Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Улучшение функционирования рынка труда
3.1. Профилактика безработицы
3.1.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения
Главной целью профориентационной работы в 2005 - 2006 годах станет оптимизация процесса поиска подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
- создание условий для самостоятельного получения профессиональной информации клиентами службы занятости, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- повышение эффективности и качества оказываемых профориентационных услуг;
- расширение форм и методов психолого-профориентационной работы с различными категориями граждан;
- ориентация на развитие предпринимательства и самозанятости, получение востребованных на рынке труда профессий и специальностей;
- участие в профилировании граждан;
- превентивная работа с выпускниками образовательных учреждений и гражданами, готовящимися к высвобождению;
- привлечение высококвалифицированных специалистов для оказания психологических услуг безработным гражданам;
- оказание профориентационных услуг работодателям;
- дальнейшее развитие межведомственных связей, расширение контактов с заинтересованными структурами по вопросам профессиональной ориентации.
Объемы обязательных и дополнительных профориентационных услуг
Таблица N 9
Наименование | 2005 год (человек) |
2006 год (человек) |
Всего будет оказано профориентационных услуг (обязательных и дополнительных) |
7200 | 7200 |
Получат обязательные профориентационные услуги |
5350 | 5350 |
в том числе: профессиональное информирование |
2500 | 2500 |
профессиональное консультирование | 2100 | 2100 |
профессиональный отбор | 100 | 100 |
психологическую поддержку | 650 | 650 |
Получат дополнительные профориентационные услуги: |
1850 | 1850 |
в том числе: учащиеся образовательных учреждений |
1350 | 1350 |
Высвобождаемые граждане | 500 | 500 |
Особое внимание будет уделяться оказанию адресной психолого-профориентационной помощи следующим категориям безработных граждан:
- женщинам;
- выпускникам учебных заведений, впервые ищущим работу;
- инвалидам;
- гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей;
- длительно безработным гражданам, имеющим низкую мотивацию к трудоустройству;
- гражданам, освобожденным из мест лишения свободы.
Объемы обязательных профориентационных услуг, которые будут оказаны
отдельным категориям граждан
Таблица N 10
Наименование категории | 2005 год (человек) |
2006 год (человек) |
Безработные граждане | 4150 | 4150 |
Женщины | 3810 | 3810 |
Молодежь до 30 лет | 1920 | 1920 |
В том числе в возрасте до 18 лет | 425 | 425 |
Инвалиды | 245 | 245 |
Граждане, уволенные с военной службы | 60 | 60 |
Выпускники образовательных учреждений | 530 | 530 |
Женщины по-прежнему будут составлять самую многочисленную "группу риска" в структуре безработицы. Профориентационная работа с ними будет направлена на повышение их мотивации к активному поиску работы, активизацию внутренних психологических ресурсов личности, формирование профессиональной мобильности с целью увеличения их возможностей для самореализации на рынке труда.
Выпускники учебных заведений, впервые ищущие работу, останутся приоритетной группой среди пользователей профуслуг. Все выпускники школ, обращающиеся в службу занятости, будут получать профориентационные консультации, направленные на оказание им помощи в выборе профессии и ориентацию на получение базового профессионального образования. Превентивная профориентационная работа будет проводиться с выпускниками школ и профессиональных учебных заведений в форме Ярмарок учебных и рабочих мест для молодежи, дней открытых дверей службы занятости, групповых консультаций по выбору профессии и лекций на тему "Как молодежи преуспеть на рынке труда".
Работа по профреабилитации инвалидов с трудовыми рекомендациями будет направлена на повышение мотивации к активной профессиональной деятельности, преодоление комплекса социальной неполноценности клиента, а также подбор вида деятельности с учетом специфики заболевания и индивидуальных особенностей клиента.
Профориентационная работа с безработными гражданами, уволенными с военной службы, будет направлена на оказание им помощи в социально-психологической реабилитации в связи с переходом в другой профессиональный и социальный статус, подбор оптимального вида занятости с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных на воинской службе. Особое внимание будет уделяться оказанию превентивной работе, направленной на оказание профориентационных услуг военнослужащим, готовящимся к увольнению из вооруженных сил.
Граждане, имеющие длительный период безработицы, будут получать профуслуги, направленные на преодоление психологических барьеров к успешному трудоустройству, повышение самооценки и мотивации к активному самостоятельному поиску работы.
Профориентационная работа с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, будет направлена на формирование уверенности в возможности трудоустройства и готовности изменить сложившуюся ситуацию, оказание реальной помощи в составлении конкретного плана трудоустройства клиента. Гражданам, готовящимся к освобождению из учреждений исполнения наказаний, будут оказываться предварительные профориентационные услуги.
Финансовые затраты на проведение работы
по профессиональной ориентации
Таблица N 11
Источники финансирования | Сумма (тыс. руб.) | |
2005 год | 2006 год | |
Средства федерального бюджета | 156,4 | 169 |
Средства бюджета субъектов РФ | 13,8 | 13,8 |
Прочие источники | - | 11,6 |
Всего | 170,2 | 194,4 |
3.1.2. Профессиональная ориентация и подготовка рабочих и инженерных
кадров для промышленных предприятий и организаций г. Тулы
Наблюдающуюся на промышленных предприятиях ситуацию, когда старение рабочих и инженерных кадров не компенсируется приходом молодых специалистов, невозможно разрешить только лишь за счет безработных и незанятых граждан. А число пенсионеров среди квалифицированных рабочих приближается к критической отметке и, как следствие, сводится к минимуму передача жизненного опыта и мастерства, нарушается преемственность поколений мастеров.
