Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Организация и проведение АСР
2.1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории), АСР проводятся силами штатных поисково-спасательных, газоспасательных подразделений, аварийно-спасательными подразделениями организаций, сводных отрядов и команд расположенными на территории муниципального образования Ленинский район.
До ввода аварийно-спасательных, поисково-спасательных подразделений на объект (территорию) на них должна быть проведена комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка.
При отсутствии времени или необходимости проведения экстренных спасательных работ, поисково-спасательные работы проводятся одновременно с разведкой.
После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения АСР, необходимых для этого сил и средств.
Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители АСР.
Разведка должная проводиться непрерывно, в том числе и после рекогносцировки, а также для уточнения сложившейся обстановки.
2.1# Проведение аварийно-спасательных работ
2.1.1. Руководство АСР
Общее руководство организаций# и проведением АСР на объекте (территории) осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Ленинский район.
Руководство АСР осуществляется с оборудованных пунктов управления оснащенными средствами связи, автоматизации и другими техническими средствами. Для этого могут использоваться как подвижные пункты управления, так и специально создаваемые стационарные пункты управления, расположенные вблизи или в районе ЧС, вне зоны воздействия поражающих факторов, в приспособленных для этого помещениях.
Для управления ликвидацией последствий территориальных ЧС на территории используется пункт управления комиссии по чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности муниципального образования Ленинский район с оперативной группой.
Непосредственным руководителем АСР является председатель КЧС, которому подчиняются все подразделения, участвующие в проведении работ на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию и проведение АСР и безопасность людей участвующих в них.
Руководитель АСР обязан:
Произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;
поставить задачи подразделениям, организовать из# взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку по объектам работ;
создать резерв сил, средств, организовать посменную работу подразделения, их питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты пораженных и медицинской помощи;
по окончании работ заслушать руководителей подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия из района ЧС подразделений, участвовавших в АСР и взаимодействующих служб. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для ведения работы по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;
необходимость привлечения специальных служб и средств;
уровень подготовки спасателей и материально-техническое обеспечение АСР.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав кому, куда и как произвести перегруппировку.
2.1.2. Разведка
Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:
характер обстановки на участках (объектах) работ, степень разрушения зданий и сооружений, характер и высота# завалов;
места нахождения и возможное количество пораженных, наиболее вероятный характер поражения людей, приемы и способы их спасения;
место нахождения источников (загрязнения, пожаров);
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
состав и численность спасательных групп;
безопасные места сбора пораженных и способы эвакуации;
наличие участков опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, задымления, обрушения конструкций, истечения аварийно-химических отравляющих веществ (далее АХОВ), наличие электросетей под высоким напряжением;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных водоемов, расположенных в районе АСР;
состояние подъездных путей, объемы и характер работ по их расчистке и подготовке подходов к объекту работ;
характер местности, состояние погоды, гидрометеоусловия на период проведения работ, и их влияние на ведение АСР;
время, прошедшее с момента ЧС, и ожидаемое в связи с этим, состояние пораженных в завалах;
время, которым располагают поисково-спасательные подразделения, на проведение АСР;
вид опасных факторов чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.
Используя результаты разведки, руководитель АСР, на основе анализа обстановки, делает выводы:
о характере и объекте возможных АСР, необходимых для этого силах и средствах;
о наиболее оптимальной последовательности проведения АСР;
об ожидаемой потребности в медицинских силах и средствах для оказания первой медицинской и первой доврачебной помощи пораженным и личному составу подразделений, участвующих в АСР;
о характере поражения пораженных и приемах оказания им медицинской помощи;
об особенностях обеспечения АСР;
о первоочередных мероприятиях, которые необходимо провести для начала работ в кратчайшие сроки;
о распределении имеющейся техники и подразделений по объектам работ;
о необходимых мерах безопасности при проведении АСР;
о способах осуществления наблюдения за потенциально опасными объектами.
На основе выводов из анализа обстановки, заслушав предложения членов комиссии по чрезвычайным ситуациям, руководитель АСР принимает решение на их ведение, в котором определяются:
краткие выводы из оценки обстановки:
объекты и виды работ, где необходимо сосредоточить основные усилия для выполнения АСР в кратчайшие сроки с наименьшими потерями;
меры безопасности при их проведении и меры защиты личного состава ведущего АСР от вторичных источников поражения, а также первоочередные меры по спасению и эвакуации пораженных;
определяются участки (секторы) работ и их руководители, выделяемые им силы и средства;
указываются способы обеспечения АСР и ответственные за их выполнение;
задачи подчиненным, аварийно-спасательным службам и подразделениям.
