Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Занятость и рынок труда
1.1 Изменения в сфере занятости в 2003 - I полугодии 2004 года
Анализ влияния на рынок труда демографических факторов
Демографическая ситуация, сложившаяся на протяжении ряда лет в г. Туле, оказывает неоспоримое влияние на рынок труда города. Основной причиной сокращения численности населения г. Тулы является естественная убыль населения, которая в 2003 году составила 6512 человек, на 01.07.2004 года - 2963 человека, что является основной причиной сокращения численности населения. Ее устойчивый и долговременный характер предопределен низкой рождаемостью и высокой смертностью, так в 2003 году смертность превысила рождаемость в 2,6 раза, за шесть месяцев 2003 года в 2,5 раза.
Коэффициент рождаемости на 1 тыс. человек населения в 2003 году составил 7,843, за I полугодие 2004 года - 7,822; коэффициент смертности в 2003 году - 20,291, за 6 месяцев 2004 года - 19,278; коэффициент естественного прироста соответственно - 12,448 и -11,456.
Повышенная смертность населения в трудоспособном возрасте сокращает численность трудовых ресурсов и является косвенным показателем неудовлетворительного состояния здоровья рабочей силы.
В условиях неблагоприятной демографической ситуации в городе миграция играет положительную роль. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения. Однако, в последнее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции, что связано с сокращением миграционного прироста.
Анализ влияния на рынок труда социально-экономических факторов
развития города
Рынок труда выполняет функцию индикатора состояния экономики, являясь одновременно и существенным фактором повышения ее эффективности.
В 2003 году и первом полугодии 2004 года продолжал сохраняться рост промышленного производства в основном за счет увеличения выпуска продукции отраслей промышленности, ориентированных на отечественный рынок.
Рост производства во многих отраслях экономики оказал определяющее воздействие на улучшение ситуации с денежными доходами и занятостью населения:
в январе-июне 2004г. денежные доходы увеличились по сравнению с тем же периодом 2003г. на 32,9%;
среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города Тулы за январь - июнь 2004 года составила 6017,1 руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 122,5%.
Характерными чертами ситуации на рынке труда стали:
высокая потребность в рабочей силе. Ежемесячно в банке вакансий, представленных в службе занятости, присутствовало в среднем более 3000 вакансий, что на уровне прошлого года;
численность экономически активного населения в среднегодовом исчислении в 2004 году сохранилась на уровне 2003 года и составила 333,6 тыс. человек.
Экономический рост повлек за собой частичное решение проблем, еще недавно казавшихся сверхактуальными (уменьшается скрытая безработица, увеличивается прирост принятых работников, увеличиваются доходы населения), но при этом появились другие.
Это нестабильность экономического развития ряда отраслей и предприятий и, в первую очередь, предприятий оборонного комплекса. Финансово - экономическое положение этих предприятий по-прежнему остается весьма тяжелым. Практически все предприятия работали в режиме острой недостаточности, а иногда и отсутствия оборотных средств. К внешним не улучшающимся отрицательным качествам финансово - экономической и налоговой системы, прибавляется еще и задолженность силовых структур (МО РФ, МВД РФ, ФПС РФ, ФГУП "Рособоронэкспорт) за поставленную продукцию и выполненные ОКР и НИР. Сохраняется высокая текучесть кадров. Численность выбывших с предприятий "оборонки" превысила число принятых на 36,7%.
Дефицит качественной рабочей силы, прежде всего станочников продолжает оставаться острой проблемой.
За последнее десятилетие большинство предприятий растеряли "золотой фонд" высококвалифицированных рабочих. Но есть и объективные причины - естественное старение кадров, смена многими сферы деятельности.
Не менее серьезной проблемой в этом ряду является и то, что учреждения начальной профессиональной подготовки, оставшись без поддержки промышленных предприятий города, оказались не в силах в полном объеме самостоятельно развивать и укреплять учебно-материальную базу, а учебная база самих предприятий сходит на нет.