Причин этому несколько:
- низкая заработная плата, предлагаемая молодым специалистам;
- низкий уровень социальных условий, предоставляемых предприятиями рабочим и молодым специалистам;
- низкий уровень профориентационной работы среди учащейся молодежи;
- отсутствие проведения профориетационной работы через средства массовой информации;
- низкий уровень подготовки в учебных заведениях начального профессионального образования;
- отсутствие материалов и современного оборудования, необходимого для подготовки высокопрофессиональных кадров в учебных заведениях начального профессионального образования;
- отсутствие долговременной кадровой политики на предприятиях. Заводы не в силах спрогнозировать ситуацию на несколько лет вперед и не гарантируют трудоустройство выпускников;
- ликвидация на многих предприятиях учебных цехов;
- отсутствие поддержки со стороны промышленных предприятий профессиональных лицеев;
- низкий уровень заработной платы мастерам производственного обучения и т. д.
И как уже говорилось ранее, следствием является то, что менее 1 % опрошенных центром занятости желает приобрести профессию станочника.
Дисбаланс между спросом и предложением на рабочие и инженерные кадры на промышленных предприятиях необходимо решать, планомерно реализуя такие мероприятия как:
1. Проведение регулярных встреч с руководителями кадровых служб промышленных предприятий с целью определения потребности в рабочих кадрах и перспективного планирования потребностей в них, формированию эффективной кадровой политики на заводах. Отработка системы подачи заявок предприятиями города в органы образования на подготовку рабочих.
2. Организация постоянного шефства над учебными учреждениями начального профессионального образования в целях укрепления материальной базы УНПО и закрепления на заводах специалистов, ответственных за данную работу.
3. Организация шефства над кружками технического творчества молодежи со стороны промышленных предприятий.
4. Разработка системы льгот для предприятий, ведущих активную кадровую политику, направляющих средства на обучение рабочих кадров, совершенствование материальной базы учебных учреждений начального профобразования, соблюдающих установленную квоту для трудоустройства слабозащищенной категории граждан, а также разработка критериев оценки деятельности предприятий в этой области.
5. Развитие взаимодействия промышленных предприятий и организаций города со среднетехническими, высшими учебными заведениями по подготовке кадров, содействию прохождения производственной практики и адаптации при последующем трудоустройстве.
6. В рамках деятельности Совета молодых специалистов г. Тулы проводить регулярную работу по созданию и поддержке Советов молодых специалистов на предприятиях города.
7. Развитие практики заключения трехсторонних договоров между учреждениями начального профессионального образования (УНПО), предприятиями и учениками на профессиональную подготовку и переподготовку.
При составлении договоров рекомендовать предприятиям включать в них следующие пункты:
а) оказание всесторонней помощи УНПО в организации процесса обучения, ремонте станочного парка, приобретении (предоставлении) материалов и инструментов;
б) выплату надбавки к государственной стипендии;
в) выплату надбавки в течение года к заработной плате молодым специалистам, получившим начальное профессиональное образование и впервые пришедшим на завод, в том числе после службы в армии.
8. Рекомендовать предприятиям заключить договоры с УНПО по оказанию шефской помощи. В рамках заказов на подготовку рабочих кадров для предприятия путем заключения дополнительных договоров ввести надбавки к тарифной ставке мастера производственного обучения УНПО, осуществляющих подготовку специалистов за счет средств предприятия.
9. Проводить постоянную работу по размещению заказов предприятий на изготовление узлов и деталей в УНПО с целью дополнительного финансирования учебного процесса и совершенствования мастерства учащихся.
10. Проводить мероприятия по профориентации, отбору молодежи для подготовки в учебных заведениях начального профессионального образования, первоначальной подготовке кадров по рабочим специальностям и формированию положительного имиджа рабочих профессий. Регулярно проводить конкурсы профессионального мастерства среди рабочих и инженерных кадров.
11. Проводить регулярную профориентационную работу и пропаганду рабочих специальностей через средства массовой информации.
12. Практиковать временное трудоустройство несовершеннолетних во время летних каникул, организацию летних производственных практик.
13. Организовывать переподготовку специалистов, занимающихся профобучением на производстве.
14. Разработать план мероприятий по закреплению рабочих кадров на производстве.
15. Возобновлять практику выделения льготных путевок на период летних отпусков в дома отдыха и профилактории рабочим и молодым специалистам, впервые пришедшим на завод (либо частично компенсировать затраты на их приобретение). Рекомендовать предприятиям города включить данный пункт в коллективные договора.
16. Проводить работу с руководителями промышленных предприятий и организаций по подержанию уровня заработной платы основных рабочих в соответствии с рекомендациями ГУ ТГЦЗН Тульской области.
17. Возобновить на предприятиях практику наставничества над молодежью.
18. Проводить конкурсы на лучшее предприятие "За создание здоровых и безопасных условий труда на предприятии".
19. Принимать участие в ежегодном празднике труда.
Затраты на проведение конкурса на лучшее предприятие
"За создание здоровых и безопасных условий труда на предприятии"
Планируемое количество предприятий, участвующих в конкурсе (по 5 предприятий от каждого района г. Тулы) - 25
Призовой фонд - 54,57 тыс. руб.
Организационные расходы - 5,0 тыс. руб.
Всего - 59,6 тыс. руб.
Затраты на проведение мероприятий ежегодного "Праздника труда"
в г. Туле
Затраты на награждение участников конкурсов:
20 чел. х 2910,4 руб. = 58,21 тыс. руб.
Чествование трудовых династий:
5 династий х 3638 руб. = 18,2 тыс. руб.
Награждение школьников:
5 чел. х 727,6 руб. = 3,64 тыс. руб.
Организационные расходы - 10,0 тыс. руб.
Аренда зала для проведения торжественных мероприятий - 5,0 тыс.руб.
Всего - 95,1 тыс. руб.
Затраты на мероприятия по поддержке и социальной акклиматизации
молодых специалистов на предприятиях и в организациях г. Тулы
Проведение конкурса среди промышленных предприятий по наиболее эффективной организации работы Совета молодых специалистов, поддержке и социальной акклиматизации молодежи:
Призовой фонд
I место - 25 тыс. руб.
