Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Государственная политика на рынке труда в 2005-2006 годах
2.1. Основные задачи государственной политики на рынке труда
В 2005-2006 годах, в условиях структурных преобразований в экономике, сопровождающихся активным перераспределением рабочей силы, основная работа будет нацелена на максимально быстрое и полное удовлетворение спроса на рабочую силу путем эффективного трудоустройства на заявляемые вакансии лиц, обращающихся в поисках работы. Важнейшим средством решения этой задачи станет разработка и широкое внедрение новых автоматизированных технологий раннего профилирования клиентов и определения для каждого из них оптимального варианта содействия в поиске работы. Будут интенсивно использоваться такие инструменты посреднической деятельности на рынке труда как ярмарки вакансий и конкурсные отборы по запросам работодателей, дальнейшее развитие получит межтерриториальный обмен данными о потребности работодателей в рабочей силе и гражданах, ищущих работу.
Приоритетной задачей регулирования рынка труда будет обеспечение рабочими кадрами промышленных предприятий и организаций города в соответствии с их потребностями. Длительный период экономического упадка в стране, низкие заработные платы, высокие потребительские цены на товары первой необходимости, а также ориентация молодого поколения исключительно на сферу торговли и малого бизнеса привели к резкому падению авторитета рабочих специальностей. "В результате реформы, начавшейся в образовательной сфере, возможности выпускников поступить в вузы только расширятся. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста. Однако есть серьезное упущение - профессиональных рабочих готовится мало"1. Это в свою очередь непосредственно влияет на возможность выхода промышленного производства из кризиса. Создание благоприятных условий для привлечения молодежи к обучению рабочим специальностям и последующее их трудоустройство на заводах является приоритетной задачей кадровой политики в г. Туле.
Неотъемлемой частью политики содействия занятости остаются программы развития трудовых ресурсов, такие как профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения, организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации граждан.
Наряду с активными программами общего характера будут развиваться специальные программы, ориентированные на решение конкретных проблем, возникающих на рынке труда: организация временных и общественных работ, содействие предпринимательской инициативе граждан и территориальной мобильности рабочей силы, целевые мероприятия по обеспечению занятости граждан из социально слабозащищенных категорий.
2.2. Повышение уровня занятости
Для сохранения высокого уровня производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятиями города продолжится практика привлечения инвестиций в основной капитал, что позволит:
- повысить рентабельность предприятий;
- модернизировать или реструктуризировать производства;
- сохранить и развить ресурсный потенциал;
- создать новые рабочие места.
Учитывая актуальность привлечения инвестиций в промышленность города, рабочей группой по инвестиционной деятельности, в составе которой специалисты Управы города, Министерства экономического развития и торговли РФ, руководители промышленных предприятий и кредитных организаций города, будет продолжена работа по рассмотрению наиболее перспективных инвестиционных проектов предприятий города.
2.3. Развитие качества рабочей силы как составной части развития
человеческих ресурсов города Тулы
2.3.1. Приоритеты развития в 2005-2006 годах системы непрерывного
образования как составной части развития человеческих
ресурсов города Тулы
Разбалансированность рынка труда, проявляющаяся в явном несоответствии спроса и предложения, тяжело сказывается на общем состоянии занятости населения и на экономической ситуации города в целом. Отсутствие рабочих кадров на предприятиях не позволяет им в полном объеме получать и выполнять промышленные заказы, это ведет к снижению уровня заработной платы, что, в свою очередь, делает трудоустройство на них не привлекательным.
В данных условиях проблема улучшения качества профессионального ориентирования и дальнейшего реформирования профессионального образования встает на первое место.
Удовлетворить потребности населения в профессионально-образовательных услугах, с учетом тенденций развития рынка труда, возможно лишь, предприняв решительные меры. Первостепенной задачей Концепции развития системы трудовой подготовки и политики занятости молодежи г. Тулы, принятой решением Тульской городской Думы 23.01.02 г. N 3/40, будет являться проведение анализа потребностей города в специалистах высшего, среднего и начального профессионального образования с целью выработки предложений по обеспечению баланса между качественным и количественным составом выпускников Тульских учебных заведений и реальным потребностями рынка труда. Результаты данных исследований позволят Департаменту образования администрации Тульской области:
- определить объемы и профили подготовки кадров для предприятий в соответствии с потребностями рынка труда;
- частично перепрофилировать образовательные учреждения профессионального образования в соответствии с выявленным спросом на рынке труда;
- перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке кадров в учреждениях профессионального образования всех уровней.
На основании утвержденного заместителем главы администрации Тульской области 24.06.02 г. "Порядка согласования объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях Тульской области" будет продолжена работа в данном направлении.