Поэтому, к сожалению, потребность в квалифицированных рабочих кадрах удовлетворяется начальными профессиональными учебными заведениями Тулы в очень небольшом объеме.
Эти проблемы неразрывно связаны с проблемой падения престижа рабочих профессий.
Заводы, не в силах спрогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, в заключаемых договорах на подготовку кадров не гарантируют трудоустройство выпускников.
Предприятия не направляют в учебные заведения заявки на подготовку необходимых специалистов. Не работал еще несколько лет назад актуальный институт так называемых базовых предприятий.
Возникают большие сложности по направлению рабочих на учебу за счет средств посылающих предприятий для подготовки резервистов. Причиной низкой обеспеченности специалистами промышленного производства является также отсутствие на многих предприятиях надлежащих социально - бытовых условий.
Эти проблемы и ряд других факторов не позволяют обеспечить стабильный приток в промышленное производство профессионально подготовленных, ответственных работников.
Таким образом, в силу как субъективных, так и объективных причин, структурная безработица приобретает характер хронической.
1.2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 2004 году
По состоянию на 01.07.04 г. в службе занятости было зарегистрировано 2551 безработных граждан, что составило 0,76% экономически активного населения.
Разрыв прямой и обратной связи между рынком квалификационно-профессиональных услуг и запросами работодателей влияет на увеличение числа регистрируемых безработных.
Количество вакансий в 1,2 раза превышает число состоящих на учете. Трудность заключается в том, что более 80% вакансий, представленных в службе занятости, предназначены рабочим, в то время, как более 60% безработных - лица с высшим и средним специальным образованием. Кроме того, среди ищущих работу граждан около 60% составляют женщины. В тоже время, абсолютное большинство свободных рабочих мест адресовано мужчинам (более 70%).
Структура зарегистрированных безработных на конец отчетного периода
Таблица N 1
1 полугодие 2004 года |
|
человек | |
Численность зарегистрированных безработных на конец отчетного периода |
2551 |
в т.ч. : в возрасте 16-29 лет | 490 |
Предпенсионном возрасте | 228 |
Других возрастов | 1833 |
в т.ч. : имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
1527 |
Профессиональное начальное и среднее общее образование |
874 |
не имеющих полного среднего образования | 150 |
в т.ч.: высвобожденных из организаций при сокращении штатов, ликвидации предприятия |
806 |
Уволившихся по собственному желанию | 838 |
Выпускников учебных заведений | 30 |
Потерявших работу по другим причинам | 877 |
1.3. Особенности формирования рынка труда в 2005-2006 годах
Ожидаемые изменения в численности и структуре трудовых ресурсов, оживление во всех сферах экономической деятельности, переориентация населения на новые формы трудовых отношений повлияют на параметры спроса на рабочую силу, предъявляемого предприятиями и организациями всех форм собственности.
Сопоставление динамики ежегодно заявляемой работодателями потребности в рабочей силе позволяет оценить его масштабы на последующие годы.
В условиях позитивного развития экономики города, кадровой перестройки экономики спрос на рабочую силу будет увеличиваться. По прогнозу в 2005 г. банк вакансий рабочих мест службы занятости составит - 22,9 тысяч, в 2006 г. - 23,1 тысячи.
Параметры предложения рабочей силы на рынке труда определяются демографической динамикой, миграционной подвижностью населения и социально-экономическими факторами.
Сохранится несомненное лидерство спроса на высококвалифицированных специалистов, владеющих рабочими профессиями. Увеличится потребность в работниках актуальных рыночных профессий.
Численность граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, составит в 2005 г.-2006 г. соответственно 2,5 тыс. человек и 2,3 тыс. человек.
Наибольший удельный вес в предложении рабочей силы составят лица, вышедшие на рынок труда в связи с текучестью кадров. Их численность в 2005-2006 годах будет составлять по 51,3 тыс. человек ежегодно.