II место - 20 тыс. руб.
III место - 15 тыс. руб.
Организационные расходы - 5 тыс. руб.
Всего - 65,0 тыс. руб.
3.2. Содействие занятости населения
3.2.1. Программы создания рабочих мест
Инвестиционные программы создания новых и развития
существующих производств
Число рабочих мест, как сохраненных, так и вновь созданных, является важнейшим показателем, характеризующим отсутствие напряженности в обществе.
Многие предприятия для сохранения высокого уровня производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции увеличивают объемы инвестиций в основной капитал.
Учитывая актуальность привлечения инвестиций в промышленность города, рабочей группой по инвестиционной деятельности проводится постоянная работа в этом направлении: рассмотрение наиболее перспективных инвестиционных проектов предприятий города, подготовка резюме, проспектов, прайс-листов инвестиционных проектов для информирования торговых представительств европейских стран и потенциальных инвесторов.
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы
Становление и развитие малого предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий.
Поддержка малого предпринимательства - одна из реальных возможностей для организации самостоятельной занятости для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Специфика поддержки малого бизнеса состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека, желающего заняться предпринимательской деятельностью. С целью снятия социальной напряженности в городе, поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан как важнейшего условия реализации активной политики на рынке труда, служба занятости отработала технологию содействия предпринимательской деятельности, которая включает в себя:
1) профессиональную диагностику;
2) профессиональные консультации;
3) обучение:
- основам предпринимательской деятельности;
- профессиям под самозанятость;
4) оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости;
5) обеспечение регулярных занятий в "Клубе ищущих работу" по программе "Первые шаги в мир предпринимательства";
6) обеспечение регулярных юридических консультаций по вопросам предпринимательства.
Затраты по содействию самозанятости населения безработных граждан содержат:
- затраты на профессиональное обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности;
- затраты на подготовку и издание справочно-информационных материалов для информирования о возможностях организации самозанятости, изготовление наглядной информации, приобретение учебных пособий;
- затраты за предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости (проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы, предоставление возможности на использование каналов связи и оргтехники);
- затраты на оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости, в том числе: на подготовку документов, оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
Расчет затрат из федерального бюджета на оказание финансовой помощи
на подготовку учредительных документов
Таблица N 12
Годы | Кол-во человек |
Размер прожиточного минимума, тыс. руб. |
Затраты на оказание финансовой помощи, всего тыс. руб. |
2005(прогноз) | 8 | 2,262 | 18,096 |
2006(прогноз) | 8 | 2,427 | 19,416 |
Организация общественных работ
Общественные работы проводятся в соответствии с законом РФ "О занятости населения в РФ", Положением "Об организации общественных работ", утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. N 876 в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247, от 20.12.2003 N 769, в рамках направлений расходования средств Федерального бюджета, определенных приказом Минтруда от 25.03.2002 г. N 57 и Минфина России N 21-н.
Общественные работы призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Эти работы являются наиболее эффективной формой временной занятости граждан, т.к. могут охватить широкий круг незанятого населения, обеспечивая ему финансовую поддержку, предоставляя возможность трудоустройства для молодежи, выпускников учебных заведений, не нашедших себе постоянную работу, а гражданам, длительное время не работавшим и потерявшим мотивацию к труду, - возможность социальной реабилитации и активизации поиска подходящей работы на рынке труда.
В разрезе рынка труда общественные работы позволяют:
1. Приобщить к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, в том числе молодежь.
2. Предоставить временный заработок гражданам, потерявшим работу по различным причинам, с целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоянного места работы.
3. Обеспечить дополнительный заработок лицам пенсионного и предпенсионного возраста, инвалидам, утратившим профессиональную мобильность.
4. Сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Исходя из прогноза рынка труда, в общественных работах примут участие:
Таблица N 13
Год | Число участвующих в общественных работах, (чел.) |
2005 (прогноз) |
1853 |
2006 (прогноз) |
1884 |
В процессе реализации мероприятий программы в части организации общественных работ важно, чтобы у граждан сформировалась прямая и реальная заинтересованность в переходе от состояния безработицы к реальной активной трудовой деятельности.
Общая стратегия при организации общественных работ будет строиться на совместном сотрудничестве органов местного самоуправления, службы занятости, предприятий, организаций независимо от формы собственности.
Развитие базы данных по общественным работам находится в прямой зависимости от количества желающих принять участие в общественных работах, имеющихся объемов работ и наличия финансовых средств.
Расчет финансовых затрат на реализацию мероприятий по организации
общественных работ
При организации общественных работ планируются затраты на:
а) оплату труда из средств работодателя (в случае отсутствия финансовых средств будут привлекаться средства местного бюджета);
б) размещение материалов в средствах массовой информации о планируемых мерах по организации общественных работ, разработку и выпуск специальных информационных изданий;
в) поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации;
г) транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно.
Расчет финансовых затрат работодателя на организацию
общественных работ
Таблица N 14
Год | Количество участников ОР, чел. |
Средний размер заработной платы, тыс. руб. |
Затраты на оплату труда, всего, тыс. руб. |
2005 (прогноз) |
1826 | 2,55 | 4664,0 |
2006 (прогноз) |
1857 | 2,74 | 5086,8 |
Расчет финансовых затрат на поддержку доходов безработных граждан
из федерального бюджета
Таблица N 15
Год | Количество участников ОР, которые получат материальную поддержку, чел. |
Размер материальной поддержки, тыс. руб. |
Затраты на материальную поддержку, всего, тыс. руб. |
2005 (прогноз) |
842 | 0,678 | 570,876 |
2006 (прогноз) |
844 | 0,728 | 614,43 |
Расчет финансовых затрат из местного бюджета на оплату труда
Таблица N 16
Год | Количество участников ОР, которые получат заработную плату из средств местного бюджета, чел. |
Средний размер заработной платы, тыс. руб. |
Затраты на оплату труда всего, тыс. руб. |
2005 (прогноз) |
27 | 3,4 | 92,0 |
2006 (прогноз) |
27 | 3,7 | 100,0 |
Расчет финансовых затрат из федерального бюджета на транспорт:
Будет арендован 1 автобус вместимостью 30 человек.
