Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тульской городской Думы
от 25 декабря 2002 г. N 16/293
Муниципальная программа
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в городе Туле на 2003 - 2004 гг."
Паспорт программы
Введение
Приложения
Паспорт муниципальной программы
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в г. Туле на 2003 - 2004 гг."
Наименование Программы: - Развитие и поддержка малого
предпринимательства в г. Туле
на 2003 - 2004 годы
Основание разработки
Программы: - Федеральный Закон от 14 июня 1995 г.
N 88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации
- Указ Президента Российской Федерации
от 29 июня 1998 г. N 730
"О мерах по устранению
административных барьеров при
развитии предпринимательства"
- Закон Тульской области от 21.09.99 г.
N 152 - ЗТО "О государственной
поддержке малого предпринимательства
на территории Тульской области"
- Закон Тульской области от 18.02.99 г.
N 114 - ЗТО "Об охране труда в
Тульской области"
- Концепция областных программ
"Государственная поддержка малого
предпринимательства в Тульской
области до 2005 года"
- Федеральный Закон от 8.08.2001 г.
N 134 - ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного
контроля (надзора)"
Муниципальный заказчик: - Отдел развития предпринимательства
и малого бизнеса Управы города Тулы
Основные разработчики
Программы: - Отдел развития предпринимательства
и малого бизнеса;
- Тульский муниципальный Фонд поддержки
малого предпринимательства;
- Структурные подразделения по развитию
и поддержке малого
предпринимательства администраций
районов города;
- Субъекты инфраструктуры поддержки
предпринимательства
Сроки реализации
Программы: - 2003 - 2004 гг.
Объем и источники
финансирования: - Общий объем финансирования
18,15 млн.руб.
из них:
бюджет города Тулы - 2,40 млн.руб.
бюджет Тульской области - 0,55 млн.руб.
иные источники - 15,20 млн.руб.*
в том числе по годам:
( в тыс. руб.)
Источники | 2003 г. | 2004 г. |
Объем, всего | 8880,0 | 9270,0 |
Бюджет города | 1050,0 | 1350,0 |
Бюджет Тульской области |
250,0 | 300,0 |
иные источники в т.ч.: Центр занятости ТОФПМП ФФСС Фонд содействия ТМФПМП Центр УОТМСП УДЦ г. Тулы прочие |
7580,0 345,0 2000,0 1365,0 1500,0 400,0 200,0 1210,0 560,0 |
7620,0 450,0 2000,0 1500,0 1700,0 0,0 300,0 1300,0 370,0 |
* Под "иными источниками" подразумеваются привлеченные финансовые средства следующих организаций:
-Государственное учреждение "Тульский городской Центр занятости населения Тульской области" - средства Федерального и областного бюджетов по специальным программам (Центр занятости);
- Тульский областной Фонд поддержки малого предпринимательства (ТОФПМП);
- Федеральный Фонд социального страхования (ФФСС);
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы (далее Фонд содействия);
- Тульский муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства;
- Центр условий и охраны труда малого и среднего предпринимательства (Центр УОТМСП);
- Учебно-деловой Центр г.Тулы ( далее УДЦ г. Тулы).
Использование бюджетных средств осуществляется через Тульский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и Тульский областной Фонд поддержки малого предпринимательства.
Механизм реализации:
Координация реализации Программы - Отдел развития предпринимательства
малого бизнеса; и обеспечение конкурсного отбора:
с использованием бюджетных средств
города Тулы
- Попечительский Совет Тульского
муниципального фонда поддержки
малого предпринимательства;
с использованием бюджетных средств
Тульской области и иных источников
- Тульский областной Фонд поддержки
малого предпринимательства;
- Государственное учреждение
"Тульский городской центр
занятости населения Тульской
области";
- Тульская региональная лига научно-
технического и инновационного
предпринимательства (Лига
"Тула - Интех").
Основные исполнители Программы - Отдел развития предпринимательства
и малого бизнеса;
- Тульский муниципальный Фонд
поддержки малого
предпринимательства;
- Структурные подразделения Управы
г. Тулы;
- Комиссия Тульской городской Думы
по развитию малого и среднего
предпринимательства и
строительству;
- Комиссия Тульской городской Думы
по бюджету, налогам и
собственности;
- Администрации районов г. Тулы;
- Субъекты инфраструктуры поддержки
предпринимательства.
