Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
16. Разработка и совершенствование экономического механизма:
наполнения и формирования бюджета области, организации государственного
и муниципального управления, организации технического перевооружения
промышленных предприятий, развития экспорта Тульской области, обеспечения
муниципальным жильем малоимущего населения и развития
ипотечного жилищного кредитования
Краткое содержание проблемы
Своевременное принятие решений по вопросам осуществления мероприятий, связанных со сбором налогов, расходованием бюджетных средств и их контролем практически невозможно без оперативного получения информации о состоянии бюджета. Отсутствие такой системы приводит к невозможности осуществления действенного контроля и, следовательно, мероприятий по рациональному управлению бюджетным процессом.
При формировании и согласовании бюджета области встречаются значительные трудности и противоречия. В связи с чем желательно иметь методики расчета основных параметров бюджета, учитывающие как потребности народного хозяйства, так и возможности бюджета, а также позволяющие производить оптимизацию направлений расходов бюджета.
После проведения приватизации большинство предприятий оказалось под контролем конкретных собственников. Развитие экономики Тульской области в этих условиях показало, что не все собственники в состоянии эффективно управлять своими предприятиями. Неэффективное использование предприятий их собственниками приводит к падению рентабельности производства и, соответственно, к сокращению поступлений налоговых и других платежей в бюджет области. Процесс же перехода предприятий к собственникам, способным более эффективно их использовать, идет медленно.
Необходимость разработки системы закрепления в собственность области научно-технической продукции произведенной за счет средств бюджета области и получения доходов от ее использования. Практически все научно-технические работы, получающие поддержку из бюджета области, финансируются на безвозвратной основе. Однако значительная их часть после внедрения способна дать значительный коммерческий эффект. Таким образом, имеются предпосылки для перехода хотя бы для части научно-технических работ на возвратное финансирование.
Отсутствуют дифференцированные по территориям городов и районных центров ставки земельного налога. Для определения дифференцированных ставок земельного налога и пополнения за счет этого бюджета необходима разработка научно обоснованной системы оценочного зонирования городских земель, учитывающей специфику конкретного города и земельного объекта, а также установленные законом ставки земельного налога.
Необходимость разработки экономического механизма организации технического перевооружения промышленных предприятий области. Оказание финансовой поддержки реализации инвестиционных проектов промышленных предприятий за счет средств бюджета области на возвратной основе.
Отсутствие целенаправленного финансирования конверсионных процессов оборонной промышленности обуславливает необходимость создания и внедрения на предприятиях оборонного комплекса Тульской области региональной автоматизированной системы размещения заказов и технологической подготовки производства.
В современных условиях внешнеторговая деятельность играет значительную роль в экономике Тульской области. Развитие внешней торговли позволяет пополнять доходную часть бюджета области, решать на этой основе социально-экономические проблемы региона. Прежде всего необходимо повысить уровень поддержки предприятий, ориентированных на экспорт, а также производящих импортозамещающую продукцию. Это определяет необходимость совершенствования системы организации и управления внешнеэкономической деятельности, направленной на развитие экспорта Тульской области и повышение его эффективности.
Прежде существовавшая система социальных гарантий в сфере обеспечения жильем в настоящее время заменяется новой, направленной на поддержку только малообеспеченных слоев населения. Тем не менее, обеспечить жильем и эту категорию населения в ближайшей перспективе не представляется возможным. В связи с этим очереди на получение жилья не только не уменьшаются, но и имеют тенденцию к росту. Наряду с прежней ориентацией на нужды социально не защищенных групп населения современная жилищная политика должна сделать акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами и имеющего жилье в собственности в результате приватизации. Формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений решения проблемы обеспечения жильем.
Требования, предъявляемые к решению проблемы
Разрабатываемая региональная система оперативного контроля за поступлением средств в бюджет области и их расходованием должна:
обеспечивать представление информации с еженедельным ее обновлением по объемам долгов перед бюджетом, ожидаемым поступлениям и произведенным расходам бюджета;
обеспечивать представление информации на бумажных и электронных носителях;
обеспечить свободный доступ к информации, в том числе и общественности.
