формированию положительного имиджа рабочих профессий;
- по регулированию отношений между предприятиями, учреждениями начального профессионального образования, и обучающимися рабочим специальностям;
- по закреплению рабочих кадров на производстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.