Тульской областной Думой принят Закон Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" от 23.06.1994 N 1-ЗТО, который действует в редакции Законов Тульской области от 17.12.1996 N 38 - ЗТО от 13.02.1997 N 43 - ЗТО.
С 25.06.2002 вступил в силу ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" далее - ФЗ "Об основных гарантиях:" от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Согласно п.6 ст. 1 данного федерального закона законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Поэтому Закон Тульской области "О референдуме области и местном референдуме", подлежит приведению в соответствие с ФЗ "Об основных гарантиях:", поскольку нормы областного закона вступили с ним в противоречие.
В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ "Об основных гарантиях:" законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации. Однако данная норма не нашла своего отражения в Законе Тульской области "О референдуме области и местном референдуме". В силу п."в" ст. 7 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации и, соответственно, устанавливается только федеральными законами. Однако отдельные нормы областного закона дублируют основные гарантии реализации гражданами права на референдум, изложенные в ФЗ "Об основных гарантиях:" без ссылок на федеральный закон.
Согласно ст. 1 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" референдум области, местный референдум в Тульской области представляет собой голосование населения области по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни на территории области или вопросам местного самоуправления в ее отдельной территории. На референдум области не могут выноситься вопросы, не входящие в ведение Тульской области как субъекта Российской Федерации. Однако при этом законом не предусмотрено, что в соответствии с п.2 ст. 12 ФЗ "Об основных гарантиях :" на референдум субъекта Российской Федерации также могут выноситься вопросы, находящиеся не только в ведении субъекта Российской Федерации, но также и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ст. 2 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" в референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории области. Данная норма не соответствует п.2 ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях:", согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от места жительства.
В соответствии со ст. 4 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" контроль за соблюдением положений настоящего закона осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. В осуществлении контроля имеют право участвовать представители политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений, а также трудовых коллективов и средств массовой информации области. Данная норма противоречит п.п. "а" п.10 ст. 23, п.п. "а" п.10 ст. 24, п.п. "а" п. 9 ст. 26 ФЗ "Об основных гарантиях:" поскольку контроль за соблюдением прав на участие в референдуме осуществляют прежде всего соответствующие избирательные комиссии.
Согласно ст.5 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" гражданам, участвующим в референдуме, гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проектов законов, решений и вопросов, выносимых на референдум. Для ведения агитации заинтересованные лица используют собственные средства.
Данная норма не в полной мере соответствует ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях:", которой предусмотрено, что расходы на проведение агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих фондов референдума, сформированных в установленном законом порядке. Кроме того, согласно п.1 ст. 50, п.1 ст. 51, п.1 ст. 52 в случаях, предусмотренных ФЗ "Об основных гарантиях:, предвыборная агитация может производиться бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Право на бесплатные условия проведения агитации предоставлено инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, указанным в Федеральном законе.
В ст.6 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" указано, что деятельность государственных и общественных органов, местного самоуправления области, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно. На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума, вправе присутствовать представители политических, общественных организаций, массовых движений области и трудовых коллективов, а также средств массовой информации области. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания, направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление о предполагаемом присутствии не требуется. Однако данная правовая норма областного закона не соответствует ст.30 ФЗ "Об основных гарантиях:". Федеральным законом определено, что на всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Данный документ может быть предъявлен в участковую комиссию, в территориальную или иную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах референдума.
Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.
В силу ст. 8 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" Тульская областная Дума обязана назначить проведение референдума по требованию не менее 5% жителей области, отвечающих требованиям ст. 2 настоящего Закона. Однако согласно п. 1 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях:" в поддержку инициативы проведения референдума количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, не может превышать 2 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу ст.9 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" решение о проведении местного референдума принимается органами местного самоуправления соответствующей территории области по собственной инициативе или по требованию не менее чем 5 процентов общего количества жителей указанной территории области. Редакция данной статьи противоречит п. 1 ст. 37 "Об основных гарантиях:", согласно которой процент должен исчисляться не от количества жителей указанной территории, а от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 ст. 15 ФЗ "Об основных гарантиях:" предусмотрено, что в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления или непринятия им решения в установленный срок местный референдум может быть назначен судом. В законе Тульской области такая норма отсутствует.