Методика формирования бюджета области должна:
предусматривать проведение всех расчетов при формировании бюджета в автоматическом режиме с выполнением процедур оптимизации;
быть представлена в виде соответствующего программного обеспечения для ЭВМ;
обеспечить возможность нормативного планирования бюджета.
Механизм сбора налогов и других платежей должен:
обеспечить возможность выхода на уровень собираемости налогов и платежей не менее 90%;
исключить возможность задержки перечисления налогов и платежей в бюджет на срок, превышающий один месяц;
соответствовать действующему законодательству.
Разрабатываемый механизм ускоренного перехода предприятий к собственникам, способным эффективно их использовать, должен:
обеспечить своевременное выявление предприятий и их собственников, не способных эффективно ими распоряжаться;
побуждать собственников, не способных эффективно использовать свои предприятия, к их добровольной продаже;
соответствовать действующему законодательству.
Разрабатываемая система закрепления в собственности области научно-технической продукции и получения доходов от ее использования должна:
обеспечивать возможность закрепления в собственности области всей научно-технической продукции, получаемой за счет средств бюджета области, в том числе полученной в результате долевого финансирования;
обеспечивать возможность получения доходов в бюджет области от использования научно-технической продукции;
выявлять нарушения прав собственника научно-технической продукции;
обеспечивать учет научно-технической продукции;
обеспечивать выплату необходимых пошлин при регистрации научно-технической продукции.
Разрабатываемый механизм финансирования за счет средств бюджета области научно-технических работ на возвратной основе должен обеспечить:
разделение работ на способные финансироваться на возвратной основе и не способные финансироваться на возвратной основе;
возврат затраченных бюджетных средств по научно-техническим работам, которые финансировались на безвозвратной основе, но впоследствии в результате их внедрения был получен коммерческий эффект;
отбор наиболее эффективных в бюджетном отношении научно-технических работ;
дифференцированный подход к срокам возврата бюджетных средств и процентным ставкам;
преимущественное направление возвращенных бюджетных средств на финансирование научно-технических работ.
Создаваемая система оценочного зонирования городских земель должна учитывать специфику конкретного города и земельного объекта, а также установленные законом ставки земельного налога. Оценочному зонированию подлежат города и районные центры Тульской области, в том числе г. Тула.
Разрабатываемый механизм организации технического перевооружения промышленных предприятий должен обеспечить:
методику оказания финансовой поддержки технического перевооружения промышленных предприятий за счет бюджетных средств на возвратной основе;
разделение работ и проектов, требующих финансовых дотаций из бюджета на способные и не способные обеспечить возврат выделенных средств;
приоритетность финансирования работ на возвратной основе;
определение необходимого объема финансового участия администрации области в работах и проектах, обеспечивающих возврат выделенных средств;
определение и установление сроков возврата средств, выделенных из бюджета, в соответствии с положениями разработанного механизма;
преимущественное направление возвращенных бюджетных средств на финансирование работ и проектов по техническому перевооружению и развитию промышленных предприятий;
определение эффективности работ и инвестиционных проектов промышленных предприятий.
Создание и внедрение в машиностроительном комплексе региональной автоматизированной системы размещения заказов и технологической подготовки производства.
Осуществление мероприятий по развитию экспорта Тульской области должно обеспечить:
проведение научного анализа ситуации в экспорте и определение приоритетов развития экспортного потенциала региона;
определение сектора реальной конкурентоспособной продукции;
разработку механизма содействия повышению конкурентоспособности продукции и продвижению ее на внешний рынок;
проведение анализа рыночной инфраструктуры для обеспечения внешнеэкономической деятельности и определение возможности ее развития;
проведение научного обоснования по потребности, объемам и способам поддержки экспортно-ориентированных предприятий;
разработку рекомендаций по повышению эффективности экспортного потенциала области;
разработку программы развития экспорта Тульской области.