Время ежедневной аренды - 4 часа
Таблица N 17
Год | Период предоставления транспорта, дней t |
Стоимость часа аренды, тыс. руб. ц |
Затраты на транспорт всего, тыс. руб. З = 4 ( ц t ) |
2005 (прог- ноз) |
66 | 0,413 | 109,032 |
2006 (прог- ноз) |
66 | 0,443 | 116,95 |
Расчет финансовых затрат из федерального бюджета на информирование о проведении общественных работ:
Таблица N 18
Год | Стоимость одной публикации тыс.руб. |
Число публикаций, шт. |
Затраты, всего тыс. руб. |
2005 (прог- ноз) |
2,4 | 6 | 14,39 |
2006 (прог- ноз) |
2,6 | 6 | 15,44 |
Общие затраты на реализацию мероприятий по
"Организации общественных работ"
Таблица N 19
Год | Средства на реализацию мероприятий по организации ОР | |||
Всего, тыс. руб. |
В том числе | |||
Средства работодате- лей, тыс. руб. |
Из федерального бюджета, тыс. руб. |
Из местного бюджета, тыс. руб. |
||
2005 (прогноз) |
5450,29 |
4664,0 | 694,298 | 92,0 |
2006 (прогноз) |
5933,62 |
5086,8 | 746,82 |
100,0 |
Объемы финансовых средств, заложенные в программе на финансирование мероприятий, являются расчетными и подлежат ежегодному уточнению.
3.2.2. Социальная интеграция и поддержка граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
Большое внимание в 2005-2006 гг. службой занятости будет уделяться трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Для обеспечения реализации данного направления будут использоваться следующие программы:
- квотирование рабочих мест;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с финансовой поддержкой из средств федерального и местного бюджетов;
- профессиональная ориентация;
- профессиональное обучение;
- программы социально-психологической адаптации граждан на рынке труда;
- общественные работы.
Особенное внимание будет уделяться организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с поддержкой доходов из средств федерального и местного бюджетов, т.к. именно эта программа позволяет в наибольшей степени оказать материальную поддержку конкретным безработным данных категорий.
По данной программе планируется трудоустроить в 2005 г. - 162 чел., в 2006 г. - 163 чел.
Расходы на организацию временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Зпу = Средняя сумма затрат на 1 чел. + средний период участия + число участников + информирование через СМИ
Таблица N 20
Год | Число участ- ников (чел.) |
Средняя сумма затрат на 1 участни- ка (руб. в мес.) |
Средняя продол- житель- ность участия (мес) |
Инфорование ние через СМИ (3% от общей суммы затрат (руб.) |
Всего (руб.) |
В том числе | ||
Феде- раль- ный бюджет (руб) |
Регио- наль- ный бюджет (руб) |
Местный бюджет |
||||||
2005 | 162 | 907,46 | 2 | 6229 | 300247 | 213877 | - | 86370 |
2006 | 163 | 957,06 | 2 | 6768 | 318769 | 232369 | - | 86400 |
Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью
Одна из приоритетных задач государственной социальной политики - устранение проявлений экономического и социального неравенства и создание необходимых условий для интеграции инвалидов в обществе.
В сложившихся условиях особое внимание необходимо уделять профессиональной реабилитации инвалидов - комплексу мероприятий по восстановлению трудоспособности инвалида в допустимых ему по состоянию здоровья условиях труда, обучению и переобучению.
В целях обеспечения занятости инвалидов и дальнейшего создания необходимых условий для реализации их потенциальных возможностей в сфере трудовой деятельности, в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О занятости населения в РФ" будут осуществляться специальные мероприятия:
- содействие установлению квот на рабочие места для трудоустройства инвалидов на предприятиях и организациях города;
- проведение мини-ярмарок для инвалидов;
- оказание социально-психологической помощи через занятия в "Клубе ищущих работу" и программу "Новый старт";
- взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, общественными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве граждан, нуждающихся в социальной защите (ВОИ, ВОС, ВОГ, учреждениями МСЭ);
- сотрудничество с учреждениями МСЭ (проводить регулярные встречи с врачами - экспертами по совершенствованию трудовых рекомендаций, информировать их о наличии свободных рабочих мест, приемлемых для трудоустройства инвалидов и др.);
- оказание поддержки доходов при трудоустройстве инвалидов в специализированные предприятия, использующие труд инвалидов (ТРОО "Березень", Некоммерческая организация Благотворительный фонд содействия детям-инвалидам "Добродетель-Тула", Тульское социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих и др.).
В результате проводимых мероприятий предполагается, что трудоустроятся в 2005 г. - 283 чел., в 2006 г. - 283 чел.
Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Одной из социальных групп, требующих от государства особого внимания и выработки специальных подходов, являются бывшие военнослужащие. При выборе мер по трудоустройству данной категории граждан необходимо учитывать следующие особенности:
1. Незнание большинством бывших военнослужащих основ действующего законодательства и нормативных актов по вопросам трудоустройства и переподготовки на гражданские специальности.
2. Определенное психологическое состояние бывших военнослужащих, являющееся сдерживающим фактором их обращения к услугам службы занятости.
3. Недостаточная координация действий государственных структур (администрации, военкоматов, органов социальной защиты, органов управления образованием, службы занятости и пр.) с организациями, занимающимися трудоустройством и социальной адаптацией бывших военнослужащих.
