Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IV. Контрольно-ревизионная деятельность
Тульской городской Думой для контрольной комиссии было запланировано 6 проверок:
Целевое использование средств бюджета г.Тулы, выделенных на капитальный ремонт здания Дома культуры пос. Менделеевский.
Проверка полноты и своевременности расчетов с бюджетом г. Тулы по аренде муниципального имущества ТМУКП кинотеатр "Комсомольский".
Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Овощи".
Проверка соответствия деятельности МУП "Стрела" целям, задачам и видам деятельности, предусмотренных Уставом организации. Анализ финансового состояния.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Тульский культурно-досуговый комплекс".
Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУЗ "Городская больница им. Н.А. Семашко" г. Тулы. Целевое использование бюджетных средств за 2002 г. - 1 полугодие 2003 г. Целевое использование средств фонда Тула".
В ходе проведения контрольных мероприятий обнаружено 111 фактов финансовых нарушений. В результате совершенных неправомерных действий указанных хозяйствующих субъектов и их должностных лиц выявлены:
- незаконное использование бюджетных средств на сумму 206,6 тыс. руб.;
- неэффективное использование бюджетных средств на сумму 2 417,8 тыс. руб.
В результате проведенных Комиссией контрольных мероприятий возмещено в бюджет 2 078, 42 тыс. руб.
В целях устранения выявленных недостатков направлено:
- представлений - 8;
- информаций - 9.
Подготовлено 6 актов проверок, по одному экземпляру из которых направлено руководству Тульской городской Думы, депутатам. По результатам всех проверок информировался Глава г.Тулы.
Неэффективное и нерациональное использование муниципальной собственности стало возможным из-за грубых нарушений гражданского законодательства РФ, законодательных и нормативно-правовых актов РФ в сфере бухгалтерского учета и налогообложения со стороны хозяйствующих субъектов, неоднозначной трактовки нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, а также слабого контроля со стороны собственника (учредителя), выразившегося в том что:
не проводятся ежегодные инвентаризации имущества и обязательств, что ставит под сомнение достоверность финансовой отчетности и полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций;
во всех проверенных предприятиях Устав не соответствует требованиям Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г.);
ряд предприятий строит бухгалтерскую отчетность по правилам Налогового кодекса РФ, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности;
сделки по аренде и субаренде недвижимого имущества, заключенные предприятиями, противоречат требованиям ГК РФ. Данное обстоятельство может повлечь признание их ничтожными и применения двухсторонней реституции, в некоторых случаях - за счет бюджета.
По результатам работы за 2003 г. контрольная комиссия делает следующие выводы:
Деятельность проверенных хозяйствующих субъектов, созданных в форме муниципальных унитарных предприятий, можно признать экономически неэффективной. Муниципальные унитарные предприятия получают на праве хозяйственного ведения значительные площади, используя для осуществления "основной" деятельности лишь незначительную их часть и сдавая в аренду в качестве арендатора излишки. Комиссия неоднократно предлагала рассмотреть вопрос изъятия "лишней" площади Комитетом по управлению имуществом у МУП и сдачи этой площади в аренду самостоятельно, получая доход в бюджет города в размере всей суммы арендной платы, а не части чистой прибыли, которая остается после покрытия расходов на "основную" деятельность. Отсутствие критериев эффективности управления собственностью создает предпосылки для бесконтрольного управления финансовыми потоками МУПов со стороны их руководителей;
Собственность г.Тулы, вложенная в виде вкладов (паев, долей) в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций, не приносит дивидендов, следовательно, указанное имущество используется неэффективно. Согласно информации, полученной комиссией в 2003 г., из 26 организаций, в которых г.Тула является участником, 3 являются некоммерческими (союзы, ассоциации и т.п.), а 8 не ведут хозяйственную деятельность, что составляет более 30%. Несмотря на положительный результат от хозяйственной деятельности в 2002 г., после проведения общих собраний акционеров, только в двух акционерных обществах были начислены дивиденды (ОАО "Тулаотель" и ЗАО "Тульский центральный рынок"). Таким образом, участие муниципального образования в уставных (складочных) капиталах акционерных обществ и иных организаций не приносит экономической выгоды;
Из-за слабого контроля со стороны собственника (учредителя) появляется возможность неправомерного и неэффективного использования муниципальной собственности (особенно, недвижимости) путем нарушения договорных отношений либо без надлежащего оформления сделок.
Это подтверждается результатами контрольно-ревизионных мероприятий.
Проверка МУП "Тульский культурно-досуговый комплекс" показала, что формирование доходов предприятия происходит от двух видов деятельности - проведение культурно-досуговых мероприятий (основной) и сдача недвижимого имущества в аренду. При этом основная деятельность организации убыточна - доход от проведения массовых, досуговых, зрелищных, эстрадных, культурно-массовых, развлекательных мероприятий ниже расходов на осуществление указанной деятельности в 5 раз.