В силу ст. 10 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" право инициативы в сборе подписей о проведении референдума принадлежит каждому жителю, группе жителей области или территории области, имеющим право на участие в референдуме. Между тем, согласно п. 3 ст.14 ФЗ "Об основных гарантиях:" выдвинуть инициативу проведения референдума может также общественное объединение, устав которого предусматривает участие в референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума урегулирован в ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях:", который существенно отличается от редакции ст. 11 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме". Областным законом определено, что в целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания жителей области. Инициаторы собрания не позднее, чем за пять дней до его проведения, обязаны известить о месте и времени собрания орган власти, который в случае принятия собранием решения о необходимости проведения референдума должен будет произвести регистрацию соответствующей инициативной группы. Представителю органа власти не может быть отказано в присутствии на собрании. Собрание правомочно, если на нем присутствуют:
а) для референдума области - не менее 300 жителей области, имеющих право участия в референдуме;
б) для местного референдума - не менее 100 жителей соответствующей территории области, обладающих аналогичным правом.
Между тем в силу ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях:" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В соответствии со ст. 12 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" надлежаще оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и список избранной на нем инициативной группы референдума области передаются для регистрации инициативной группы председателю Тульской областной Думы.
Аналогичные документы инициативной группы местного референдума передаются для ее регистрации главе муниципального образования соответствующей территории области.
Однако в силу п.п. 2 - 4 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях:" инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Согласно абз. 3 ст. 12 Закона Тульской области к протоколу прилагается письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать настоящий Закон и нести ответственность за правильность сбора подписей. Однако федеральным законом представление вышеназванного обязательства не предусмотрено. В соответствии с п.3 ст.1 ФЗ "Об основных гарантиях :" законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, только дополняющие те, что установлены настоящим Федеральным законом.
В абз. 4 ст.12 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" определено, что соответствующий орган власти в течение 3-х дней с момента вынесения решения о регистрации выдает свидетельство о регистрации представителю инициативной группы и удостоверения ее членам. Между тем, п.п. 5 - 8 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях:" предусмотрена иная процедура. Комиссия соответствующего уровня в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение. В случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, Конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума. В противном случае принимается решение об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган местного самоуправления, обязаны проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган местного самоуправления признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом местного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящей статьи, соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
В абз.5 ст.12 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" за пределами компетенции регулируются вопросы гражданско-процессуального законодательства. В законе области определено, что отказ в регистрации инициативной группы референдума области может быть обжалован в Тульский областной суд или арбитражный суд. Отказ в регистрации инициативной группы местного референдума может быть обжалован в районный (городской) суд по месту нахождения органа местного самоуправления, отказавшего в регистрации, или арбитражный суд в порядке, установленном действующим законодательством. Данная норма противоречит п. "о" ст.71 Конституции РФ, согласно которому вопросы гражданско-процессуального законодательства находятся в ведении Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального Кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение п.п. 2, 8 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях :" в абз. ст. 13 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" закреплено, что свидетельство о регистрации инициативной группы выдает соответствующий орган власти, тогда как согласно Федеральному закону это обязано сделать избирательная комиссия соответствующего уровня.
В силу ст. 14 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" инициативная группа соответствующего референдума с момента получения свидетельства о регистрации вправе осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с предложением о проведении референдума.
Общий период сбора подписей не может превышать 45 дней с момента регистрации первой из созданных по соответствующему референдуму инициативных групп.
Данная норма противоречит ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях:". Настоящим Федеральным законом установлено, что закон должен определить прежде всего порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Установленный законом субъекта Российской Федерации период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - не менее 20 дней.
Из абз. 3 ст.14 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" следует, что в случае, если в течение установленного срока не было собрано необходимого количества подписей жителей области или территории, дальнейший сбор подписей прекращается. С предложением о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем через год.
Указанная норма противоречит п. п. 8 и 25 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях:" при недостаточном количестве подписей для назначения референдума комиссия отказывает в проведении референдума. В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному для вынесения на референдум вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по аналогичному вопросу.
В статье 15 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" определены сведения, которые гражданин должен указать, заполняя подписной лист. В нарушение п.8 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях:" данная статья не предусматривает внесение сведений об адресе места жительства гражданина, указанного в паспорте или ином документе, заменяющем паспорт.
В последнем абзаце данной статьи областного закона указано, что подписи председателя и члена инициативной группы удостоверяются печатью соответствующего органа власти по месту регистрации этой группы. Данная норма противоречит п. 3 ст. 20 ФЗ "Об основных гарантиях :", согласно которой обеспечивают реализацию и защиту прав граждан на участие в референдуме соответствующие избирательные комиссии.