Обеспечение муниципальным жильем малоимущего населения должно носить постоянный, плановый характер и осуществляться темпами, опережающими рост числа новых очередников. Муниципальное жилье для малоимущих должно возводиться с минимальным привлечением средств бюджета области способами, допускающими привлечение финансовых ресурсов юридических и физических лиц.
Реальным способом решения жилищной проблемы населения среднего достатка является формирование системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а также организационно-экономического механизма привлечения кредитных ресурсов в эту сферу.
Региональное значение решения проблемы
Создание региональной системы оперативного контроля за поступлением средств в бюджет и их расходованием позволит своевременно выявлять упущения при осуществлении бюджетного процесса и оперативно исправлять их, поставить расходование бюджетных средств под жесткий контроль, оперативно выявлять и воздействовать на должников перед бюджетом, что повысит эффективность использования бюджетных средств.
Применение методики формирования бюджета области позволит снизить затраты на разработку и согласование бюджета, повысит его обоснованность. За счет повышения его оптимальности можно ожидать более эффективного расходования бюджетных средств.
Своевременное поступление налогов и платежей в бюджет позволит обеспечить регулярную выплату пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы. Общее увеличение поступления средств в бюджет позволит увеличить финансирование бюджетной сферы и выделить дополнительные инвестиционные ресурсы в интересах развития региона.
Переход предприятий области к собственникам, способным эффективно их использовать, позволит наладить работу предприятий, повысить их рентабельность и превратить их в надежный источник налоговых и других платежей в бюджет области.
Создание системы закрепления в собственности области научно-технической продукции и получения доходов от ее использования позволит более эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на финансирование научно-технической деятельности.
Внедрение механизма финансирования за счет средств бюджета области научно-технических работ на возвратной основе позволит более рационально использовать бюджетные средства, направляемые на финансирование научно-технических работ, повысить объемы выполняемых за счет бюджета области научно-технических работ и ответственность исполнителей научно-технических работ за результаты своей деятельности.
Создание системы оценочного зонирования городских земель позволит увеличить поступления платы земельного налога.
Внедрение экономического механизма организации технического перевооружения промышленных предприятий области позволит повысить эффективность вложенных бюджетных средств в развитие и техническое перевооружение предприятий, ускорить темпы роста промышленного производства, увеличить объем финансовых поступлений в бюджет, создать новые рабочие места.
Создание и внедрение в машиностроительном комплексе региональной автоматизированной системы размещения заказов и технологической подготовки производства позволит обеспечить рост объемов инновационной конкурентоспособной продукции и на его основе наполнение бюджета, снижение трудоемкости и сроков подготовки заказов, внедрение в производство перспективных технологических процессов.
Осуществление мероприятий по развитию экспорта Тульской области позволит обеспечить: устойчивый рост экспорта, расширение ассортимента и качества экспортируемой продукции, повышение удельного веса машиностроительной продукции в структуре экспорта Тульской области и увеличение доли в Российском экспорте, повышение экономического эффекта экспорта Тульской области, пополнение бюджета области и импортозамещение продукции.
Механизм обеспечения жильем малоимущего населения области позволит обеспечить адресную поддержку нуждающихся, планирование и контроль средств бюджета, направляемых на разработку и реализацию программ по улучшению жилищных условий малоимущего населения. Это будет способствовать укреплению семьи и снижению социальной напряженности в регионе.
Механизм обеспечения жильем населения среднего достатка позволит максимально увеличить объемы строительства жилья, увеличить поступления в доходную часть бюджета за счет роста налогооблагаемой базы, решить жилищные проблемы граждан.
Оценка суммы расходов бюджета области для решения проблемы: 143,48 млн. руб. (при существенной поддержке федерального бюджета и привлечении внебюджетных ресурсов в части решения проблемы обеспечения жильем).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.