Расходы МУП "ТКДК" растут пропорционально доходам от сдачи муниципального имущества в аренду. При этом интересы собственника муниципального имущества не соблюдаются из-за отсутствия систематического контроля со стороны Комитета по управлению имуществом Управы г. Тулы. Так, использование муниципальной собственности - здание МУП "ТКДК" общей площадью 2645 кв. м. в центре города, - при доходе от сдачи этого имущества в аренду 6844 тыс. руб. в 2002г., принесло в казну города за весь 2002 год только 16,5 тыс. руб. в виде доли чистой прибыли, приходящейся на долю собственника муниципального имущества.
Проверкой выявлено неправильное применение коэффициентов для расчета арендной платы, учитывающих вид деятельности, при сдаче помещений в субаренду. Надлежащее применение коэффициентов дало бы повышение годовой ставки на 81,4 тыс. руб. в год.
Отсутствовал контроль за процессом и сроками реконструкции муниципальной собственности. Проверка показала, что реконструированные помещения не сдавались в эксплуатацию, но использовались для проведения дискотек. Согласно условиям договора аренды МУП "ТКДК" с ЗАО "Досуговый центр 999" за помещения, подлежащие реконструкции, арендная плата начисляется только после их сдачи в эксплуатацию. Контрольной комиссией рекомендовано провести ряд мероприятий по устранению выявленных недостатков и по повышению эффективности использования данного имущества, основным из которых является решение вопроса Комитетом по управлению имуществом по определению доли отчислений (в процентном отношении) от годовой ставки арендной платы.
В отчетном периоде Комиссия провела проверку в муниципальном учреждении культуры - ДК пос. Менделеевский.
Комиссия констатировала наличие нарушений бюджетного законодательства РФ, что позволило признать часть бюджетных средств израсходованными не по целевому назначению либо неэффективно. Так, проверкой целевого использования бюджетных средств г. Тулы в размере 348,0 тыс. руб., выделенных на капитальный ремонт здания Дома культуры пос. Менделеевский, выявлены следующие нарушения:
- конкурс по определению подрядчика на выполнение капитального ремонта в здании ДК не проводился;
- договор между заказчиком (ДК. Пос. Менделеевский) и подрядчиком (ООО "Уют-Сервис") составлен с нарушением требований Гражданского кодекса РФ;
- отсутствуют первичные учетные документы, которые являются основанием для оформления хозяйственных операций с денежными средствами;
- неправильное ведение бухгалтерского учета.
Комитет по культуре и историческому наследию Управы г.Тулы должного контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на ремонт здания ДК не осуществлял.
Проверкой установлено, что нормы расходов и цены материалов, включенные в расчет сметной стоимости капитального ремонта, завышены на 33 %, что составляет 114,9 тыс. руб. При этом смета и акт выполненных работ не получили замечаний по ценам в отделе анализа бюджетного процесса Управы г. Тулы.
Выявлено, что часть работ не производилась вовсе, а по другой части завышены объемы и цены используемых материалов.
Фактическое использование финансовых средств, выделенных бюджетом города на капитальный ремонт здания ДК пос. Менделеевский, составило на 46,6% от профинансированной суммы в размере 348 тыс. руб., что составило 162,1 тыс. руб.
По результатам проведенной проверки, подрядчик (ООО "Уют-Сервис") часть запланированных работ довыполнил. Неиспользованные денежные средства в размере 96,4 тыс. рублей возвращены в бюджет города.
С 05.09.2003 г. по 29.12.2003 г. проводилась проверка целевого использования бюджетных средств за 2002 г. - 1 полугодие 2003 г., а также использования финансовых средств фонда "Тула" в МУЗ "Городская больница им. Н.А. Семашко" г. Тулы.
В ходе осуществления проверки правильности проведения операций с основными средствами в МУЗ "Городская больница им. Н.А. Семашко" были установлены нарушения бюджетного законодательства, а также законодательных и нормативных актов РФ в сфере бухгалтерского учета.
Исследуя арендные отношения, обнаружены "скрытые" формы аренды муниципальной собственности.
Отмечены факты переплаты, неэффективного и нерационального использования бюджетных средств, а также средств Фонда обязательного медицинского страхования при решении вопросов обеспечения больницы - при закупке мебели, оборудования, завышение в документах (путевых листах) реальных маршрутов и расстояний, закупка продуктов питания у посреднической фирмы по завышенным ценам (свыше 100%), стирка белья с переплатой.
Проанализировав вскрытые недостатки, Комиссия пришла к выводу, что большая часть нарушений носит системный и преднамеренный характер.
В сентябре месяце отчетного 2003 года контрольная комиссия провела проверку МУП "Стрела", которая вскрыла грубые нарушения законодательства РФ как в вопросах создания и деятельности, так и в ликвидации предприятия.
При анализе документов о создании указанного предприятия было обнаружено, что размер уставного фонда и источники его формирования установить не представляется возможным из-за противоречий в актах органов исполнительной власти.
С момента создания и до начала процесса ликвидации предприятие не провело ни одной хозяйственной операции, связанной с основным видом деятельности, а занималось лишь куплей-продажей ценных бумаг и безрезультатным поиском направлений и партнеров для организации других видов работы на рынке вторичных ресурсов. Это привело к тому, что на протяжении более 4-х лет происходило неоправданное отвлечение бюджетных средств в размере 2 000 000 (два миллиона) рублей, которые можно было использовать более целесообразно.
