Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
7. Совершенствование долговой политики
Мероприятие G1. Внедрение формализованных процедур управления
государственным долгом, принятия долговых
обязательств, их рефинансирования
Описание исходного состояния
Исходное состояние - первый уровень.
Управление долговыми обязательствами Тульской области и их учет регулируются положениями:
- Закона Тульской области от 07.06.2004 N 449-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области";
- распоряжения администрации Тульской области от 29.11.1999 N 1210-р "Об утверждении Положения о порядке ведения долговой книги Тульской области";
- постановления администрации Тульской области от 28.09.2005 N 695 "Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тульской области";
- постановления администрации Тульской области от 18.05.2006 N 251 "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тульской области".
В настоящее время администрацией области принимаются меры по рефинансированию краткосрочных обязательств перед коммерческими банками в долгосрочную задолженность перед инвесторами. Для реализации данных мер администрацией области разработаны и утверждены следующие документы:
- постановление администрации Тульской области от 17.02.2006 N 88 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Тульской области от 28.09.2005 N 695 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тульской области";
- постановление администрации Тульской области от 18.05.2006 N 251 "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тульской области";
- постановление администрации Тульской области от 16.06.2006 N 289 "Об утверждении Решения об эмиссии государственных облигаций Тульской области 2006 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом".
Разница в процентных ставках и сопоставимый объем рефинансируемых средств позволят снизить стоимость обслуживания долга.
Таким образом, областными нормативными документами регулируются только процедурные вопросы, в то время как методические рекомендации по расчету платежеспособности бюджета области с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность на среднесрочный период, а также методические рекомендации по определению объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность области не формализованы.
Концепция изменений
Политика по управлению государственным долгом должна быть выстроена с учетом следующих подходов:
- исполнение долговых обязательств прошлых лет (в т.ч. путем реструктуризации и новации);
- планирование долговых обязательств с учетом стратегических целей и задач области, в т.ч. с учетом потребности в финансировании расходов на предоставление бюджетных услуг населению (увязывание работ с мероприятиями Программы реформирования В1, В3, В5);
- увязывание объемов привлекаемых долговых обязательств и расходов на обслуживание государственного долга области с ожидаемыми налоговыми и неналоговыми доходами бюджета области (т.е. объективными возможностями доходной части бюджета) (увязывание работ с мероприятием А2).
Для повышения качества управления государственным долгом целесообразно разработать соответствующие методические рекомендации по планированию объемов долговых обязательств, оценке их бюджетной и социальной эффективности, расчету долговой емкости бюджета.
Целесообразно внести изменения и дополнения в структуру долговой книги Тульской области с тем, чтобы обеспечить больший объем данных для анализа, в том числе и среднесрочного планирования. В частности будет рассматриваться целесообразность внесения в долговую книгу информации об объеме долга, остатках, стоимости обслуживания долга.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО позиция раздела 7 настоящей Программы изложена в новой редакции
См. текст позиции в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета области).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (все операции по долговым обязательствам в последнем отчетном году полностью соответствуют установленной процедуре).
На первом этапе планируется выполнить следующие работы:
- разработка нормативного правового акта области, направленного на регулирование порядка оценки бюджетной и социальной эффективности привлекаемых долговых обязательств;
- установление методики расчета платежеспособности бюджета области с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств;
- установление порядка управления долговыми обязательствами области.
На втором этапе планируется выполнить следующие работы:
- публикация в СМИ и сети "Интернет" данных об объемах и видах обязательств области, сроках их погашения, оценке бюджетной и социальной эффективности;
- оценка соответствия в последнем отчетном году всех операций по долговым обязательствам области установленной процедуре.
Внедрение перечисленных процедур управления долгом позволит добиться того, что все операции по долговым обязательствам в последнем отчетном году будут полностью соответствовать установленной процедуре.
Альтернативы и риски
Альтернативой является оставление ситуации без изменений или проведение минимальных изменений, направленных, например, на реформирование платежного календаря, новацию долговых обязательств. В этом случае есть риск получить систему управления государственным долгом, которая не будет связана с показателями среднесрочного плана, потребностью населения в бюджетных услугах, ожидаемыми результатами деятельности администрации и органов исполнительной власти области.