Система контроля: - Попечительский Совет Тульского
муниципального фонда поддержки
малого предпринимательства;
- Комиссия Тульской городской Думы
по развитию малого
предпринимательства и
строительству;
- Комиссия Тульской городской Думы
по бюджету, налогам и
собственности;
- Главное финансовое управление
Управы города.
Введение
1. Обоснование необходимости принятия программы
2. Цели и задачи программы
3. Финансовое обеспечение программы
4. Управление реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения
5. Оценка эффективности реализации программы
6. Разделы программы
1. Обоснование необходимости принятия программы
Реализация Программы является одним из важных стратегических направлений экономической реформы и ориентирована на создание необходимых условий для развития малого предпринимательства в различных областях экономики города Тулы.
Программа отражает те проблемы, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание Управе города, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Туле и превратить сферу малого предпринимательства города в важный элемент экономической и социальной политики Управы города.
Программа исходит из необходимости формирования системы организационного, финансово-кредитного, нормативного правового, научно-методического и кадрового обеспечения малого предпринимательства в Туле, оказания технической, информационной и финансовой поддержки предпринимателям города.
Весь спектр выше перечисленных важнейших направлений приведен в функциональной схеме муниципально-общественной поддержки развития малого предпринимательства (приложение 1*).
Являясь одним из важнейших направлений стабилизации экономики и социально-экономического развития города, Программа предусматривает первоочередное решение проблем в сфере малого предпринимательства в Туле не только за счет средств бюджета города и областного бюджета, но и за счет внутренних резервов и возможностей малого бизнеса при максимальном использовании механизмов внебюджетного финансирования: развития системы гарантийных специализированных фондов и обществ взаимного кредитования.
Программа соответствует основным направлениям областной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Тульской области, приоритетам развития города Тулы. Осуществление Программы будет способствовать увеличению занятости населения и снижению социальной напряженности в городе.
Учитывая высокий научно-технический и промышленный потенциал Тулы, Программа направлена на поддержку инновационной деятельности малых предприятий. Повышение деловой активности малых предприятий в научно-технической сфере может дать бюджету Тулы существенное увеличение поступлений финансовых средств от взимания налогов и создание дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
Программа согласуется с целевыми программами города и перспективными планами социально-экономического развития Тулы.
Программа предусматривает реализацию основных целей политики поддержки малого предпринимательства в Туле, проводимой Управой города. Формы и методы ее проведения отражены в приложении 2*.
Приоритетные направления развития малого предпринимательства в Туле определены на основе анализа и прогнозов состояния экономики города, предложений структурных подразделений Управы, в том числе администраций районов города, общественных объединений предпринимателей и субъектов малого предпринимательства.
2. Цели и задачи программы
Целью Программы является формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создания эффективных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства в городе Туле.
Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения малого предпринимательства:
- разработка и внедрение в практику нормативно-правовых актов, значительно упрощающих существующие долговременные и дорогостоящие "разрешительные" процедуры, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства;
- сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами и недопущение положений, потенциально ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства;
- разработка проектов ряда нормативных актов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства.
2. Административно-организационная поддержка малого предпринимательства:
- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к получению муниципальных заказов на производство продукции, товаров и оказания услуг;
- разработка и реализация механизмов по устранению административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
3. Финансовая поддержка развития предпринимательства:
- создание условий для предоставления гарантий (поручительств) при финансировании приоритетных предпринимательских проектов;
- освоение нетрадиционных кредитно-инвестиционных механизмов: лизинга, и содействие образованию инвестиционных союзов и обществ взаимного кредитования,
4. Формирование городской общедоступной системы информационно-консультационных услуг для малого предпринимательства:
- создание городского Центра развития предпринимательства
- создание единой информационной сети для оперативного предоставления необходимой информации субъектам малого предпринимательства, создание условий свободного доступа к информации и создание системы мониторинга деятельности малых предприятий;
- создание сети консультационных центров, предназначенных для оказания специализированных сервисных услуг (в том числе правовой поддержки, консалтинга, экспертизы, аудита);
5. Расширение деловых возможностей малого предпринимательства:
- привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации межрегиональных и международных соглашений Управы города;
- создание совместных предприятий;
- проведение мероприятий по обмену опытом
6. Обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства:
- совершенствование общедоступной системы обучающих услуг для малого предпринимательства;
- разработку методических материалов и обучение;
- внедрение и развитие дистанционного обучения.