С целью улучшения работы по содействию занятости граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, увеличения объемов их профессионального обучения целесообразно спланировать и провести комплекс мер:
- принимать участие в разработке специальных программ, планов, мероприятий по усилению социальной защиты и обеспечению занятости граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
- осуществлять трудоустройство на временные рабочие места с поддержкой доходов из средств федерального, местного бюджетов;
- проводить работу с воинскими частями в целях информационного обеспечения совместного процесса работы с военнослужащими, подлежащими увольнению, и членами их семей и улучшения профориентационной работы с ними;
- осуществлять превентивную психолого-профориентационную работу с военнослужащими, подлежащими увольнению;
- создать в военных учебных заведениях и центрах по переподготовке военных, а также в структурах, где они проходят службу, сеть информационных пунктов, где размещалась бы информация об условиях трудоустройства, формах переобучения, социально-правовой защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В определенные дни в этих центрах специалист органов службы занятости может вести прием и давать консультации по всем вопросам трудовой и социальной адаптации военнослужащих, в том числе по профессиональной ориентации;
- усилить взаимодействие структурных подразделений Управы, органов военного управления, службы занятости населения г. Тулы и других заинтересованных ведомств по сбору, обобщению и анализу данных о потребности указанных категорий граждан в переподготовке и трудоустройстве;
- продолжить сотрудничество с Тульской областной организацией "Профсоюзы военнослужащих России" и Общероссийским профессиональным союзом военнослужащих;
- публиковать материалы, посвященные социальной адаптации бывших военнослужащих, информацию об услугах, об имеющихся вакансиях, где и как можно обучиться в газете "Бюллетень вакансий", выпускаемой НПСВ совместно с ЦЗН в г. Туле.
Предполагается, что будет трудоустроено в 2005 г. - 50 чел., в 2006 г. - 50 чел.
Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из учреждений,
исполняющих наказания (УИН)
Исследования показывают, что лица, освобожденные из мест лишения свободы, с трудом адаптируются к новым условиям жизни, иным ценностям и стереотипам поведения, трудно переживают потерю привычных профессиональных знаний и навыков, тяжелое материальное положение, а также испытывают трудности в связи с утратой квалификации и опыта. Им свойственны глубокая апатия и эмоционально- психологические расстройства. Обратившись в службу занятости по вопросу трудоустройства, сталкиваясь с рядом трудностей при подборе подходящей работы, они уже на первичном этапе теряют уверенность и прекращают поиск работы.
Для повышения эффективности работы с указанной категорией граждан предполагается:
1. Оказание психологической поддержки (программы "Клуб ищущих работу", "Новый старт").
2. Трудоустройство на квотируемые рабочие места.
3. Трудоустройство на временные рабочие места с поддержкой доходов из средств федерального, местного бюджетов.
4. Разработка программы действий, направленной на оказание помощи исправительным учреждениям, включающую:
- проведение консультаций и семинаров по вопросам Трудового кодекса, Закона о занятости РФ;
- обеспечение информационно-методическими материалами;
- обеспечение превентивной профориентационной работой освобождающихся граждан;
- представление информации о наличии вакантных мест, о ситуации на рынке труда;
- регулярную публикацию информационных материалов о работе службы занятости в специализированной газете "Судьба";
- формирование единого организационного поля, позволяющего осуществлять согласованную работу в этом направлении.
Предполагается, что будет трудоустроено в 2005 г. - 22 чел., в 2006 г. - 24 чел.
Содействие занятости молодежи
Положение молодежи на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется, в конечном счете, потребностью в работе, спросом экономики на работников данной социально-демографической группы, конкурентоспособностью молодежной рабочей силы.
Переход к рыночным отношениям обострил проблемы в области занятости населения и обусловил увеличение численности не работающей и не учащейся молодежи. От образовательного уровня, профессиональной подготовки молодых людей, приобретения ими трудовых навыков, принадлежности к занятой или безработной части рабочей силы зависит развитие способностей к труду, формирование профессионально - квалификационной структуры молодых кадров, процесс их обновления и совершенствования, качественные характеристики труда, а значит, и перспектива развития социально-экономического общества.
Для снижения уровня безработицы среди молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда, сотрудники службы занятости планируют продолжение работы по специальным программам:
1. профессиональное обучение - основными направлениями деятельности которого будут:
- оказание услуг работодателям в области опережающего профессионального обучения;
- координация объемов и профильной подготовки в профильных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями рынка труда;
- расширение практики обучения безработных на предприятиях с последующим трудоустройством на этих же предприятиях;
- повышение эффективности учебного процесса и снижение затрат путем внедрения индивидуальных программ, интенсивных методик, гибких форм обучения;
2. трудоустройство на временные рабочие места с поддержкой доходов из средств федерального, местного бюджетов;
3. социальная адаптация молодых безработных ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт") в целях оказания помощи в преодолении негативных последствий безработицы, восстановления мотивации трудоустройства, активизации деятельности по самостоятельному поиску места работы;
4. организация оплачиваемых общественных работ;
5. квотирование рабочих мест.
Содействие занятости выпускников учебных заведений
Комплекс мер по регулированию занятости выпускников учебных заведений включает в себя:
- содействие занятости молодых специалистов на основе расширения объемов и улучшения качества услуг, предоставляемых службой занятости: обеспечение свободного доступа к городскому банку вакансий, проведение специализированных ярмарок вакансий для молодых специалистов, ярмарок учебных мест, формирование банка данных молодых специалистов и подбор кадров из их числа для работодателя, широкое информирование молодых специалистов о деятельности службы занятости и городского банка вакансий через средства массовой информации;
- обучение безработных граждан самостоятельному поиску работы и умению выгодно преподнести себя работодателю через специальные программы занятости "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
- реализация мер активной политики занятости, включающей профориентацию, переподготовку и повышение квалификации молодых специалистов; создание новых рабочих мест, содействие предпринимательству и созданию собственного дела за счет бюджетных средств всех уровней, организацию временной занятости молодежи в свободное от учебы время и другие направления обеспечения занятости;
- проведение исследований, семинаров и конференций по проблемам рынка труда молодых.