При составлении оперативных планов ликвидации ЧС используются ранее разработанные "Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС объектов экономики расположенных на территории муниципального образования Ленинский район".
Комиссия КЧС и ПБ муниципального образования Ленинский район, осуществляющая организацию и ведение АСР, постоянно проводит сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывая руководителю ГО, председателю КЧС и ПБ расчеты, выводы и предложения; осуществляет оценку объема и характера АСР, ведет учет их выполнения, вносит уточнения в разработанные планы и доводит задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления; контролирует выполнение поставленных задач; обеспечивает повседневную деятельность руководителя ГО (председателя КЧС) по организации и руководству проводимыми работами;
2.2.3.# Технология АСР
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), подвергшихся разрушению и наличие сведений о количестве и местах нахождения пострадавших, наличия сил и средств, техники и оборудования.
Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается связь. Руководителем участков (секторов) разрабатываются и выдаются задания на ведение АСР.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации очевидцев, непосредственных свидетелей;
сплошного визуального обследования участка поисково-спасательных работ;
простукиванием и прослушиванием завалов;
при этом используются списки работников объекта экономики, жильцов домов, проживающих в здании, на территории;
данные опроса в пунктах сбора пострадавших, медицинских и лечебных учреждений, местах посадки эвакуируемых на транспорт и т.д.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке, спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Инженерная техника для разработки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
По возможности с самого начала спасательной операции с потерпевшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителям АСР одновременно со спасательными работами организуется# первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущения взрыва паров и газовоздушной смеси, истечения АХОВ и распространения зараженного воздуха.
2.2.4. Особенности ведения АСР в различных условиях обстановки
Наряду с выполнением АСР проводятся дополнительные следующие мероприятия:
временное отселение из пострадавших зон и районов населения;
организация комендантской службы в зоне района разрушения и организации пропускного режима;
проведение необходимых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
размещение пострадавшего населения в палатках и приспособленных помещениях, организация питания, обеспечение предметами первой необходимости и минимально необходимым коммунально-бытовым обслуживанием;
организация учета и распределения поступающей материальной помощи;
организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещения пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания;
организация отключения электрических и газовых сетей.
Для организации непрерывного управления силами Российской системы по ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) при проведении АСР в условиях массовых разрушений район ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты экономики, специального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие).
Определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия РСЧС.
На комендантов участков помимо указанных выше задач возлагается: учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого населения), организация учета, сбор и хранение материальных ценностей, а также доведение до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.
б)# В условиях радиоактивного загрязнения
При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.
Основными мероприятиями по защите населения, при этом являются:
оповещение об опасности; укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях; применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики; эвакуация населения из зон опасности; оказание медицинской помощи и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения; ведение радиационной разведки, организация дозиметрического контроля облучения и заражения объектов; защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных; охрана общественного порядка в районе ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию; дезактивация дорог, территорий, сооружений и техники; санитарная обработка людей; сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.
Дезактивация территорий и сооружений проводится в районах АСР и местах проживания населения.
Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводится на пунктах специальной обработки (ПУСО), которые размешаются на внешних границах зон загрязнения.
в) в условиях химического заражения
Организация и ведение АСР заключается в проведении:
Поисково-спасательных работ на зараженной территории, поиску# и выносу# пораженных, оказанию# им первой медицинской помощи, эвакуации в лечебные сооружения.
Ликвидация последствий химического заражения заключается в проведении дегазации территорий, сооружений, техники и санитарной обработке людей.
К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные газоспасательные отряды. Тульская областная ПСС, пожарные, медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск министерства обороны РФ. Основными задачами этих сил являются:
разведка очага заражения;
организация эвакуации населения;
проведение АСР;
оказание помощи пострадавшим;
локализация аварий;
дезгазация зоны химического заражения;
санитарная обработка пораженных.
При разведке определяются дополнительно:
тип аварийно химически опасного вещества (АХОВ), останавливаются и обозначаются границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха;
пути подхода к объектам работ, места нахождения пораженных;
характер повреждения на коммунально-энергетических сетях;
намечаются способы и средства прекращения утечки АХОВ, определяется возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения.