7. Охрана труда на малых предприятиях города:
- обеспечение реализации основных направлений государственной политики по охране труда в субъектах малого предпринимательства;
8. Формирование социальных условий и благоприятного общественного мнения:
- укрепление социального статуса и имиджа предпринимателя;
- улучшение социальных условий работников малых предприятий.
3. Финансовое обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется на долевых условиях за счет бюджетных ассигнований, средств организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также средств, привлеченных исполнителями Программы для ее реализации в соответствии с действующим законодательством. На 1 рубль средств бюджета города привлекается 6,5 рубля средств из иных источников.
Общий объем финансовых средств на реализацию Программы - 18,15 млн. руб., из них средств бюджета города Тулы - 2,4 млн. руб., в том числе: в 2003г. - размере 1,05 млн. руб., в 2004 - 1,35 млн. руб.
Обоснование затрат, необходимых для бюджетного финансирование разделов Программы приведено в приложении 3.
Муниципальный и областной фонды поддержки малого предпринимательства, через которые идет выделение бюджетных ассигнований для реализации мероприятий Программы, являются основными финансовыми инструментами реализации политики в отношении предпринимательства на муниципальном и региональном уровнях власти.
В качестве внебюджетных источников предусматриваются кредиты банков, средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, средства инвесторов и субъектов малого предпринимательства, средства общественных фондов поддержки и развития предпринимательства.
4. Управление реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения
Муниципальным заказчиком Программы является Управа города Тулы в лице отдела развития предпринимательства и малого бизнеса.
Управление реализацией Программы осуществляет отдел развития предпринимательства и малого бизнеса.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется общественно-экспертным Советом по предпринимательству и малому бизнесу при Управе города, попечительским Советом Тульского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, комиссией Тульской городской Думы по развитию малого предпринимательства и строительству, главным финансовым управлением Управы города.
К реализации мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе любые коммерческие и некоммерческие организации.
Координация деятельности органов исполнительной власти города Тулы, а также взаимодействие с организациями, участвующими в реализации Программы, осуществляется отделом развития предпринимательства и малого бизнеса, который определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию Программы.
5. Оценка эффективности реализации программы
Экономическая эффективность реализации Программы будет оцениваться исходя из следующих показателей:
- изменения структурного состава малых предприятий в сторону увеличения удельного веса производственных малых предприятий;
- изменения доли налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет города;
- изменения показателей, характеризующих занятость населения города;
- объема выпуска продукции и услуг.
В результате реализации Программы в течение двух лет прогнозируется:
- снижение социальной напряженности за счет увеличения численности занятых в малом предпринимательстве (с учетом неполной занятости) на 2-3 тыс. человек, в первую очередь в научно-технической и производственной областях и увеличение числа малых предприятий в этой сфере не менее чем на 100 предприятий.
- совершенствование структуры, устойчивости и эффективности малых предприятий. Увеличение доли малых предприятий в промышленности с 14,5 % до 18%, в научно - технической сфере с 2,5 до 5%.
- расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов в бюджеты всех уровней, увеличение доли налоговых поступлений в бюджет города не менее чем на 5%.
6. Разделы программы
1. Совершенствование нормативно-правовой базы малого
предпринимательства
2. Административно - организационная поддержка малого
предпринимательства
3. Финансовая поддержка проектов малых предприятий
4. Формирование городской общедоступной системы
информационно - консультационных услуг для малого
предпринимательства
5. Расширение деловых возможностей малого
предпринимательства
6. Обучение и переподготовка кадров для малого
предпринимательства
7. Охрана труда на малых предприятиях города
8. Формирование социальных условий и благоприятного
общественного мнения
Раздел 1. Совершенствование нормативно-правовой базы
малого предпринимательства
Принимая во внимание, что становление и развитие малого предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых государственными и муниципальными органами власти и управления, раздел предусматривает разработку и внедрение в практику нормативно-правовых актов, значительно упрощающих существующие "разрешительные" процедуры, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства.