Важнейшими условиями по стабилизации занятости молодых специалистов должны быть меры по оздоровлению экономики города, совершенствованию нормативно-правовой базы политики занятости, содействию реформирования высшей и средней школы с учетом потребностей экономики, совершенствованию деятельности городской службы занятости по обеспечению занятости молодых специалистов, расширению взаимодействия учебных заведений с работодателями, углублению их сотрудничества со службой занятости.
Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет
Для несовершеннолетней учащейся молодежи, не обладающей профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, службой занятости планируется организовывать временные работы в свободное от учебы время. Это позволит приобщить несовершеннолетних граждан к труду, адаптировать к трудовой деятельности, предоставит им возможность трудового заработка. В приоритетном порядке для участия в данной программе будут направляться дети-сироты, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, а также состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Прогноз трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет
Таблица N 21
Год | Количество несовершеннолетних граждан, чел. | |
Всего | в т. ч . с матер. поддержкой |
|
2005 (оценка) |
1720 | 1685 |
2006 (оценка) |
1805 | 1685 |
Финансирование мероприятий по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан будет осуществляться из средств работодателя и из средств федерального, областного и местного бюджетов, выделенных на реализацию активных программ содействия занятости населения. Это является немаловажным фактором для несовершеннолетних граждан, так как стимулирует их мотивацию к поиску временной работы в свободное от учебы время. Центр занятости населения обеспечивает материальную поддержку несовершеннолетних граждан на период их участия во временных работах не ниже минимального пособия по безработице, установленного законодательством РФ.
Расчет финансовых затрат на реализацию мероприятий по организации
временной занятости несовершеннолетних
При организации временной занятости несовершеннолетних граждан планируются затраты на:
а) оплату труда из средств работодателя.
Если в качестве работодателя выступают муниципальные учреждения, подведомственные главному управлению образования Управы г.Тулы или комитету по делам молодежи Управы г.Тулы, финансирование оплаты труда несовершеннолетних осуществляется из средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию данного направления;
б) размещение материалов в средствах массовой информации о планируемых мерах по организации временной занятости, разработку и выпуск специальных информационных изданий;
в) материальную поддержку несовершеннолетних граждан, трудоустроенных на временные работы, не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации;
г) транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения временных работ и обратно.
Расчет финансовых затрат работодателя на организацию временных работ:
Таблица N 22
Год | Количество трудоустроенных на временные работы, чел. * |
Средний размер заработной платы, тыс. руб. |
Затраты на оплату труда, всего, тыс. руб. |
2005 (прогноз) |
1360 | 0,756 | 1028,16 |
2006 (прогноз) |
1445 | 0,810 | 1170,45 |
* Остальные будут финансироваться из средств местного бюджета
Расчет финансовых затрат на материальную поддержку несовершеннолетних граждан из федерального и областного бюджетов:
Таблица N 23
/--------------------------------- ---------- ------------------------\
| Год |Количество |Размер |Размер |Затраты на|Соотношение|
| |трудоустрое-|прожито- |материа- |материаль- |долей |
| |нных |чного |льной |ную |средств |
| |на временные|минимума,|поддержки,|поддержку, |местного и|
| |работы, |тыс.руб. |тыс. руб. |всего, тыс.|областного |
| |которые | |(20% от |руб. |бюджетов. |
| |получат | |прожиточ- | |-----------|
| |материальную| |ного | |феде-|реги-|
| |поддержку, | |минимума) | |раль-|она- |
| |чел. | | | |ный |льный|
|-----------+------------+---------+----------+-----------+-----+-----|
| 2005 |1685 |2,262 |0,452 |761,62 |380,8|380,8|
| (прогноз) | | | | | | |
|-----------+------------+---------+----------+-----------+-----+-----|
| 2006 |1685 |2,427 |0,485 |817,23 |408,6|408,6|
| (прогноз) | | | | | | |
\---------------------------------------------------------------------/
Расчет финансовых затрат из местного бюджета, привлекаемых
на расчетный счет работодателя:
Таблица N 24
Год | Количест- во несовер- шеннолет- них граждан, которые получат заработ- ную плату из средств местного бюджета, чел. |
Средний размер заработ- ной платы несовер- шеннолет- них граждан тыс. руб. |
Затраты на оплату труда несовер- шенноле- тних граждан всего, тыс.руб. |
Кол-во настав- ников для несовер- шенноле- тних граждан, чел. |
Сред- ний размер зара- ботной платы труда наста- вников тыс. руб. |
Затраты на оплату труда настав- ников всего, тыс. руб. |
Затраты на оплату труда, Всего, тыс. руб. ( 4+7 ) |
2005 (прогноз) |
360 | 1,2 | 432,0 | 25 | 1,54 | 38,5 | 470,5 |
2006 (прогноз) |
360 | 1,3 | 468,0 | 25 | 1,68 | 42,0 | 510,0 |
Расчет финансовых затрат из федерального бюджета на транспорт:
Будет арендован 1 автобус вместимостью 30 человек на 2 месяца (44 рабочих дня).
