Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 75-КГ18-7 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Кудряшовой Е.П, Коваленко С.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 марта 2018 г. по административному исковому заявлению Знак Н.С. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Е.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Знак Н.С. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что 19 января 2018г. ею подано заявление к административному ответчику о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Решением МВД по Республике Карелия от 09 февраля 2018 г. установлено считать Знак Н.С. утратившей статус вынужденного переселенца с 17 января 2018 г. в связи с истечением срока его предоставления. Уведомлением от 15 февраля 2018 г. N (... ) административному истцу сообщена информация об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения на территории Российской Федерации по договору социального найма. Считаярешение МВД по Республике Карелияот 09 февраля 2018 г. и уведомление от 15 февраля 2018 г. нарушающими ее права, Знак Н.С. просила суд признать их незаконными, обязав административного ответчика надлежаще оформить продление срока действия статуса вынужденного переселенца.
Решением суда административный иск удовлетворен. Признаны незаконными и отменены решение МВД по Республике Карелия от 09 февраля 2018 г. и уведомление временно исполняющего обязанности начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца от 15 февраля 2018 г. N (... ). На МВД по Республике Карелия возложена обязанность рассмотреть заявление Знак Н.С. от 19 января2018 г. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на то, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Отмечает, что заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца подано административным истцом 19 января 2018 г, то есть после даты истечения срока действия данного статуса. Находит несостоятельным вывод суда о раздельном проживании С. и Знак Н.С, как опровергнутый материалами дела и показаниями свидетеля С. Кроме этогоотмечает, что административный истец является нанимателем жилого помещения по действительном договору социального найма на территории Российской Федерации, при этом факт признания жилого помещения непригодным для проживания не прекращает действие данного договора. Указывает, что статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер, с истечением установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие данного статуса прекращается. Законодатель предусматривает вынужденным переселенцам дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство, исключительно в случае соблюдения совокупности условий, позволяющих продлить срок действия статуса вынужденного переселенца. При этом отказ в продлении статуса вынужденного переселенца не прекращает и не может прекращать его конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации, не лишает его права на улучшение жилищных условий и не является основанием для снятия заявителя с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Черепанов Д.В. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного истцаФилипенко И.Ю. выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Административный истец Знак Н.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон N 4530-1) вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица илигруппылиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно ч.5 ст.5 Закона N 4530-1 срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается(постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 г. N 15-П).
Из материалов дела следует, что решением УФМС по Республике Карелия от 17 января 2000 г. административный истец вместе с матерью С. и братом С. получила статус вынужденного переселенца из Киргизии. (... ) 17 января 2014 г. мать и брат административного истца утратили статус вынужденного переселенца в связи с обеспечением их жильем.
11 января 2017 г. Знак Н.С. обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Карелия с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на один год.Приказом МВД по Республике Карелия от 31 января 2017 г. N (... ) административный истец признана утратившей статуса вынужденного переселенца с 17 января 2017 г.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 апреля 2017 г, вступившего в силу 15 июня 2017 г, признан незаконным и отменен приказ МВД по Республике Карелия от 31 января 2017 г. N (... ).
17 июля 2017 г. административным ответчиком принято решение о продлении Знак Н.С. срока действия вынужденного переселенца до 17 января 2018 г.
19 января 2018г. Знак Н.С. обратилась с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Решением МВД по Республике Карелия от 09 февраля 2018 г. Знак Н.С. признана утратившей статус вынужденного переселенца с 17 января 2018 г. в связи с истечением срока его предоставления, пропуска срока на обращение с заявлением о продлении статуса и отсутствии уважительных причин несвоевременного обращения, а также отсутствием правовых оснований для продления статуса вынужденного переселенца.
Уведомлением от 15 февраля 2018 г. N (... ) административному истцу сообщена информация об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, обоснованно призналнезаконными вынесенные административным ответчиком решения, поскольку они приняты без учета фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что с момента предоставления статуса вынужденного переселенца до настоящего времени у административного истца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства Знак Н.С. не оказана.
Наличие постоянной регистрации в жилом помещении, предоставленном Р. по договору социального найма, не свидетельствует об отсутствии обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации, и не может служить бесспорным основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца. Достоверных доказательств того, что Знак Н.С. является членом семьи С, в материалах дела не имеется. Напротив, судом установлено, что Знак Н.С. состоит в зарегистрированном браке с З. и проживает с семьей в г.Туапсе. Периодически приезжает в гости к матери в г.Петрозаводск. Данные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.
Отказ в продлении статуса вынужденного переселенца лишает административного истца прав, установленных ст.ст.6, 7Закона N 4530-1, в связи с чем оспариваемые решения административного ответчикане могут быть признаны законными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 марта 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.