Ведущую роль в решении этих задач играет общественно-экспертный Совет по предпринимательству при Управе города. В перспективные годовые планы работы Совета, утверждаемые Исполнительным директором, первым заместителем Главы города, входят вопросы мониторинга выходящей нормативной документации и подготовка предложений и рекомендаций по решению наиболее актуальных и злободневных вопросов развития предпринимательства в городе.
Основные задачи общественно-экспертного Совета, его состав, механизм формирования и взаимодействие с городской инфраструктурой приведены в приложении 4* Программы.
Финансирование мероприятий данного раздела- не требуется
Раздел 2. Административно-организационная поддержка
малого предпринимательства
Учитывая значимость такого потенциально мощного социально-экономического явления, каким в условиях развития рыночных отношений является малое предпринимательство, раздел предполагает реализацию определенной муниципальной политики.
Проведение этой политики призвано обеспечить благоприятные условия выхода малых предприятий на рынки, доступ к финансово-кредитным ресурсам, участие в муниципальных заказах на производство продукции, товаров и оказания услуг, устранение излишних административных барьеров, безопасность предпринимательской деятельности. Финансирование мероприятий данного раздела - не требуется
Раздел 3. Финансовая поддержка малых предприятий
Процесс развития малого предпринимательства в городе Туле сопровождается ежегодным обновлением приблизительно 12 % малых предприятий. Проблемы стартового капитала, инвестиций, оборотных средств постоянно встают как перед вновь создающимися, так и перед действующими малыми предприятиями.
В то же время возможности малых предприятий, участвующих в реализации общегородских проектов, имеющих особое социально-экономическое значение для города, а также при реализации своих проектов, зачастую не отвечают критериям коммерческого кредитования в части сроков окупаемости и достаточности гарантий возврата кредитов.
Основными препятствиями на пути получения кредитов малыми предприятиями являются отсутствие у большинства из них достаточного обеспечения возврата финансовых ресурсов и отсутствие системы страхования финансовых рисков, особенно на внутри региональном уровне.
Раздел предполагает ряд направлений решения проблемы финансирования развития предпринимательства. Это адресная поддержка проектов, предоставляемая на конкурсной основе кредитно-финансовыми учреждениями, внебюджетными фондами, бюджетного финансирования для расширения гарантийных возможностей Тульского муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства при обеспечении гарантий, поручительств по кредитам малым предприятиям, внедрение механизма лизинга и т.д.
Реализация представляемых в разделе проектов предполагает создание дополнительных рабочих мест для граждан, увольняющихся из рядов вооруженных сил, молодежи после окончания школ, колледжей, высших учебных заведений, а также безработных.
Средства из бюджета города представляются на возвратной основе.
Объем и источники
финансирования всего по разделу - 8970 тыс. руб.
в том числе по годам (тыс. руб.):
2003 г. - 4235,0 2004 г. - 4735,0
бюджет города Тулы - 380,0 - 585,0
бюджет Тульской области - 250,0 - 300,0
иные источники - 3605,0 - 3850,0
Раздел 4. Формирование городской общедоступной системы информационно-
консультационных услуг для малого предпринимательства
Раздел подразумевает максимальное приближение доступных и качественных услуг потребителям - субъектам малого предпринимательства, значительное ускорение предоставления информационно-консультационных услуг предпринимателям с одновременной экономией материальных ресурсов.
Создание городской общедоступной системы информационно-консультационных услуг для малого предпринимательства в значительной степени стимулирует предпринимательскую активность и приводит к повышению эффективности их деятельности, что позволит решить ряд социальных и экономических проблем города.
Все организации, составляющие общегородскую инфраструктуру, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития при обслуживании малых предприятий.
Объем и источники
финансирования всего по разделу - 2000,0 тыс.руб.
в том числе по годам (тыс.руб.):
2003 г. - 1250,0
2004 г. - 750,0
бюджет города Тулы - 250,0 - 250,0
бюджет Тульской области - -
иные источники - 1000,0 - 500,0
Раздел 5. Расширение деловых возможностей малого
предпринимательства
Реализация раздела позволит поднять на качественно новый уровень потенциал малого предпринимательства за счет развития межрегионального и международного делового сотрудничества . Внедрение запланированных взаимосвязанных проектов позволит получить стройную и эффективную систему взаимодействия малых предприятий города Тулы с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами, включая:
внедрение системы субконтрактов, позволяющих малым предприятиям участвовать в выполнении крупных заказов хозяйствующими субъектами на региональном и межрегиональном уровнях;
привлечение предприятий малых предприятий города к реализации общегородских программ, в том числе природоохранных проектов, проектов в области переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов, внедрения приборов и технологий ресурсо- и энергосбережения..