Для локализации аварий производится:
перекрытие истечения АХОВ;
перепуск его в запасные герметические емкости и обвалование местности вокруг разлившегося химического вещества;
установка водоразбрызгивателей и распылителей для создания водных завес, снижающих концентрацию АХОВ в воздухе и уменьшающих скорость испарения;
установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АСР.
При локализации места разлива ртути.
В состав КЧС и ПБ включаются дополнительно представители органов здравоохранения, образования, местной печати, радио и телевидения, комитета охраны природы, имеющих лаборатории и средства демеркуризации.
Первоочередными мероприятиями в этом случае являются:
установление границ очага заражения, уровень загрязнения закрытых помещений;
удаление персонала (учащихся, студентов и т.д.) из зараженного помещения;
предварительная оценка последствий заражения для здоровья населения, в т.ч. детей;
организация медицинского обслуживания групп населения (при необходимости);
определение необходимого объема мероприятий по демеркуризации очага загрязнения;
установление необходимого объема мероприятий по демеркуризации очага загрязнения;
установление безопасных режимов работы персонала занятого при демеркуризации;
оценка эффективности и достаточности проведенных работ по демеркуризации очага загрязнения.
В оперативный план ликвидации ЧС включаются следующие мероприятия: сбор совками, вакуумными отсосами или "грушей" разлитой ртути; пометка места разлива ртути помещения, коридоров слоем увлажненных древесных опилок; удаление временных перегородок; вынос мебели и ее промывка горячим мыль-содовым раствором щетками; сушка мебели на открытом воздухе в течение 1,5 - 2 суток; удаление древесных опилок и мытье; полов, панелей, мебели; химическая демеркуризация места разлива ртути 0,2% водным раствором перманганата калия подкисленного соляной кислотой, или 20% раствором хлорного железа, 5 - 10% раствором сернистого натрия с применением распыления раствора;
контроль зараженности воздуха;
прожигание газовыми горелками, принудительная вентиляция горячим воздухом подпольного пространства.
д) в условиях затопления
Проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
В АСР включают:
ведение разведки и наблюдения за изменением обстановки;
эвакуация населения из зоны затопления;
розыск и эвакуация пострадавших, оказание им медицинской помощи;
эвакуация сельскохозяйственных животных из зон затопления;
локализацию и ликвидацию аварий на объектах экономики, безаварийная обстановка производств, а также на энерго-, газо-, водо- и коммунальных сетях и сетях связи;
проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
медицинское обеспечение пострадавших;
обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, топливом, финансами, коммунальными услугами;
размещение пострадавших в жилых и нежилых помещениях и их всестороннее обеспечение.
е) в условиях массовых пожаров:
При ведении разведки устанавливаются:
вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, скорость и направление распространение# огня и дыма, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы населенным пунктам, объектам лесозаготовок и торфяным полям;
участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара (хвойный молодняк, захламленные участки леса, временные склады лесоматериалов, торфяные и лесоразработки);
возможные препятствия, способствующие распространению огня выгодные для организации защиты (дороги, реки, просеки и др.);
местонахождение и состояние водоемов, возможность их использования;
маршруты выхода и способы спасения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся в зоне пожара.
Работы по тушению пожара включают:
локализацию (ограничение) распространение огня;
обеспечение возможности ликвидации пожара.
Основными мероприятиями при ведении АСР являются:
поиск и эвакуация пораженных, оказание им первой медицинской помощи;
эвакуация населения из поврежденных зданий, зон возможного распространения огня и их размещение в подготовленных помещениях;
обязательная проверка всех задымленных помещений и поиск пораженных;
вывод сельскохозяйственных животных и вывоз материальных ценностей и имущества, организация их учета и охраны;
устройство противопожарных разрывов, снос малоценных и ветхих деревянных строений, создание негорючих участков методом взрывов;
эвакуация населения из зоны пожаров личным транспортом, автоколоннами и пешим порядком; ликвидация пожара (прекращение горения).
Ж) Особенности действий в условиях эпидемий, эпизоотий, эпифитотий
При возникновении эпидемий проводятся:
экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации эпидемий;
определяется вид возбудителя болезни, границы обсерватории, карантина, зоны эпидемии;
выявление среди населения, изоляции и госпитализации больных;
устанаваливается# противоэпидемический режим;
санитарная обработка людей.
Проведение разведки в очаге особо опасных инфекций осуществляется силами центров санэпиднадзора и ветеринарной службы, а также привлечением санитарно-противоэпидемических бригад и отрядов быстрого реагирования.
