Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Алексинской Думы
21 мая 2003 г. N 2(11).16
Предложения Алексинской Думы в законопроект "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Алексинская Дума предлагает внести в проект новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следующие изменения, дополнения и поправки:
Статья 11. Границы муниципальных образований
В подпункте 10 пункта 1 статьи 11 проекта в качестве одного из условий, предъявляемых к границам муниципального образования, предложен принцип пешеходной доступности до центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Не ясно, на основе каких критериев формируется это понятие (скорость пешехода, расстояние, физиологические особенности человека или что-то другое?).
Конечно же, можно обратиться к опыту земской России, когда: "было установлено, что волостью считается населенный пункт либо группа населенных пунктов, сформированная таким образом, чтобы до центра волости была пешая доступность в течение одного светового дня, но не более 12 верст.
Предполагалось, что в течение светового дня христианин мог дойти от края волости до центра и решить свои проблемы у волостного старосты."1 Но сегодня это определение не является убедительным:
1) Совсем необязательно ходить в центр, где располагается представительный орган местного самоуправления, чтобы решить свои проблемы. Для этого существуют органы территориального общественного самоуправления. В Тульской области с 1993 года успешно работает институт старост и казначеев, имеющих соответствующие полномочия и избираемых на сходах жителей. Старосты входят в состав совета администрации сельских округов и принимают участие в обсуждении и принятии решений по местным вопросам;
2) На территории сельских округов муниципальных образований Тульской области существует доступная транспортная сеть, позволяющая жителям пользоваться автобусным сообщением общего пользования.
3) Гораздо более важным является возможность жителя своего населенного пункта (или соседнего) пользоваться услугами организации торговли, здравоохранения, образования, коммунальной сферы и т.д. Для этого и формируются органы местного самоуправления, способные обеспечить получение этих услуг. Кроме того должностные лица обязаны регулярно осуществлять встречи с жителями населенных пунктов и решать проблемы в рамках своей компетенции посредством сходов, подворовых обходов и других форм.
Наше предложение:
дополнить подпункт: 10 пункта 1 статьи 11 после слов "границы поселения: устанавливаются с учетом пешей:" словом ("транспортной").
Глава III. Вопросы местного значения
В проекте закона жестко установлен перечень вопросов местного значения поселения и муниципального района. Однако, многие предметы ведения, содержащиеся в действующем законе, не вошли в этот перечень.
В целях уточнения полномочий органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов предлагается:
дополнить пункт 1 статьи 14 новыми подпунктами:
24) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства на территории поселения;
25) планирование и регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
26) участие в защите прав потребителей на территории поселения;
27) участие в охране окружающей среды на территории поселения.
подпункт 6 пункта 1 статьи 14 изложить в новой редакции:
6) учет, содержание и использование муниципального жилищного фонда; строительство муниципального социального жилья.
подпункт 14 пункта 1 статьи 14 изложить в новой редакции:
14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры, спорта и туризма ";
дополнить пункт 1 статьи 15 новыми подпунктами:
20) организация и ведение муниципального строительства;
21) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства муниципального значения;
22) планирование и регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений межмуниципального значения;
23) обеспечение защиты прав потребителей на территории муниципального района;
24) обеспечение условий для развития массовой физической культуры, спорта и туризма межмуниципального значения;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального района.
Глава VI. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления
Статья 35. Представительный орган муниципального образования
Нижний предел численности депутатов представительного органа поселения в законопроекте неоправданно завышен. В представительных органах муниципальных образований Тульской области средняя численность составляет 20 депутатов.
Нижний предел численности депутатов в пункте 4 статьи 35 необходимо снизить и установить верхний предел.
