Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Организация и обеспечение деятельности Службы
3.1. Уровень первичной помощи участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается специалистом Службы, группой специалистов, а также самостоятельным подразделением Службы (в отдельных образовательных учреждениях). Состав группы специалистов и штаты подразделения Службы определяется целями и задачами, стоящими перед конкретным образовательным учреждением. Их деятельность по основным направлениям работы, ее субъектам (классам, группам учащихся, педагогам, родителям), срокам осуществления определяется запросом администрации образовательного учреждения и осуществляется в интересах субъектов образовательного процесса (детей, родителей и педагогов). Текущий организационный контроль за деятельностью специалиста, либо группы специалистов, либо подразделения Службы и реализацией ее результатов в учебно-воспитательном процессе осуществляется администрацией образовательного учреждения. Вопросы содержания деятельности, оценка уровня профессиональной компетентности специалистов и эффективности работы, повышения профессионального мастерства специалистов Службы находятся в компетенции районных подразделений службы практической психологии (ППМС Центра диагностики и консультирования "Доверие", соответствующих отделов в комитете по образованию муниципального образования "Ленинский район Тульской области" и районным методическом центре, оказывающих психологическую и другие виды помощи участникам образовательного процесса).
3.2. Уровень специализированной помощи участникам образовательного процесса оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: районными подразделениями Службы; самостоятельными образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС Центр диагностики и консультирования "Доверие", службами (центрами, отделениями, отделами) практической психологии, являющимися структурными подразделениями образовательных учреждений всех типов, соответствующими отделами в комитете по образованию и в районном методическом центре, оказывающих психологическую и другие виды помощи участникам образовательного процесса), а также постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссией.
Деятельность этих подразделений Службы определяется принципами и условиями муниципальной системы образования и социальной сферы в целом, осуществляется по целевым программам, направляется и контролируется комитетом по образованию муниципального образования "Ленинский район Тульской области" и реализуется в интересах ребенка.
Центр диагностики и консультирования "Доверие" оказывает комплексную, многопрофильную, скоординированную помощь различным категориям детей и их семьям (углубленная диагностика; сопровождение детей с особенностями развития; специализированная коррекционно-развивающая помощь; профессиональное, личностное, семейное консультирование; психологическое образование старшеклассников и родителей), взаимодействуя с образовательными учреждениями и другими ведомствами. В особых случаях (конфликтная ситуация, уточнение психолого-педагогического диагноза) Центр может привлекать экспертов и специалистов, не работающих в данном учреждении.
Центр диагностики и консультирования "Доверие" оказывает квалифицированную, специализированную помощь детям, подросткам, родителям и педагогам в наиболее сложных случаях, по запросам муниципальных образовательных учреждений и индивидуальным обращениям граждан по вопросам обучения, воспитания и развития детей и подростков, в случаях, когда запрос не может быть удовлетворен (в силу объективных причин) специалистом(ами) Службы отдельного образовательного учреждения.
Специалисты Центра диагностики и консультирования "Доверие" могут оказывать помощь образовательным учреждениям в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса посредством мониторинга развития учащихся, их психофизического и психоэмоционального состояния, мотивации и выполнять информационно-аналитическую, методическую и обучающую функцию в работе с педагогическими кадрами.
Районный центр практической психологии - Центр диагностики и консультирования "Доверие" может осуществлять психологическое обеспечение образовательных учреждений (оказывать первичную психологическую помощь), если специалисты данного Центра работают представителями Центра и осуществляют непосредственную работу в учреждении по запросам администрации. В этом случае деятельность специалистов Центра в учреждениях образования регламентируется администрацией Центра на основании договора о сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения.
3.3. Уровень координации деятельности и методической помощи осуществляется ППМС Центром диагностики и консультирования "Доверие". Его деятельность осуществляется в интересах развития Службы практической психологии и системы образования в целом и направляется комитетом по образованию муниципального образования "Ленинский район Тульской области". Данные структуры призваны осуществлять разработку районных и руководство целевыми научно-исследовательскими программами; подготовку и переподготовку специалистов Службы. Оперативную методическую поддержку специалистов Службы, повышение их квалификации, как в режиме курсовой подготовке (по линии ИПК и ППРО), так и в режиме межкурсовой подготовки (по линии Центра), быть инициатором проведения научно-практических конференций и проблемных секций.
3.4.Структура Службы предусматривает двойное подчинение: по административной и профессиональной линии.
Административное управление осуществляется комитетом по образованию муниципального образования "Ленинский район Тульской области" и администрациями образовательных учреждений.
Профессиональное управление осуществляется ППМС Центром диагностики и консультирования "Доверие".