Время ежедневной аренды - 4 часа
Таблица N 25
Год | Период предоставления транспорта, дней t |
Стоимость часа аренды, тыс. руб. ц |
Затраты на транспорт всего, тыс. руб. З = 4 ( ц t ) |
2005 (прогноз) |
44 | 0,413 | 72,69 |
2006 (прогноз) |
44 | 0,443 | 78,00 |
Расчет финансовых затрат из федерального бюджета на информирование об организации временной занятости:
Таблица N 26
Год | Стоимость одной публикации тыс. руб. |
Число публикаций |
Затраты, всего тыс. руб. |
2005 (прогноз) |
2,4 | 4 | 9,6 |
2006 (прогноз) |
2,6 | 4 | 10,4 |
Общие затраты на реализацию мероприятий по организации временных работ:
Таблица N 27
Год | Средства по реализации мероприятий по организации временных работ |
||||
Всего, тыс. руб. |
В том числе | ||||
Средства работода- телей |
Из федерально- го бюджета |
Из региональ- ного бюджета |
Из местного бюджета |
||
2005 (прогноз) |
2365.23 | 1050.84 | 463.09 | 380,8 | 470.5 |
2006 (прогноз) |
2586.05 | 1170.45 | 497.0 | 408,6 | 510.0 |
Объемы финансовых средств, заложенные в программе на финансирование мероприятий, являются расчетными и подлежат ежегодному уточнению.
Содействие занятости женщин, испытывающих трудности при трудоустройстве
Женская безработица - разновидность безработицы, выделенная по признаку пола и обусловленная совокупностью общих факторов, порождающих безработицу в условиях рыночной экономики, и факторов специфических, связанных с особенностями женской рабочей силы, положением женщин на рынке труда как маргинальной группы по критерию конкурентоспособности.
Пониженную конкурентоспособность женской рабочей силы на рынке труда обусловливают следующие факторы:
- невысокий, по сравнению с мужчинами, уровень квалификации женщин рабочих профессий;
- пониженная трудовая мобильность и социальная пассивность женщин к новым формам собственности;
- женщин в большей мере, чем мужчин, устраивает частичная занятость как альтернатива полной безработице;
- необходимость предоставления женщинам льгот, связанных с психофизиологическими особенностями женского организма и особой ролью в воспроизводстве населения и воспитании детей.
Обращение в службу занятости для женщин наиболее популярный способ поиска работы, личные связи и прямое обращение к работодателю они используют значительно реже. Значительная часть женщин нуждается в работе и желает немедленно получить ее как по причине профессиональной заинтересованности, так и из-за материальной заинтересованности.
Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев
Среди социально незащищенных групп населения беженцы и вынужденные переселенцы составляют незначительную часть населения, которые не оказывают существенного влияния на местный рынок труда. В числе обращающихся в службу занятости их доля менее одного процента.
Беженцам и вынужденным переселенцам будет оказываться весь спектр услуг, предоставляемый службой занятости гражданам.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
В течение ряда последних лет отмечается стабильный рост количества граждан, ежегодно регистрируемых по вопросу трудоустройства, что является следствием общего улучшения конъюктуры рынка труда, а также повышения эффективности работы органов службы занятости. Прирост количества обращающихся предполагается, в основном, за счет расширения сферы влияния службы занятости среди незанятого населения, а также среди занятых граждан, желающих сменить место работы. Уровень трудоустройства лиц, состоящих на учете, будет возрастать на продолжении всего программируемого периода.
Важнейшей задачей в области трудоустройства незанятого населения в 2005 - 2006 годах станет развитие системы раннего профилирования граждан, обращающихся в службу занятости, включающей в себя:
- определение индивидуальных психологических и профессиональных качеств и характеристик каждого гражданина, обращающегося по вопросу трудоустройства;
- оценка перспектив его трудоустройства, выявление факторов, способных осложнить подбор подходящей работы;
- определение оптимального порядка взаимодействия службы занятости с данным клиентом.
Дальнейшее развитие в городе получит программа "Ярмарки вакансий" - организация массовых мероприятий, на которых ищущие работу клиенты службы занятости непосредственно встречаются с работодателями, нуждающимися в рабочей силе. Данная форма активного содействия в трудоустройстве позволяет добиваться высокой результативности при незначительных затратах (финансовые средства требуются только на рекламу мероприятий, организационные расходы, иногда - на краткосрочную аренду помещений).
Программируемые показатели организации ярмарок вакансий
в 2005 - 2006 гг.
Таблица N 28
N п/п |
Количество проведенных ярмарок вакансий | |
1. | 2005 г. | 80 |
2. | 2006 г. | 70 |
Подразделениями службы занятости, совместно с подразделениями Управы города, предприятиями и организациями г. Тулы будет наращиваться работа по организации и проведению так называемых мини - ярмарок различной направленности. Эта активная форма содействия занятости отличается мобильностью и оперативным реагированием на запросы рынка труда. При небольшом количестве участников местом проведения мероприятия чаще всего становится помещение службы занятости или предприятие. Работодатели встречаются с заранее подобранными службой занятости кандидатурами, что значительно повышает эффективность мероприятия.
В 2005 - 2006 годах ярмарки вакансий останутся одной из важнейших форм оказания содействия занятости безработным и ищущим работу гражданам. Дальнейшее развитие получат специализированные ярмарки вакансий (по организации общественных и временных работ, ярмарки учебных мест).
Таблица N 29
Количество ярмарок |
Количество участников |
Средства федерального бюджета |
Средства из бюджета муниципального образования |
||||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. |
80 | 70 | 3750 | 3800 | 36,0 | 39,0 | - | - |
Социально-психологическая адаптация безработных
граждан на рынке труда
В 2005-2006 годах по-прежнему большую актуальность и востребованность будут иметь программы социально-психологической адаптации граждан на рынке труда. Содействие безработным в их трудоустройстве через обучение навыкам самостоятельного поиска работы и психологическую поддержку будет оказываться через программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
Деятельность программ социально-психологической адаптации будет направлена на:
- обсуждение психологических проблем, затрудняющих процесс поиска работы в условиях реально действующего рынка труда; повышение мотивации к активному поиску работы;
- формирование навыков делового общения и самопрезентации;
- оказание помощи по профессиональному самоопределению в ситуации необходимости смены профессии;
- профилирование безработных граждан.