4. Численность депутатов представительного органа поселения определяется Уставом муниципального образования и должна быть в пределах:
от 5 до 7 - при численности населения менее 12 тысячи человек;
от 7 до 10 - при численности населения от 1 тысячи до 10 тысяч человек;
от 10 до 15 - при численности населения от 10 тысяч до 25 тысяч человек;
от 15 до 20 - при численности населения от 25 тысяч до 50 тысяч человек;
от 20 до 25 - при численности населения от 50 до 100 тысяч человек;
от 25 до 40 - при численности населения свыше 100 тысяч человек.
Глава XI. Особенности организации местного самоуправления
В Тульской области имеется 25 муниципальных образований. Из них 22 образованы в границах административных районов, 2 - в границах городских поселений, 1 - в границах поселка городского типа.
Территориальная организация местного самоуправления, формирование органов и должностных лиц местного самоуправления, их компетенция по решению вопросов местного значения может полностью соответствовать проекту закона лишь в г. Туле, поселке Новогуровском и г. Донском, при условии наделения его статусом городского округа законом субъекта РФ.
В 15 районах, где центрами являются города районного значения и иные поселения, исторически сложилось раздельное функционирование органов местного самоуправления в районных центрах и собственно в районах с превалированием полномочий на районном уровне.
В настоящее время в этих муниципальных образованиях существуют органы местного самоуправления районов и администрации районных центров. Поэтому для них необходимо только определить состав поселений и установить их границы. Муниципальные выборы в них будут проходить по наработанной прежде схеме, полностью вписываясь в проект закона.
Наиболее болезненно реорганизация отразится на 7 существующих муниципальных образованиях с центрами в городах областного значения. Среди них и муниципальное образование "город Алексин и Алексинский район Тульской области".
В 1987-1988 г.г. произошло объединение городов областного значения и районов и, соответственно, были образованы объединенные местные органы власти городов и районов.
С этого времени выборы в объединенные представительные органы местного самоуправления (советы народных депутатов) проводились при участии жителей городов и районов. Параллельно формировались органы местного самоуправления в малых городах, поселках и селах.
В марте 1997 года были проведены местные референдумы среди жителей этих городов и районов, на которых абсолютным большинством голосов были приняты уставы муниципальных образований. В соответствии с уставами, территории муниципальных образований включают в себя города областного значения и районы. Так, в настоящее время, в городе Алексине и Алексинском районе действуют глава муниципального образования и представительный орган - Алексинская Дума, избираемые жителями всего муниципального образования, а также администрация города и района. В сельских округах, малых городах и поселках образованы администрации - территориальные, структурные подразделения администрации города и района.
Таким образом, в отличие от других муниципальных образований области, в 7 муниципальных образованиях сформированы единые органы местного самоуправления городов и районов.
Специфика их состоит в следующем:
численность населения городов областного значения значительно в 7-10 раз превышает численность населения районов;
за 15 лет сформирована единая система жизнеобеспечения города и села;
благодаря "базовым центрам" - городам, с их промышленным потенциалом, удалось сохранить объекты социально-культурной и коммунально-бытовой сферы в сельской местности (все центры сельских округов и большинство иных сельских населенных пунктов газифицированы, имеются дороги с твердым покрытием, не закрыт ни один объект здравоохранения, образования и культуры);
именно эти муниципальные образования имеют наиболее устойчивое положение, развитую промышленность, аграрный сектор, малое и среднее предпринимательство;
объекты правления, большинство учреждений образования, здравоохранения и культуры, их методические центры и т.д. расположены в городах.
Поэтому появляется комплекс проблем осуществления местного самоуправления в таких городах и районах при реализации нового закона о местном самоуправлении.
Исключение из предметов ведения городского поселения важнейших вопросов местного значения, связанных с осуществлением деятельности в сфере здравоохранения, образования, охраны общественного порядка значительно снижает влияние жителей и органов местного самоуправления города на их решение.
Конгресс муниципальных образований РФ предлагал включить в проект закона статью 81 "Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях - центрах муниципальных районов", согласно которой эти поселения наделяются вышеперечисленными полномочиями.
