Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 13. Проверка избирательной комиссией муниципального образования достоверности данных, содержащихся в подписных листах
1. Для назначения референдума уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума не позднее дня окончания периода сбора подписей участников референдума до 18 часов по московскому времени представляют в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы референдума:
1) подписные листы с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;
2) протокол об итогах сбора подписей участников референдума на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования;
3) первый финансовый отчет в соответствии с пунктом 2 статьи 50 настоящего Закона.
2. Подписные листы, представляемые уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума в избирательную комиссию муниципального образования, должны быть сброшюрованы в виде папки (папок по населенным пунктам, районам в городах, где проводился сбор подписей избирателей) и пронумерованы.
3. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, но не более чем на 25 процентов.
4. При приеме документов референдума избирательная комиссия муниципального образования заверяет папку (каждую папку) с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, а затем выдает одному из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума подтверждение в письменной форме приема документов референдума, в том числе подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема документов референдума. Избирательная комиссия муниципального образования не вправе ограничивать доступ уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в занимаемое данной комиссией помещение (помещения) или отказывать указанным лицам в приеме документов референдума, необходимых для назначения референдума, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
5. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочую группу из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке по согласованию могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания сведений, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных сведений избирательная комиссия муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией области может использовать ГАС "Выборы".
6. Количество подписей участников референдума, предназначенных для проверки, устанавливается избирательной комиссией муниципального образования, при этом проверке подлежат 20 процентов от необходимого для назначения референдума количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
Случайная выборка (жеребьевка) проводится на заседании избирательной комиссии муниципального образования, которая определяет порядок ее проведения.
При проведении жеребьевки и проверки подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. О времени и месте проведения жеребьевки и проверки подписных листов избирательная комиссия муниципального образования обязана сообщить уполномоченным представителям инициативной группы заблаговременно, но не позднее чем за один день до дня проверки.
7. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной, недостоверной либо недействительной.
8. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными. Недостоверными подписями также считаются подписи, выполненные от имени разных лиц другим лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе комиссии по проверке подписных листов.
9. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
В этом случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи;
4) подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в дате их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участником референдума, а также подписи, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно;
6) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) названным уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
8) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума либо после окончания периода сбора подписей;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательной комиссии муниципального образования и избирательной комиссии области с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
10) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самим участником референдума, ставящим подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушениями требований настоящего Закона;
12) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если номер регистрационного свидетельства внесен в подписной лист после его изготовления.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7, 11 и 12 пункта 9 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 настоящей статьи.
Не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в проведении референдума.
13. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
14. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и представляется данной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
15. Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума, должны быть представлены:
1) копия протокола об итогах проверки подписных листов;
2) копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными;
3) копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи признаны недостоверными или недействительными. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования выносит постановление об отказе в проведении референдума. Избирательная комиссия муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия постановления об отказе в проведении референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию постановления комиссии с изложением оснований отказа. В соответствии с законодательством Российской Федерации члены данной инициативной группы в течение двух лет со дня принятия решения об отказе в проведении референдума не могут выступать повторно с инициативой проведения референдума по аналогичному вопросу.
Постановление избирательной комиссии муниципального образования об отказе в проведении референдума и основаниях такого отказа публикуется в региональных и муниципальных периодических печатных изданиях не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
В соответствии с законодательством Российской Федерации основаниями отказа в проведении референдума могут быть:
1) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума;
2) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного пунктом 3 статьи 47 настоящего Закона предельного размера расходования средств фонда референдума;
3) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, размера расходования из фонда референдума более чем на 5 процентов от установленного пунктом 3 статьи 47 настоящего Закона предельного размера расходования средств фонда референдума;
4) установление решением суда факта нарушения инициативной группой по проведению референдума в течение агитационного периода пункта 1 статьи 44 настоящего Закона;
5) использование уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ должностного или служебного положения;
6) отсутствие среди документов, представленных в избирательную комиссию муниципального образования, документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом для назначения референдума;
7) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета;
8) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен.
Перечень оснований отказа в проведении референдума, установленных законодательством Российской Федерации и перечисленных в настоящем пункте, является исчерпывающим.
16. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Закона избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего решения в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении референдума. Подписные листы с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума и экземпляр итогового протокола (протокола об итогах сбора подписей участников референдума) инициативной группы по проведению референдума подлежат возврату в избирательную комиссию муниципального образования одновременно с направлением в данную комиссию решения представительного органа муниципального образования о назначении референдума в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Копия постановления избирательной комиссии муниципального образования о результатах проверки подписных листов и других документов инициативной группы по проведению референдума, связанных с инициативой его проведения, направляется также данной инициативной группе. Постановление избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня его принятия подлежит опубликованию в региональных и муниципальных периодических печатных изданиях.
17. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума представительным органом муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящим Законом. При назначении представительным органом муниципального образования референдума работа с документами, содержащими персональные данные об участниках референдума, осуществляется в режиме конфиденциальности, обеспечивающем нераспространение указанной информации без согласия указанных граждан, при этом копирование подписных листов с подписями участников референдума в поддержку инициативы его проведения не допускается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.