3.5. Административная линия:
3.5.1. Комитет по образованию муниципального образования "Ленинский район Тульской области":
- создает условия для исполнения на муниципальном уровне федеральных и региональных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность Службы практической психологии;
- обеспечивает административное управление и контроль за деятельностью всех звеньев Службы, находящихся на территории муниципального образования "Ленинский район Тульской области";
- создает условия для развития и деятельности Службы, утверждает программы развития муниципальной Службы практической психологии и создает условия для их реализации;
- определяет порядок аттестации кадров Службы в рамках своих полномочий, содействует повышению профессионального мастерства работников Службы и по согласованию с руководством ППМС Центра диагностики и консультирования "Доверие" создает условия для направления специалистов на курсы повышения квалификации, семинары, переподготовку.
3.5.2. Администрация образовательного учреждения:
- на своем уровне осуществляет административное управление и контроль за деятельностью отдельных специалистов (коллектива специалистов) Службы, работающих во вверенном учреждении;
- создает условия для развития и деятельности отдельных специалистов (коллектива специалистов) Службы, утверждает программу развития Службы в образовательном учреждении и создает условия для ее реализации, обеспечивает необходимый материально-технический уровень оснащения деятельности специалистов в соответствии с нормативными требованиями к условиям работы;
- на основании рекомендаций и выводов, сделанных специалистами Службы, принимает управленческие решения с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом;
- содействует повышению профессионального мастерства работников Службы и создает условия для направления специалистов на курсы повышения квалификации, семинары, переподготовку.
3.6. Профессиональная линия:
3.6.1. Муниципальный Центр диагностики и консультирования "Доверие" реализует основные направления деятельности Службы (психологическое просвещение, психопрофилактика, диагностика, коррекция и развитие);
- разрабатывает программы развития муниципальной Службы практической психологии в соответствии с региональной политикой в области развития и функционирования Службы;
- в сотрудничестве со специалистами Службы, работающими в образовательных учреждениях и другими заинтересованными организациями, разрабатывает локальные нормативные акты, определяющие специфические особенности функционирования Службы на территории муниципального образования, и представляет их для утверждения в комитет по образованию муниципального образования "Ленинский район Тульской области";
- на своем уровне осуществляет координацию деятельности муниципальной Службы посредством проведения районных совещаний (совета руководителей муниципальных образовательных учреждений, методического объединения специалистов Службы), поддерживает единую систему планово-отчетной документации, проводит качественный и количественный анализ развития муниципальной Службы практической психологии;
- организует деятельность специалистов Службы в рамках районных проблемных психолого-педагогических исследований в муниципальном образовании (мониторинговые исследования, работа "по проблеме" в режиме экспериментальных площадок);
- руководит разработкой, апробацией и внедрением в практику целевых проблемно-направленных программ профилактического, просветительского, коррекционно-развивающего характера на территории района;
- на основании приказа комитета по образованию специалисты Центра Диагностики и консультирования "Доверие" могут привлекаться в качестве экспертов при проведении индивидуальных аттестаций сотрудников Службы на 1-ую и 2-ую квалификационные категории;
- проводит методическую работу со специалистами Службы по повышению квалификации в режиме межкурсовой подготовки (семинары, тренинги, стажировки);
- формирует районные научно-методические информационные банки данных;
- составляет и распространяет научно-методические и информационные материалы для учреждений образования по различной проблематике; накапливает и систематизирует материалы о работе специалистов Службы, работающих в образовательных учреждениях; создает районный банк данных по кадрам специалистов Службы и проводит ежегодную сверку и анализ;
- обобщает и анализирует данные районных мониторинговых исследований по различной проблематике; формирует диагностический банк данных с целью составления социально-психологических нормативов по району; комплектует банк психологического инструментария районной Службы практической психологии;
- участвует совместно с комитетом по образованию и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- содействует распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- содействует в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
- организует просвещение детей, родителей и педагогов здорового образа жизни с целью формирования общей психологической культуры населения.
3.6.2. Специалист Службы (коллектив специалистов), работающий в образовательном учреждении.
- Специалист (коллектив специалистов) Службы, работающий в образовательном учреждении - низовое звено Службы, осуществляет психологическое изучение детей, активно проводит психопрофилактическую и просветительскую работу, а также работу по оказанию первичной психологической помощи детям, подросткам, родителям и педагогам, при необходимости направляя клиентов в высшие звенья Службы (районные и областные центры Службы);
- самостоятельно организует деятельность по всем направлениям;
- отслеживает динамику и эффективность проводимой работы с детьми, анализирует результаты с последующей корректировкой деятельности;
- самостоятельно выбирает диагностический инструментарий и комплектует диагностические пакеты по различной проблематике;
- обобщает и анализирует данные психологических мониторинговых исследований, проводящихся в образовательном учреждении;
- по официальному запросу предоставляет аналитические материалы по результатам проведенной психодиагностики в вышестоящие звенья Службы в виде информационно-аналитических справок;
- проводит как массовые, так и индивидуальные диагностические обследования по запросу администрации учреждения, отдельных педагогов, родителей, детей и подростков.
3.7. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании, обучении и развитии детей.
3.8. Отнесение к разрядам оплаты труда, ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ определяются соответствующими документами. Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки "педагога-психолога", на каждое образовательное учреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.