Проверкой было обнаружено перечисление денежных средств на расчетный счет ООО "Грэнсторм" за услуги, которые фактически не были оказаны. По данному факту были проинформированы правоохранительные органы г.Тулы.
Анализ имеющихся документов показывает, что процесс ликвидации МУП "Стрела" затягивался должностными лицами и только после запросов контрольной комиссии ситуация начинала меняться.
После продажи акций ОАО "Спиритбанк", в процессе ликвидации МУП "Стрела", денежные средства в размере 1 970 000 (один миллион девятьсот семьдесят тысяч) руб. были возвращены в бюджет города.
С 16 по 25 июля 2003 г. контрольная комиссия Тульской городской Думы провела проверку полноты и своевременности расчетов с бюджетом города Тулы по аренде муниципального имущества ТМУКП "Кинотеатр "Комсомольский".
В ходе проверки контрольная комиссия выявила нарушения норм гражданского права, законодательства РФ в сфере бухгалтерского учета и отчетности, а также требований Банка России, предъявляемых к ведению кассовых операций на территории РФ. Контрольная комиссия рекомендовала в целях усиления контроля со стороны Комитета по управлению имуществом Управы г. Тулы в возможно кратчайшие сроки вынести на рассмотрение вопросы:
Решение Тульской городской Думы от 06.07.2001 г. N 54/976 "О передаче в государственную собственность Тульской области ТМУКП "Кинотеатр "Комсомольский" до момента проведения проверки (т.е. 2 года) практически не выполнено.
Для получения большего экономического эффекта от использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение ТМУКП "Кинотеатр "Комсомольский", рассмотреть возможность сдачи указанного имущества в финансовую аренду (лизинг).
Провести полную ревизию финансово-хозяйственной деятельности ТМУКП "Кинотеатр "Комсомольский" с привлечением специалистов из органов налогового контроля, поскольку методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Результатом работы контрольной комиссии по проверке ТМУКП "Кинотеатр "Комсомольский" явилось состоявшееся Решение Тульской городской Думы от 22.10.2003 г. N 31/575 "О признании утратившим силу решения Тульской городской Думы "О передаче в государственную собственность Тульской области Тульского муниципального унитарного кинозрелищного предприятия кинотеатр "Комсомольский" от 06.07.2001 г. N 54/976.
В течение августа 2003 года была проведена проверка МУП "Овощи", которая вскрыла целый ряд существенных недостатков.
В нарушение норм гражданского права договоры аренды, заключенные МУП "Овощи", не отражали индивидуальной определенности объектов аренды (место нахождения помещения, поэтажный план здания с указанием расположения внутри его сдаваемого в аренду помещения, номера комнат и площадь арендуемого помещения, техническое состояние помещения, обеспечение тепло - и водоснабжением, охраной и т.п.).
В ходе проверки было выявлено, что помимо торговых площадей арендаторы на возмездной основе получили в пользование различное оборудование МУП "Овощи". Разрешения на данные сделки в Комитете по управлению имуществом в письменной форме получены не были.
Проводя ревизию, были обнаружены отклонения размера площадей, фактически используемых арендаторами, от площадей, указанных в соответствующих договорах аренды. Данное нарушение привело к искажению фактического финансового результата от деятельности МУП "Овощи", а соответственно и доли чистой прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет.
В целях приведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствие с действующим законодательством РФ контрольной комиссией предложено:
Привести в соответствие с нормами гражданского права договоры аренды муниципального имущества.
Усилить контроль со стороны должностных лиц МУП "Овощи" за соблюдением норм гражданского права и условий договоров аренды, а также за корректным и своевременным отражением расчетов с арендаторами в бухгалтерском учете организации. Обеспечить строгое и точное выполнение требований законодательства РФ в сфере бухгалтерского учета.
Внести исправления в финансовую отчетность организации во избежание штрафных санкций за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ. Усилить контроль за соблюдением налогового законодательства РФ.
Контрольная комиссия предложила решить вопрос о возможности изъятия площадей, не используемых МУП "Овощи" для осуществления основной деятельности, из хозяйственного ведения. Для рационального использования изъятых площадей Комитет по управлению имуществом, выступая в качестве арендатора, самостоятельно должен предоставлять их в возмездное пользование арендаторам, тогда сумма арендной платы будет полностью поступать в бюджет города Тулы. Данная мера позволит дополнительно увеличить поступление в бюджет города налога на добавленную стоимость (НДС), т.к. в соответствии с действующими нормами налогового права РФ в подобных случаях арендаторы в качестве налоговых агентов перечисляют в бюджет всю сумму НДС с арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
По результатам проверки 11.09.2003 г. МУП "Овощи" произвело доплату единого налога на вмененный доход за 2002 год в сумме 26 000 руб. (без учета пеней и штрафа), в том числе в городской бюджет поступило 12 015 руб.
Вскрытые нарушения контрольной комиссией в 2003 г. в ходе контрольных мероприятий явились поводом для направления материалов проверок в правоохранительные органы с целью исследования их в рамках административного и уголовного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.