Работы в зонах эпидемий выполняю# медицинские учреждения в тесном взаимодействии с медицинскими силами, оказавшимися в очаге, в т.ч. санитарно-эпидемическими станциями, ветеринарными лабораториями, подвижными противоэпидемическими отрядами.
Для ликвидации последствий особо опасных инфекций привлекаются - постоянная комиссия областной КЧС и ПБ - чрезвычайная противоэпидемическая и противоэпизоотическая комиссия; оперативные группы отдела по ГО, ЧС, МП и бронированию администрации муниципального образования Ленинский район; лаборатории СНЛК, звенья санитарно-эпидемиологической и бактериологической разведки, звенья ветеринарной разведки; подвижные пункты продовольственного снабжения, автотранспорт подвоза товаров первой необходимости и продовольствия для обеспечения населения в зоне карантина.
Порядок проведения работ и привлечения сил и средств устанавливается главой муниципального образования Ленинский район, решением которого устанавливается карантин на определенной территории до установления вида возбудителя особо опасной инфекции (далее ООИ), а в прилегающих зонах вводится режим обсервации.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Ленинский район организует выполнение принятого решения. До установления возбудителя в зоне карантина осуществляется комплекс административно-хозяйственных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию вспышки ООИ;
активные выявления больных и подозрительных на заболевание, их изоляции и госпитализации в лечебные учреждения расположенные на территории муниципального образования Ленинский район для их лечения; проводится усиленный контроль за водоснабжением, санитарной обработкой людей и дезинфекцией мест продовольственной торговли, питания; После установления вида возбудителя инфекционных заболеваний силами медицинской службы ГО и ЧС муниципального образования Ленинский район немедленно проводится специфическая экстренная профилактика антибиотиками и др. лекарственными средствами, проводится вакцинация всего населения проживающего в зонах карантина и обсервации.
В условиях эпизоотий проводится# мероприятия по предупреждению распространения заболеваний сельско-хозяйственных животных, лечение заболевших животных или их забой и утилизацию.
Выявляется вид возбудителя болезни, устанавливается тип эпизоотии, проводится# профилактические меры, при необходимости устанавливается карантин, проводятся работы по дезинфекции территории, в скотоводческих помещений# и ветеринарной обработке животных.
При выявлении общих заболеваний животных и людей принимаются меры по защите населения, проводятся# экстренная профилактика людей и животных.
После установления вида возбудителя ООИ карантин осуществляют (при сибирской язве, чуме, энцефаломиелиттах, холере, тифе, и при заболеваниях невстречающихся на данной территории) или заменяют обсервацией. Проводится экстренная специфическая профилактика (вакцинация, введение сыворотки) и лечение животных и людей в зоне заражения, весь комплекс режимных и противоэпизоотических, противоэпидемических и лечебных мероприятий, направленных на ликвидацию очага инфекционных заболеваний. Объем мероприятий, методы и средства борьбы, сроки карантина и обсервации зависят от вида возбудителя.
На автомобильном транспорте.
Большое внимание должно быть уделено сокращению времени о передаче информации: о времени, месте, условиях ДТП и количестве пострадавших по линии оперативных дежурных служб: Ленинское РОВД, медицинской скорой помощи области, ОГПС 19 - УГПС ТО МЧС РФ и в отдел по ГО, ЧС, МП и бронированию администрации муниципального образования Ленинский район.
При этом планируется:
тушение пожаров (если он возник), в том числе и средствами противопожарных частей;
извлечение пострадавших из поврежденных транспортных средств;
оказание пораженным первой медицинской помощи;
эвакуация раненых и погибших с места ДТП в лечебные учреждения и морги;
опознание пораженных и учет в какие ЛПУ и кем вывезены;
регулирование движения, перекрытие и изменение маршрутов, движение потоков средств в объезд участок аварии#;
организация освещения места ДТП (в ночное время);
растаскивание транспортных средств и уборка их с дорожного полотна;
идентификация АХОВ по документам, опросам очевидцев и уачстников# движения по маркировке баллонов и цистерн;
локализация и ликвидация утечки АХОВ из цистерн и емкостей;
ликвидация последствий разлива АХОВ
организация откачки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ АХОВ из цистерн и баков;
эвакуация поврежденных автомобилей в места ремонта и хранения;
организация связи с места ДТП и доклад о ликвидации последствия ЧС.
<< Раздел 1. Общие положения |
||
Содержание Постановление Главы Ленинского района Тульской области от 4 октября 2005 г. N 1363 "Об организации и проведении на территории... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.