Как уже было отмечено ранее в силу п. 8 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях:" регистрацию инициативной группы осуществляет избирательная комиссия соответствующего уровня. Данным требованиям федерального закона не соответствует ст. 16 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме".
Кроме того, согласно абз.3 ст. 16 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" орган власти, получивший надлежаще оформленные итоговый протокол и подписные листы, в течение 2-х недель производит проверку достоверности полученных документов. Фальсифицированные подписи, обнаруженные в подписном листе, аннулируются указанным органом власти. Превышение количества фальсифицированных подписей в подписных листах более 10 процентов от всех собранных подписей является основанием для отклонения требований о проведении референдума.
В этой части областной закон противоречит п. 21 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях:", в силу которого проверку соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, устава муниципального образования осуществляет комиссия, указанная в пункте 2 статьи 36 настоящего Федерального закона. В течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей она направляет их и копию своего постановления в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.
Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях:" областным законом не урегулирована процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. Согласно федеральному законодательству проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в проведении референдума. В силу областного закона достаточно выявить 10% фальсифицированных подписей, чтобы отклонить требования о проведении референдума, что является неправомерным.
Абзацем 2 ст. 16 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" предусмотрено, что подписные листы вместе с итоговым протоколом передаются указанному органу власти или местного самоуправления, где хранятся в течение 2-х месяцев после опубликования решения референдума. Между тем в соответствии с п. 10 ст. 70 ФЗ "Об основных гарантиях:" документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями участников референдума, хранится в соответствующей избирательной комиссии. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов референдума. Сроки хранения соответствующей документации референдума могут быть продлены в случаях предусмотренных федеральным законом. Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
В статье 17 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" используется не предусмотренная Федеральным законом формулировка - решение "об отклонении требований о назначении референдума". В силу п.23 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях:" принимается решение "об отказе в проведении референдума". Кроме того, решение должно быть принято не Тульской областной Думой, органом местного самоуправления как указано в данной статье областного закона, а соответствующей избирательной комиссий.
Статьей 18 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" установлено, что референдум не может проводиться ранее одного месяца со дня принятия решения о его проведении. Данная норма не соответствует п. 6 ст. 15 ФЗ "Об основных гарантиях :", согласно которому решение о назначении референдума субъекта Российской федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования. Соответственно ранее этого срока референдум не должен назначаться.
В силу ст. 19 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" для подготовки и проведения референдума области одновременно с решением о назначении референдума формируется на паритетных началах представительным и исполнительным органами государственной власти области областная комиссия по проведению референдума области. Для подготовки и проведения местного референдума одновременно с решением о назначении референдума соответствующим органом местного самоуправления формируется территориальная комиссия по проведению местного референдума. Данная норма не в полной мере соответствует федеральному законодательству.
Согласно ст. 20 ФЗ "Об основных гарантиях:" при проведении соответствующих референдумов избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение референдумов.
Последним абзацем ст. 19 Закона РФ "О референдуме области и местном референдуме" определено, что полномочия комиссий по проведению референдума распространяются на период функционирования законодательного (представительного) органа государственной власти области или местного самоуправления и прекращаются при последующем избрании (формировании) этих органов власти. Однако федеральное законодательство не связывает срок полномочий избирательных комиссий со сроком полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти области или местного самоуправления. В силу ст. п.3 ст. 23, п.5 ст. 24, п.3 ст.26 ФЗ "Об основных гарантиях:" срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий истекает после назначения референдума и до окончания референдума, в которых участвует комиссия, срок полномочий продлевается до окончания этой кампании референдума.
Полномочия избирательных комиссий, установленные в ст. ст. 21, 22, 23 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" также не соответствуют ст.ст. 23,24, 26 Федерального закона "Об основных гарантиях:". Кроме того, в силу ч.1 ст. 25 ФЗ "Об основных гарантиях:" формирование окружных избирательных комиссий при проведении кампании референдума не предусмотрено.
В статье 24 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" определены требования, предъявляемые к участку для референдума. Однако в нарушение п.п. 3, 6, 8, 9, 11 ст. 61 ФЗ "Об основных гарантиях:" областным законом не предусмотрено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум. На информационном стенде размещаются образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней). В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
Кроме того, помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов не только участковой комиссии, как предусмотрено в ст. 24 областного закона, но также и наблюдателей.
Согласно ст. 25 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" первое заседание комиссиями по референдуму проводится не позднее 3-х дней с момента их образования. Заседания комиссий по референдуму считаются правомочными, если в них принимает участие не менее половины состава комиссии. Данная норма противоречит п.п. 2 и 3, ст. 28. ФЗ "Об основных гарантиях:", согласно которым комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии.