Рынок труда города дополнительно к лицам, имеющим опыт работы, пополнится выпускниками всех видов учебных заведений.
Учитывая сведения, предоставленные органами образования об ожидаемой численности выпускников, предполагается, что на рынок труда города попадет в 2005- 2006 годах по 2 тыс. выпускников учебных заведений ежегодно.
Проблема социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, их трудоустройство и профессиональное обучение остается актуальной. По данным Военного комиссариата Тульской области численность военнослужащих, проходивших военную службу по призыву или по контракту и увольняемых по различным причинам в прогнозируемом периоде, будет составлять в 2005 году - 3961 человек, в 2006 году - 3780 человек.
По-прежнему будет расти количество инвалидов, получающих трудовые рекомендации. По информации, полученной из Бюро медико-социальной экспертизы, на рынок труда города Тулы попадут в 2005 году - 5333 инвалидов, в 2006 году - 5600 инвалидов.
Помимо перечисленных категорий рынок труда пополняется за счет граждан, прибывающих из других регионов РФ и ближнего зарубежья, не имеющих работы и активно ее ищущих.
Прогноз ситуации на рынке труда г. Тулы
Таблица N 2
N пп | 2004 г. (оценка) |
2005 г. (прогноз) |
2006 г. (прогноз) |
||
Предложение рабочей силы | |||||
1. | Всего | 75437 | 74997 | 75018 | |
Из них: | |||||
2. | - уволенные с предприятий, организаций | 54017 | 53817 | 53617 | |
в том числе | |||||
2.1. | в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией предприятий и организаций |
2700 | 2500 | 2300 | |
2.2. | по другим причинам | 51317 | 51317 | 51317 | |
3. | - молодежь | 2362 | 1886 | 1950 | |
4. | - уволенные из Вооруженных сил | 4060 | 3961 | 3780 | |
5. | - освобожденные из мест лишения свободы |
719 | 828 | 930 | |
6. | - инвалиды всех групп, имеющие трудовые рекомендации |
5079 | 5333 | 5600 | |
7. | - механический приток рабочей силы | 3822 | 3822 | 3822 | |
8. | - не имеющие трудового стажа | 2600 | 2600 | 2600 | |
9. | - переходящие с предыдущего года граждане, состоящие на учете в службе занятости |
2778 | 2750 | 2720 | |
Распределение рабочей силы на рынке труда | |||||
10. | Численность граждан, которые трудоустроятся на предприятия и в организации в течение года самостоятельно |
58909 | 58347 | 58278 | |
11. | Обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости |
16528 | 16650 | 16740 | |
Работа с гражданами, обратившимися в службу занятости | |||||
12. | Будут признаны безработными | 9200 | 9350 | 9370 | |
13. | Будут получать пособие по безработице | 8800 | 8940 | 8957 | |
14. | Будут трудоустроены | 10400 | 10650 | 10900 | |
15. | Будут направлены на профобучение | 1159 | 1179 | 1205 | |
16. | Будут оформлены на досрочную пенсию | 17 | 18 | 19 |
1.4. Ключевые проблемы на рынке труда
Характер процессов, протекающих на рынке труда г. Тулы, позволяет предположить, что в 2005 - 2006 гг. сохранится тенденция превышения предложения над спросом.
Увеличатся масштабы обновления персонала предприятий и организаций, количество увольняемых и принимаемых на работу сотрудников. Численность работающих неполное рабочее время или находящихся в отпусках по инициативе администрации будет сокращаться, имеющиеся на предприятиях излишки рабочей силы будут вновь вовлекаться в производственный процесс или высвобождаться.
Расширение возможностей для трудоустройства в сочетании с сохраняющейся значительной дифференциацией размеров заработной платы и условий труда, предлагаемых различными работодателями, будет стимулировать работников к более активному поиску лучшего места работы.
В рамках основной задачи политики содействия занятости населения можно выделить отдельные проблемы, касающиеся определенных аспектов функционирования рынка труда.