Здесь необходимо отметить, что для городов районного подчинения - центров муниципальных районов, как подчеркиваюсь выше, такой необходимости нет. Если этими полномочиями будут наделены города областного значения, то возникнет дублирование этих функций на городском и районном уровне.
Если же им придать статус городских округов, то муниципальный район будет экономически несостоятельным и не сможет решать возложенные на него вопросы.
На основании вышеизложенного, исходя из особенностей, исторических и иных традиций, сложившихся структуры управления, финансово-экономической базы, инфраструктуры жизнеобеспечения городов областного значения и районов, кадрового и организационного обеспечения предлагается после статьи 80 дополнить законопроект новой статьей:
Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях - центрах муниципальных районов
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации в городских поселениях областного значения, определенных субъектами Российской Федерации центрами муниципальных районов, и не являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом городскими округами, органы местного самоуправления могут не создаваться.
Полномочиями органов местного самоуправления городских поселений областного значения - центров муниципальных районов, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов для решения вопросов местного значения вышеуказанных городских поселений, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.
Представительные органы муниципальных районов в этом случае избираются в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 35 настоящего Федерального закона".
Учитывая, что в соответствии с подпунктом н) пункта 1 статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также исходя из принципов, изложенных в главе 8 Конституции Российской Федерации, данная нома не противоречит положениям проекта закона.
Таким образом, снимаются противоречия, заложенные в системе построения органов местного самоуправления, их функций и полномочий в муниципальных районах, центрами которых являются города областного значения.
В этом случае:
местное самоуправление на территориях городских поселений областного значения осуществляется населением этих городских поселений в соответствии с главой V настоящего Федерального закона и органами местного самоуправления муниципальных районов, избираемых жителями городов и районов;
органы местного самоуправления муниципальных районов исполняют полномочия, определенные статьей 14 для решения вопросов местного значения городских поселений областного значения - центров муниципальных районов, и статьей 16 для решения вопросов местного значения межмуниципального характера муниципального района;
исключается дублирование функций органов местного самоуправления;
нет необходимости увеличения аппарата управления органов местного самоуправления;
сохраняется доказавшая свою эффективность система управления сферой жизнеобеспечения города и района;
органы местного самоуправления муниципальных образований в малых городах, поселках городского типа и сельских округах самостоятельно осуществляют полномочия по вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 законопроекта;
сохраняется сложившиеся наименования - собственно муниципального образования "город N и N-ский район", органов и должностных лиц местного самоуправления.
Глава XII. Заключительные и переходные положения
Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального Закона
Норма о вступлении в силу Закона при условии введения в действие Федеральных Законов о внесении изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы является обоснованной. Тем не менее, формирование органов местного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона может породить существенную неопределенность и неблагоприятные юридические последствия, если до 01.01.2005 года не будут внесены поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы.
Кроме того, избранные в мае-октябре 2004 года органы и должностные лица местного самоуправления в течение длительного времени фактически не приступят к своим обязанностям. Неминуемо будут происходить процессы перераспределения собственности, кадров и т.п. Это породит нежелательные тенденции в деятельности существующих органов местного самоуправления, тем более накануне подготовки к очередному отопительному сезону.
Поэтому формирование органов местного самоуправления необходимо осуществлять только после вступления в силу Закона, когда будет полностью обеспечена правовая база для функционирования местного самоуправления.
Наше предложение: исключить из пункта 1 слова ": и формирование органов местного самоуправления".
Статья 85. Утверждение границ муниципальных образований и формирование органов местного самоуправления
Подпункт 4) пункта 1 записать в следующей редакции:
4) до 1 февраля 2005 года назначают дату выборов в органы местного самоуправления : и обеспечивают их проведение в период с 1 марта по 1 августа 2005 года :;
<< Назад |
||
Содержание Решение Алексинской Думы от 21 мая 2003 г. N 2(11).16 "О проекте Федерального закона "Об общих принципах организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.