Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 16. Система и статус избирательных комиссий по выборам главы муниципального образования
1. Подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют:
1) избирательная комиссия муниципального образования, которая является комиссией, организующей данные выборы и вышестоящей избирательной комиссией по отношению к участковым избирательным комиссиям.
Избирательная комиссия муниципального образования город Тула является вышестоящей избирательной комиссией по отношению к территориальным избирательным комиссиям районов города Тулы и участковым избирательным комиссиям;
2) территориальные избирательные комиссии районов города Тулы, которые являются вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к участковым избирательным комиссиям;
3) участковые избирательные комиссии.
2. Общие условия формирования избирательных комиссий устанавливаются законодательством Российской Федерации. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом избирательная комиссия области при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования обладает собственной компетенцией и не является вышестоящей комиссией по отношению к избирательным комиссиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи. Порядок формирования избирательной комиссии области определяется законодательством Российской Федерации и законами области.
Избирательная комиссия области при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области:
1) осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
2) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования; осуществляет на территории области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий;
3) обеспечивает на территории области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;
4) осуществляет на территории области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
5) осуществляет на территории области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, распределяет выделенные из бюджета области средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, контролирует целевое использование указанных средств;
6) утверждает перечень территориальных комиссий, по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории области;
7) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона;
8) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования;
9) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;
10) рассматривает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и пунктом 8 настоящей статьи, жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, в том числе нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
11) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета);
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, Уставом области и иными законами области.
3. Решения вышестоящей избирательной комиссии по выборам главы муниципального образования, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
4. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушениях законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, иных законов области в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок, о чем ставится в известность заявитель. Если в обращении указывается на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, то кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении указанного обращения. Кандидат или его уполномоченный представитель, уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока вправе дать объяснения по существу обращения.
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком законодательства Российской Федерации и настоящего Закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
5. Избирательные комиссии по выборам главы муниципального образования вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, иных законов области в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
6. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей через средства массовой информации о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов.
7. В соответствии с законодательством Российской Федерации решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству Российской Федерации, настоящему Закону и иным законам области либо принятое с превышением пределов установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено, в соответствии с порядком, установленным пунктом 8 настоящей статьи.
8. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу);
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
9. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию области, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии области или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательная комиссия области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам главы муниципального образования содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые пригодные помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечивать охрану этих помещений и указанной документации, а также на безвозмездной основе предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
11. В соответствии с законодательством Российской Федерации организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам главы муниципального образования содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
12. Муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям муниципального образования бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами области, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах относятся на результаты их деятельности.
13. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям муниципального образования необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения и представления избирательных комиссий муниципального образования в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы представляются избирательным комиссиям бесплатно.
14. Порядок расформирования избирательных комиссий устанавливается законодательством Российской Федерации.
15. В случае совмещения дня голосования на выборах главы муниципального образования с днем голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, полномочия территориальной избирательной комиссии района города Тулы, которая в соответствии с настоящим Законом:
1) получает от избирательной комиссии муниципального образования и обеспечивает снабжение участковых избирательных комиссий избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, другими избирательными документами в установленном порядке;
2) выдает избирателям открепительные удостоверения в порядке, установленном статьей 66 настоящего Закона;
3) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования на выборах главы муниципального образования;
4) устанавливает итоги голосования на выборах главы муниципального образования на соответствующей территории и направляет данные об итогах голосования на своей территории в избирательную комиссию муниципального образования,
осуществляются окружными избирательными комиссиями муниципального образования в соответствии с законом области, регулирующим порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования. При этом результаты выборов главы муниципального образования устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 72 настоящего Закона на основании данных первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования по выборам главы муниципального образования на территории соответствующего избирательного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.