2.3.2. Внутрипроизводственное обучение
В период экономического кризиса последних лет многие предприятия не сумели сохранить свою учебную базу, что негативно отражается на возможностях удовлетворения растущих потребностей в квалифицированной рабочей силе в условиях оздоровления экономики.
Принятое 06.07.94 г. Постановление Правительства РФ "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве" утратило силу 21.03.98 г., с ликвидацией Фонда занятости центры занятости населения были лишены возможности участвовать в опережающем обучении за счет средств службы занятости. Таким образом, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы внутрипроизводственного обучения, на сегодняшний день также негативным образом влияет на качество развития персонала на производстве.
Одним из гарантов обеспечения внутрипроизводственного обучения являются заключаемые на предприятиях города коллективные договоры. Разделы "Занятость" коллективных договоров должны включать в себя гарантии развития персонала на производстве: получение смежных профессий, повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Учитывая недостаточные возможности учебной базы предприятий, в современных условиях будет целесообразно использовать потенциал учебных заведений профессионального образования г. Тулы для решения проблем внутрипроизводственного обучения.
С целью содействия развитию персонала на производстве деятельность ГУ Тульский городской центр занятости населения Тульской области в 2005-2006 годах будет направлена на развитие сотрудничества с комитетом по труду и администрациями предприятий по совершенствованию форм и методов профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, освоения смежных профессий работающими на предприятиях. Продолжится практика проведения конкурсов профессионального мастерства на промышленных предприятиях по базовым специальностям, что будет способствовать формированию положительного имиджа рабочих профессий.
Опережающее обучение в 2005 - 2006 годах планируется осуществлять за счет средств организаций при сокращении численности или штата работников организаций. Превентивная профконсультационная работа, проводимая ГУ Тульский городской центр занятости населения ТО для сотрудников предприятий и организаций при ликвидации или сокращении численности или штата работников, будет направлена на смягчение социальной напряженности на рынке труда, сокращение периода возможной вынужденной безработицы высвобожденных работников, увеличение вероятности их успешного трудоустройства.
Затраты на проведение конкурсов профессионального мастерства
Затраты, учитывающие расходы (на материалы, питание, пр. организационные расходы) на участников конкурса:
100 чел. х 101,85 руб. х 2 (раза в год) = 20,37 тыс. руб.
Затраты на приобретение оргтехники для организации и обеспечения работы конкурсов : 5,0 тыс. руб.
Затраты на оплату работы мастеров и конкурсного комитета:
6 чел. х 1455,2 руб. х 2 (раза в год) = 17,46 тыс. руб.
Затраты на награждение за победу в конкурсе профессионального мастерства по 3-м специальностям (всего 9 мест):
1 место: 2 (раза в год) х 3 (номинации) х 7276 руб.= 43,66 тыс.руб.
2 место: 2 (раза в год) х 3 (номинации) х 5093,2 руб.= 30,56 тыс.руб.
3 место: 2 (раза в год) х 3 (номинации) х 2910,4 руб. = 17,46 тыс.руб.
Всего - 134,5 тыс.руб.
2.3.3. Профессиональное обучение безработных граждан
В условиях оздоровления экономики и повышения спроса предприятий на квалифицированных работников особую актуальность приобретает развитие трудовых ресурсов, адекватных настоящим и перспективным потребностям общества. Главная цель профессионального обучения безработных граждан - подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда.
Численность безработных граждан, которые будут проходить
профессиональное обучение
Таблица N 3
Основные показатели организации профессионального обучения безработных граждан |
2005 год (чел.) |
2006 год (чел.) |
Будут проходить обучение | 1179 | 1205 |
из них: | ||
переходящие с предыдущего года | - | - |
будут направлены в текущем году | 1179 | 1205 |
в % к численности безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости в течение года |
12,6 | 12,8 |
Закончат обучение | 1179 | 1205 |
Приоритетными направлениями в организации профессионального обучения безработных граждан в 2005 - 2006 годах будут следующие:
1. Максимальное удовлетворение потребностей безработных граждан в обучении по профессиям, специальностям, наиболее востребуемым на рынке труда.
2. Дальнейшее развитие одновременного (совмещенного) обучения безработных граждан нескольким профессиям.
3. Дальнейшее совершенствование системы конкурсного отбора образовательных учреждений для профессионального обучения безработных граждан. Расширение сети образовательных учреждений для профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда.
4. Содействие разработке и внедрению эффективных программ и методик интенсивного профессионального обучения безработных граждан (в том числе: по методике МОТ, мультимедийных компьютерных обучающих программ).