создание совместных предприятий.
Объем и источники
финансирования всего по разделу - 40,0 тыс.руб.
в том числе по годам (тыс.руб.):
2003 г. - 20,0
2004 г. - 20,0
бюджет города Тулы - 20,0 - 20,0
бюджет Тульской области - -
иные источники - -
Раздел 6. Обучение и переподготовка кадров для
малого предпринимательства
Широкое развитие малого предпринимательства в значительной степени сдерживается недостаточным количеством подготовленных специалистов в области малого бизнеса, обучающих курсов и методических пособий по деятельности малого предпринимательства.
В городе Туле и Тульской области в связи с конверсией предприятий оборонного комплекса, реструктуризацией угольной отрасли, сокращениями, связанными с реформированием вооруженных сил РФ существует большое количество людей, обладающих хорошим образованием, профессиональными умениями и навыками, желанием открыть свое дело, попробовать свои силы в малом предпринимательстве. Но у них не хватает знаний в области рыночной экономики. С другой стороны, многие жители города Тулы, открывшие свое дело и зарегистрировавшиеся в качестве предпринимателей, в силу постоянно изменяющегося налогового законодательства, бухгалтерской отчетности, юридических аспектов, регулирующих предпринимательскую деятельность, нуждаются в обучении.
Основной целью раздела "Обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства" является совершенствование общедоступной системы обучающих услуг для малого предпринимательства города Тулы, внедрение и развитие дистанционного обучения.
Объем и источники
финансирования всего по разделу - 3660,0 тыс.руб.
в том числе по годам (тыс.руб.):
2003 г. - 1760,0
2004г. - 1900,0
бюджет города Тулы - 350,0 - 430,0
бюджет Тульской области - -
иные источники - 1410,0 - 1470,0
Раздел 7. Охрана труда на малых предприятиях города
Данный раздел программы направлен на реализацию основных направлений государственной политики в области исполнения трудового законодательства и улучшения условий труда на предприятиях малого бизнеса.
В соответствии с Федеральным Законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99г. N 181-ФЗ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации малого и среднего бизнеса Глава города Тулы своим Постановлением от 16.08.2000г. N 868 утвердил "Концепцию обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса на 2000-2003 гг.".
Структурная схема оказания практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам охраны труда приведена в приложении 5* Программы.
Объем и источники
финансирования всего по разделу - 3365,0 тыс.руб.
в том числе по годам (тыс.руб.):
2003 г. - 1565,0
2004 г. - 1800,0
бюджет города Тулы - -
бюджет Тульской области - -
иные источники - 1565,0 - 1800,0
Раздел 8. Формирование социальных условий и благоприятного
общественного мнения
В настоящее время в обществе все еще отсутствует положительное отношение к предпринимательской деятельности, хотя именно она реально способна преобразовать экономическую и социальную жизнь города.
Назрела необходимость коренного изменения сложившегося имиджа предпринимателя, формирования представления о малом предпринимательстве как о мощном, позитивном факторе социально-экономического развития общества.
Реализация мероприятий данного раздела позволит сформировать благоприятное общественное мнение, улучшить психологический климат, укрепить социальный статус и престиж предпринимателя, улучшить социальные условия работников малых предприятий, вовлечь более широкие слои населения в малый бизнес.
Объем и источники
финансирования всего по разделу - 115,0 тыс.руб.
в том числе по годам (тыс.руб.):
2003 г. - 50,0
2004 г. - 65,0
бюджет города Тулы - 50,0 - 65,0
бюджет Тульской области - -
иные источники - -
Приложение 3. Мероприятия по реализации муниципальной программы
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в г. Туле на 2003-2004 гг"
Приложение 6. Мероприятия по реализации разделов 6 и 7
Муниципальной программы "Развитие и
поддержка малого предпринимательства в
г. Туле на 2003-2004 гг"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.