1. Проблема структурной безработицы. Дефицит качественной рабочей силы связан с несовершенством существующей системы профессионального образования, прежде всего, с кризисом внутрифирменного обучения, высокими издержками, которые несут обучающиеся, слабой взаимосвязью между рынком труда и рынком образовательных услуг. Сказывается и дезориентированность населения, недостаток у него информации о востребованности отдельных профессий и возможностях обучения, его психологическая неприспособленность к новым отношениям в сфере занятости.
Данная проблема требует принятия комплекса мер, направленных на:
- поддержание и дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения, абитуриентов и учащихся, граждан, находящихся под риском увольнения;
- информационное обеспечение рынков труда и образовательных услуг;
- повышение гибкости образовательной системы, ее взаимосвязи с рынком труда, расширение перечня профессий и специальностей, по которым проводится обучение;
- внедрение новых форм и методов профессионального обучения, повышение доступности образовательных услуг для населения.
2. Особой проблемой является адаптация молодежи, ищущей работу впервые, к условиям современного рынка труда. Помимо несовершенства системы профессионального образования положение данной категории граждан осложняется отсутствием опыта поиска работы, недостатком трудовых навыков и мотивации.
Для обеспечения занятости молодежи особенно необходимы превентивные меры, осуществляемые еще до выхода молодых людей на рынок труда. Политика занятости населения должна предусматривать специальные направления, ориентированные на школьников и студентов:
- информирование молодых людей о состоянии рынка труда и условиях его функционирования, наиболее востребованных профессиях и специальностях, законодательстве о труде и занятости;
- профориентационная и профконсулътационная работа в школах и профессиональных учебных заведениях, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры, содействие осознанному выбору молодыми людьми формы занятости, вида профессии и путей самореализации личности, формирование у них навыков активного поиска работы;
- организация временных рабочих мест для молодежи и подростков с целью приобретения ими трудовых навыков, опыта работы по специальности.
3. Оживление экономической ситуации создает благоприятные условия для вовлечения в производственный процесс граждан, ранее долгое время не имевших постоянной работы, стабильных источников дохода. Длительная безработица сопровождается, как правило, профессиональной дисквалификацией работников, утратой ими мотивации к труду, порождает серьезные проблемы психологического характера. Для возвращения к нормальной трудовой деятельности данной категории незанятого населения необходимо функционирование комплексной программы социальной адаптации, предусматривающей систему психологической поддержки граждан, оказание помощи в повышении (восстановлении) квалификации, возможности временного трудоустройства.
4. Одной из сложнейших проблем остается трудоустройство граждан, чья низкая конкурентоспособность на рынке труда обусловлена не столько их психологическими или профессиональными качествами, сколько другими причинами (лица с ограниченной трудоспособностью, одинокие и многодетные родители и родители, воспитывающие детей - инвалидов, бывшие военнослужащие и члены их семей, а также граждане, освобожденные из мест лишения свободы). Обеспечение занятости таких граждан имеет высокую социальную значимость как важный фактор общественно-политической стабильности в городе. Осуществляемая в данном отношении политика должна быть узкоспециализированной, рассчитанной на индивидуальные особенности каждой из категорий. Для решения этой проблемы необходимы ресурсоемкие мероприятия по содействию трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также нормативно-законодательное обеспечение этого вопроса.
5. Острейшей проблемой является недостаток в специалистах машиностроительных специальностей на предприятиях машиностроительной отрасли города и здесь необходимо, прежде всего, проводить планомерную работу:
- по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров на базе промышленных предприятий;
- по профориентации и отбору молодежи для подготовки в учебных заведениях начального профессионального образования,
- по формированию положительного имиджа рабочих профессий;
- по регулированию отношений между предприятиями, учреждениями начального профессионального образования и обучающимися рабочим специальностям;
- по закреплению рабочих кадров на производстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.