5. Наращивание объемов обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности в целях последующей самозанятости как эффективного средства создания дополнительных рабочих мест и снижения напряженности на рынке труда.
6. Обеспечение наибольшей эффективности профессионального обучения безработных граждан, в том числе посредством:
- переподготовки лиц, имеющих профессии рабочих, в целях приобретения ими новых профессий.
- профессиональной переподготовки специалистов, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, в целях получения ими дополнительных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
- повышения квалификации рабочих и специалистов в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся у них профессиям, специальностям.
- совершенствование взаимодействия с работодателями по изысканию вакансий для трудоустройства граждан, прошедших профподготовку.
7. Содействие ГУ ТГЦЗН ТО предприятиям в опережающем обучении работников, находящихся под риском увольнения путем оказания профориентационных услуг.
Стабилизация и определенный экономический подъем в стране позволяют прогнозировать увеличение количества рабочих мест. Уже сейчас определяется устойчивый спрос на работников ряда массовых профессий, особенно станочников, рабочих строительных специальностей. В то же время, прежняя система их подготовки на предприятиях разрушена.
Имеющееся на рынке труда несоответствие вакансий и профессиональной квалификации состоящих на учете безработных граждан, усугубляется возросшими за последнее время требованиями работодателей к качеству рабочей силы.
Обеспечение потребности рынка труда будет возможно лишь благодаря использованию современных эффективных технологий и методик обучения, в том числе, уже активно внедряемых модульного обучения и мультимедийных компьютерных обучающих программ.
Предполагается, что в целом в прогнозируемом периоде профобучение будет организовано по 49 профессиям, специальностям. Предпочтение в соответствии с потребностями регионального рынка труда отдано рабочим профессиям, доля которых составит около 85% от их общего количества.
Перечень профессий, специальностей, по которым планируется
профессиональное обучение безработных граждан
Таблица N 4
N п\п |
Наименование профессии (специальности) |
1. | Аппаратчик химводоочистки |
2. | Бухгалтер |
3. | Водитель автомобиля (кат В,С) |
4. | Водитель автомобиля (кат.Д) |
5. | Визажист |
6. | Закройщик |
7. | Изготовитель художественных изделий из лозы |
8. | Каменщик |
9. | Кассир торгового зала |
10 | Лифтер |
11 | Маляр, штукатур, облицовщик, плиточник |
12 | Машинист башенного крана |
13 | Машинист бульдозера |
14 | Машинист дорожных и строительных машин (экскаватора, бульдозера, скрепера, грейдера) |
15 | Машинист крана автомобильного |
16 | Машинист мостового и козлового крана |
17 | Машинист экскаватора |
18 | Менеджер (в коммерческой деятельности) |
19 | Монтажник санитарно-технического оборудования |
20 | Обувщик по ремонту обуви |
21 | Оператор котельной |
22 | Оператор ЭВМ |
23 | Официант, бармен |
24 | Парикмахер, маникюрша |
25 | Плотник |
26 | Повар |
27 | Портной |
28 | Продавец непродовольственных товаров |
29 | Продавец продовольственных и непродовольственных товаров |
30 | Продавец продовольственных товаров |
31 | Секретарь-машинистка |
32 | Секретарь-референт |
33 | Слесарь механосборочных работ |
34 | Слесарь по КИПиА |
35 | Слесарь по ремонту автомобилей |
36 | Слесарь-инструментальщик |
37 | Слесарь-ремонтник |
38 | Слесарь-сантехник |
39 | Столяр строительный |
40 | Стропальщик |
41 | Токарь |
42 | Тракторист-машинист широкого профиля |
43 | Фрезеровщик |
44 | Художник росписи по дереву |
45 | Швея |
46 | Штукатур |
47 | Электрогазосварщик |
48 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
49 | Электромонтажник по освещению и осветительным сетям |
Гибко реагировать на потребности регионального рынка труда позволит комплексное использование на договорной основе образовательных услуг учебных заведений города, отбор которых в 2005 - 2006 годах будет проведен, как и ранее, в соответствии с "Положением о порядке проведения конкурса образовательных учреждений". Конкурс позволит повысить эффективность отбора учебных заведений для профессиональной подготовки безработных граждан и качество обучения, наиболее целесообразно использовать выделяемые на эти цели финансовые средства.
Практически по всем направлениям, по которым планируется осуществление профессиональной подготовки в 2005 - 2006 годах, образовательные учреждения имеют необходимые профессиональные образовательные программы с учетом видов и форм обучения, профессионально-квалификационной структуры обучаемых.