Мероприятие G2. Формализация процедур предоставления
государственных гарантий области
Описание исходного состояния
Исходное состояние - нулевой уровень.
Главными получателями государственных гарантий области являются Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства и муниципальные образования области. За последние несколько лет государственные гарантии области выдавались по заимствованиям муниципальных образований, осуществляемым для обеспечения покрытия временных кассовых разрывов.
Ежемесячно составляются отчеты по выданным гарантиям в разрезе следующих показателей: получатель, реквизиты договора поручительства, сумма долга по договорам, сумма долга в иностранной валюте и российских рублях, срок погашения долга. Формализованный порядок ведения этого реестра отсутствует.
Оценка бюджетной и социальной эффективности выдаваемых за счет средств бюджета области государственных гарантий не проводится.
Концепция изменений
Государственные гарантии должны стать инструментом стимулирования развития экономического потенциала области. Целесообразно рассмотреть возможность предоставления гарантий субъектам экономической деятельности, осуществляющим свою деятельность на территории области, в случае, если для реализации их проектов банковской гарантии недостаточно. При этом не будет возможности получения государственной гарантии области субъектами, которым банками либо иными финансовыми институтами было отказано в предоставлении гарантии либо поручительства. Исключение могут составить субъекты малого предпринимательства, для которых получение банковской гарантии может быть затруднено (мероприятие F3).
Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджета области будет включать в себя:
- требование об обязательном предоставлении залога в обеспечение выданной гарантии;
- процедуру конкурсного отбора претендентов на получение гарантий.
Главная цель намечаемых преобразований - встраивание системы предоставления государственных гарантий в управление по результатам. Для этого выдачу гарантий предполагается увязать со стратегическими целями социально-экономического развития области, чтобы обеспечить развитие именно перспективных экономических субъектов.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение формализованной процедуры конкурсного отбора претендентов на получение гарантии).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (все гарантии, выданные в последнем отчетном году, полностью соответствуют установленной процедуре).
В рамках первого этапа будут выполнены следующие работы:
- установление требований к бюджетной и социальной эффективности предоставляемых государственных гарантий области, в том числе для оценки последствий исполнения выданных государственных гарантий области;
- проведение оценки бюджетных и социальных последствий фактов исполнения гарантий, а также бюджетной и социальной эффективности выданных за отчетный период гарантий;
- установление порядка предоставления государственных гарантий области, включая установления порядка конкурсного отбора претендентов на получение государственных гарантий, а также установление требования о предоставлении залога в обеспечение выданной гарантии.
На втором этапе будут выполнены следующие работы:
- систематическая публикация в СМИ и сети "Интернет" материалов по объявляемым конкурсам и результатам их проведения на получение гарантий;
- оценка соблюдения установленных процедур при предоставлении гарантий в последнем отчетном году.
Цель второго этапа - добиться того, чтобы в последнем отчетном году все государственные гарантии области были выданы в соответствии с утвержденной процедурой.
В результате реализации намеченных мероприятий будет сформирована новая система предоставления государственных гарантий области, обеспечивающая увязку с управлением по результатам и подкрепленная необходимой нормативной правовой базой. Это поможет принимать взвешенные и обоснованные решения по выдаче государственных гарантий хозяйствующим субъектам.
Альтернативы и риски
Альтернативным вариантом развития по данному направлению является сохранение существующих подходов к предоставлению государственных гарантий. Однако в данном случае увеличиваются риски роста бюджетных расходов в связи с увеличением объемов предоставляемых гарантий. Это является недопустимым, поскольку фактически будет происходить перераспределение бюджетных средств в пользу выплат по гарантиям и уменьшение бюджетных средств, выделяемых на оказание бюджетных услуг и выполнение государственных функций.
Еще одним риском предлагаемого варианта является чрезмерное усложнение процедуры предоставления гарантии, использование бюджетных средств на подготовку и проведение конкурсов при отсутствии востребованности гарантий на требуемых условиях со стороны хозяйствующих субъектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.