С учетом работы, проводимой по профилированию безработных граждан в 2005-2006 гг., необходимо разработать программы социально-психологической адаптации для различных профильных групп, сделав их более адресными.
Повысить уровень психологической помощи, оказываемой участникам программы "Новый старт", позволит привлечение специалистов-психологов для проведения тренингов (для граждан, длительно состоящих на учете; для безработных с низкой мотивацией к труду; для безработных, нуждающихся в социальной поддержке).
В планируемый период будет продолжена разработка методического обеспечения программ социально-психологической адаптации, совершенствование и корректировка программ с учетом изменяющихся условий на рынке труда, использование технических средств, которыми оснащено помещение Клуба ищущих работу, для повышения эффективности и качественного уровня проведения занятий.
Финансирование мероприятий по социально-психологической
адаптации граждан
Таблица N 30
Клуб ищущих работу |
Курс "Новый старт" |
Средства федерального бюджета (т. руб.) |
Средства из местного бюджета (т. руб.) |
||||
2005 г., чел. |
2006 г., чел. |
2005 г., чел. |
2006 г., чел. |
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. |
400 | 400 | 220 | 220 | 67,33 | 72,25 | - | - |
Профилирование безработных граждан, как профилактика
длительной безработицы
Специалисты службы занятости ведут постоянный учет безработных с длительным периодом безработицы.
Социальный портрет длительно безработного наиболее ярко отражает структурный дисбаланс спроса и предложения.
Отсутствие "женских" вакансий (в базе данных их доля составляет менее 30%), дефицит вакансий для ИТР и служащих (15%), высокие требования к претендентам на замещение вакантных должностей (возраст, состояние здоровья и т.д.) обуславливают затяжной период безработицы у лиц, наименее конкурентоспособных на рынке труда.
C указанной категорией клиентов ведется активная работа по содействию в трудоустройстве.
В целях пресечения потребительских ожиданий клиентов проводится комплекс мероприятий, включая индивидуальные и групповые формы работы.
Одним из ключевых элементов нового подхода к реализации разрабатываемой программы занятости является профилирование безработных граждан.
Использование метода профилирования безработных граждан позволяет своевременно выявлять лиц, для которых риск долгосрочной безработицы достаточно высок. Принятие соответствующих мер для ускорения их трудоустройства позволит оптимизировать расходы и повысить эффективность деятельности службы занятости.
В 2005-2006 гг. в центре занятости населения продолжится процедура дифференциации безработных граждан по степени их профессиональной востребованности на рынке труда, степени их мотивации к трудовой деятельности.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
С целью всестороннего информирования жителей города по осуществлению государственной и муниципальной политики занятости и активизации поведения населения на рынке труда, координации связей с общественностью в решении вопросов занятости в городе, формирования благоприятного отношения, доверия к деятельности службы занятости, предусматривается:
- информирование безработных граждан об их правах и обязанностях, определенных Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации" и другими нормативными документами;
- информирование предприятий о правовых вопросах, связанных с сокращением штатов, создания новых рабочих мест и проч.;
- информирование населения г. Тулы о вакансиях, имеющихся на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности;
- информирование населения о возможных вариантах временного трудоустройства в пределах административных границ города;
- информирование населения о возможных вариантах трудоустройства в Тульской области;
- информирование населения о возможном трудоустройстве за пределами области;
- информирование предприятий о состоянии рынка труда;
- информирование населения и предприятий о возможности учебно-курсовой сети, через которую служба занятости осуществляет обучение и переобучение безработных;
- информирование сотрудников центра занятости о проблемах рынка труда и занятости населения, опыте работы службы занятости городов и районов области, России;
- профориентационная работа и пропаганда рабочих специальностей через средства массовой информации.
Информационная работа ведется посредством размещения материалов в областных и городских газетах, через выпуски передач на радио, телевидении, выпуск непериодических изданий (буклеты, листовки и т.д.), оформление стендов наглядной агитации в холлах центра занятости, оформление "Магазина вакансий" и "Комнаты работодателя":
- оформление информационных стендов в местах массового пребывания жителей города или района (на улицах, в администрациях, местах массового отдыха и т.д.);
- оформление информационных стендов (по мере необходимости) на предприятиях, в организациях, учебных заведениях города или района;
- организация работы консультационных пунктов на предприятиях и в организациях;
- тиражирование и выпуск периодических информационных материалов (буклетов, проспектов, бюллетеней);
- рекламная деятельность через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, включая кабельное, сеть "Интернет").
Смета затрат на проведение информационно-рекламной
и издательской деятельности
Таблица N 31
(тыс. руб.)
I. Статья расхода "Информирование" |
2005 год Прогноз |
2006 год Прогноз |
||||
Фед. бюд. |
рег. бюд. |
мест. бюд. |
фед. бюд. |
рег. бюд. |
мест бюд. |
|
I. Информирование населения и работодателей через средства массовой информации: 1.1. размещение материалов о деятельности службы занятости в районных, городских и областных газетах 1.2. выпуски передач о деятельности службы занятости на радио и телевидении 1.3. размещение материалов о деятельности службы занятости на кабельном телевидении |
15,2 10,8 4,4 |
- - - |
- - - |
16,3 11,6 4,7 |
- - - |
- - - |
2. Издание и тиражирование непериодических изданий (буклеты, листовки, проспекты и т.д.) |
32,6 | - | - | 35,0 | - | - |
3. Комплектование справочно-информационного фонда (СИФ) |
5,4 | - | - | 5,8 | - | - |
4. Проведение консультаций для высвобождаемых работников (в том числе аренда помещений на время проведения мероприятий, организация выездных консультационных пунктов и т.д.) |
- | - | - | - | - | - |
5. Оформление наглядной информации |
26,1 | - | - | 28,0 | - | - |
6. Использование сети "Интернет" |
- | - | - | - | - | - |
Итого: | 79,3 | - | - | 85,1 | - | - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.