Учебная база для организации профессионального обучения
безработных граждан
Таблица N 5
N | Название образовательного учреждения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Тульский региональный институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК ТГПУ им. Л.Н. Толстого Тульский государственный университет Профессиональный лицей N 11 Профессиональный лицей N 25 Профессиональное училище N 29 Профессиональный лицей N 42 Профессиональный лицей N 43 УКК ОАО "Жилкомхоз" МОУ ДПО (повышения квалификации) г. Тулы "Тульский учебный центр" Тульская городская организация женщин, отделение профподготовки Учебный информационно-технический центр ОАО АК "Тулаоблгаз" АНО "Образовательный центр "Технотест" ЗАО "Тулажелдормаш" Тульское предприятие-филиал ОАО "Строймеханизация - МА" АНО Тульский межрегиональный центр профессионального мастерства ТОТШ РОСТО им. Тихмянова АФ "КОНТО" УЦ автомеханического колледжа транспортного строительства ГОУ "Учебный центр Департамента ФГСЗН по ТО РФ" |
С учетом тенденций развития местного рынка труда, необходимости наращивания и формирования трудового потенциала предполагается увеличить количество граждан, из числа впервые выходящих на рынок труда и не имеющих профессии (специальности), направляемых на первоначальное обучение, в т.ч.: по профессиям (специальностям), остро востребуемым в промышленности региона.
Значительное внимание при организации профессионального обучения будет уделено отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной защите и обратившихся за содействием в профессиональной подготовке (подростки, женщины, граждане, уволенные с военной службы, инвалиды). Получит дальнейшее развитие практика работы по содействию подросткам, не имеющим специальности, в направлении в образовательные учреждения для получения соответствующего профессионального образования до начала трудовой деятельности.
Организация профессионального обучения отдельных категорий
безработных граждан, нуждающихся в социальной защите
Таблица N 6
Наименование категории | 2005 год (чел.) |
2006 год (чел.) |
Молодежь в возрасте 16-29 лет всего |
566 | 578 |
в том числе: несовершеннолетние в возрасте 16 - 17 лет |
59 | 59 |
Женщины | 990 | 1012 |
Инвалиды | 31 | 31 |
Граждане, уволенные с военной службы | 16 | 16 |
Проживающие в сельской местности | - | - |
Беженцы и вынужденные переселенцы | 2 | 2 |
Планируется увеличить число граждан, направленных на освоение второй профессии, а также для повышения квалификации по имеющейся профессии.
Распределение безработных граждан, закончивших профессиональное
обучение, по видам обучения
Таблица N 7
Виды обучения | 2005 год (чел.) |
2006 год (чел.) |
Закончат профессиональное обучение по направлению службы занятости |
1179 | 1205 |
Из них пройдут: | ||
профессиональную подготовку (первоначальное обучение) |
218 | 224 |
Переподготовку | 723 | 738 |
освоение второй (смежной) профессии | 71 | 72 |
повышение квалификации | 157 | 161 |
стажировку (как самостоятельный вид обучения) |
10 | 10 |
Финансовые затраты, связанные с организацией профессионального
обучения безработных граждан
Таблица N 8
Источники финансирования | Статьи расходования средств (тыс.руб.) | |||
Стоимость обучения (выплаты учебным заведениям, оплата стоимости проезда, проживания граждан, направленных на обучение в другую местность, оплата за медицинское освидетельствование) |
Выплата стипендии |
|||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Средства Федерального бюджета | 2761,9 | 3050,8 | 2283,8 | 2451,0 |
Средства бюджета субъекта Российской Федерации |
140,0 | 141,0 | - | - |
Средства местного бюджета | 100,0 | 100,0* | - | - |
Всего | 3001,9 | 3291,8 | 2283,8 | 2451,0 |
2.4. Трудовая миграция
Трудовая миграция является важным фактором перераспределения рабочей силы как внутри страны, так и между государствами.
Перераспределение трудовых ресурсов оказывает влияние и на экономические перспективы территории.
Но, несмотря на постоянно ведущиеся исследования влияния трудовой миграции на экономический потенциал территории, эта тема остается еще недостаточно изученной.
Территориальная трудовая мобильность существенного влияния на рынок труда города на протяжении ряда лет не оказывает.
Приток рабочей силы из других краев, областей России, стран Ближнего Зарубежья, а также отток рабочей силы из города незначительны.
ГУ ТГЦЗН представляет гражданам, ищущим работу, информацию о возможности трудоустройства за пределами города Тулы, однако сам не принимает участие в формировании общероссийского банка вакансий из-за недостатка жилищного фонда в городе. Привлечение работодателями иностранной рабочей силы позволяет частично решить проблему заполнения рабочих мест, не пользующихся спросом у местного населения.
Следует отметить, что работа в данном направлении будет строиться в соответствии с разработанными мероприятиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.