Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 18. Комиссии референдума
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
1) избирательная комиссия муниципального образования, которая при проведении референдума действует в качестве комиссии референдума и является вышестоящей комиссией референдума по отношению к участковым комиссиям референдума.
Избирательная комиссия муниципального образования город Тула является вышестоящей комиссией референдума по отношению к территориальным избирательным комиссиям районов города Тулы и участковым комиссиям референдума;
2) территориальные избирательные комиссии районов города Тулы, которые при подготовке и проведении референдума действуют в качестве комиссии референдума и являются вышестоящими комиссиями по отношению к участковым комиссиям референдума;
3) участковые комиссии референдума (далее - участковые комиссии).
2. Общие условия формирования комиссий референдума устанавливаются законодательством Российской Федерации. Компетенция, полномочия и порядок деятельности комиссий референдума устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом избирательная комиссия области при подготовке и проведении референдума обладает собственной компетенцией и не является вышестоящей комиссией по отношению к комиссиям референдума, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи.
Избирательная комиссия области при подготовке и проведении референдума в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области:
1) осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
2) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий референдума, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования; осуществляет на территории области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
3) обеспечивает на территории области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, профессиональной подготовкой членов комиссий референдума и других организаторов референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
4) осуществляет на территории области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов референдума, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов референдума;
5) осуществляет на территории области меры по организации финансирования подготовки и проведения референдума, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, распределяет выделенные из бюджета области средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
6) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий;
7) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям референдума; издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона;
8) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
9) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки участников референдума, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума (далее - документы референдума, документация референдума);
10) рассматривает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и пунктом 8 настоящей статьи, жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц, в том числе нарушающие право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
11) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета);
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, Уставом области и иными законами области.
3. Решения вышестоящей комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
4. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании референдума обращения о нарушениях законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, иных законов области в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на нарушение закона инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, то эти группы или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении указанного обращения. Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе дать объяснения по существу обращения.
В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума законодательства Российской Федерации и настоящего Закона соответствующая комиссия референдума вправе вынести этим группам предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
5. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, иных законов области в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
6. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, иных законов области в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок, о чем информируется комиссия и заявитель.
7. Комиссии референдума обеспечивают информирование участников референдума через средства массовой информации о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе кампании референдума.
8. В соответствии с законодательством Российской Федерации решение комиссии референдума, противоречащее законодательству Российской Федерации, настоящему Закону и иным законам области либо принятое с превышением пределов установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.
9. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
10. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в избирательную комиссию области, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии области или ее должностного лица, нарушающие право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательная комиссия области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и пунктом 9 настоящей статьи.
11. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые пригодные помещения, в том числе для хранения документации референдума до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечивать охрану этих помещений и указанной документации, а также на безвозмездной основе предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
12. В соответствии с законодательством Российской Федерации организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения, в том числе для хранения документации референдума до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Российской Федерации, и обеспечивать охрану этих помещений и указанной документации.
13. В соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования участников референдума в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами области, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах относятся на результаты их деятельности.
14. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения и представления комиссий референдума в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы представляются комиссиям референдума бесплатно.
15. Порядок расформирования комиссий референдума устанавливается законодательством Российской Федерации.
16. В случае совмещения дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования полномочия территориальной избирательной комиссии района города Тулы, которая в соответствии с настоящим Законом:
1) получает от избирательной комиссии муниципального образования и обеспечивает снабжение участковых комиссий бюллетенями для голосования на референдуме (далее - бюллетень), открепительными удостоверениями, другими избирательными документами в установленном порядке;
2) выдает избирателям открепительные удостоверения в порядке, установленном статьей 56 настоящего Закона;
3) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования;
4) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и направляет данные об итогах голосования на своей территории в избирательную комиссию муниципального образования,
осуществляются окружными избирательными комиссиями муниципального образования в соответствии с законом области, регулирующим порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования. При этом результаты референдума устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 62 настоящего Закона на основании данных первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования на территории соответствующего избирательного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.