Статьей 25 областного закона также установлено, что решение принимается большинством голосов от общего числа присутствующих членов комиссии. Однако в силу п. 13 ст.28 ФЗ "Об основных гарантиях:" решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения референдума об итогах голосования или о результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, о проведении повторного голосования, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов.
В статье 25 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" закреплено, что члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить свое особое мнение в письменном виде, которое прилагается к протоколу заседания комиссии. Данная редакция ущемляет права членов комиссий, так как в силу п. 17 ст. 28 ФЗ "Об основных гарантиях :" особое мнение члена избирательной комиссии должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
Кроме того, в ст. 25, 28, 33, 34 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" регламентируются полномочия окружной комиссии, тогда как в силу п. 1 ст. 25 ФЗ "Об основных гарантиях:" окружные избирательные комиссии в период кампании по проведению референдума не образуются.
Согласно ст. 26 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума. Между тем п.п. 12, 14, 17 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях:." председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председатель иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, членов избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующий референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение референдума.
Согласно ст. 27 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" списки жителей области или территории области, имеющих право участвовать в соответствующем референдуме составляются на основе данных, предоставляемых соответствующими администрациями на момент принятия решения о проведении референдума. В списки включаются все жители области, имеющие право участвовать в референдуме и постоянно проживающие на территории данного участка на момент составления списков. Список по участку референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в список по месту жительства. Предлагается дать возможность участия в референдуме военнослужащим срочной службы, являющимся жителями Тульской области и проходящим службу на ее территории.
Редакция данной статьи не в полной мере соответствует ст.17 ФЗ "Об основных гарантиях :". Данной статьей предусмотрено, что список участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. В списки участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным правом на участие в референдуме. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в местном референдуме, то в списки участников референдума при проведении местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума на местном референдуме.
Сведения о зарегистрированных участниках референдума формирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума.
Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования) и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующий референдум.
Соответствующая территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
Участковая комиссия уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список участников референдума для ознакомления участников референдума и его дополнительного уточнения.
Согласно ст. 28 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" в бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса, проекта закона или решения, варианты волеизъявления голосующего: "за" или "против". В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений, все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются областной комиссией по проведению референдума не позднее, чем за 30 дней до дня референдума. Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме утверждаются территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее, чем за 30 дней до дня референдума. Окружные комиссии по проведению референдума области, комиссии по проведению местного референдума обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее 3-х дней до дня референдума. По каждому участку референдума области, местного референдума число бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии, не может превышать число жителей области (жителей соответствующей территории области), включенных в списки имеющих право на участие в референдуме, более, чем на 2 процента.
Данная норма областного закона не соответствует п. п.2, 4, 9, 12, 14, 15 и др. ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях..". В соответствии с Федеральным законом форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников референдума.
Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов они включаются в разные бюллетени. Если на референдум вынесен проект закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления, то в бюллетене либо воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.
Комиссия, получившая из полиграфической организации бюллетени, передает их по акту нижестоящим комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно.
Передача бюллетеней территориальным комиссиям осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комиссиям - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа участников референдума, включенных в список участников референдума на участке референдума на день передачи бюллетеней. Если число участников референдума, внесенных в список участников референдума, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня.
Согласно ст. 29 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" голосование по референдуму на всех участках проводится с 7.00 до 22.00 часов по местному времени. Голосование может быть закончено ранее 22.00 часов на участках, где проголосовали все внесенные в списки жители области (жители соответствующей территории области). О времени и месте голосования по референдуму участковая комиссия оповещает жителей области (жителей соответствующей территории области) не позднее, чем за 15 дней до дня референдума. Данная норма не соответствует ст. 64 ФЗ "Об основных гарантиях:". В отличие от областного закона, Федеральным законом четко установлено, что продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
В статье 30 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" расписана процедура досрочного голосования на областном референдуме и местном референдуме. Однако в силу п. 1 ст. 65 ФЗ "Об основных гарантиях:" досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации в порядке, установленном в пунктах 2 - 9 настоящей статьи, не проводится. При проведении местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших участников референдума.
Если участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Территориальная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших участников референдума. Участковая комиссия продолжает составление поступившего из вышестоящей комиссии участников референдума, проголосовавших досрочно, по соответствующему участку.
Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
Согласно абз. 4 ст.31 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" участник референдума, который не может заполнить бюллетень для голосования самостоятельно вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом комиссии. Федеральным законом предусмотрена несколько иная процедура. В силу п. 10 ст. 64 ФЗ "Об основных гарантиях:" участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющихся членом комиссии, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь участнику референдума.
Кроме того, в данной статье областного закона указано, что участник референдума, изъявляя свою волю вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов -"За" или "Против", тогда как согласно п. 9 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях:" при голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты.
В статьях 32-33 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" определен порядок подсчета бюллетеней и внесенных в них сведений. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает: число жителей области (жителей соответствующей территории области), принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения; число голосов, поданных против; число бюллетеней, признанных недействительными. Итоги подсчета голосов проверяются участковой комиссией и заносятся в протокол, которые представляются в соответствующие комиссии для подведения окончательных итогов референдума. Окружные и участковые комиссии референдума области после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в Тульскую областную Думу, где они хранятся в течение 2-х месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума области не были опротестованы. Участковые комиссии местного референдума в указанном случае сдают аналогичные документы в органы местного самоуправления соответствующей территории области, где они хранятся в течение 2-х месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты местного референдума не были обжалованы.
Данные статьи не соответствуют требованиям федерального законодательства. В соответствии со ст. 68-69 ФЗ "Об основных гарантиях:" комиссией устанавливается 12 позиций о результатах голосования, которые фиксируются в протоколе отдельными строками.
В 35 пунктах ст. 68 ФЗ "Об основных гарантиях:" и в 9 пунктах ст. 69 регламентирован порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией и обработку итогов голосования в территориальных комиссиях, областных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований, которые по своему содержанию существенно отличаются от редакции областного закона.
Кроме того, областным законом неправомерно определены сроки хранения документации по референдуму. Согласно п.п. 10, 11 ст. 70 ФЗ "Об основных гарантиях:" сроки хранения подписных листов с подписями участников референдума, бюллетеней, списков участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов референдума. Устанавливаемые сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц комиссий референдума об итогах голосования не могут быть менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Согласно ст. 34 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" областная комиссия по проведению референдума области, а также территориальная комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов нижестоящих комиссий определяет результаты референдума по 6 позициям, что также не соответствует п.6 ст. 68 и ст. 69 ФЗ "Об основных гарантиях:".
В этой же статье областного закона определено, что в случае признания референдума несостоявшимся, референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через 2 года - для референдума области и не ранее чем через 1 год - для местного референдума. Данная норма частично противоречит п. 3.ст. 13 ФЗ "Об основных гарантиях:", которым установлено, что Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится, который не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.
По этим же основаниям неправомерно положение ст. 35 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" в части назначения местного референдума через один год в случае если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов.
В соответствии со ст. 36 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" результаты референдума области или местного референдума могут быть признаны областной комиссией по проведению референдума области или территориальной комиссией по проведению местного референдума недействительными из-за допущенных в ходе их проведения нарушений настоящего закона, повлиявших на результаты голосования. Данная норма не соответствует п.9 ст. 70 "ФЗ "Об основных гарантиях:", согласно которой итоги голосования, результаты референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума могут быть признаны недействительными: также в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума; а также по решению суда.
В силу ст. 37 Закона Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" итоги референдума доводятся до сведения жителей области (жителей соответствующей территории области) через средства массовой информации областной комиссией по проведению референдума области (территориальной комиссией по проведению местного референдума) не позднее 10 дней со дня окончания голосования.
Однако в силу ст. 72 ФЗ "Об основных гарантиях :" комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Комиссии референдума, определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
Официальное опубликование (обнародование) общих результатов референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет", осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.
Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись результаты референдума в соответствующих комиссиях. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах референдума, размещаются в информационно - телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
Таким образом, Закон Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" не соответствует действующему в настоящее время ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответственно не может применяться в части, противоречащий ему.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" Предлагаю:
Привести Закон Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" от 23.06.1994 N 1 - ЗТО (ред. от 13.02.97) в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.09.2002 N 119-ФЗ и от 24.12.2002 N 176-ФЗ).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Тульской областной Думы.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
И.о. прокурора области
старший советник юстиции |
А.Э.Касумян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокуратуры Тульской области от 24 июля 2003 г. N 7/2-27 "На закон Тульской области "О референдуме области и местном референдуме" от 23.06.1994 N 1-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 17.12.1996 N 38-ЗТО и от 13.02.1997 N 43-ЗТО)
Текст протеста официально опубликован не был